Информационное сообщение о заседании Кабинета Министров Республики Узбекистан
16 июля 2015 года состоялось заседание Кабинета Министров Республики Узбекистан, на котором подведены итоги социально-экономического развития республики за первое полугодие текущего года и выработаны дополнительные меры по организации системной работы по реализации принятых программ дальнейшего реформирования, структурных преобразований и диверсификации экономики на 2015-2019 годы.
На заседании всесторонне рассмотрены и детально проанализированы основные макроэкономические показатели развития страны и результаты работы по безусловному обеспечению реализации важнейших направлений и приоритетов экономической программы на 2015 год, определенных Президентом Республики Узбекистан Исламом Каримовым на заседании Правительства республики 16 января 2015 года. В их числе повышение производственного и экспортного потенциала отраслей промышленности и территорий республики, осуществление активной инвестиционной политики, привлечение иностранных инвестиций к реализации перспективных стратегических инвестиционных проектов, углубление локализации производства и расширение межотраслевой промышленной кооперации, а также повышение занятости, уровня и качества жизни населения.
Отмечено, что благодаря системной и последовательной реализации принятой в стране стратегии развития и модернизации экономики, обеспечения ее диверсификации и конкурентоспособности, несмотря на сохраняющиеся в мировой экономике кризисные явления и замедление темпов ее развития, в Узбекистане обеспечиваются высокие темпы экономического роста и укрепление макроэкономической сбалансированности. Подчеркивалось, что достижения и перспективы развития экономики страны высоко оцениваются со стороны международных финансовых институтов. В частности, в заявлении главы миссии Международного валютного фонда, посетившей нашу страну в апреле-мае 2015 года, отмечено, что «…экономика Узбекистана проявляет устойчивость на фоне все более сложных внешних условий… В 2015 году экономический рост, как ожидается, по-прежнему будет высоким благодаря недавно принятым программам модернизации промышленности и инфраструктуры, а также программам по приватизации и корпоративному управлению».
По итогам первого полугодия текущего года прирост валового внутреннего продукта страны составил 8,1 процента, объем производства промышленной продукции также вырос на 8,1 процента. Обеспечены рост объемов экспорта на 7,4 процента и положительное сальдо внешнеторгового оборота. Государственный бюджет исполнен с профицитом. Уровень инфляции не превысил прогнозные параметры.
Принимаемые целенаправленные меры по кардинальному увеличению объемов производства потребительских товаров, ускоренному развитию сферы услуг и сервиса, сбалансированному стимулированию внутреннего спроса обеспечили рост объемов выпуска потребительских товаров на 13,5 процента, розничного товарооборота – на 14,8 процента и услуг – на 13,1 процента.
Благодаря осуществляемым системным мерам по решению проблем занятости населения за первое полугодие 2015 года созданы 441,8 тысячи новых рабочих мест, из них 274,9 тысячи, или 62,2 процента в сельской местности.
Продолжение реализации активной инвестиционной политики и мер по модернизации, техническому и технологическому обновлению отраслей и сфер экономики, развитию инфраструктуры обеспечило рост объемов освоенных инвестиций на 9,8 процента, в том числе прямых иностранных инвестиций и кредитов – на 10,9 процента. Завершена реализация 63 инвестиционных проектов в рамках Инвестиционной программы на 2015 год. Введены в эксплуатацию 1866 производственных объектов. Освоено производство 585 новых видов локализованной продукции. Активизация инвестиционных процессов способствовала росту объемов подрядных строительных работ на 18 процентов.
В ходе обсуждения данного вопроса внимание руководителей министерств, ведомств, хозяйственных объединений, крупных предприятий, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента обращено на их персональную ответственность за обеспечение своевременной реализации важнейших стратегических инвестиционных проектов по вводу современных высокотехнологичных производственных мощностей и объектов. Перед ними поставлены конкретные задачи по осуществлению комплекса дополнительных мер, направленных на восполнение допущенного отставания по отдельным проектам и ускорение привлечения инвестиций в реализацию перспективных инвестиционных проектов.
Министерству внешних экономических связей, инвестиций и торговли, Министерству экономики, хозяйственным объединениям, крупным предприятиям, хокимиятам областей, городов и районов поручено разработать и реализовать комплекс дополнительных мер по обеспечению мобилизации экспортного потенциала отраслей экономики и территорий республики, увеличению объемов и расширению номенклатуры экспорта продукции, укреплению позиций отечественных экспортеров на традиционных рынках и освоению новых внешних рынков сбыта.
На заседании пристальное внимание уделено критическому анализу итогов зерноуборочной кампании и выработке неотложных мер по предупреждению негативного воздействия погодных условий на урожай хлопчатника, а также своевременному проведению комплекса агротехнических мероприятий по его возделыванию. Отмечено, что благодаря принимаемым системным мерам по дальнейшему развитию и модернизации аграрного сектора, всемерной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей объемы производства сельского хозяйства выросли на 6,5 процента. Выращен и собран высокий урожай зерна.
