Оппозиционно-вызывающее расстройство – это закономерно-регулярное нарушение поведения, которое заключается в проявлении конфликтности, негативизма, раздражительности и мстительности на протяжении 6 и более месяцев при взаимодействии с окружающими людьми, проявляющими авторитарность и обладающими властью. Впервые с подобным расстройством приходится сталкиваться родителям, воспитателям, учителям и преподавателям. Впоследствии, при отсутствии адекватной коррекции этого нарушения в детстве, проявления оппозиционного отношения к тому или иному кругу окружения может сохраняться и у взрослых.
Ознакомившись с этой статьей, вы получите информацию о возможных причинах, признаках у детей и взрослых, методиках выявления и коррекции оппозиционно-вызывающего расстройства. Эти знания помогут вовремя заметить это отклонение поведения у ребенка и принять необходимые меры, позволяющие устранить те негативные последствия, которые данное нарушение привносит в жизнь семьи и окружающих.
По некоторым данным статистики такое расстройство поведения встречается примерно у 15-20 % школьников, около 2/3 пациентов детского психиатра обращаются за помощью к специалисту именно с этой проблемой. В ряде наблюдений было выявлено, что оппозиционно-вызывающее расстройство чаще выявляется у мальчиков, но соотношение разнополых пациентов выравнивается к периоду полового созревания. В других исследованиях определяются факты преобладания оппозиционности среди девочек.
Следует отметить, что психолог, работающий в детских общеобразовательных учреждениях, может только заподозрить развитие такого нарушения. После этого специалист должен направить ребенка и его родителей на консультацию к психотерапевту, который может отдифференцировать оппозиционно-вызывающее расстройство от:
Для ребенка возрастом 1-2 лет негативизм — вариант нормы.
Негативизм является одной из норм детского поведения в возрасте от 1,5 до 2 лет. Такой компонент может становиться патологическим в том случае, если он с завидной регулярностью фиксируется уже в более старшем возрасте.
Пока ученые не смогли выявить определенных причин такого нарушения, но наблюдения специалистов показывают, что оппозиционно-вызывающее расстройство может возникать под воздействием следующих факторов:
Ряд психиатров связывает возникновение расстройства с психодинамическими изменениями, вызванными взрослением ребенка. В определенный момент дети хотят обособленности от своих близких и стремятся к эмансипации. В таких случаях возникающая оппозиция, проявляющаяся в негативизме и не комфортности, провоцируется желанием разрешения неприятной для ребенка ситуации. Так он утверждается и сохраняет уверенность в том, что именно такое поведение привлечет к нему внимание родителей, в которых он все еще нуждается. Иногда проявления негативизма вызываются присутствием низкой самооценки, возникающей в силу различных факторов.
Специалисты предполагают, что в ряде ситуаций оппозиционно-вызывающее расстройство провоцируется сочетанием эмоциональной незрелости родителей и высоким конституционным стремлением ребенка к самоутверждению. В таких случаях мать и/или отец хотят оставаться авторитарными, а ребенок выбирает стратегию враждебности и защиты по отношению к вторжению на свою территорию и в зону психологического комфорта. При рассмотрении этой поведенческой теории возникновения оппозиционно-вызывающего расстройства негативизм нередко становится «зазубренной» реакцией на порицание родителей, которые пытаются подавить любое, порой даже оправданное, неповиновение сына или дочери.
Немаловажное значение в формировании расстройства у ребенка может иметь и нестабильная психологическая обстановка в семье, школьном коллективе и пр. Оказавшись в таких условиях, ребенок с низким уровнем нейромедиаторов (например, при низком сердечном ритме, пониженном базальном уровне кортизола, электрической активности кожи и других патологиях) или с наследственной предрасположенностью может оказываться в числе тех детей, которые вынуждены противостоять такой некомфортной атмосфере. Тогда основным внешним фактором, провоцирующим данное нарушение, может становиться сексуальное насилие, психологическая или физическая агрессия со стороны взрослых, родителей или сверстников, низкая обеспеченность семьи и связанные с этим моментом последствия, алкоголизм и наркомания у матери, отца или других членов семьи.
Первые признаки оппозиционно-вызывающего расстройства могут выявляться после 3-летнего возраста. Впервые оно может обнаруживаться на приеме у педиатра, в детском саду или в начальных классах школы.
Признаки оппозиционно-вызывающего расстройства таковы:
Вышеописанные признаки наблюдаются у детей, страдающих от рассматриваемого расстройства, чаще, чем у других сверстников, проживающих в одинаковом социуме и при равном материально-бытовом уровне. Впоследствии возникающие из-за нарушения поведения проблемы приводят к затруднениям в коллективной адаптации, личном общении с членами коллектива, учителями и пр. В ряде случаев оппозиционно-вызывающее расстройство приводит к чрезмерной брутальности.
Оппозиционно-вызывающее расстройство во взрослом возрасте проявляется излишней агрессией, конфликтностью, мстительностью и выраженным негативизмом.
