27.09.2010

Pеклама табака и алкоголя – вне закона

В ходе углубления проводимых в нашей стране масштабных экономических реформ постоянно совершенствуется национальное законодательство, обеспечивающее правовую основу дальнейших преобразований в этой приоритетной сфере.

17 сентября 2010 года Президент Ислам Каримов подписал принятый парламентом страны Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О рекламе» и статью 178-1 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности».

О правовых нововведениях, регламентирующих рекламную деятельность с учетом требований времени, корреспонденту УзА рассказала депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, член Комитета по вопросам информации и коммуникационных технологий Дилбар Халикова.

– Одним из главных принципов строительства правового демократического государства с развитой рыночной экономикой, определенных главой нашего государства, является верховенство закона,- говорит Д.Халикова.- Поэтому реклама, как и все другие виды деятельности, должна осуществляться только в рамках правового поля. Важно осознавать, что реклама как неотъемлемая часть развития рыночных отношений имеет не только экономическое, но и социальное значение. Она является одним из средств информирования о деятельности юридических и физических лиц или о производимой продукции, нацелена в первую очередь на стимулирование потребительского спроса и призвана совершенствовать предпринимательскую и потребительскую культуру.

В 1998 году был принят Закон Республики Узбекистан «О рекламе», который регулирует правовые отношения, связанные с производством и распространением рекламы. В его задачи входит обеспечение защитных мер от посягательств рекламы на государственные и общественные интересы, общепринятые нормы морали и нравственности, деловую репутацию юридических и физических лиц, состояние окружающей среды. Таким образом, очень важно законодательно обеспечить, чтобы рекламная деятельность носила социально ориентированный характер. В ходе происходящего в нашей стране совершенствования экономических и общественных отношений возникла необходимость внесения изменений и дополнений в действующий Закон «О рекламе».

В процессе работы над законопроектом был изучен зарубежный опыт, учтено все для того, чтобы упредить возникновение каких-либо барьеров в развитии рекламной отрасли и одновременно обеспечить соответствие практики в этой сфере существующим нормативным требованиям.

Одним из самых главных нововведений в Закон «О рекламе» стала норма, полностью запрещающая рекламу табака, табачных изделий и алкогольных напитков любой крепости. В том числе запрещается безвозмездное распространение образцов этих товаров, спонсирование мероприятий, в которых используется их название, товарный знак или изображение. Помимо этого, запрет касается распространения, включая продажу, различной продукции с использованием их названия, товарного знака или изображения, а также установления изображений и какой-либо информации о табаке, табачных изделиях и алкогольных напитках на фасаде, входе (въезде), витринах, выносимых предметах или иных местах торговых объектов.

Эта законодательная мера имеет особую значимость для нашей страны, где молодежь в возрасте до 18 лет составляет более 40 процентов населения, а в возрасте до 30 лет – 64 процента. В Узбекистане под руководством Президента страны с первых лет независимости уделяется огромное внимание улучшению здоровья населения, в первую очередь молодежи, воспитанию гармонично развитого подрастающего поколения, пропаганде здорового образа жизни. И реклама табака и алкоголя, зачастую красочная и яркая, вызывающая у потребителя желание приобрести рекламируемый товар, идет вразрез с этими приоритетными задачами. Вред, который наносит здоровью людей, особенно молодых, употребление табачных изделий и алкогольных напитков, общеизвестен. Поэтому их реклама является фактически антисоциальной, и запрет на нее – еще один конкретный пример того, что забота о будущем нашего народа является в Узбекистане основой государственной политики. Символично, что эта правовая норма была принята в Год гармонично развитого поколения. Ее реализация будет содействовать выполнению соответствующей Государственной программы и в целом проводимой в Узбекистане огромной работе по воспитанию здорового молодого поколения, поможет оградить его от вредных привычек, создаст дополнительные условия для культивирования в молодежной среде здорового образа жизни.

