31.05.2012
В последние годы Узбекистан активизировал усилия по наращиванию экономического потенциала страны путем проведения политики, нацеленной на повышение устойчивости и конк урентоспособности экономики и на инвестиции вчеловеческий капитал. Для достижения ощутимых результатов миссия рекомендуются следующие меры экономической политики на краткосрочную перспективу:
Официальным органам следует сосредоточиться на мерах по снижению инфляции.
Устойчивое снижение инфляции до однозначного уровня к концу 2013 года остается главной задачей в комплексе мер макроэкономической политики.
В соответствии с ранее предлагавшимися рекомендациями, официальным органам следует:
Провести калибровку денежно-кредитной политики путем сокращения масштабов накопления резервов, увеличения объемов стерилизации, обеспечения положительного в реальном выражении уровня процентных
ставок с целью совершенствования управления давлением со стороны спроса, возникающего вследствие государственных расходов. В случае ухудшения ситуации в глобальной экономике потребуется меньшая степень ужесточения монетарной политики.
Официальным органам следует активизировать реализацию объявленной комплексной программы реформ. В ближайшей перспективе приоритетными областями по-прежнему будут углубление финансового посредничества и содействие развитию торговли.
В этих целях официальным органам рекомендуется:
- устранить диспропорции на валютном рынке. Это позволит закрепить достигнутые в последнее время успехи в управлении наличностью, развитии валютного рынка и либерализации торговли;
- продолжить укрепление доверия к банкам путем дальнейшего совершенствования банковского надзора и управления наличностью, а также освобождения банков от функций налогового администрирования.
Консультации 2012 года предварительно запланированы на октябрь-ноябрь 2012 года. Аналитическая работа будет сосредоточена на изучении движущих сил и препятствий для экономического роста, а также путей повышения эффективности макроэкономической политики с учетомусили вшихся глобальных факторов уязвимости, включая риски, связанные с последствиями резкого падения мировых цен на биржевые товары.
Для урегулирования нерешенных вопросов, связанных с методологией ИПЦ, в состав миссии будет включен эксперт Статистического департамента МВФ.
Источник: olam.uz
Миссия МВФ: Узбекистану необходимо принять меры по снижению инфляции
По итогам визита сотрудников Международного валютного фонда в Узбекистан с 21 по 25 мая 2012 года специалистами МВФ подготовлена Памятная записка.
Цель миссии сотрудников МВФ - рассмотрение текущей экономической ситуации, обновление макроэкономического прогноза на краткосрочную перспективу и обсуждение планов официальных органов в отношении экономической политики. Кроме того, миссия ознакомилась с точкой зрения властей по вопросам, которые будут находиться в центре внимания при проведении консультаций 2012 года.
Экономика Узбекистана проявила устойчивость к глобальному финансовому кризису, говорится в сводке МВФ. Высокий запас прочности во внешнеэкономической и бюджетной сферах, низкая подверженность рискам глобальных финансовых рынков, повысившиеся цены на большинство экспортируемых Узбекистаном биржевых товаров (золото, медь и газ), возобновившийся экономический рост в странах, являющихся основными торговыми партнерами Узбекистана, и сохраняющиеся государственные инвестиции, защитили экономику от последствий глобального кризиса.
В первом квартале 2012 года сохранились высокие темпы экономического роста. Под влиянием политики стимулирования спроса темпы роста ВВП, согласно отчетности, в 2011 году составили 8,3 процента, а в первом квартале 2012 года - 7,5 процента.
Экономика Узбекистана проявила устойчивость к глобальному финансовому кризису, говорится в сводке МВФ. Высокий запас прочности во внешнеэкономической и бюджетной сферах, низкая подверженность рискам глобальных финансовых рынков, повысившиеся цены на большинство экспортируемых Узбекистаном биржевых товаров (золото, медь и газ), возобновившийся экономический рост в странах, являющихся основными торговыми партнерами Узбекистана, и сохраняющиеся государственные инвестиции, защитили экономику от последствий глобального кризиса.
В первом квартале 2012 года сохранились высокие темпы экономического роста. Под влиянием политики стимулирования спроса темпы роста ВВП, согласно отчетности, в 2011 году составили 8,3 процента, а в первом квартале 2012 года - 7,5 процента.
