UZ RU

Стигма и дискриминация

В 2003 году ООН объявила, что темой международного дня борьбы со СПИдом и компании 2003 -2004 года остается прошлого года «Стигма и дискриминация». Проблема стигмы и дискриминации было основной сложностью борьбы со СПИДом с самого начало эпидемии. Но если понятие дискриминации знакомо русскоязычному читателю то слова « стигма» является относительно новым, не всегда понятным термином.

Стигма (дословно « ярлык», «клеймо») – чрезвычайно сильный социальный ярлык, который полностью меняет отношение к другим людям и к самим себе, заставляя, относится к человеку только как к носителю нежелательного качества. Существует различные попытки определить стигму как явление. Однако многочисленные исследование позволяют сказать: каждый раз, когда речь идет о стигме, можно увидеть 3 общих черты – три правила стигмы:

  1. Различия между людьми подчеркиваются и считаются важными.
  2. Людям с различиями приписывают негативные качества.
  3. Люди делятся на «нас» и «их».

Если люди считают какое-то отличие очень важным, приписывают людям, у которых оно есть, отрицательные черты, и могут легко разделить по этому признаку людей на «нас» и «их»- речь идет о стигме.

В обществе существуют различные виды проявлений стигмы, который поддерживает друг друга:

  • Культурная стигма
  • Институциональная стигма
  • Личная стигма
  • Межличностная стигма

У стигмы, как у медали есть 2 стороны, она может быть внешней и внутренней, в зависимости от того, направленно ли она на других людей либо на самого себя.

Дискриминация стигма, которая стала действием. Дискриминация возможна только благодаря неравному распределению власти и контроля в обществе. Так пациент может стигматизировать врачей, считая, что они все плохо относятся к ВИЧ- положительным и ничего не понимают в лечении. Подобные взгляды являются стигмой, но они не могут привести к дискриминации. Если же у врача есть стигма по отношению к пациенту с ВИЧ, то дискриминация тут же становится, возможно, например, он может отказаться от оказания мед. помощи. Почему же из всех инфекций и заболеваний именно ВИЧ так «повезло» на стигму?

Причина в том, что для развития стигмы необходимо почва: не зная и страх. Если людям не хватает информации, то они выполняют эту не хватку, обобщая и изобретая ложные стереотипы. Если, эти стереотипы связаны с чем- то, что пугает человека, то людям, обладающими этим качеством начинают приписываться негативные черты, поддерживающие существующие страхи и целый ряд факторов способствует стигматизации людей с ВИЧ.

Важно также помнить о том, что стигма - это полностью иррациональное чувство, и даже эти факторы не могут объяснить, почему люди так слепо соглашаются со стигматизированной точкой зрения.

Гонение и дискриминация представляет собой серьезнейшее препятствия на пути осуществления эффективности профилактики и медицинского ухода связи с ВИЧ и СПИДом. Страх подвергнуться дискриминации может удерживать людей от того, чтобы обратиться за лечением в связи со СПИДом или открыто признать свой ВИЧ- статус. Людям инфицированным ВИЧ или подозреваемым в этом, может быть отказано в получении медико-санитарных услуг, жилья или работы в страховании или въезде в иностранное государство, от них могут отвернуться их друзья и коллеги. В некоторых случаях их выгоняют из дома их собственные семьи, их супруги подают на развод: известны случаи физического насилия и даже убийство. Стигма, окружающая ВИЧ и СПИД, может переходить и на следующее поколение, ложась тяжким бременем на плечи детей, пытающихся справиться с последствиями смерти своих родителей от СПИДа.

Стигма описывается как динамичный процесс девальвации личности, который «в значительной степени дискредитирует» индивидуума в глазах окружающих. Качества, на основе которых возникает стигма, могут быть самыми случайными – например, цвет кожи, манера говорить или сексуальная ориентация. В различных культурах или обществах определенные качества принято считать дискредитирующими или недостойными.

Стигма в связи с ВИЧ многогранна и имеет тенденцию к развитию и усилению негативных факторов вследствие того, что ВИЧ и СПИД ассоциируются с видами поведения, которые и без того считаются маргинальными, например секс-бизнесом, незаконным потреблением наркотиков, гомосексуализмом или транссексуальными отношениями. Кроме того, она усиливает страхи «аутсайдеров» и представителей уязвимых групп, таких как заключенные и мигранты. Распространено мнение, что люди, живущие с ВИЧ, заслужили свою судьбу, потому что совершили какие-то «неправильные проступки». Обвиняя отдельных людей или определенные группы населения («не такие, как все»), другие представители общества не признают собственный риск, избавляют себя от ответственности за решение проблемы и предоставление ухода пострадавшим.

В определенной степени стигма, основанная на страхе, вызвана боязнью людей перед последствиями ВИЧ-инфекции, в частности, высокой смертностью (особенно если лечение не предоставляется широко), или боязнью заразиться, или страхом тех, кто воочию увидел состояние больных СПИДом на последней стадии болезни.

Стигма имеет глубокие корни и основана на критериях повседневной жизни. Хотя связанные со СПИДом образы и различаются, принципиальная основа стигмы в связи со СПИДом способствует усилению социального неравенства. Особенно это касается неравенства по гендерному, расовому и национальному признаку, а также по сексуальной ориентации. Так, например, зачастую к женщинам и мужчинам относятся по-разному, если они инфицированы ВИЧ или если их в этом только подозревают: чаще всего вину возлагают на женщину, даже если источником инфицирования был ее муж; кроме того, инфицированные женщины имеют меньше шансов на то, что их не отвергнут общины, к которым они принадлежат.

