Дистанционные технологии в последипломном образовании
Получение новых знаний и умений для специалиста, прошедшего первичную специализацию в сложившейся системе послевузовского образования, возможно лишь на кафедрах или факультетах последипломного образования. Образовательный процесс ведется в основном в виде 2 вариантов циклов: сертификационных и тематического усовершенствования. Первый вариант цикла обязателен для каждого специалиста 1 раз в 5 лет и выполняет, в том числе, и формальные функции. Второй, в идеальной ситуации, должен быть востребован исходя из запросов и потребностей руководства здравоохранения конкретного региона, а тематика определяться исходя из наличия проблемных участков в работе системы здравоохранения, а также необходимости повышения качества и модернизации системы здравоохранения конкретного региона в конкретный период времени. Таким образом, нам представляется возможным выделить несколько проблем эффективного развития последипломного образования в медицине на современном этапе.
1. Организационные проблемы:
- отсутствие физической возможности направления специалиста на очную форму образования (нехватка специалистов на местах, удаленность лечебнопрофилактических учреждений от учебных баз);
- объективные сложности для руководителя лечебно-профилактического учреждения направить врача на обучение (необходимость оплаты обучения (бюджет или ЛПУ), подмены специалиста, оплата проживания, сохранение заработной платы).
2. Педагогические:
- обучение по клиническим специальностям, а тем более хирургического профиля, не может проводиться заочно;
- объективные трудности в формировании однородных групп обучаемых (стаж, навыки, работа в стационаре или в поликлинике);
- в рамках сертификационного цикла невозможно глубоко осветить все достижения в изучаемой специальности за 5 лет.
Все это является в определенной степени барьером для развития и совершенствования специалиста, в особенности молодого, что не может не сказываться на качестве оказания медицинской помощи в целом. А без обучения и внедрения новых медицинских технологий модернизация системы здравоохранения невозможна.
Одним из способов решения существующих проблем, на наш взгляд, может стать внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс.
На кафедре хирургических болезней с курсом урологии последипломного образования ГОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения и социального развития РФ» в рамках реализации программы «Электронный регион» были разработаны и внедрены ряд программ обучения с элементами дистанционного образования для специалистов региона. Отличительной особенностью, и одновременно основной сложностью их проведения явилось то, что целевой аудиторией стали врачи-хирурги и урологи это специальности, требующие развития в том числе и мануальных навыков.
Первым этапом нашей работы по внедрению обсуждаемого способа обучения явилось создание циклов тематического усовершенствования (ТУ). Таковыми явились цикл ТУ «Хирургия через малые доступы» (обучаемые врачихирурги) и ТУ «Теоретические основы малоинвазивной хирургии и урологии» (обучаемые врачи-хирурги, врачи-урологи, заведующие операционными блоками).
Принцип построения обучения был следующим.
Выделено 2 блока соответственно типам занятий: лекционная (теоретическая) и практическая части (семинары и практические занятия). Теоретическая часть была нами полностью переведена в дистанционную часть цикла. Обучаемый самостоятельно в удобное для него время изучает материал, который может быть представлен как в виде текстов с иллюстрациями, так и в формате видеоматериалов (иллюстративного характера, видеозаписи чтения лекций, при технической возможности чтение лекции в режиме телеконференции).
Принципиальным, с нашей точки зрения, является обязательное наличие не только финального контроля знаний (на семинарах и итоговом собеседовании), но и промежуточного контроля в дистанционной части. В нашем варианте мы использовали online тестовый контроль после каждой изученной темы, причем непрохождение теста не дает возможности двигаться по темам дальше. Еще одним организующим фактором служит доступность теста только в определенное время, устанавливаемое преподавателем. Все это позволяет сформировать ответственное отношение обучаемого к такой форме обучения. Невыполнение теоретической части цикла к определенному времени означает недопуск курсанта к практической части обучения.
В ходе обучения курсант имеет возможность связаться с преподавателем посредством электронной почты. При необходимости для данного обучаемого возможно выкладывание дополнительного учебного материала, видеопосланий с комментариями и планирование индивидуального плана для очной части занятий.
Преподаватель, в свою очередь, имеет возможность полностью контролировать статистику прохождения тем и тестов каждого обучаемого.
Практическая часть занятий, проводимая в очной форме, строилась по классическому типу: семинарские занятия, присутствие в операционной. Важной составляющей процесса обучения хирургическим специальностям является отработка мануальных навыков владения современным инструментарием и оборудованием операционной. Такая возможность была и у наших курсантов. Во время практической очной части цикла был оборудован учебный класс, оснащенный эндовидеоскопической стойкой, муляжом брюшной полости и эндоскопическим инструментарием.
Основываясь на полученном положительном опыте, на нашей кафедре разработаны и внедрены циклы ТУ «Ультразвуковая диагностика заболеваний простаты в практике уролога», «Избранные вопросы урологии и андрологии», сертификационный цикл по специальности «Урология».
На циклах с элементами дистанционного образования нами обучено более 100 человек. Таким образом, считаем возможным сказать следующее.
- Использование дистанционных технологий в последипломном образовании по клиническим специальностям хирургического профиля возможно.
- Дистанционные технологии позволяют индивидуализировать процесс обучения для конкретного слушателя, обучающегося в разнородной группе, обеспечивая модульный принцип построения учебного материала.
- Дистанционные технологии позволяют эффективно осуществлять контроль за процессом обучения и обратную связь с преподавателем.
- Позволяют сократить финансовую нагрузку на систему здравоохранения, связанную с обеспечением непрерывного образования специалистов.
- Создают предпосылки для дальнейшего развития последипломного образования на качественно ином уровне, обеспечивая модернизацию здравоохранения.