ru uz
Развитие мелкой моторики у детей

Точные согласованные движения пальцев не вызывают дискомфорта у взрослых, нанизывать бусины, закручивать шурупы – элементарные занятия. Но для развития ребенка подобные упражнения имеют колоссальное значение. Представленные в игровой форме, они охотно выполняются детьми, чтобы в будущем природные задатки могли максимально раскрыться.

Особенности

Мелкая моторика – это способность выполнять поставленные цели с помощью кистей, пальцев рук и ног. Участвует в этом действии не только опорно-двигательная система, но также костная и мышечная. Наибольшее значение имеет для развития интеллекта и речи. Анатомически, центр, отвечающий за коммуникацию, в полушариях мозга близко расположен возле точек, соответствующих проекции руки. Первые упражнения заложены у младенцев природой – это хватательный рефлекс. Дальше для формирования ловкости пальцев будут подключаться различные техники и занятия.

Формирование

Наиболее интенсивный период длится от 2 и до 7 лет. Дошкольники параллельно работают над произношением звука, построением предложения, обучаются простейшей арифметике, сравнению величин. Но без таких показателей как концентрация внимания, умение повторить предложенные действия, любые занятия сведутся к нулю. Выполнение точечных четких движений стимулирует развитие когнитивных и вербальных способностей. Чтобы подготовить ребенка к школе нужно основное внимание обратить на тренировку кисти и пальцев ног. Часто в занятиях логопеды и психологи упускают этот момент, делая акцент только на руках. Но именно всесторонняя работа позволяет тренировать память, речь, скорость реакции, а также психоэмоциональное состояние. Важно осознавать, что освоение подобных навыков помогает ребенку чувствовать себя комфортно и уверенно в любой среде.

Методы развития

Прежде чем приступать к упражнениям и играм важно правильно организовать работу. Все движения подбираются индивидуально, в зависимости от возможностей и особенностей возраста. Не стоит тратить силы и время, чтобы усадить 2-х летнего кроху за стол, дать ему прописи, карандаш, и ждать позитивных результатов. Скорее всего, он попробует карандаш на вкус, и тут же убежит осваивать новый мир. Для детей же 6-7 лет и старше нужно организовывать уже учебную обстановку. Основные аспекты работы:

- упражнения за столом, включают в себя лепку, пальчиковое рисование, проговаривание сказок и стихов, обыгрывание сюжета с помощью кисти, осваивание разных тренажеров – плетение шнурков, нанизывание бусин;
- массаж – активный стимулятор ладони позволяет быстрее укрепить нужные мышцы и развить гибкость;
- пальчиковая гимнастика полезна для координации обоих полушарий мозга. Память, интеллект, стрессоустойчивость развиваются благодаря регулярным упражнениям, занимающих не более 5 минут в день;
- игры с водой, песком, тестом, крупами и бобовыми необходимы для формирования силы и гибкости, кроме этого понадобятся дополнительные инструменты – пинцет, ложки, разных размеров, а также стаканчики.

Массаж

Начинать работать с мелкой моторикой можно, когда малышу всего нескольких месяцев. Массажные движения очень простые и не требуют особых навыков и опыта:
- для начала нужно разогреть собственные руки, чтобы они приносили приятные ощущения, для этого интенсивно потереть ладонями, словно пытаясь разжечь огонь;
- затем одна рука слегка фиксирует запястье, а вторая совершает поглаживание маленькой ладони, можно рассказывать сказку, потешку или напевать песенку;
- после следуют разминающие движения, важно контролировать силу движения, прорабатывается ладонь и каждый пальчик по очереди;
- постукивание пальцами по ладони, словно капли дождика;
- сгибание и разгибание каждого пальчика;
- завершается все поглаживанием.

Зарядка для пальцев

Перед тем как проводить упражнения нужно сначала сделать массаж. Также важно правильно подобрать время, ребенок должен быть готов воспринимать информацию, и в точности ее воспроизводить. Лучше выбрать первую половину дня, как наиболее продуктивную для любых развивающих игр. Простые упражнения могут также выполняться в поездке, в любом общественном месте, даже очереди. Интересные и познавательные занятия, позволят быстро заметить результат:
- «петушок», руки сложить в замок, левой упираться в тыльную сторону правой, поднимая пальцы вверх создавая гребешок, большие пальцы формируют клюв, повторить не менее 10 раз;
- «лесенка», ноготь большого пальца одной руки положить на стол, сверху таким же образом укладывается большой палец второй руки, по очереди формируется своеобразные ступеньки, повторить не менее 30 раз;
- «пианино», поставить все пальцы на край стола, ритмично перебирая перебежать на другой край, постепенно усложнять задачу, давая команды – как можно тише, как можно громче, быстрее и медленнее;
- «животные» - зайчик – рука согнутая в кулак, выпрямлены большой и указательные пальцы, собака – открытая ладонь, большой палец отведен вверх, указательный согнуть в суставе, мизинец отгибать, сопровождая лаем, птица – открытые ладони пересекаются большими пальцами, остальными сделать характерные взмахи крыльями.
Для каждого упражнения стоит подобрать тематическое стихотворение, для малышей лучше коротенькие потешки.

Игры с пластилином

Кроме лепки предметов и сказочных персонажей полезно попробовать такие варианты занятий:
- конструктор из шариков, отщипывать и формировать между двумя ладонями шарики одной величины, чем большее количество получится, тем лучше, затем из этой массы строить всевозможные объекты – башни, мосты, цветы, машинки;
- на альбомном листе нарисовать крупные буквы или цифры, отщипывать маленькие кусочки и выкладывать по контуру, как вариант формировать длинные тонкие колбаски, после можно сверху украсить бисером, манкой и разноцветным камешками для аквариума;
- создавать мини макеты можно и с маленькими детьми, спички или зубочистки станут отличным каркасом, а крепежным материалом - пластилин или глина, объемные дома, техника, а также животные впоследствии могут стать любимой игрушкой.

Упражнения в быту

Не всегда есть возможность найти в графике время для занятий. А занять ребенка полезными упражнениями можно, не усаживая за учебный стол:
- лепку вареников и пельменей легко осилят дети от 3 лет;
- нанизывание прищепок на веревку формирует гибкость и силу пальцев;
- застегивание пуговиц на одежде и одевание колготок великолепно тренирует мелкую моторику, не стоит спешить на помощь, после 2.5 – 3 лет ребенок справится сам;
- закручивание и раскручивание крышек от бутылок очень занимает малышей;
- сортировка по парам и скручивание носков замечательное упражнения тренирующее концентрацию внимания;
- приготовление пищи - щепотка соли, 2 чайные ложки сахара, стакан муки, ребенок с радостью будет участвовать в создании рецептов, незаметно тренируя когнитивные способности.
Важно обеспечить правильный досуг, предлагая различные игрушки для развития. Наиболее эффективными являются пазлы, мозаики, сортеры, конструкторы, шнуровки, наборы для творчества. Подбираются с учетом возраста, возможностей и увлечений, чтобы время для игры не превратилось в занудное занятие. Для развития мелкой моторики необязательно прибегать к услугам профессионала. Самостоятельно можно развивать малыша, формируя интеллектуальные, речевые и познавательные способности.

Назад Печать