В целях дальнейшего укрепления здоровья населения
В принятом в 1996 году Законе Республики Узбекистан «Об охране здоровья граждан» закреплены правовые гарантии укрепления здоровья населения. Где основными задачами об охране здоровья граждан определены обеспечение гарантий прав граждан на охрану здоровья со стороны государства, формирование здорового образа жизни граждан, правовое регулирование деятельности государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений в области охраны здоровья граждан.
В 1998 году была принята Государственная программа по реформированию системы здравоохранения Республики Узбекистан. В ней особое внимание уделено совершенствованию санитарно-эпидемиологической службы в целях предотвращения инфекционных и вирусных заболеваний. В результате осуществляемых мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в республике не зарегистрированы случаи проникновения извне особо опасных инфекций.
Обнародованный 27 августа 2015 года Закон Республики Узбекистан «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» стал логическим продолжением реформ, проводимых в сфере здравоохранения.
С принятием данного закона утратил силу принятый в 1992 году Закон «О государственном санитарном надзоре».
Новый закон в корне отличается от прежнего и по содержанию, и по поставленным целям. Прежний закон был направлен на осуществление государственного санитарного надзора, а при разработке нового закона за основу были приняты конституционные нормы. Так, исходя из того, что в нашей стране человек, его жизнь, свободы, честь, достоинство и другие неотъемлемые права считаются высшей ценностью, основной целью определен не надзор, а обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В законе разъяснены такие понятия, как санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, государственный санитарный надзор, среда обитания человека, санитарно-эпидемиологическая обстановка, инфекционные и паразитарные заболевания.
Согласно Закону Кабинет Министров Республики Узбекистан обеспечивает реализацию единой государственной политики в этой сфере, утверждает и реализует государственные программы, координирует деятельность органов государственного и хозяйственного управления. Органы государственной власти на местах в пределах своих полномочий принимают участие в реализации государственных программ, утверждают и реализуют территориальные программы, координируют деятельность соответствующих территориальных подразделений органов государственного и хозяйственного управления, осуществляют меры по улучшению санитарно-эпидемиологического состояния и сохранению чистоты территорий, повышению уровня санитарной культуры населения.
Государственный санитарный надзор осуществляется Республиканским центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Республики Узбекистан, центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, районов и городов, а также соответствующими структурными подразделениями ведомств, определенными в законе.
Законом определены полномочия, права и обязанности должностных лиц, осуществляющих государственный санитарный надзор. В частности, должностные лица обязаны предупреждать, выявлять и устранять нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, своевременно оповещать население о выявленных опасностях, информировать юридических и физических лиц о санитарно-эпидемиологической обстановке и принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Закреплены законодательные основы участия органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Так, органы самоуправления граждан участвуют в реализации государственных, территориальных и иных программ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, организуют на добровольных началах участие жителей соответствующей территории в работе по благоустройству и озеленению. Они также осуществляют общественный контроль на соответствующей территории за реализацией мероприятий в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, соблюдением правил застройки и содержания дворовых и придомовых территорий.
Законом закреплены права и обязанности юридических и физических лиц в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В частности, юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их имуществу вследствие нарушения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также при осуществлении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в порядке, установленном законодательством, обжалование решений органов, осуществляющих государственный санитарный надзор, действий (бездействия) их должностных лиц вышестоящим в порядке подчиненности органам или должностным лицам либо в суд в установленном порядке.
Наряду с правами на благоприятную среду обитания, получение от органов государственного управления, органов государственной власти на местах, а также органов, осуществляющих государственный санитарный надзор, информации о санитарно-эпидемиологической обстановке и состоянии среды обитания человека определены и обязанности граждан по соблюдению требований законодательства, недопущению действий, влекущих за собой нарушения прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Законом определены организационно-правовые механизмы проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. В частности, санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия включают в себя санитарную охрану территории Республики Узбекистан, меры, проводимые в очагах инфекционных и паразитарных заболеваний, проведение профилактических прививок, дезинфекционные мероприятия, обязательные медицинские осмотры, гигиеническое обучение и воспитание граждан. Следует отметить, что в прежнем законе подобные нормы отсутствовали.
В случае угрозы возникновения или распространения инфекционных и паразитарных заболеваний Кабинет Министров Республики Узбекистан, Совет Министров Республики Каракалпакстан, органы государственной власти на местах по представлению соответственно Главного государственного санитарного врача Республики Узбекистан и главных государственных санитарных врачей Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента, районов и городов и их заместителей могут вводить в установленном порядке на соответствующих территориях или объектах ограничительные мероприятия (карантин).
Еще одно новое требование, отсутствовавшее в прежнем законе, – проведение профилактических прививок с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Профилактические прививки проводятся в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок, а также по эпидемическим показаниям.
Другое новшество в законе – это гигиеническое обучение и воспитание граждан, которое направлено на овладение ими знаниями, умениями и навыками гигиены, здорового образа жизни, охраны здоровья, которые проводятся в целях профилактики заболеваний.
Несомненно, новый закон будет служить обеспечению благоприятных условий для жизнедеятельности человека, предупреждению заболеваний, охране и укреплению здоровья населения, неукоснительному соблюдению норм и правил санитарии.
Миравзал Миракулов,
начальник отдела Института мониторинга
действующего законодательства
при Президенте Республики Узбекистан,
кандидат юридических наук
Источник: uza.uz