Учитывая крайне неблагоприятные погодные условия текущего года, внимание участников заседания было обращено на необходимость принятия комплекса неотложных мер по снижению отрицательного воздействия погодных условий на производство сельскохозяйственной продукции, прежде всего хлопчатника, обеспечению бесперебойной работы отраслей экономики и объектов социальной сферы.
Руководителям Министерства сельского и водного хозяйства, соответствующих хозяйственных объединений, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и районов даны конкретные поручения по обеспечению своевременного полива сельскохозяйственных культур, организации эффективной интегрированной защиты посевов хлопчатника от вредителей, а также поставки горюче-смазочных материалов для проведения агротехнических и ирригационно-мелиоративных мероприятий.
В центре внимания участников заседания находились вопросы обеспечения системной реализации утвержденных Президентом Республики Узбекистан Исламом Каримовым важнейших программ реформирования, структурных преобразований, модернизации и диверсификации экономики на 2015-2019 годы. Особое внимание уделено вопросам действенной координации и системной организации работы по реализации программных мер кардинального сокращения присутствия государства в экономике, повышения роли и доли частной собственности, усиления защиты и гарантий предпринимательской деятельности, углубления акционирования и совершенствования корпоративного управления, модернизации и диверсификации промышленного производства, развития инженерно-коммуникационной и дорожно-транспортной инфраструктуры.
Отмечено, что успешная реализация этих программных документов, составляющих главное содержание стратегии дальнейшего реформирования и модернизации экономики страны на среднесрочную перспективу, обеспечит сохранение высоких темпов роста экономики в течение ближайших лет, формирование более современной и диверсифицированной структуры экономики, повышение ее конкурентоспособности. В этой связи внимание руководителей комплексов Кабинета Министров, министерств, ведомств, хозяйственных объединений, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей, городов и районов обращено на их персональную ответственность за обеспечение своевременной и качественной реализации в установленные сроки конкретных мероприятий, включенных в принятые программы, рассчитанные на ближайшие пять лет, достижения всех предусмотренных ими целевых параметров и индикаторов.
В ходе заседания было принято решение о создании жесткой системы координации и контроля за безусловной и полной реализацией всех пунктов принятых программ структурных преобразований на 2015-2019 годы.
При этом решено обеспечить разработку и внедрение в кратчайшие сроки автоматизированной компьютерной программы последовательного контроля за всеми этапами прохождения и реализации каждого отдельного пункта либо мероприятия утвержденных программ, начиная от подготовительного этапа до их полноценной реализации.
Также определены конкретные министерства и ведомства, являющиеся ответственными исполнителями по реализации утвержденных программ и, соответственно, межведомственные советы и комиссии при Правительстве, обеспечивающие координацию и системный контроль за ходом их реализации на ежемесячной основе.
Принято решение, что ежеквартально на заседаниях Кабинета Министров на постоянной основе будут заслушиваться отчеты членов Правительства и других ответственных лиц о ходе реализации утвержденных программ структурных преобразований на 2015-2019 годы.
На заседании особое внимание уделено всестороннему анализу результативности и эффективности осуществляемой работы по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, предоставлению им большей свободы, снятию всех преград и барьеров на пути их ускоренного развития. Отмечено, что принимаемые системные меры способствовали созданию только в первом полугодии свыше 15,2 тысячи новых субъектов малого бизнеса, или на 6,3 процента больше, чем в аналогичном периоде 2014 года. Субъектам малого бизнеса выделены банковские кредиты на сумму 6,4 триллиона сумов, или в 1,3 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Руководителям хокимиятов всех уровней, соответствующих министерств, ведомств и хозяйственных объединений поручено реализовать комплекс конкретных мер по стимулированию и оказанию всемерной поддержки субъектам малого бизнеса и частного предпринимательства в расширении действующих и организации новых производств и сети объектов сферы услуг, обеспечению на этой основе занятости населения, прежде всего, трудоустройства выпускников профессиональных колледжей в соответствии с полученными специальностями.
Особо подчеркивалось, что практическая реализация Программы мер по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития, утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан от 15 мая 2015 года, включая меры по повышению ответственности должностных лиц за препятствование или незаконное вмешательство в деятельность предпринимательских структур, либерализации административного и уголовного законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, дальнейшее упрощение регистрационных, разрешительных и лицензирующих процедур, будет способствовать дальнейшему развитию частной собственности как доминирующей формы собственности и малого бизнеса в стране.
В этой связи руководителям специально созданной рабочей комиссии, министерств, ведомств, хозяйственных объединений поручено ускорить разработку предусмотренного программой мер целого ряда проектов законов и иных нормативно-правовых актов, направленных на усиление гарантий защиты частной собственности и укрепление ее приоритета, создание максимально благоприятной деловой среды и инвестиционного климата.
По вопросам повестки дня заслушаны отчеты заместителей Премьер-министра, руководителей министерств, ведомств, хозяйственных объединений, крупных предприятий республики и хокимиятов областей. По итогам обсуждения внесенных на заседание Правительства республики вопросов приняты соответствующие решения, в которых определены конкретные меры по безусловному обеспечению реализации важнейших направлений и приоритетов программы социально-экономического развития страны на 2015 год.
Источник: www.uza.uz