UZ RU
25.08.2021

Как оценить качество информатизации медицинской помощи: модель цифровой зрелости HIMSS EMRAM

Цифровизация медицинских учреждений – приоритет национального проекта «Здравоохранение». Нормативные документы предписывают, какие функции и сервисы должны поддерживать медицинские информационные системы МО, но эффективность этих систем оценивают по внешним интеграциям – с ЕГИСЗ, ЕГПУ и так далее. Как настроены информационные процессы внутри клиники, остается за кадром, и ответ на вопрос «а как надо?» каждый ищет сам или перенимает опыт коллег. Есть ли критерии «правильной» информатизации и, если да, где их искать? Сегодня такую систему оценки в мире предлагает одна организация – HIMSS.

HIMSS (Healthcare Information and Management Systems Society) – международный независимый эксперт качества информатизации медицинской помощи. Название можно перевести как «Общество информационных и управленческих систем в здравоохранении». HIMSS ищет, собирает и распространяет лучшие практики применения информационных технологий в лечебных учреждениях. Общество основано в 1961 году.

Опыт HIMSS лег в основу нескольких систем сертификаций или моделей зрелости (Maturity Models). Одна из них – HIMSS EMRAM – оценивает больницы, в которых плановая и неотложная помощь оказывается в условиях стационара.

Аттестованные клиники представлены в Северной и Южной Америке, Европе, Великобритании, на Ближнем Востоке, Азиатско-Тихоокеанском регионе – 2448 учреждений по всему миру. В России и Восточной Европе такая клиника одна – ВЦЭРМ им. А.М. Никифорова МЧС России.

Что значат уровни HIMSS EMRAM

EMRAM фокусируется на технологии электронных медицинских записей (Electronic Medical Record – EMR). Модель описывает, как и какие бизнес-процессы должны быть «оцифрованы» в контуре медицинской информационной системы клиники, определяет регламенты этих процессов, требования к конфиденциальности и безопасности данных.

Шкала EMRAM состоит из уровней (Stages).

На первом – Stage 0 – находится больница без информационных систем основных вспомогательных подразделений (лаборатория, аптека, радиология и кардиология).

Stage 1 соответствует клиника, которая использует информационную систему хотя бы в одном из вспомогательных подразделений.

Stage 2 – налажен обмен информацией внутри больницы и базовый уровень безопасности. Врачи ведут электронную медицинскую карту пациентов с минимальным набором данных.

Stage 3 – контроль за движением медикаментов, электронная клиническая, сестринская документация и записи смежных медицинских работников (показатели жизнедеятельности, планы ухода), электронный лист назначений. Безопасность обеспечивается управлением правами доступа.

Stage 4 – электронный ввод назначений обеспечивает поддержку клинических решений на основе системы правил.

Stage 5 – интегрированный центральный архив медицинских изображений (ЦАМИ) исключает пленочные снимки в больнице. Врачи используют структурированные шаблоны медицинских записей. Установлена защита от вторжений. Мобильные устройства сотрудников и больницы распознаются и должным образом разрешены для работы в сети, данные можно удаленно стереть в случае потери или кражи.

Stage 6 – структурированные медицинские записи, развитая система поддержки принятия врачебных (клинических) решений на основе отдельных данных. Замкнутая система управления медикаментами и компонентами крови.

Stage 7 по шкале EMRAM оценивает, как больница использует данные. Каждый пользователь в системе – врач, заведующий отделением, службой, главный врач и так далее – должен получать срезы аналитики по процессам, которыми управляет, в соответствии с назначенной ролью. Эксперты проверяют визуальное представление информации – дашборды, мониторинги, и как пользователь работает с ними: находит проблему и предлагает решение. Кроме этого, важна расстановка задач по приоритетам. Допустим, в больнице есть три срочных задачи: организовать вакцинацию от Covid-19, разгрузить отделение неврологии и запустить систему расчета по новому источнику финансирования. Как понять, что пойдет в работу первым? Нужно задать параметры в системе, которая выстроит аналитическую модель процесса и подскажет, как спланировать очередность задач. Это можно сравнить с системой уровня Коллега (Colleague) и Наставник (Mentor) по классификации Gartner. Управление больницей происходит на основе данных.

