UZ RU
24.08.2009

Оперировать головной мозг можно будет без трепанации черепа

Швейцарские медики испытывают революционный метод, позволяющий оперировать головной мозг вообще без трепанации черепа. Авторы этой разработки - два цюрихских профессора: Даниэль Жанмоно, заведующий отделением нейрохирургии университетской клиники, и Эрнст Мартин-Фиори, глава Центра магнитно-резонансной томографии университетской детской клиники. Профессор Жанмоно не сомневается в том, что вскоре сможет навсегда отказаться от скальпеля и остеотома. Его новым инструментом в операционной станет генератор ультразвука.
"Немецкая Волна" сообщает, что уже более двух десятков лет пациентами профессора Жанмоно являются, прежде всего, люди с опухолями и нарушениями функций головного мозга. Нередко такие пациенты страдают сильнейшими болями, против которых медикаментозная терапия бессильна, так что единственный способ помочь им состоит в физическом разрушении определенной группы клеток в так называемом таламусе. Таламус, или зрительный бугор, - это особая структура промежуточного мозга, выполняющая функцию подкоркового центра всех видов общей чувствительности. В таламусе сходятся нервные окончания большинства сенсорных нейронов, несущих импульсы в кору головного мозга, и здесь же берут начало нервные волокна, передающие эти импульсы в соответствующие зоны коры. Поэтому нарушение функции клеток этого региона мозга могут вызывать самые разные симптомы - от тремора до фантомных болей, от тиннитуса, то есть шума в ушах, до эпилептических припадков.
Исследование активности головного мозга с помощью магнитно-резонансной томографии показалo, что источником всех бед являются, как правило, очень небольшие, размером в считанные миллиметры, участки таламуса. До сих пор традиционный метод лечения состоял в термическом разрушении этих участков с помощью особого зонда, вводимого в мозг через отверстие в черепе. Конечно, хирургическому вмешательству предшествует магнитно-резонансная томография, дающая снимки высокого разрешения, на основе которых и осуществляется навигация зонда в процессе операции. Тем не менее, метод сопряжен с известной долей риска: в 4-ех процентах случаев имеют место те или иные осложнения, будь то кровотечения, инфекции или даже разрушение здоровой мозговой ткани - и это там, где на счету каждый миллиметр. По словам профессора Жанмоно, такие операции, несмотря на самые современные средства визуализации, напоминали "полеты вслепую".
И вот теперь на горизонте замаячила альтернатива - сфокусированное высокоэнергетическое ультразвуковое излучение. "Речь идет о том, чтобы множество лучей собрать в одной точке, - поясняет профессор. - По сути дела, это тот же принцип, который позволяет с помощью увеличительного стекла поджечь лист бумаги, сфокусировав на нем солнечные лучи".
В данном случае таких лучей - правда, не солнечных, а ультразвуковых, - ровно 1024. Они беспрепятственно проникают со всех сторон сквозь кости черепа в мозг, фокусируясь на группе клеток, подлежащих разрушению, и нагревая их до нужной температуры. Конечно, это излучение на много порядков мощнее того, что используется в стандартной ультразвуковой диагностике, но и оно совершенно безопасно для пациента.
Неинвазивные методы операции сводят риск инфекции к нулю. Перед операцией больной должен обрить голову наголо. Чтобы обеспечить ее абсолютную неподвижность на протяжении тех 6 часов, что длится процедура, голову жестко закрепляют в специальной раме, а затем надевают на нее шлем-излучатель специальной конструкции. Все это время пациент находится в полном сознании. Используя магнитно-резонансную визуализацию и термометрию, хирург наводит лучи на мишень - каждый луч отдельно, с учетом толщины и плотности костей черепа. "Важно, что магнитно-резонансный томограф постоянно, каждые 3-5 секунд, выдает нам термографическую картинку мозга, - говорит профессор Жанмоно. - Это позволяет нам визуально контролировать ход операции в режиме реального времени".
Высокоточное наведение лучей позволяет получить в фокусе температуру в 59 градусов - этого вполне достаточно, чтобы разрушить белковые структуры подлежащих уничтожению больных клеток таламуса. В то же время соседние кровеносные сосуды не повреждаются, так что риск кровотечения минимален, а инфекции и вовсе исключены, поскольку целостность черепа не нарушена.