Реформы, нацеленные на перспективу
Современных школьников нельзя сравнить с их сверстниками двадцать лет назад. Тогда учащиеся имели лишь общее представление об информатике. А сегодня не только школьники, но даже воспитанники детского сада свободно обращаются с компьютером.
В докладе Президента Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном основным итогам 2011 года и приоритетным направлениям социально-экономического развития Узбекистана на 2012 год, особо отмечено, что в 2011 году в 852 школах нашей страны были организованы современные учебные компьютерные классы.
В годы независимости в нашей стране осуществлена широкомасштабная работа по коренному реформированию системы образования в целях воспитания высокоинтеллектуальной, талантливой молодежи, хорошо осознающей свою ответственность за судьбу Родины.
Проведенная согласно Закону «Об образовании» и Национальной программе по подготовке кадров огромная работа по возведению отвечающих международным требованиям современных школ, реконструкции, капитальному и текущему ремонту существующих дает свои высокие результаты. Действующие в нашей стране около десяти тысяч школ изменились до неузнаваемости, приобрели современный облик. Постоянное внимание уделяется укреплению материально-технической базы учебных заведений, оснащению их современным учебно-лабораторным, компьютерным оборудованием и техническими средствами.
В целях дальнейшего улучшения образования создаются новые учебники и учебные пособия, которые совершенствуются согласно требованиям времени. В процесс обучения ускоренно внедряются передовые информационные, педагогические технологии. Согласно постановлению главы государства «О создании общественной образовательной информационной сети Республики Узбекистан» от 28 сентября 2005 года, в стране создана общественная образовательно-информационная сеть «ZiyoNET». Ее цель заключается в ограждении учащейся молодежи от необъективной информации и не соответствующих нашей духовности угроз в информационной сфере, популяризации передового опыта работы в просветительской сфере, усилении сотрудничества между учебными заведениями.
В настоящее время к сети «ZiyoNET» подключены более 9400 общеобразовательных школ нашей страны, или 96 процентов. Для пользователей «ZiyoNET» в сети размещены сведения о всех звеньях образования, электронные версии лекций, научных работ, разработок уроков, новости национального законодательства, учебная литература. Информационные ресурсы сети регулярно пополняются. Особое внимание привлекает раздел «Ватан учун яшайлик», где размещены материалы, направленные на воспитание молодежи в духе патриотизма, самоотверженности, лучших национальных традиций, а также раздел «Урок независимости», содержащий разработки уроков лучших преподавателей.
Внедрение в образовательных учреждениях передовых информационно-коммуникационных технологий играет важную роль в дальнейшем улучшении качества и содержания образования, информировании педагогов, учащихся и родителей о проводимых в просветительской сфере реформах. В то же время это способствует широкому внедрению в практику передового опыта работы, накопленного в сфере образования, ознакомлению с эффективными разработками, результатами педагогических исследований, более широкому доступу к учебной литературе, различным научным работам и дополнительным источникам.
В Центре развития мультимедийных общеобразовательных программ при Министерстве народного образования, организованном по инициативе главы государства в 2006 году, налажена широкая работа по созданию мультимедийных средств, электронных версий учебной литературы и пособий, что способствует дальнейшему повышению эффективности и уровня образования, предъявляемых к педагогам требований и их ответственности, повышению интереса молодежи к получению знаний.
Сейчас в центре ведется разработка электронных просветительских ресурсов, мультимедийных приложений, изучение эффективности использования в учебных заведениях информационно-коммуникационных технологий, компьютерной техники и просветительских ресурсов, общеобразовательным школам оказывается содействие в создании веб-сайтов. Кроме того, регулярно проводятся учебные семинары и курсы повышения квалификации по навыкам использования информационно-коммуникационных технологий для сотрудников и преподавателей центральных институтов переподготовки и повышения квалификации работников народного образования.
