Квалификационная характеристика на врачебную специальность – стоматология детская.
Квалификационная характеристика на врачебную специальность – стоматология детская.
В соответствии с требованиями специальности стоматология детская, врач должен знать и уметь:
I. ОБЩИЕ ЗНАНИЯ:
1.Основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения.
2.Общие вопросы организации стоматологической помощи детям, организацию работы скорой и неотложной помощи детскому населению.
3.Организацию работы стоматологических кабинетов, оборудование и оснащение.
4.Основные требования к стерилизации стоматологического оборудования.
5.Топографическую анатомию головы и челюстно-лицевой области, особенности кровоснабжения, иннервации и лимфотока, строение зубов, эмбриологию челюстно-лицевой области, основные нарушения эмбриогенеза.
6.Анатомо-физиологические особенности детского организма в различных возрастных группах.
7.Основные вопросы нормальной и патологической физиологии челюстно-лицевой области, взаимосвязь функциональных систем организма и уровни их регуляции.
8.Биологическую связь и основные функции зубочелюстной системы, биомеханику жевания, возрастные изменения челюстно-лицевой области, особенности воздействия на нее внешней и внутренней среды.
9.Роль гигиенического содержания полости рта и предупреждение развития заболеваний зубов и пародонта.
10.Принципы, приемы и методы обезболивания в детской стоматологии, вопросы интенсивной терапии и реанимации.
11.Этиологию и патогенез основных стоматологических заболеваний и пороков развития, их влияние на органы и системы организма человека.
12. Основы фармокотерапии в детской стоматологии.
13.Показания и противопоказания к применению рентгенологического и других методов обследования.
14. Основы иммунобиологии, роль наследственных факторов в развитии стоматологических заболеваний.
15. Клиническую симптоматику основных заболеваний челюстно-лицевой области у детей, их профилактику, диагностику и лечение.
16. Клинические проявления в полости рта системных болезней ребенка.
17.Клиническую симптоматику пограничных состояний в детской стоматологии.
18.Пределы консервативной терапии зубов в различных возрастных группах, показания к удалению зубов с целью профилактики и лечения зубочелюстных аномалий, методы ортопедического и ортодонтического лечения и показания к протезированию.
19. Применение факторов физиотерапии в детской стоматологии.
20.Основы рационального питания здорового ребенка, принципы диетотерапии при заболеваниях челюстно-лицевой области.
21.Вопросы организации и деятельности медицинской службы гражданской обороны.
22. Формы и методы санитарно-просветительной работы.
II. ОБЩИЕ УМЕНИЯ:
1.Получить информацию о заболевании, применить объективные методы обследования больного, выявить общие и специфические признаки заболевания, особенности в случаях, треюующих неотложной помощи или интенсивной терапии. оценить тяжесть состояния, принять необходимые меры для выведения больного из этого состояния, определить объем и последовательность реанимационных мероприятий, оказать их при травматическом и анафилактическом шоке, остром сосудистом коллапсе, острой кровпотере, острой сердечной и дыхательной недостаточности, гипертоническом синдроме (искусственное дыхание, массаж сердца, остановка кровотечения, перевязка и тампонада раны, транспортная иммобилизация, промывание желудка при отравлении, срочная трахеотомия при асфиксии).
2. Провести обследование челюстно-лицевой области, включая: обследование мягких тканей лица, височнонижнечелюстного сустава, слюнных желез и региональной лимфатической системы, зондирование зубов, патологических зубо-десневых карманов, свищей, перкуссию и термодиагностику зубов, электроодонтодиагностику, определение степени тяжести заболевания слизистой оболочки полости рта, а также определение факторов, способствующих развитию патологии пародонта и симптомы воспаления и деструкций тканей пародонта.
3.Определить необходимость специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, радиоизотопных, функциональных и др), дать интерпретацию их результатов. провести дифференциальную диагностику основных стоматологических заболеваний у детей. обосновать клинический диагноз. обосновать схему, палн и тактику ведения больных.
4. Выпольнить местное (инфильтрационное и проводниковое) обезболивание и определить показания к общему обезболиванию при стоматологических заболеваниях.
5.Распеределить детей на диспансерные группы, знать кратность осмотров в этих группах.
6. Составить индивидуальный план-график работы на участке. планировать диспансерную работу.
7.Проводить профилактику основных стоматологических заболеваний и зубочелюстных аномалий.
8.Организовать гигиеническое обучение и воспитание детей и родителей, педагогов, среднего медицинского персонала.
III.СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ:
1.Осуществить лечение кариеса у детей: проводить препарирование твердых тканей при формировании кариозных полостей под различные пломбировочные материалы с использованием скоростных и трубинных машин6 выбирать пломбировочные материалы с учетом возрастных особенностей строения тканей зубов, анатомической принадлежности зуба, глубины и локализации кариозной полости, а также степени активности кариозного процесса; проводить пломбирование с использованием вспомогательных средств (матриц, клинишки, колпачки и др); обрабатывать пломбы из разных пломбировочных материалов; при лечении осложненных форм кариеса уметь провести ампутацию пульпы (прижизненную и после девитализации), экстирпацию пульпы (прижизненную и после девитализации); провести инструментальную обработку канала, используя при этом функциональные свойства эндодонтических инструментов; медикаментозную обработку корневых каналов и их пломбироване.
2.Оформлять медицинскую документацию.