Этот процесс связан с давно существующим гендерным неравенством, подкрепляемым представлениями о мужских и женских качествах, из-за которых во все времена именно женщин обвиняли в передаче любых сексуально передаваемых инфекций и приписывали им склонность к «супружеской неверности». Точно так же обвинения в адрес гомосексуалистов и транссексуалов основаны на давней стигматизации в связи с общественными представлениями об их образе жизни и сексуальных предпочтениях. Расовые и этнические стереотипы также способствуют стигме в связи со СПИДом. И, наконец, уязвимость к ВИЧ среди общин, живущих в нищете, усиливает и без того существующую стигматизацию экономически неблагополучных групп населения.

Таким образом, стигматизация в связи с ВИЧ представляет собой процесс дискредитации людей, живущих с ВИЧ. От этого могут пострадать не только люди, действительно инфицированные ВИЧ, или только подозреваемые в этом, но и те, кто пострадал от СПИДа косвенно – например, сироты или дети и члены семей ВИЧ-инфицированных.

Стигматизация может происходить и на другом уровне. Люди, живущие с ВИЧ, могут внутренне примириться с негативным отношением и реакцией окружающих, и зачастую такой процесс приводит к тому, что называется «внутренней стигмой» или самостигматизацией. Самостигматизация связана с тем, что некоторые авторы описывают как «ощущаемая» стигма в противоположность «внешней стигме», поскольку она в первую очередь затрагивает самолюбие и чувство собственного достоинства отдельного человека или общины. У людей, живущих с ВИЧ, это может проявляться в чувстве стыда, собственной неполноценности, заставляет их винить себя в том, что с ними произошло, и все это, вместе с чувством социальной изоляции, может привести к развитию депрессии, замыканию в себе и даже возникновению суицидальных мыслей.

Что такое дискриминация?

Там, где действует стигма, возникает дискриминация. Дискриминация представляет собой действия или бездействие, и направлена против тех людей, которые подвергаются стигматизации. По определению ЮНЭЙДС (2000 г.), приведенном в «Протоколе для выявления случаев дискриминации в отношении людей, живущих с ВИЧ», дискриминацией считается любая форма произвольного проведения различий между людьми, их изоляция или ограничение прав, что негативно воздействует на людей, как правило (но не только) в связи с присущими им личностными характеристиками или предполагаемой принадлежностью к конкретной группе – в случае с ВИЧ и СПИДом это касается людей с подтвержденным или подозреваемым ВИЧ-положительным статусом, – независимо от того, оправданы ли такие меры.

Дискриминация в связи со СПИДом может происходить на разных уровнях. Существует дискриминация в семье и общине, и некоторые авторы называют такую форму «установленной стигмой». Имеются в виду намеренные действия или бездействие, совершаемые для того, чтобы унизить других людей, отказать им в предоставлении услуг или реализации их прав. Примеры такого типа дискриминации в отношении людей, живущих с ВИЧ, могут быть самыми разными: остракизм, то есть, изгнание женщины из семьи мужа к своим родственникам, если она получила положительный диагноз тестирования на ВИЧ, или если отмечаются первые признаки заболевания, или после того, как ее партнер умер от СПИДа; общественная изоляция и отказ от повседневного общения; словесные нападки; физическое насилие; словесные оскорбления и обвинения; распускание сплетен и отказ в предоставлении традиционных похоронных обрядов.

Существует дискриминация и на уровне институциональных организаций – в частности, на рабочих местах, в медицинских учреждениях, тюрьмах, образовательных учреждениях и социальных службах. Такая дискриминация закрепляет «привычную стигму» в институциональной политике и практике, которые дискриминируют людей, живущих с ВИЧ, или приводит к неприменению антидискриминационной политики или процедур для борьбы с дискриминацией. Примеры такого типа дискриминации людей, живущих с ВИЧ, приведены ниже.

  • Медицинские учреждения: пониженные стандарты ухода, отказ в доступе к уходу и лечению, проведение тестирования на ВИЧ без согласия пациента, нарушение конфиденциальности, включая раскрытие информации о ВИЧ-положительном статусе пациента его родственникам и внешним организациям, негативное отношение и унижающие человеческое достоинство действия со стороны медицинского персонала.
  • Рабочие места: отказ в трудоустройстве из-за ВИЧ-положительного статуса, обязательное тестирование на ВИЧ, исключение ВИЧ-положительных сотрудников из пенсионных схем и списков получающих пособия по болезни.
  • Школы: отказ в приеме детей, пострадавших от ВИЧ, или увольнение учителей.
  • Тюрьмы: принудительная изоляция ВИЧ-положительных заключенных, недопущение к коллективной деятельности.

На национальном уровне дискриминация может стать отражением официально принятой или узаконенной стигмы, которая закреплена в существующих законах и политике и применяется на практике. Это может привести к дальнейшей стигматизации людей, живущих с ВИЧ и, в свою очередь, узаконить дискриминацию.

Так, например, во многих странах действуют законы, ограничивающие права отдельных граждан и групп населения, пострадавших от ВИЧ. Предусмотренные ими действия включают:

  • обязательное тестирование и скрининг групп населения и отдельных лиц;
  • запрет людям, живущим с ВИЧ, заниматься определенными видами деятельности и профессиями;
  • изоляция, заключение под арест и принудительное медицинское обследование, и лечение инфицированных лиц;
  • ограничения на международные поездки и миграцию, включая обязательное тестирование на ВИЧ для тех, кто обращается за разрешением на работу, а также депортация ВИЧ-инфицированных иностранцев.

Дискриминация происходит и вследствие бездействия, например, из-за отсутствия или невыполнения законов, политики и процедур, направленных на удовлетворение и защиту прав людей, живущих с ВИЧ.