Основными движущими силами роста стали услуги, транспорт и связь, а также торговля. Внешние позиции остаются прочными и опираются на высокие темпы роста экспорта и повышение притока денежных переводов. Произошел рост импорта, что главным образом объясняется значительным импортом инвестиционных товаров в рамках реализуемой Правительством программы модернизации промышленности.
Происходившее в последнее время снижение мировых цен на продовольствие не оказало влияния на темпы
инфляции в Узбекистане. Сохранение политики стимулирования спроса, ослабление курса национальной валюты с целью поддержания конкурентоспособности и повышение регулируемых цен привели к тому, что инфляция в годовом исчислении держалась на уровне около 13 процентов согласно альтернативной методологии.
Результаты исполнения бюджета в 2011 году и в первом квартале 2012 года оказались выше, чем было предусмотрено в утвержденных показателях.
Профицит бюджета в расширенном представлении (с учетом Фонда реконструкции и развития) вырос до 9% ВВП, по сравнению с 4,9% в 2010 году, чему, среди прочего, способствовали благоприятные цены на биржевые товары; при этом расходы оказались несколько ниже предусмотренных в бюджете.
В последние месяцы денежно-кредитная политика была значительно ужесточена. Центральный банк активизировал операции по стерилизации избыточной ликвидности, образовавшейся вследствие накопления валютных активов, а Правительство продолжило накапливать депозиты. В результате в 2011 году произошло существенное замедление темпов роста основных денежно-кредитных агрегированных показателей. Широкий показатель денежной массы по-прежнему опережает официальный номинальный ВВП по темпам роста. Ослабление официального номинального обменного курса происходило в соответствии с ожиданиями.
Ситуация в банковском секторе остается устойчивой. В условиях продолжения вливания капитала Правительством капитализация банковского сектора является адекватной. Состоявшаяся недавно миссия технической помощи определила следующие приоритетные направления работы: укрепление пруденциальных
нормативов, проверки на местах и дистанционные проверки, стресс-тестирование, а также управление валютными средствами.
инфляции в Узбекистане. Сохранение политики стимулирования спроса, ослабление курса национальной валюты с целью поддержания конкурентоспособности и повышение регулируемых цен привели к тому, что инфляция в годовом исчислении держалась на уровне около 13 процентов согласно альтернативной методологии.
Результаты исполнения бюджета в 2011 году и в первом квартале 2012 года оказались выше, чем было предусмотрено в утвержденных показателях.
Профицит бюджета в расширенном представлении (с учетом Фонда реконструкции и развития) вырос до 9% ВВП, по сравнению с 4,9% в 2010 году, чему, среди прочего, способствовали благоприятные цены на биржевые товары; при этом расходы оказались несколько ниже предусмотренных в бюджете.
В последние месяцы денежно-кредитная политика была значительно ужесточена. Центральный банк активизировал операции по стерилизации избыточной ликвидности, образовавшейся вследствие накопления валютных активов, а Правительство продолжило накапливать депозиты. В результате в 2011 году произошло существенное замедление темпов роста основных денежно-кредитных агрегированных показателей. Широкий показатель денежной массы по-прежнему опережает официальный номинальный ВВП по темпам роста. Ослабление официального номинального обменного курса происходило в соответствии с ожиданиями.
Ситуация в банковском секторе остается устойчивой. В условиях продолжения вливания капитала Правительством капитализация банковского сектора является адекватной. Состоявшаяся недавно миссия технической помощи определила следующие приоритетные направления работы: укрепление пруденциальных
нормативов, проверки на местах и дистанционные проверки, стресс-тестирование, а также управление валютными средствами.
Прогноз развития экономики на краткосрочную перспективу является благоприятным. Ожидается, что в 2012-2013 гг. темпы экономического роста останутся высокими, хотя и будут ниже, чем в 2011 году, что объясняется все более возрастающей неопределенностью внешних условий. Ожидается, что экономическая активность по-прежнему будет опираться на инвестиции в промышленность и инфраструктуру при ведущей роли государства и более высокие цены на экспортируемые Узбекистаном товары.
В последние годы Узбекистан активизировал усилия по наращиванию экономического потенциала страны путем проведения политики, нацеленной на повышение устойчивости и конк урентоспособности экономики и на инвестиции вчеловеческий капитал. Для достижения ощутимых результатов миссия рекомендуются следующие меры экономической политики на краткосрочную перспективу:
Официальным органам следует сосредоточиться на мерах по снижению инфляции.
