UZ RU
25.04.2018

Как системе фармацевтического образования успеть за развитием отрасли?

Система фармобразования с трудом успевает за новыми тенденциями в сфере фармацевтике, и поэтому важно уже сегодня давать выпускникам специализированных вузов знания, которые будут востребованы в будущем. Что должен содержать современный образовательный стандарт? Как построить в России современную систему фармацевтического образования? Эти и другие вопросы обсуждали представители ведущих медицинских и фармацевтических вузов России на заседании секции конгресса «Человек и лекарство», которое было посвящено новым тенденциям фармацевтического образования.

По новым стандартам

Профессиональный стандарт «Провизор», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 марта 2016 г. №91н, нуждается в корректировке. В ближайшие годы провизоров будут готовить в соответствии с требованиями, изложенными в обновленной версии федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ВО 3++), работа над которым еще продолжается.

Принципиально важно, чтобы обновленные образовательные стандарты учитывали не только базовые измеряемые навыки выпускника вуза, но также отражали потребности конкретного региона. На это обращает внимание эксперт по применению профессиональных стандартов в системе профессионального образования, советник при ректорате СПХФУ, член РГ Совета по ФГОС Минобрнауки России Елена Зима.

Конкретные навыки и умения, которыми должен владеть специалист, можно измерить при выпуске или аттестации. Но в прежних образовательных стандартах встречались очень странные понятия, оценить уровень понимания и владения которыми было в принципе нереально.

«Например, в прежних требованиях значилось понятие «культура мышления». А что это? Как понимать, кто из выпускников работает культурно? В отрасли шли дискуссии, целые диссертации были написаны на эту тему. В итоге это понятие из требований исчезло из-за своей расплывчатости», – сообщила Елена Зима.

Кроме того, как подчеркнула эксперт, старый вариант программы содержал трудновыполнимые требования, такие как обязательная клиническая практика для будущих провизоров, что исполнить на практике было затруднительно.

ФГОС ВО 3++ предусматривает для фармацевтов только очное обучение. Разработчики профстандарта считают, что выпускник должен помимо основных получить также экспертно-аналитические и организационно-управленческие компетенции и быть готов ко всем видам деятельности в области фармации. Однако ядро знаний, конечно же, должно оставаться провизорское.

И хотя ФГОС предъявляет жесткие требования к индикаторам знаний, у образовательных организаций остается свобода выбора вариантов комплектации учебных занятий. Вузы по собственному усмотрению могут включить для студентов дополнительные часы по изучению контрольно – разрешительной системы, производства, а также научно-исследовательской сферы. Однако, по мнению эксперта, получать эти дополнительные знания на второй ступени обучения после базового курса захотят далеко не все выпускники, тем более, что второй год дополнительного обучения будет платным.

Учитывает новый стандарт и возможность проведения профессионально-общественной аккредитации. В этом случае уровень знаний выпускников фармфакультетов по отдельным модулям будет оценивать работодатель, либо объединение работодателей, что позволит повысить качество образовательных программ, подчеркнула Елена Зима.

Образование на опережение

О необходимости уже сегодня давать выпускникам опережающее образование, считает профессор, член Федерального учебно-методического объединения в сфере высшего образования по УГСН 33.00.00 «Фармация», декан фармацевтического факультета Первого МГМУ им. Сеченова Наталья Пятигорская.

Информационные, социальные, биолого-химические компетенции должны преподаваться студентам в рамках междисциплинарного подхода. У специалиста важно формировать широкий кругозор: он должен разбираться не только в каждом учебном предмете по отдельности, но и ориентироваться в более общих темах и направлениях, включая сферу права и регуляторную политику. «Эти знания требуют постоянного и ежегодного обновления, – заметила профессор Пятигорская. – Пополнять этих знаний один раз в пять лет уже недостаточно».

С целью внедрения междисциплинарного обучения только в 2017 году в Сеченовском университете было обновлено более 150 программ обучения и внедрено до 30% новых дисциплин, среди которых «клеточные продукты», «молекулярная патология», «биоинформатика» и другие программы, подразумевающие образование в области разработки и оборота лекарственных препаратов, подчеркнула Пятигорская.

Какое долно быть фармконсультирование

Фармацевтическое консультирование является одним из базовых элементов концепции Надлежащей аптечной практики, отмечает доцент кафедры фармации и фармакологии Дальневосточного государственного медицинского университета (ДВГМУ) города Хабаровска Мария Соболева. Но на что обратить внимание при обучении будущих провизоров основам фармацевтического консультирования?

Ответ на этот вопрос дал социологический опрос, проведенный среди 125 выпускников фармколледжа и факультета фармации ДВГМУ, а также 432 посетителей аптек. Соцопрос показал, что чаще всего фармацевтическое консультирование требуется в отношении противокашлевых (67%) и противовирусных препаратов (66%). Половина опрошенных отметили необходимость консультаций по препаратам для ЖКТ и НПВП. В 38% случаев требовалась фармконсультация по противоаллергическим ЛС и антибиотикам, а в 30% — по группе витаминов и БАДов.

Женщины обращаются за консультациями чаще (67,36%), чем мужчины. И хотя в целом посетители аптек остались удовлетворенными консультациями, несмотря на советы провизоров и фармацевтов к врачам впоследствии обратились только 37,6% из них. Как правило, это было связано с ухудшением самочувствия или необходимостью прохождения обязательных осмотров на производстве или диспансеризации.

На основании опроса выпускников факультета фармации был сделан вывод, что наибольшее количество учебных часов требуется выделять на изучение следующих терапевтических групп: НПВП и противовирусных препаратов, а при изучении рецептурных средств – на группу препаратов, применяемых при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Наиболее важными аспектами фармконсультирования являются: синонимическая замена, показания к применению, доза и схема применения, а также развитие побочных эффектов.

Работа по совершенствованию системы фармацевтического образования продолжается. Новые редакции стандартов и программ должны быть готовы и утверждены к сентябрю 2018 года. Предполагается, что с их принятием повысится и качество фармацевтического образования.

Современное образование немыслимо без симуляционных технологий и дистанционных методов обучения. Очень важно, чтобы в формировании компетенций будущих фармацевтов участвовали компании-производители фармацевтической продукции. Также важно наладить взаимодействие с ведущими медицинскими центрами страны и мира, считают эксперты.

«Опыт совершенствования системы фармацевтического образования по специальности «фармация» сегодня нарабатывается в ведущих медицинских и фармацевтических вузах России, и он позволяет сформулировать комплекс предложений по совершенствованию образовательных программ», – подчеркнул ректор Пятигорской государственной фармацевтической академии Всеволод Аджиенко

 

Источник:  lekoboz.ru