Чтобы не возникало гипертонуса мышц, и развивались двигательные навыки без наличия двигательной неловкости, неуклюжести, нарушения осанки и походки наряду с массажем выполняют гимнастику для младенцев.
Для проведения упражнений понадобится помощник. Все упражнения повторяют 10 раз.
Ребенка укладывают на спину, скрещивают ручки на груди, попеременно располагают их сверху, удерживая за кисти. Далее обе ручки приподнимают вверх и заводят прямые и параллельные ручки за голову, затем опускают и вытягивают вдоль бедер. Все манипуляции повторяют по 4-5 раз.
Ребенка укладывают на спину и повторяют упражнения по 10 раз.
Упражнение 1. Ножки малыша сгибают в суставах: коленных и тазобедренных, смыкают их, сближая колени. Большим пальцем придерживается колено, остальными – обхватывается его таз, и выполняются повороты таза в стороны.
Упражнение 2. Разгибают и сгибают попеременно ножки младенца, затем правую ручку и левую ножку, левую ручку и правую ножку.
Упражнение 3. Разводят ножки в тазобедренном суставе. Не забывайте, что усилия на преодоление сопротивления малыша должны быть минимальными, поскольку дети это упражнение не любят. При наличии дисплазии тазобедренного сустава выполнять данное упражнение может разрешить только лечащий врач-ортопед.
В положении ребенка на спине, помощник должен поднять правую ручку вверх и удерживать до тех пор, пока инструктор не зафиксирует правое бедро. Далее помощник вытянутую правую ручку прижимает к столу расправленной ладошкой. Инструктор перекидывает левую ножку через правую ножку, помогая малышу повернуться на животик. Повторяют 10 раз.
Укладывают ребенка на живот, инструктор придерживает его за ноги, помощник – за руки, вытягивая их попеременно вперед и прижимая расправленную ладошку к поверхности стола. Одновременно инструктор сгибает попеременно ножки и подтягивает их к животу. При вытягивании правой руки, поджимают левую ножку и наоборот. Если малыш еще не может самостоятельно удерживать голову, тогда необходим еще один помощник для удерживания головы ладонями прямо.
После 4-х-месячного возраста ребенка учат осваивать присаживание, приседать и наклоняться, придерживаясь за палочку, стоять на четвереньках. Повторяют упражнения по 10 раз.
Присаживание. Малыш лежит на спине с вытянутыми вдоль туловища ручками. Помощнику нужно прижать правую ладошку к столу рядом с телом. Инструктору – придержать малыша за прямые ножки, второй рукой – приподнять за спинку и заставить сесть, опираясь на правую, чуть согнутую в локте, ручку и небольшим наклоном туловища вправо. Затем ручки меняют и все начинают заново.
Присаживание с палочкой. В положении лежа на спине ребенку дают палочку с диаметром 2-3 см в ручки и придерживают его кулачки, чтобы он не смог ее отпустить, одновременно заставляют оторвать спину от поверхности и присесть. Помощнику нужно фиксировать прямые ножки и следить, чтобы ребенок не ударился затылком о стол.
Приседание на палочке. Палочку кладут на поверхность стола под сложенную пеленку. Малыша придерживают под мышками и устанавливают ножки на ширине плеч на палочку срединой подошвы. При выполнении приседаний следят, чтобы стопы не смещались.
Наклоны на палочке. Фиксирование стоп, как в предыдущем упражнении. Левой рукой придерживают прямые ножки ребенка спереди, правой рукой фиксируют под грудью и животом, затем наклоняют туловище малыша.
Стойка на четвереньках. Малыш лежит на животе, рука инструктора – под его грудью, второй рукой он сгибает ножки в тазобедренных и коленных суставах. Помощнику в это время нужно прижать к поверхности расправленные ладошки на ширине плеч малыша. Ему дают зафиксировать позу 1 минуту, что удается не с первого раза.
Ползание на четвереньках. Выполняют в 6 месяцев или при умении стоять на четвереньках. Выполняется по вышеуказанной методике обучения ползания на животе.
Упражнением укрепляют вегетативную нервную систему и вестибулярный аппарат. На диск «Грация» или «Здоровье» кладут сложенную пеленку и на нее металлический тазик. Размер тазика подбирают таким, чтобы выложить одеяло, и поместить туда ребенка в полулежащем положении. Медленно и плавно, без толчков вращают тазик полминуты. При остановке глазные яблоки малыша должны совершать колебания по горизонтали. Такой нистагм возникает при взгляде на неподвижные предметы или окрестность из вращающейся или движущейся кабины. Как только глазные яблоки перестанут двигаться, тазик вращают в другую сторону. Постепенно время движения увеличивается до 5 минут.
Рефлекторные упражнения помогают укреплять мышцы шеи и туловища и их используют для движений, протекающих как безусловные двигательные рефлексы. При раздражении рецепторов мышц, нервного аппарата и кожи появляются врожденные двигательные рефлекторные реакции: отклонение головы назад в положении на весу, изгибание всего тела и образовании открытой кверху дуги. Это движение и есть энергичный раздражитель, укрепляющий вестибулярный аппарат. Поэтому с 4-х месячного возраста нужно чаще держать ребенка на весу в положении на спине или на животе для укрепления мышц шеи и туловища. В дальнейшем можно использовать сигнальные раздражители в виде звуковых сигналов, потягивания за ножки, хватания и др., для создания условных связей на базе врожденных рефлексов.
Ребенок может выполнять некоторые движения самостоятельно, но с помощью родителей. Он присаживается во время подтягивания за ручки или кисти, стоит при поддерживании под мышками и т.д.
Упражнения, выполняемые ребенком произвольно и самостоятельно, называют активными, поэтому рекомендуется способствовать их выполнению голосовыми инструкциями и игрой.
1. Дети 1,5-3 месяца
Комплекс состоит из массажа (поглаживания рук, ног, спины и живота) в чередовании с активными движениями на основании врожденных безусловных рефлексов: упражнениями для стоп, рефлекторными разгибаниями позвоночника и ползанием.
2. Дети 3-4 месяцев
Комплекс состоит:
3. Дети 4-6 месяцев
В комплекс входят несложные активные движения: хватания, удерживания предметов, размахивания. Поэтому акт хватания стимулируют. Например, сначала ребенок держится за палец мамы, затем за кольцо, при этом меняется положение тела в качестве подготовки к ползанию.
Комплекс состоит:
4. Дети 6-12 месяцев
В комплекс входят условные связи, вырабатываемые на базе условных и безусловных рефлексов: зрительных сигналов (колец, палочек), легких потягиваний за ножки и речевых сигналов (садись, топай, возьми колечко, отдай палочку и т.д.). Ребенок учится стоять без опоры и ходить, сидеть на корточках.
Комплекс состоит из:
Родители должны помнить, что упражнения выполняют в одно и то же время и только при наличии положительных эмоций у ребенка. Не стоит настаивать на продолжении, если ребенок плачет. Нужно считаться с его настроением и реакциями на массаж и ЛФК, не переутомлять. Нагрузку увеличивают постепенно, начинают ЛФК и заканчивают растиранием пальчиков и кистей рук. Полезно вкладывать в ладошку маленькую игрушку с наличием неровной поверхности и отнимать ее. А также: включать тихую и мелодичную музыку, окружать спокойных детей яркими и контрастными цветами, а беспокойных и плаксивых детей – салатными и голубыми тонами штор, игрушек, одежды, постельного белья и др. Посторонних громких шумов и людей в комнате не должно быть.