Устойчивое снижение инфляции до однозначного уровня к концу 2013 года остается главной задачей в комплексе мер макроэкономической политики.
В соответствии с ранее предлагавшимися рекомендациями, официальным органам следует:
Не допустить смягчения налогово-бюджетной политики, продолжая сберегать все доходы, полученные сверх предусмотренного в бюджете уровня, и сократить неприоритетные расходы на товары и услуги, защитив при этом расходы на систему социальной защиты. Бюджет на 2012 год (с корректировкой на фазу экономического цикла и цены на биржевые товары) подразумевает расширение структурного сальдо государственных финансов на 2 процента ВВП.
Провести калибровку денежно-кредитной политики путем сокращения масштабов накопления резервов, увеличения объемов стерилизации, обеспечения положительного в реальном выражении уровня процентных
ставок с целью совершенствования управления давлением со стороны спроса, возникающего вследствие государственных расходов. В случае ухудшения ситуации в глобальной экономике потребуется меньшая степень ужесточения монетарной политики.
Официальным органам следует активизировать реализацию объявленной комплексной программы реформ. В ближайшей перспективе приоритетными областями по-прежнему будут углубление финансового посредничества и содействие развитию торговли.
В этих целях официальным органам рекомендуется:
- устранить диспропорции на валютном рынке. Это позволит закрепить достигнутые в последнее время успехи в управлении наличностью, развитии валютного рынка и либерализации торговли;
- продолжить укрепление доверия к банкам путем дальнейшего совершенствования банковского надзора и управления наличностью, а также освобождения банков от функций налогового администрирования.
Консультации 2012 года предварительно запланированы на октябрь-ноябрь 2012 года. Аналитическая работа будет сосредоточена на изучении движущих сил и препятствий для экономического роста, а также путей повышения эффективности макроэкономической политики с учетомусили вшихся глобальных факторов уязвимости, включая риски, связанные с последствиями резкого падения мировых цен на биржевые товары.
Для урегулирования нерешенных вопросов, связанных с методологией ИПЦ, в состав миссии будет включен эксперт Статистического департамента МВФ.
Узбекистан: Отдельные экономические показатели, 2008 — 13 гг
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
2013
|
|
|
|
|
|
Прогноз
| |
Национальный доход
|
|
|
|
|
|
|
Номинальный ВВП (в млрд сумов)
|
37,747
|
49 043
|
61,794
|
77,751
|
96 893
|
117,844
|
Номинальный ВВП (в млн долларов США)
|
28,605
|
33 461
|
38,963
|
45,353
|
51 572
|
57,886
|
|
(В процентах)
| |||||
ВВП в текущих ценах
|
33,9
|
29,9
|
26,0
|
25,8
|
24,6
|
21,6
|
Дефлятор ВВП
|
22,9
|
20,2
|
16,1
|
16,2
|
16,4
|
14,2
|
ВВП в постоянных ценах
|
9,0
|
8,1
|
8,5
|
8,3
|
7,0
|
6,5
|
Индекс потребительских цен (на конец периода)
|
|
|
|
|
|
|
Официальный
|
8,0
|
7,4
|
7,3
|
7,6
|
|
|
Альтернативный (расчеты персонала МВФ) 1/
|
14,4
|
10,6
|
12,1
|
13,3
|
11,0
|
11,0
|
Индекс потребительских цен (средний)
|
|
|
|
|
|
|
Официальный
|
7,2
|
7,8
|
7,5
|
7,6
|
|
|
Альтернативный (расчеты персонала МВФ) 1/
|
12,7
|
14,1
|
9,4
|
12,8
|
12,7
