Постоянное внимание – экологическому образованию
Граждане обязаны бережно относиться к окружающей природной среде. (Конституция Республики Узбекистан, статья 50)
Ущерб, нанесенный природе вследствие нерационального использования человеком природных ресурсов, интенсивного развития производства, становится причиной нарушения экологического равновесия на нашей планете, резкого изменения климата, возникновения различных заболеваний, а также таких глобальных проблем, как засуха, опустынивание. В решении этих сложных проблем важное значение приобретает повышение экологических знаний и культуры подрастающего поколения, формирование в нем любви и уважения к природе.
Этому вопросу особое внимание уделяется и в процессе реформ, осуществляемых в сфере образования страны. В формирование у учащихся экологических знаний и навыков весомый вклад вносят внешкольные образовательные учреждения. В этом направлении определенная работа проводится Министерством народного образования Республики Узбекистан и Республиканским молодежным учебно-методическим комплексом «Bioekosan».
Одним из приоритетных направлений деятельности этого комплекса является эффективная организация интересного и полезного досуга учащихся, поддержка поисков и инициатив в этом направления, профориентация.
По словам директора комплекса Хасана Буриева, занятия кружков здесь проводятся на основе передовых педагогических и информационных технологий, в созвучии с общеобразовательными предметами «Окружающий нас мир», «Естествознание», «Ботаника», «Биология», «Зоология», «География», «Физика», «Химия», «Основы информатики», иностранными языками, что является важным фактором укрепления знаний учащихся. В более чем сотню центров комплекса в Республике Каракалпакстан и областях привлечены почти 87 тысяч школьников. В них мальчиков и девочек обучают квалифицированные преподаватели и ведущие специалисты сферы.
Разнообразие действующих в комплексе свыше 60 кружков усиливает интерес детей к получению знаний. Занятия в кружке «Экология и здоровье» способствуют формированию у учащихся навыков бережного отношения к природе, окружающей среде, охране здоровья человека, повышению экологической культуры молодежи.
Кружки «Экодизайн» и «Ландшафтный дизайн» учат замечать и приобщаться к каждому чуду природы, ценить своеобразие окружающего животного и растительного мира. В кружке «Юные садоводы» детей обучают тому, как правильно сажать фруктовые деревья, ухаживать за саженцами и получить богатый урожай.
Интересная, интерактивная форма проведения занятий в кружках является важным фактором успешного участия мальчиков и девочек в различных социальных, экологических, научно-просветительских акциях, смотрах-конкурсах, конференциях, творческих мероприятиях. Ярким тому подтверждением является то, что научная работа одного из воспитанников комплекса Маджида Шомалиева на тему «Акклиматизация растения унаби в Узбекистане» завоевала призовое место на международном конкурсе по развитию лесоводства в России; научное исследование Саидамина Абдуллаева на тему «Выращивание оливковых саженцев в школьной научно-исследовательской лаборатории» удостоилось призового места на республиканском смотре-конкурсе юных натуралистов.
Различные культурно-просветительские мероприятия, проводимые в столичном Ботаническом саду, зоопарке, парках культуры и отдыха, приобретают важное значение в информировании и школьников о новшествах экологического образования. Организация традиционного лагеря «Эколог» в Бостанлыкском районе Ташкентской области дает возможность поддержки изысканий учащихся, подробного анализа их деятельности.
Подобные кружки функционируют во многих дошкольных образовательных учреждениях, домах милосердия, общеобразовательных школах, специальных школах-интернатах страны. Все это способствует дальнейшему совершенствованию экологического образования в стране.
Источник: uza.uz