Среди педиатров и педагогов давно сложилось единогласное мнение о положительном влиянии раннего физического воспитания на организм ребёнка. Детская гимнастика имеет минимальный перечень противопоказаний, оказывает профилактическое, а в ряде случаев ещё и лечебное воздействие. Для занятий не нужен дорогой спортивный инвентарь, поэтому упражнения можно выполнять даже дома.
Организм ребёнка только начинает формироваться. Продолжительное негативное воздействие внешних факторов приводит к развитию патологий. Оздоровительные процедуры, включая занятия гимнастикой, могут излечить некоторые заболевания, избавиться от которых во взрослом возрасте крайне сложно.
Дети любят подвижные игры и проводят за ними большую часть своего времени, поэтому на первый взгляд может показаться, что такой физической активности достаточно для гармоничного развития. Однако во время подобных игр обычно не задействованы все группы мышц. Если у малыша имеются определённые патологии опорно-двигательного аппарата, для их устранения недостаточно бега и прыжков — должный лечебный эффект окажут только специально разработанные комплексы упражнений. Наконец, ребёнок по своему темпераменту может предпочитать спокойные игры или по различным причинам вынужден проводить большую часть времени в квартире, в связи с чем физическая нагрузка на его организм минимальна.
Если ребёнок отличается слабым здоровьем, часто болеет, ему могут помочь регулярные сеансы гимнастики. Также раннее физическое воспитание станет хорошим заделом для будущих серьёзных спортивных тренировок.
Детская гимнастика не имеет особых противопоказаний. Занятия не проводят во время активной фазы заболеваний. В период реабилитации и при наличии опасных хронических недугов, например, патологий сердечно-сосудистой системы, тренировки возможны лишь при положительном заключении врача. Как правило, в этом случае вместо обычных занятий детской гимнастикой проводят сеансы лечебной физкультуры по специальным методикам и под наблюдением физиотерапевта.
Расписание занятий спортом у взрослых зачастую зависит от общего распорядка дня — тренировки проводятся в свободное от работы и домашних дел время. При этом по объективным причинам сложно принимать во внимание, насколько такой график физической активности полезен для организма.
Дети не настолько нагружены повседневными обязанностями, как взрослые. К тому же есть несколько обстоятельств, по которым спортивные занятия с малышами лучше всего проводить именно в утренние часы:
В детских садах и оздоровительных лагерях занятия гимнастикой также обычно проводятся утром. Если ребёнок уже ходит в школу, и расписание предусматривает ранний подъём, он может делать зарядку вместе со своими родителям.
Детская гимнастика в целом представляет собой комплекс разминочных упражнений. Во время занятий важно стимулировать активность всех отделов опорно-двигательного аппарата, а не создать сильную физическую нагрузку, которая может быть вредна для детского организма. Хорошим показателем здесь будет самочувствие малыша. Если после зарядки он чувствует бодрость и находится в хорошем настроении, упражнения подобраны верно. Если же ребёнок буквально валится с ног от усталости, интенсивность тренировок нужно уменьшить. Продолжительность и программа занятий зависят от возраста детей:
При воспитании ребёнка большое значение имеет развитие мелкой моторики, в этом отлично помогает техника, получившая название «пальчиковые игры» или «пальчиковая гимнастика». В детском саду она входит в стандартную программу занятий.
Суть метода сводится к следующему. Во время занятий с совсем маленькими детьми — возрастом до 2-3 лет — взрослый рассказывает стихотворение, рифмованную историю или напевает песню и одновременно с этим ритмично сжимает ладони и поочерёдно каждый палец малыша, производит простые жесты руками ребёнка. Дети постарше повторяют движения и слова за взрослыми.
Артикуляционная гимнастика — это метод, позволяющий исправить различные нарушения произношения звуков. Во время занятий ребёнок отрабатывает правильные положения языка, губ и мягкого нёба, соответствующие обычной речи.
Техника показана детям в возрасте 6-7 лет, когда становятся очевидны дефекты речи. Занятия проводятся ежедневно по 3 раза. Каждый сеанс включает в себя 2-3 упражнения, каждое из которых повторяется по 5-6 раз. Общая продолжительность занятий составляет около 4 минут.
Гимнастика выполняется совместно с взрослым перед большим зеркалом. Ребёнок должен хорошо видеть движения как собственного артикуляционного аппарата, так и положение губ и языка взрослого.
Специальные дыхательные упражнения давно используются в рамках реабилитационного лечения. Они позволяют стабилизировать работу вегетативной системы, а также нормализовать процессы торможения и возбуждения.
Малышам, страдающим от частых простудных заболеваний, астмы, неврозов также будет полезна дыхательная гимнастика. Детская система упражнений улучшает речевую функцию и помогает расслабиться, что важно при психоэмоциональном перевозбуждении.
Если в процессе занятий со взрослыми выполняются исключительно дыхательные упражнения, то в программу для детей включаются упражнения, предусматривающие ритмичные движения различными частями тела. Это связано с тем, что малышам нельзя объяснить сложную последовательность вдохов и выдохов, тогда как ритмичные взмахи руками или приседания упрощают задачу.
Сеансы детской дыхательной гимнастики проводят в игровой форме. Можно попросить ребёнка скопировать поведение определённого животного или выполнить знакомое малышу действие, например, сдуть одуванчик.