Помимо этого, на 7 уровне ведется полная электронная медкарта, включающая все клинические области, ОРИТ, приемное отделение, поликлинику, и полностью электронный документооборот.

Значимыми считаются уровни stage 6 и stage 7. Их присуждают эксперты HIMSS в ходе очного аудита клиники. Уровни 1-5 могут присвоить по результатам анкеты, но они не подтверждаются сертификатом HIMSS EMRAM, так как описывают начальные этапы информатизации.

Нельзя сразу получить stage 7, даже если формально медучреждение соответствует его критериям. Когда клиника решается на сертификацию EMRAM, то начинает с 6 уровня.

ВЦЭРМ им. А.М. Никифорова МЧС России получил сертификат HIMSS EMRAM stage 6 в 2017 году, а stage 7 – в июле 2021 года. Центр работает на медицинской информационной системе МИС qMS.

Как пройти сертификацию

Первый шаг  – подать заявку на сайте HIMSS. Организация обработает запрос и пришлет подробную анкету, которая поможет клинике детально описать внутренние бизнес-процессы. В анкете просят указать количество и состав отделений, перечень нозологий, объем коечного фонда, описать ИТ-инфраструктуру, существующие интеграции, количество дата-центров; рассказать про отдельные процессы – например, как пошагово делают переливание крови или выдают лекарства. Чтобы собрать данные и заполнить анкету, ИТ-отделу обычно требуется 1-2 месяца.

Анкету отправляют в HIMSS, и через несколько дней эксперты выдают отчет, где указан потенциальный уровень (stage), на который может претендовать клиника, и обоснование решения экспертов.

Если клиника решает получить сертификат, она устраняет замечания, которые описаны в отчете, и приглашает к себе комиссию HIMSS на очную аттестацию.

Есть промежуточный этап – тестовая валидация, или gap-анализ. Фактически это генеральная репетиция основной сертификации. После gap-анализа клиника получает на руки отчет с описанием выявленных ошибок, по которому может лучше подготовиться к основной сертификации – там ошибаться нельзя, допускаются лишь мелкие недочеты, которые устраняют в процессе, так называемые домашние задания.

Gap-анализ проводят эксперты HIMSS или сертифицированные компании-консультанты. В России такой компанией является СП.АРМ. Консультанты предлагают полный цикл сопровождения: помогают заполнить анкету, делают gap-анализ с расширенным отчетом, выступают посредником в общении с HIMSS и ведут клинику в ходе аттестации.

Тестовая и итоговая аттестации проходят одинаково. Планируется двухдневный визит. Клиент – больница – рассказывает комиссии про свое учреждение, техническую инфраструктуру: сервера, информационные системы, антивирус, защиту от взлома и так далее. Предварительный доклад занимает около двух часов.

Потом клиент презентует кейсы по процессам, которые больница пересмотрела и улучшила.

Требования каждого этапа EMRAM порой выливаются в самостоятельный проект. Так, на уровне stage 7 есть требование: «Клиническая информация может быть легко передана посредством стандартизированных электронных транзакций между всеми организациями, которые уполномочены лечить пациента, или с помощью обмена медицинской информацией с другими больницами и амбулаторными клиниками».

В Санкт-Петербурге такое взаимодействие осуществляется через интеграционную платформу региональной информационной системы здравоохранения Санкт-Петербурга (ГИС РЕГИЗ). Как федеральное ведомственное учреждение ВЦЭРМ МЧС России не имело доступа к городским системам. Если пациент ранее не обследовался в Центре, врачи не знали базовой информации анамнеза – наличии аллергии, лекарственной непереносимости, хронических болезней. Кроме этого ВЦЭРМ –единственный стационар в Приморском районе Санкт-Петербурга, который ежегодно принимает более 3500 горожан по программе госгарантий бесплатной медицинской помощи.

