В Узбекистане появятся электронные медкарты и онлайн-запись на прием к врачу
Единая электронная база данных пациентов будет постоянно обновляться, в ней будет фиксироваться информация обо всех гражданах, нуждающихся в медпомощи и высокотехнологичных медицинских услугах. В отдельном порядке программа будет учитывать льготные группы. Также Минздрав должен внедрить электронную систему для онлайн-записи на прием к врачу в государственных медучреждениях по всей стране.
Нововведения уже применяются в одной из семейных поликлиник столицы, чей опыт, по словам министра здравоохранения Республики Узбекистан Алишера Шадманова, будет использоваться во всех медучреждениях страны. «То, что сделано в 47-й семейной поликлинике, в ближайшее время будет распространено по всем медучреждениям. Для того, чтобы пройти медосмотр, больной может записаться на прием к врачу через сайт поликлиники или по телефону», – сообщил он. Электронной очередью можно воспользоваться и в самом медучреждении, взяв номерок. Также в поликлинике уже вводятся электронные амбулаторные карты пациентов.
Электронная база данных пациентов будет внедрена к 1 января 2018 года, а электронная очередь – к 1 января 2019 года.
В одной из ташкентских поликлиник уже внедрили электронную очередь.
Электронный потенциал здравоохранения Узбекистана
В медучреждениях страны ежегодно обслуживается около 8 млн человек. По данным за 2016 год, на 10 тыс. человек приходится 26 врачей. Внедрение электронных услуг, очевидно, должно организовать работу врачей и рационально распределить ресурсы.
Электронные услуги и база данных пациентов позволят Минздраву определить приоритетные направления для медицинских исследований, обеспечивать мониторинг и контроль здоровья населения, а пациенту получить квалифицированную помощь, учитывающую его личные данные, вне зависимости от того, в каком медучреждении он находится. Действующая система обработки данных неэффективна, так как информация «застревает» на локальном уровне и зачастую дублируется. В итоге Министерство получает неактуальные данные, которые сложно мониторить. Поэтому важно организовать интеграцию всех систем.
К 2020 году Минздрав нацелен создать систему «Электронное здравоохранение», которая позволит перевести услуги в электронный формат через «Единое окно». Электронная база данных пациентов и Электронная регистратура с системой «Электронная очередь» являются лишь частью запланированной информатизации здравоохранения. Уже реализована онлайн-услуга «Подача заявки на получение справки из психоневрологического и наркологического диспансеров». В скором времени планируется внедрение систем «Электронная аптека», «Электронный рецепт» и «Электронный ордер».
Цифровизация здравоохранение позволит принимать наиболее подходящее решение на основе информации о пациенте, а также избежать ожидания и задержки, которые могут негативно отразиться на здоровье пациента.
Мнение со стороны: что необходимо внедрить?
Внедрение электронной базы пациентов, если грамотно продумать вопросы защиты личных данных, может стать хорошим шагом для развития исследований, создавая поле для ученых в системе медицинской помощи, уверена Азиза Умарова, эксперт по инновациям в госсекторе. Также сервис поможет оптимизировать медицинское обслуживание, особенно для редких заболеваний, чтобы специалисты республиканского уровня имели полную информацию о пациентах. Также немаловажно внедрить медицинское соцстрахование, чтобы пациенты имели возможность на субсидированное бесплатное лечение, например, при онкологии.
Аловиддин Садритдинов, главный редактор ИТ-журнала Megabyte, считает, что все должно исходить снизу, а не по приказу или «потому что так модно», то есть основываться на востребованности. Электронная очередь позволит пациентам из дома узнать, когда будет врач, и тут же забронировать время. Следующий шаг – база данных пациентов, благодаря которой не нужно будет ждать, пока найдут карту, а сразу можно зайти в кабинет врача. Электронную медкарту по локальной сети можно открыть через компьютер врача. «В частных клиниках в Ташкенте уже внедрено такое решение – достаточно пройти регистрацию и зайти к врачу безо всяких бумажек и лишней волокиты. Еще одним успешным решением, которое можно внедрить в государственных медучереждениях, является отправка ответов анализов на электронную почту. А то, что каждая медклиника могла бы создать свои странички в соцсетях, через которые можно не только встать в очередь, но и оставить пожелания, получить первичную консультацию – это уже из области фантастики», – отметил он.
Рустам Авазов, менеджер ИТ-проектов в сфере информатизации здравоохранения, отметил, что, несмотря на внедрение в скором времени электронной базы данных пациентов, будет существовать дублирование всех данных пациентов в бумажном виде. «Одновременное ведение привычных и электронных медкарт будет отнимать у врачей еще больше времени. Проблема может возникнуть и с электронными очередями. Многие врачи в поликлиниках работают только в определенные дни и принимают не более 3 часов. Представьте, как будут регулироваться эти накопленные очереди», – рассказал он. При разработке систем нужно учесть эти вопросы и продумать решения, чтобы не создавать дополнительные неудобства пациентам.
«С помощью электронной записи к врачу можно будет не только организовать очередь, но и распланировать график работы врача: сколько человек в день он сможет принять, сколько нужно времени в среднем на прием», – поделилась своим мнением Сабина Алимова, медсестра в семейной поликлинике №16. В регистратурах часто не могут найти медкарту пациента, из-за чего приходится заводить новую, и расспрашивать у пациента, чем и когда он болел. Электронная база данных позволит забыть об этой проблеме.
Источник: digital.report