Созданные при сотрудничестве специалистов центра, ученых и педагогов электронные учебники, виртуальные лабораторные работы, более ста мультимедийный ресурсов – схемы уроков, тематические тексты, наглядные пособия – способствуют более тщательной подготовке и качественному проведению уроков. Теперь электронные учебники и пособия, подготовленные в центре, широко применяются в общеобразовательных школах страны.
Кластерный класс, современный информационно-ресурсный центр общеобразовательной школы №127 в Яккасарайском районе столицы всегда полон учащимися и педагогами. Здесь наряду с предметом «Основы информатики» по электронным учебникам преподаются математика, биология, физика, узбекский язык и другие предметы. По словам педагогов, обучение на основе электронной литературы повышает интерес детей к предмету, способствует лучшему усвоению темы урока. Подобные пособия содержат цветные, яркие и объемные иллюстрации, таблицы, различные формулы и графики, а химические, физические и биологические процессы представлены с помощью компьютерной графики. Поскольку у детей сильно визуальное восприятие, то усвоение учебного материала на уроке с использованием электронных учебников дает ожидаемые результаты.
– В нашей школе учатся около 1500 мальчиков и девочек, – говорит директор школы №127 Рафика Адылова. – Хотя изучение предмета «Основы информатики» начинается с 5-го класса, в нашей школе он начинается с 1-го класса. Кроме того, работа всего педколлектива неразрывно связана с современными информационно-коммуникационными технологиями.
По словам Рафики-опа, имеющей почти сорокалетний педагогический опыт, реформы в системе образования требуют активности как от учителей, так и от учащихся. Создаваемые сегодня широкие возможности и условия когда-то были лишь мечтой. Раньше и содержание, и вид учебников годами оставались неизменными. Преподавателям приходилось проводить уроки по одному шаблону. О плачевном состоянии школ, отсталой материальной базе, отсутствии должного внимания к труду преподавателя можно и не говорить…
Огромные преобразования, проводимые по инициативе Президента Ислама Каримова в сфере образования, служат таким благородным целям, как воспитание всесторонне здоровой и гармонично развитой, самостоятельно мыслящей и высокодуховной личности, дальнейшее развитие нашей Родины. Когда-то мы мечтали, чтобы наши дети успешно выступали на международных интеллектуальных соревнованиях, олимпиадах и конкурсах. За минувшие десять лет школьники нашей страны приняли достойное участие в международных предметных олимпиадах, где завоевали более 150 золотых, серебряных и бронзовых медалей, тысячи призовых мест на престижных фестивалях и конкурсах искусства, международных спортивных соревнованиях, что является весомым результатом реформ, проводимых в сфере образования нашей страны.
– Огромное внимание к воспитанию учащихся гармонично развитыми личностями, а также широкое внедрение в систему образования передовых информационно-коммуникационных технологий становится важным фактором повышения успеваемости учащихся, их интереса и стремления к получению знаний, – говорит директор школы №142 Мирзо-Улугбекского района столицы Инна Ли. – В 2009 году наша школа прошла капитальный ремонт. Мы открыли собственный сайт, что позволяет нам более широко информировать родителей, широкую общественность о деятельности нашей школы, работе кружков, преподавательском коллективе, расписании уроков. В постоянном обновлении школьного веб-сайта со своими материалами активное участие принимают и ученики. В результате айт нашей школы занял второе место на республиканском конкурсе «Лучший школьный сайт года – 2011», проведенном совместно Министерством народного образования Узбекистана, его отделом общественной образовательной информационной сети «ZiyoNET» и Центром развития мультимедийных общеобразовательных программ.
Будущее каждой страны напрямую зависит от того, сколько внимания образованию и воспитанию молодежи уделяет государство. В этом плане проводимые в Узбекистане образовательные реформы, как и преобразования в сфере культуры и искусства, здравоохранения, социальной, все шире признаются в мире как образцовая национальная модель воспитания гармонично развитого молодого поколения. Это является самой объективной и высокой международной оценкой проявляемой главой нашего государства заботы обо всех направлениях духовности и просветительства.
Источник: http://uza.uz