ФФОМС подсчитал будущие доходы и расходы
Заместитель председателя ФОМС Ирина Соколова на брифинге о бюджете системы ОМС рассказала, что с 2018 года благотворительные организации, аптеки и другие компании, которые раньше платили взносы в фонд ОМС по сниженной ставке (4%), начнут платить за медицинское страхование в полном объеме: 5,1% от зарплаты сотрудников. Индивидуальные предприниматели будут раз в год выплачивать фиксированный взнос, в 2018 году он составит 5,8 тысячи рублей. Медицинскую помощь в сельской местности начнут финансировать по подушевому нормативу. Также с нового года медицинскую помощь по ОМС в России будут получать граждане Абхазии и Южной Осетии, оплачивать их лечение будет ФОМС из нормированного страхового запаса.
В конце 2017 года Госдума приняла закон, согласно которому благотворительные организации, аптеки и другие компании, которые платили страховые взносы по сниженной ставке – 4%, с 2018 года перейдут на оплату страховых взносов за своих сотрудников по полной ставке – 5,1% от заработной платы.
Так называемые выпадающие доходы (средства, которые не поступают в фонд из-за льготной ставки по взносу) компенсируют из федерального бюджета, в 2018 году ФОМС ожидает доплату за льготников в размере около 32 млрд рублей. «И так как многие перейдут на полный тариф, – рассказала Соколова, – в 2020 году ФОМС от государства получит только 6 млрд рублей».
С 2018 года «по поручению президента было принято решение, что мы переходим по этим категориям [самозанятым. – Vademecum] от МРОТ к фиксированному взносу: в 2018 году это 5 840 рублей. Они будут продолжать выплачивать взносы один раз в год», – добавила она. В предыдущие годы самозанятые (нотариусы, адвокаты и другие индивидуальные предприниматели) платили взнос на ОМС исходя из законодательно установленного минимума оплаты труда в месяц (МРОТ), в среднем по России в 2017 году ежегодный взнос составлял около 4,7 тысячи рублей.
На высокотехнологичную медицинскую помощь, не погруженную в ОМС из бюджета ФОМС, федеральные медицинские центры в 2018 году получат 94,5 млрд рублей, в субъекты в качестве софинансирования ВМП, не включенного в ОМС, направят 6,2 млрд рублей.
В 2020 году, по словам Соколовой, на финансирование дорогостоящей высокотехнологичной медицинской помощи, которая не входит в ОМС, планируют потратить уже 100,5 млрд рублей, из них 77,1 млрд рублей – это дополнительное финансирование из федерального бюджета. Финансирование амбулаторной помощи в 2018 году вырастет на 20%, скорой помощи и дневных стационаров – на 23%, реабилитации – на 40% по сравнению с 2017 годом.
Изменения коснутся и сельских клиник, в медучреждениях отдаленных регионов перейдут на оплату помощи по душевому нормативу. В 2018 году этот показатель превысит 1 тысячу рублей, что на 21% больше, чем в 2017 году.
«Размер нормированного страхового запаса фонда, – рассказывает Соколова, – не очень большой, где-то 2,5 млрд. Эти средства предусмотрены на то, что, если у нас не будет хватать доходов, будет так называемый кассовый разрыв, мы будем покрывать недостаток [из нормированного запаса. – Vademecum]», – рассуждает Соколова. В действительности эти средства, по словам Соколовой, рассчитаны на выполнение обязательств по международным договорам, с 2018 года медицинскую помощь по ОМС в российских клиниках бесплатно будут получать жители Абхазии и Южной Осетии, по словам заместителя председателя ФОМС, соответствующие договоры с республиками уже подписаны.
Общий доход Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2018 году составит чуть более 1,8 трлн рублей, рассказала Соколова. При этом в 2018 году фонд ожидает потратить 1,9 трлн рублей, причем около 94% своего бюджета ФОМС перераспределяет между регионами, деньги идут на выполнение базовой программы обязательного медицинского страхования.
В 2018 году из бюджета ФОМС регионы получат 1,87 трлн рублей, что на 333,2 млрд рублей больше, чем в 2017-м. Эти деньги, по словам Соколовой, должны гарантировать исполнение майских указов президента, по которым уже подошли сроки выполнения.
За пять лет организаторам здравоохранения так и не удалось достичь обозначенного в майских указах президента отраслевого показателя – к 1 января 2018 года поднять доходы врачей до 200% от средней зарплаты по региону. Не помогли ни федеральные вливания, ни работа на местах – оптимизация инфраструктуры, сокращение и перетасовка штатов, ориентация больниц на дополнительные каналы продаж. Единственное условное достижение – сокращение разрыва между уровнем зарплат руководителей государственных клиник и рядовых медиков. Пытаясь понять, успеет ли индустрия поспеть к поставленному президентом дедлайну, Vademecum сверил результаты официальной статистики за первые девять месяцев 2017 года с полевыми опросами фонда «Здоровье» и профессионального сообщества «Врачи РФ».
«Мы этот вопрос контролируем», – прокомментировала ситуацию с выполнением майских указов президента в регионах Соколова.
Источник: vademec.ru