Как витрины данных помогают ускорить доступ к электронным медицинским услугам
Уже несколько лет отрасль здравоохранения в России развивается согласно концепции управления на основе данных и создания единого цифрового контура. Следующим этапом на этом пути стала технология витрин данных, которая призвана обеспечить медицинским организациям и пациентам более быстрый информационный обмен. Подробнее об актуальных процессах цифровизации здравоохранения мы говорим с генеральным директором компании «Нетрика Медицина» Денисом Чумаковым.
Денис, насколько динамично, на Ваш взгляд, сегодня эволюционирует подход медицинских организаций и отраслевых функционеров к управлению на основе данных, к формированию цифрового контура здравоохранения? В чем это выражается?
По сравнению с прошлым годом мы видим значительное продвижение на этом пути. На федеральном уровне основная повестка связана с определением ключевых показателей для медицинских организаций и строгом мониторинге их исполнения. Если раньше это был достаточно формальный процесс, то сейчас жестко контролируются объемы передаваемых данных и качество электронных документов. Этот маховик раскручивается, и остановить его уже невозможно.
На данный момент Министерство здравоохранения акцентируется на двух направлениях, по которым такие показатели отслеживаются. Первый – это так называемый «Инцидент 38», то есть электронная запись пациента на прием к врачу. Второй блок – это вопросы, связанные с формированием реестра электронных медицинских документов (РЭМД) и корректной передачей медицинских документов на федеральный уровень: протоколов осмотров, лабораторных исследований и т. д.
По первому направлению – ведется постоянный контроль качества записи пациентов на прием к врачу через Единый портал госуслуг (ЕПГУ). Уточню, что сегодня пациенты могут записаться на прием, используя как федеральный портал госуслуг, так и различные региональные сервисы, но на верхнем уровне отслеживается именно этот федеральный источник. Тщательно анализируются ошибки, возникающие при записи. Они условно делятся на две категории: технические и организационные. Организационные ошибки возникают, например, если в регионе не хватает врачей, и пациент при регистрации вместо перечня специалистов или доступных талонов видит пустое окно. Значит, конкретная медицинская организация должна пересмотреть свои процессы, устранить недостатки, более эффективно выстроить работу врачей, медсестер. Технические ошибки связаны с производительностью и доступностью системы: задержки в работе, вопрос валидации данных и другие. Уже достаточно длительное время проходят совещания с регионами под председательством министра здравоохранения РФ, на которых рассматриваются эти целевые показатели: в каждом регионе должно быть не менее 90% успешных записей от общего объема обращений.
В плане передачи медицинских документов – последовательно появляются новые виды документов, подлежащих обмену в электронном виде. Для них разрабатываются формы, справочники, отслеживается, насколько качественно эти документы были переданы. От медучреждений требуют не только определенный объем, но и, например, наличия у всех врачей электронной цифровой подписи. Так, с 1 июня этого года при проведении медико-социальной экспертизы (МСЭ) все документы должны передаваться в бюро медико-социальной экспертизы только в электронном виде.
Зачастую сильный контроль и требование строгой отчетности порождают формализм в исполнении. Удается ли достичь баланса между количеством и качеством в процессе передачи цифровых документов?
Определенные формальности в деятельности медучреждений существовали всегда. Разница только в том, что раньше вообще невозможно было контролировать, что сделал врач, почему он назначил такое лечение и т. д. Иногда нужная бумага терялась, проверяющие занимались этим точечно, не массово, смотрели только отдельные документы. Когда появились медицинские информационные системы, проблема не исчезла, так как специалисты при заполнении документов начали использовать шаблоны. Сейчас ситуация меняется, поскольку существует определенный набор данных, и их строго валидируют, оценивают корректность передачи. То есть действительно стараются контролировать не только количество (сколько передают документов или почему их не передают), но и качество.
Это очень важно, в том числе, для следующего этапа цифровизации медицины – когда специальные сервисы смогут на основе корректных данных подсказывать врачу верные решения: например, при постановке диагноза, при выборе тактики лечения, направлении на обследования, назначениях.
Ранее эксперты говорили о двух сдерживающих факторах, мешающих цифровизации медицинской отрасли: об отсутствии должного внимания главных внештатных специалистов к информационным системам и аналитике данных, а также о неполной или некачественной передаче данных в федеральные системы. Решены ли сейчас эти проблемы?
Эти проблемы решаются постепенно, ведь у исполнителей сейчас просто нет альтернативных вариантов, кроме того, чтобы качественно работать с медицинскими системами. Я уже упоминал, например, о схеме проведения медико-социальной экспертизы, когда врачу обязательно нужно собрать все необходимые документы, чтобы они отправились в электронном виде на федеральный уровень. Он не может что-то пропустить. Видов документов, которые сегодня подлежат обороту исключительно в электронном виде, не много. Но для остальных, порядка 76 видов документов, установлен их объем передачи в федеральную систему ЕГИСЗ.