В более зрелом возрасте оппозиционно-вызывающее расстройство приводит к появлению ярко выраженных и трансформировавшихся нарушений поведения. Этот факт объясняется взрослением личности и приобретением набора «взрослых» навыков и знаний. Иными словами, общие характеристики расстройства сохраняются, но проявляются они в более выраженном негативизме, конфликтности, мстительности и раздражительности. Кроме этого, в таком возрасте лица с оппозиционным расстройством могут иметь склонность «уходить от проблем» при помощи алкоголя и наркотических средств.
Условно специалисты выделяют такие степени тяжести оппозиционного расстройства:
Основное отличие рассматриваемого в пределах этой статьи расстройства заключается в отсутствии поведенческих моделей, проявляющихся в:
Такие дети, подростки или взрослые не нарушают незыблемые права окружающих или законы.
Регулярные проявления признаков негативизма, конфликтности, мстительности и раздражительности должны становиться поводом для обращения к врачу. Для выявления оппозиционно-вызывающего расстройства специалист проведет следующие мероприятия:
После постановки диагноза детский психотерапевт или психиатр составит план терапии или направит к другому профильному специалисту (например, неврологу, нейрохирургу, эндокринологу и пр.), который проведет дополнительные исследования, позволяющие поставить правильный диагноз и назначить лечение.
Для исключения ошибочного диагноза доктор проводит дифференциацию данного расстройств с такими похожими нарушениями поведения:
Лечение оппозиционно-вызывающего расстройства должно начинаться как можно раньше, так как такая мера способна существенно помогать ребенку удачно адаптироваться в социуме и добиваться в нем больших успехов. Кроме этого, коррекция расстройства помогает существенно улучшать психологическую атмосферу в семье или коллективе.
Лечение оппозиционно-вызывающего расстройства может проводиться амбулаторно. Однако в ряде случаев (например, при невозможности создания благоприятных условий для выздоровления дома или в окружающей обстановке) требует госпитализации пациента.
Для лечения оппозиционно-вызывающего расстройства врач может назначать различные методики. План коррекции в таких случаях составляется в зависимости от:
Главная цель коррекции расстройства направлена на улучшение или полное устранение его проявлений.
Работа с психологом при лечении оппозиционно-вызывающего расстройства направлена как на индивидуальное, так и на семейное консультирование. Эта составляющая терапии всегда является основополагающей и обязательной, так как без подобной коррекции устранение нарушения невозможно.
Все специалисты отмечают, что в удачном лечении важное значение имеет установление тесной эмоциональной связи между ребенком и родителями. Работа психолога с матерями и отцами в таких случаях помогает им понять, что пренебрежительное, чрезмерно строгое или равнодушное отношение может становиться единственной причиной отчуждения детей от семьи или социума. Кроме этого, специалисты моделируют и обучают родителей правильным психологическим приемам при общении с сыном или дочерью.
При индивидуальной беседе с ребенком психолог или врач проводят тренинги, обучающие его справляться с возникающими эпизодами гнева, страха или агрессии. Для разрешения создавшихся конфликтных ситуаций доктор вырабатывает у пациента модели поведения для мирного разрешения конфликтных ситуаций.
Иногда во время коррекционного лечения врач может рекомендовать родителям:
После завершения индивидуальной и семейной терапии пациенту может назначаться посещение групповых занятий, направленных на лучшую адаптацию при общении со сверстниками и контролируемых специалистом.
Решение о необходимости применения лекарственных препаратов – седативных средств или транквилизаторов – при терапии оппозиционно-вызывающего расстройства принимается врачом индивидуально и рекомендуется только в тех случаях, когда устранение проявлений или последствий нарушения при помощи психотерапевтических методик становится невозможным. При выборе препаратов доктор обязательно учитывает возможность присутствия противопоказаний для их приема или их возможного взаимодействия с другими лекарственными средствами.
Общие рекомендации родителям и близким
Рациональный режим труда и отдыха ребенка, доброжелательное и уважительное отношение к нему родителей, совместное времяпрепровождение, интересные хобби — важные составляющие успешного лечения оппозиционно-вызывающего расстройства.
При появлении признаков оппозиционно-вызывающего расстройства родителям ребенка следует обратиться к педиатру, детскому психологу, занимающемуся коррекцией подобных нарушений поведения, или психотерапевту. При необходимости врач назначит консультацию других профильных специалистов (например, эндокринолога, невролога и др.) и коррекционное лечение.
Оппозиционно-вызывающее расстройство проявляется в негативных поведенческих реакциях, возникающих в ответ на авторитарные фразы или действия окружающих, обладающих властью или правами для управления. Для устранения такого нарушения и лучшей адаптации ребенка или взрослого в социуме врач применяет различные психотерапевтические методики и, в некоторых случаях, дополняет их эффективность назначением медикаментозных средств.