3. Врач детский стоматолог должен знать:
- Профилактику, диагностику, клинику, принципы лечения и уметь диагностировать и оказывать неотложную помощь при следующих состояниях;
- острая зубная боль;
- острые гнойные воспалительные заболевания;
- повреждения челюстно-лицевой области.
Должен уметь установить диагноз и провести необходимое лечение при следующих заболеваних:
4. Заболевания зубов:
- Пороки развития временных и постоянных зубов;
- кариес зубов;
- пульпит временных и постоянных зубов;
- периодонтит временных и постоянных зубов;
- повреждения зубов.
5. Болезни пародонта:
- Гингивит;
- маргинальный пародонтит;
- пародонтоз;
- парадонтома.
6. Болезни слизистой оболочки полости рта (острые, хронические):
- Повреждения, возникшие вследствие механической, физической и химической травмы;
- заболевания, возникшие вследствие вирусных и бактериальных инфекций;
- заболевания возникшие вследствие аллергических реакций;
- изменения и заболевания слизистой оболочки полости рта, являющиеся симптомами или проявлением патологии других органов и систем организма и возникающие при болезнях крови, желудочно-кишечного тракта и печени, острых инфекционных заболеваниях, системных заболеваниях, сердечно-сосудистых заболеваниях, эндокринных заболеваниях, нервно-психических заболеваниях.
Должен установить диагноз и знать принципы лечения и профилактики при следующих заболеваниях:
7. Пороки развития лица, челюстей, зубов:
- аномалии развития преддверия полости рта и прикрепления уздечек губ и языка;
- боковые и срединные кисты и свищи шеи;
- пороки развития зубов и челюстных костей (макрогения, прогения, микрогнатия и прогнатия, аномалии числа, формы зубов и др.);
- расщелина верхней губы (односторонняя и двусторонняя);
- расщелина нёба.
8. Гнойно-воспалительные процессы челюстно-лицевой области:
- Воспалительные процессы мягких тканей челюстно-лицевой области (лимфаденит, абсцесс и флегмона, сиалоаденит);
- воспалительные процессы челюстных и лицевых костей (периостит челюсти, остеомиелит одонтогенный, остеоартрит);
- специфические воспалительные процессы (актиномикоз, туберкулез).
9. Повреждения челюстно-лицевой области:
- Открытые и закрытые повреждения мягких тканей;
- повреждения зубов;
- повреждения челюстно-лицевых костей.
10. Доброкачественные и злокачественные новообразования челюстно-лицевой области:
- Опухоли мягких тканей,
- опухоли челюстных костей.
11. Зубочелюстные аномалии:
- Факторы риска возникновения зубочелюстных аномалий;
- формирующиеся и сформированные аномалии прикуса.
IV. ДОЛЖЕН УМЕТЬ (иметь навыки):
- Эксплуатация стоматологического оборудования и оснащения (стоматологического кресла различной конструкции, скоростные и турбинные машины, наконечники всех видов, аппарата ЭОД, ДКС, амальгамосмесители, ультразвуковые аппараты для зубного камня);
- препарирование кариозных полостей во временных и постоянных зубах при различной локализации, и под разные пломбировочные материалы;
- наложение лечебной или изолирующей прокладки;
- пломбирование зубов различными пломбировочными материалами;
- техника первичной и отсроченной обработки пломб;
- методика формирования эндодонтического доступа при осложненном кариесе;
- владение эндодонтическим инструментарием;
- поэтапная инструментальная обработка корневых каналов;
- методы очистки эндодонтического инструментария;
- лечение пульпита методом сохранения жизненности пульпы;
- лечение пульпита методами ампутации, экстирпации, с применением обезболивания, диатермокоагуляции и девитализации;
- лечение периодонтита с разной степенью сформированности корней зуба;
- внутриканальный электрофорез;
- различные методы пломбирования корневых каналов;
- профессиональная гигиена полости рта;
- кюретаж зубодесневых карманов;
- обработка эрозий, афт, язв слизистой оболочки рта;
- реминерализующая терапия;
- покрытие зубов фторсодержащими лаками;
- методика заливки фиссур;
- удаление на зубах отложений;
- местное лечение заболеваний пародонта с использование мазей, аппликаций, повязок и т.д.;
- местные аппликационное инфильтрационное и проводниковое обезболивание;
- вскрытие абсцессов в полости рта;
- остановка внутреннего и наружного кровотечения;
- трахеотомия;
- определение вида прикуса;
- оценка функциональных отклонений в зубочелстной системе;
- методы миогимнастики;
- измерения лица, зубов, зубных рядов в полости рта;
- выполнение и оценка окклюзиограммы;
- пришлифовывание окклюзионных поверхностей и сошлифовывание точек неправильного контакта;
- сепарация временных зубов с целью профилактики и лечения зубочелюстных аномалий;
- удаление временных и постоянных зубов;
- искусственное дыхание;
- закрытый массаж сердца.
Составили:
С.С. Агзамходжаев (Главный стоматолог МЗ РУз.).
Х.П. Камилов (Профессор кафедры терапевтической стоматологии ТМА).
Комиссия использовала:
1. Квалифицированные характеристики прошлых лет.
2. Данные 10-й МКБ.
3. Опыт кафедр стоматологии ТМА и ТашИУВ.
4. Консультации работников ВОЗ
5. материалы ряда сайтов Интернета
6. Статистические формы отчетности
7. Законодательство и нормативно-правовые акты по здравоохранению
8. Гос. Образовательный стандарт высшего медицинского образования
9. Квалификационные характеристики магистров медицины.