По поводу включенности внештатных специалистов – могу сказать примерно то же самое. Медицинские системы обрастают данными, и врачи, которые должны контролировать исполнение планов по определенным направлениям – например, онкологии, – не могут не обращаться к цифровым сервисам, аналитическим системам. Это достаточно длительный процесс, но большое продвижение уже есть.
В этом году медицинские организации, прежде всего МИАЦ, столкнулись с новой для себя сущностью – витрины данных. Что такое витрина данных с точки зрения разработчика ПО, и почему это понятие сегодня у всех на слуху?
На самом деле, аналитические сервисы, которые можно назвать витринами данных, врачи использовали и раньше, например, для построения тех же отчетов. Но сегодня в здравоохранении этот вопрос обсуждается в несколько другом, более техническом контексте. Возьмем, например, сервис записи на прием к врачу: пациент заходит на портал ЕПГУ, видит перечень врачей, медорганизаций, нажимает нужную кнопку – в этот момент с портала идет запрос в соответствующую медицинскую систему. На это требуется определенное время. На федеральном уровне пробуют оптимизировать эту задачу с помощью витрин данных, чтобы отдавать пациенту данные как можно раньше.
В России уже несколько лет существует национальная система управления данными, НСУД, которая строится как раз на витринах. Говоря простыми словами, витрина – это специальная база данных, которая умеет быстро отвечать на запросы благодаря тому, что содержит хорошо структурированные данные. Представьте, что в информационных системах разных ведомств (а порой и даже одного ведомства) все данные собираются разрозненно, без унификации. И когда гражданин хочет получить услугу, затрагивающую данные из разных источников, такие данные нужно как-то сопоставить. Это сделать бывает очень сложно – начиная с того, что имя и фамилия гражданина в разных системах могут быть представлены по-разному. А концепция НСУД предполагает, что для каждого органа власти изначально будет создана модель данных в заранее определенном аналитиками формате. Ведомству необходимо выгрузить туда свои данные именно в этом формате, чтобы при запросе к витрине федеральная система НСУД четко понимала, какая информация, где находится. То есть технически витрина – это дополнительное «звено», которое должно обеспечить федеральной системе быструю обратную связь, а пациенту – оперативное получение услуги. Для сервиса записи на прием к врачу есть свои плюсы и минусы в таком подходе, считаем, что нужно все взвесить и посмотреть результаты пилотного проекта.
Насколько сегодня сформирован идеальный цифровой контур здравоохранения? Например, часто приводят в пример сценарий, согласно которому из любой точки страны врач может узнать полную историю болезни пациента, назначенные ранее препараты, данные исследований и другую информацию.
Уверен, что мы продолжаем планомерно и целенаправленно двигаться к формированию цифрового контура: данных становится все больше, и возможности их использования постоянно расширяются. С медицинскими системами работает подавляющее большинство медорганизаций.
Что касается межрегионального взаимодействия – это следующий, еще не пройденный шаг. Предполагается, что регион передает данные на федеральный уровень, а впоследствии этот же или другой регион может при необходимости обращаться в эту централизованную систему. Но пока федеральная система только собирает данные, не предоставляя регионам доступа к ним. Механизм предоставления такого доступа еще прорабатывается.
Как обстоят дела с включением частных клиник в информационный контур?
Частные клиники постепенно подключаются к ЕГИСЗ, но это происходит довольно медленно. Некоторые владельцы бизнеса убеждены, что этот процесс приносит им больше затрат, нежели выгоды: ведь частники работают с уже сформированной клиентской базой, и что-то резко менять им смысла нет. Принудительные меры к ним пока не применяются, сегодня этот вопрос находится в подвешенном состоянии.
Тем не менее, у нас, например, есть большое направление по работе с коммерческими клиентами. Мы проводим обучение, разъясняем частным клиникам преимущества, которые они получают, обладая доступом к централизованным данным: от повышения лояльности клиентов до помощи специалистам в принятии решений.
Какие задачи вам как разработчику медицинских цифровых систем видятся первостепенными?
Наш путь сегодня достаточно четко выверен: мы действуем в общей федеральной повестке, обеспечивая выполнение регионами требований, которые предъявляются федеральными органами власти к качеству и объему передачи медицинских данных.
Внедрение медицинских информационных систем в регионах уже в целом завершено, но продолжаются процессы их интеграции в связи с новыми требованиями. На первый план выходит также задача поддержки этих систем. Каких-то революционных изменений в этом процессе мы не прогнозируем. Планируем улучшать функционал текущих сервисов, поддерживать переход клиентов к витринам данных, в целом дальше работать над повышением качества данных в медицинских системах.