В сентябре 2019 года ВЦЭРМ инициировал интеграцию с ГИС РЕГИЗ и заключил соглашение с Комитетом по здравоохранению города. Процесс подключения к городским информационным системам занял всего 2,5 недели – в том числе, за счет использования открытых профилей обмена данными API и международного стандарта HL7 FHIR. Консультацию по техническим аспектам предоставила компания «Нетрика Медицина», которая занимается развитием городских информационных подсистем интеграционной платформы ГИС РЕГИЗ.

Центр получил доступ к интегральной электронной медицинской карте (ИЭМК) и возможность передавать данные пациентов, которые прошли лечение во ВЦЭРМ, а также запрашивать данные по пациентам, которые поступили на лечение. Медицинские документы отображаются в привычном интерфейсе МИС – это удобно и не отнимает дополнительное время специалиста на приеме.

После презентации кейсов показывают работу отделений, врачей, медсестер и медицинского персонала. Эксперты смотрят, как сотрудники заполняют ЭМК, насколько структурированы данные, как работает система поддержки принятия решений – это обязательный этап, как работают системные оповещения и подсказки, есть ли встроенные инструменты контроля, например, как врач отслеживает выполнение назначения медсестрой. Также проверяется ход лечебного процесса – забор крови, выдача лекарств, работа оперблока, радиологов, анестезиологов-реаниматологов, информационных систем отделений и оборудования. HIMSS составляет индивидуальный сценарий аттестации, и все детали, из которых складываются бизнес-процессы клиники, изучают очень пристально.

Из-за пандемии Covid-19 аудит могут провести по Zoom, но от этого процесс не становится легче. Больнице нужно создать условия, максимально приближенные к личному визиту – оборудовать студию и мобильные рабочие места.

Если все прошло хорошо, клинике присуждают уровень EMRAM, размещают на сайте HIMSS и приглашают выступить на ежегодной конференцию с докладом о своем кейсе аттестации.

В случае gap-анализа, учреждение устраняет замечания, описанные в отчете, и планирует итоговую аттестацию.

Каждый этап – платный. Сертификат HIMSS EMRAM действует три года. После этого валидацию нужно пройти повторно – подтвердить текущий уровень или получить следующий.

При аттестации на stage 7, кроме сотрудников HIMSS, присутствуют три или четыре внешних эксперта. Это директора по информатизации или заместители главных врачей по ИТ клиник с сертификатом 6 или 7 уровня. Михаил Бахтин, помощник директора по медицинским информационным технологиям ВЦЭРМ, участвовал в аттестации клиники в Саудовской Аравии и Оксфордской клиники (Oxford University Hospitals NHS Trust).

На аттестации ВЦЭРМ МЧС России присутствовало семь внешних экспертов – беспрецедентный случай.

Чем HIMSS отличается от других сертификаций

В здравоохранении часто используют ISO 9000 и JCI (Joint Commission International).

ISO 9000 – серия универсальных международных стандартов менеджмента качества, которые не учитывают специфику медицинских учреждений.

JCI (Joint Commission International) – это стандарт качества оказания услуг, который определяет регламенты и правила работы сотрудников медорганизации. На практике отследить, что стандарт соблюдают и после отъезда комиссии JCI, сложно, если контроль не автоматизирован.

Ключевое отличие моделей HIMSS в том, что они настраивают правильные информационные процессы в клинике и замыкают их в единую защищенную медицинскую сеть со сквозной интеграцией между отделениями, оборудованием, специалистами, внешними системами, регулируя уровни доступа к данным для каждой из пользовательских ролей.

Ввод данных структурирован, формализован и снижает возможность ошибки за счет встроенных инструментов контроля и мониторинга. Поэтому даже новый сотрудник с минимальными компьютерными знаниями, следуя алгоритму и системным подсказкам, не сможет забыть или неправильно заполнить медицинскую карту, выдать не те лекарства, перепутать биологический материал.

Моделью HIMSS EMRAM можно пользоваться как точной и прозрачной картой информатизации, проходя через каждый stage как контрольную точку в сторону финиша – преемственной, превентивной цифровой медицины, которая ориентирована на безопасность и качество жизни пациента.