|
10,9
|
Средняя заработная плата (сумов в месяц)
|
277,589
|
390 007
|
506,437
|
633,660
|
|
|
|
(Изменение за год в процентах)
| |||||
Деньги и кредит
|
|
|
|
|
|
|
Резервные деньги
|
31,2
|
30,5
|
27,1
|
20,0
|
20,9
|
|
Широкая денежная масса
|
38,7
|
40,8
|
52,4
|
32,3
|
29,7
|
|
Чистые иностранные активы
|
39,5
|
35,1
|
31,9
|
35,2
|
24,9
|
|
Чистые внутренние активы
|
-40,2
|
-30,6
|
-14,2
|
-38,5
|
-19,7
|
|
В том числе. Чистые требования к органам государственного управления
|
|
|
|
|
|
|
|
-115,4
|
-22,1
|
-33,4
|
-58,7
|
-25,4
|
|
Кредит экономике
|
33,6
|
40,4
|
42,4
|
32,0
|
25,5
|
|
Скорость обращения (в уровнях)
|
5,8
|
5,3
|
4,4
|
4,2
|
4,0
|
|
Внешний сектор
|
|
|
|
|
|
|
Экспорт товаров и услуг (в млн долларов США)
|
12,158
|
11,536
|
12,453
|
15,000
|
16,068
|
17,074
|
Импорт товаров и услуг (в млн долларов США)
|
11,393
|
11,698
|
11,215
|
14,167
|
15,410
|
16,395
|
Реальный эфф обменный курс (ср офиц курс, альт ИПЦ,—сниж )
|
|
|
|
|
|
|
|
-1,7
|
11,4
|
-4,8
|
-3,8
|
|
|
|
(В процентах от ВВП если не указано иное)
| |||||
Счет текущих операций
|
8,7
|
2,2
|
6,2
|
5,8
|
4,5
|
4,5
|
Непогашенный внешний долг
|
13,1
|
15,0
|
14,8
|
13,3
|
12,8
|
12,3
|
Коэффициент обслуживания внешнего долга 2/
|
6,2
|
5,8
|
4,1
|
3,9
|
4,6
|
5,2
|
Государственные финансы
|
|
|
|
|
|
|
Консолидированные поступления и гранты
|
33,7
|
33,1
|
32,4
|
32,0
|
32,4
|
32, 5
|
Консолидированные расходы и чистое кредитование
|
32,4
|
33,5
|
32,0
|
31,4
|
33,6
|
34,0
|
Статистическое расхождение
|
2,6
|
0,6
|
1,6
|
1,5
|
0,0
|
0,0
|
Консолидированное сальдо бюджета 3/
|
39
|
02
|
20
|
21
|
-1 2
|
-1 5
|
Доходы Фонда реконструкции и развития
|
7,0
|
3,6
|
4,6
|
8,2
|
6,2
|
5,5
|
Расходы Фонда реконструкции и развития
|
0,7
|
1,0
|
1,6
|
1,4
|
1,5
|
1,4
|
Сальдо
|
6,3
|
2,6
|
3,0
|
6,9
|
4,8
|
4,1
|
Расширенное сальдо гос финансов
|
10,2
|
2,8
|
4,9
|
9,0
|
3,6
|
2,6
|
Государственный долг (в процентах от ВВП)
|
12,7
|
11,0
|
10,0
|
9,1
|
8,8
|
8,5
|
В тoм числе. Внешний государственный долг
|
11,5
|
10,3
|
9,4
|
8,5
|
8,3
|
8,1
|
Для справки
|
|
|
|
|
|
|
Номинальный ВВП на душу населения (в долларах США)
|
1,039
|
1,195
|
1,367
|
1,559
|
1,751
|
1,942
|
Непогашенный внешний долг (в млн долларов США)
|
3,748
|
5,022
|
5,753
|
6,053
|
6,599
|
7,097
|
Обменный курс (сумов за доллар США, на конец периода)
|
1,393
|
1.511
|
1,640
|
1,795
|
|
|
Кредит экономике (в процентах от ВВП)
|
15,2
|
16,4
|
18,5
|
19,4
|
19,6
|
19,4
|
Широкая денежная масса (в процентах от ВВП)
|
17,3
|
18,7
|
22,6
|
23,8
|
24,8
|
26,3
|
Население (миллионов)
|
27,5
|
28,0
|
28,5
|
29,1
|
29,4
|
29,8
|
Источники: официальные органы Узбекистана, расчеты и прогнозы персонала МВФ
1/ Официальные органы начали представлять ИПЦ на основе формулы Ротвелла в ноябре 2011 г. Были представлены данные за прошлые периоды, начиная с 2004 г. В настоящее время проводится согласование данных по ИПЦ за прошлые периоды, полученных официальными органами и в рамках расчетов персонала МВФ с использованием принятой на международном уровне методологии.
2/ В процентах от экспорта товаров и услуг
2/ В процентах от экспорта товаров и услуг
3/ На основе данных о финансировании под чертой
Источник: olam.uz