К сожалению, до сегодняшнего дня многие хозяйствующие субъекты, используя различные методы рекламы, осуществляли продвижение алкогольной продукции на наш рынок без учета ее влияния на здоровье молодежи и национальные традиции. Отмечены также факты рекламы водочной и табачной продукции под видом рекламы других товаров, услуг, развлекательных мероприятий, имеющих однотипное обозначение. Например, имеются случаи размещения внешней рекламы минеральной воды и других товаров с использованием названий и обозначений табачных изделий и алкогольных напитков. Теперь такой поистине безнравственный бизнес, не отвечающий нормам жизни нашего общества, будет пресекаться в соответствии с законом.

Принять закон – это половина дела, очень важно добиться того, чтобы он действовал. И для этого необходимо, чтобы о новых нормах знал каждый гражданин страны – и предприниматели, и производители рекламы, и потребители. Поэтому сегодня актуальной задачей является организация широкой просветительской и разъяснительной работы через средства массовой информации, в трудовых коллективах, учебных заведениях, махаллях. В соответствии со статьей 268-1 Кодекса об административной ответственности Республики Узбекистан контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере рекламы возложен на Госкомдемонополизации. Этому государственному органу дано право применять административные взыскания по выявленным нарушениям. Выполнение принятого закона возлагается и на местные органы власти. В порядке контрольно-аналитической деятельности Комитет по вопросам информации и коммуникационных технологий Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан будет проводить мониторинг исполнения закона.

В целом новый закон направлен на совершенствование механизмов выявления и пресечения случаев недобросовестной рекламы. Так, в статью 6 Закона «О рекламе» внесены дополнения, запрещающие использовать в рекламе иностранные слова и выражения, которые могут привести к искажению смысла информации, ввести в заблуждение потребителей, а значит – ущемить их права. Следует сказать также о том, что рекламодатели с целью увеличения спроса на рекламируемый товар часто указывают, что продукция одобрена или рекомендуется государственными органами, к примеру, Минздравом, Госстандартом. Отныне законом это запрещено. Ведь здоровая и справедливая рыночная конкуренция в первую очередь должна основываться на улучшении качества предлагаемого товара, а не на использовании статуса государственных структур и их должностных лиц, которым, кстати, национальное законодательство запрещает участвовать в коммерческой деятельности. Кроме того, дополнения, внесенные в эту же статью закона в целях защиты прав и интересов потребителей, обязывают при рекламировании проведения стимулирующих спрос мероприятий – различных лотерей, конкурсов, игр – указывать их организаторов, правила и сроки проведения, источник информации, количество призов или выигрышей, сроки, место и порядок их получения.

Новые законодательные нормы предусматривают повышение ответственности за нарушение порядка размещения внешней рекламы, а также за распространение рекламы товаров, работ или услуг, реклама которых запрещена законодательством. В законе конкретизированы и приведены новые виды нарушений, по которым рекламодатели, производители и распространители рекламы – юридические лица могут быть подвергнуты достаточно солидным штрафам, в размере до 100 минимальных заработных плат. К примеру, в статью 29 закона введены дополнения, предусматривающие финансовые санкции за недостоверную рекламу, отказ от контррекламы, за рекламу продукции, реклама которой запрещена законодательством, а также за непредоставление информации или предоставление недостоверных сведений, необходимых для рассмотрения дел по нарушениям законодательства. Ранее из-за отсутствия штрафных санкций Госкомдемонополизации ограничивался только выдачей предписаний, что не имело должного эффекта. Одновременно внесены изменения и дополнения в статью 178-1 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности, где предусмотрены штрафные санкции за эти же нарушения для граждан и должностных лиц.

Важным является и дополнение к статье 14, регламентирующей правовые основы скрытой рекламы, которая оказывает неосознаваемое потребителем воздействие на его восприятие. Решение о признании рекламы скрытой принимает уполномоченный государственный орган, то есть Госкомдемонополизации, в порядке, установленном законодательством.

Таким образом, дополнения и изменения, внесенные в Закон Республики Узбекистан «О рекламе» и в статью 178-1 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности, призваны обеспечить более четкое и эффективное действие правовых норм, отвечающих задачам нашего развивающегося общества. Их реализация на практике будет способствовать дальнейшему формированию в стране социально ориентированной рыночной экономики, упрочению в жизни норм морали и нравственности, традиционно свойственных нашему народу.


Страница 1 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец По стр.

Источник:  uza.uz