Министерство Здравоохранения Республики Узбекистан
Научно-исследовательский институт эпидемиологии
микробиологии и инфекционных заболеваний
Ортга
uz ru en

1. Знаете ли Вы, что избавиться от глистов навсегда просто невозможно! Есть...

2. Знаете ли Вы, что при глистной инвазии происходит дефицит макро и микро...

3. Знаете ли Вы, что упущенное в детстве лечение некоторых глистных инвазий,...

Prev. year 2023 Next year
     
Ду Се Чо Па Жу Ша Як
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Календарь событий



05.03.2018

Citizen рассказывает, как изменилась система здравоохранения с 1991 года, какие интересные вещи происходили с ней за 27 лет и что с ней не так. Пока — по версии государства.

Сначала был Минздрав СССР

В советское время система здравоохранения проходила через государственный сектор, Минздраву СССР принадлежало 96 процентов больниц и 94 процента поликлиник. Каждый гражданин мог бесплатно получить необходимую медицинскую помощь. Однако далеко не всегда медицинские заведения внутри могли похвастаться адекватными для лечения условиями.

В отдаленных районах страны не было канализации или даже проточной воды, оборудования и медикаментов. Уровень подготовки врачей был низким, а за работу им платили на 30 процентов меньше, чем рабочим. Неэффективная система управления вызывала неэффективное распределение ресурсов — вкупе с ненужными, но долгими процедурами больницы затягивали лечение многих пациентов. На медицину выделяли намного меньше денег, чем в других странах, при этом каждый гражданин получал медицинскую помощь, где бы за ней ни обратился, что было совсем не выгодно для сферы и страны целиком.

Потом пришла независимость

После распада СССР Узбекистан, как и другие страны СНГ, столкнулся с последствиями этой системы, которую нужно было менять.

На первых этапах государство хотело снизить высокий процент материнской и младенческой смертности, развить частный сектор, сократить количество больниц и ввести частные услуги, тем самым удержав Госбюджет, и улучшить оснащение медоборудованием в отдаленных районах страны.

Одним из первых шагов для этого стал Закон «Об охране здоровья граждан», который определил принципы охраны здоровья. Например, приоритет профилактики болезней в виде прививок, доступность и равные права в плане медпомощи для всех слоев населения, а также важность своевременного повышения квалификации врачей. Этот закон стал основой для дальнейших реформ в сфере здравоохранения.

Следующим шагом был указ президента «О Государственной программе реформирования системы здравоохранения Республики Узбекистан», в котором подробно расписали планы и реформы на 1998-2005 годы, что привело к переходу на национальную модель развития.

В указ вошли планы создания по всей стране сети учреждений неотложной помощи, а также сельских и городских пунктов первичной медпомощи. Там же ввели положения о создании высшего медсестринского образования и планы по развитию частной медицины.

В итоге в стране появились центры экстренной помощи с 12 региональными филиалами и 172 субфилиалами, открылся факультет медсестринского дела в ТМА. А частные клиники освободили от уплаты всех налогов на два года, местным органам власти порекомендовали выделять землю и продавать помещения для создания частных клиник.

Для реформирования сектора первичной помощи правительство, сотрудничая со Всемирным банком, начало реализовывать проект «Здоровье», который впоследствии перерос в три инициативы: «Здоровье-1», «Здоровье-2» и «Здоровье-3», реализуемый сейчас.

Стоимость проекта к 2017 году составила более 440 миллионов долларов, из которых 186 миллионов предоставило правительство Узбекистана. Целью всех трех проектов было ввести новые принципы работы, финансирования и управления первичной помощи. 

Потом — проекты «Здоровье-1, -2, -3»

Реализуя «Здоровье-1», власти хотели повысить качество и доступность первичной помощи, особенно в сельской местности. Для этого реформировалась многоступенчатая форма советской модели здравоохранения из четырех ступеней: медицинские учреждения росли от фельдшерско-акушерских пунктов в сельской местности до центральных районных больниц. И если больницы финансировали в первую очередь, то всем остальным уровням давали оставшиеся деньги. Медицине не хватало ресурсов и кадров, а от этого страдало качество. Чтобы это исправить, ее реформировали в двухступенчатую и оставили только сельские пункты и больницы. Остальные же ступени закрыли или перепрофилировали.

Во-вторых, государство хотело изменить подход к подготовке работников. Минздрав организовал программу обучения и краткосрочные курсы повышения квалификации. К 2004 году организовали 14 учебных центров в регионах при мединститутах и оснастили 15 медколледжей и училищ современным учебным оборудованием. Обучение в подобных центрах прошло более 100 преподавателей вузов и около тысячи врачей. К 2011 году к ним прибавились 4,6 тысячи врачей, 5,1 тысячи лаборантов и 156 преподавателей.

Также проект включал в себя изменение политики расчета финансирования медучреждений. Раньше в Узбекистане использовали политику статейного финансирования, то есть, грубо говоря, на год поликлинике выделялось десять миллионов сумов, и распределять свои расходы поликлиника должна была именно на эту сумму. Если она тратила не десять, а, допустим, девять миллионов, то, возможно, ее бюджет на следующий год пересмотрят и урежут до этой суммы — хватило же в прошлом году. А если даже очень нужно не 10 миллионов, а 11 — делать нечего, денег на такое предусмотрено не было.

Минусов у такой системы много: нет стимула использовать ресурсы эффективно, у руководителей нет никакой самостоятельности в принятии финансовых решений.

Поэтому государство перешло на подушевое финансирование,то есть норматив бюджета на одного человека, который меняется от возраста. С ним бюджет поликлиники устанавливается с учетом населения, закрепленного за ней.

Представим, что норматив — 30 000 сумов на человека, а поликлиника обслуживает 500 человек. Из них 150 — пенсионеры, которые могут болеть хроническими заболеваниями, значит, на них отводится больше времени и медикаментов, норматив для них — 35 000 на человека.

То есть из Государственного бюджета на 350 человек выделяется 10 млн 500 тысяч, плюс 5 млн 250 тысяч за людей в возрасте. Итого клинике выделяется более 15 млн сумов, и она сама решает, на что и как их распределить.

Перераспределение бюджета и реформа системы довольно неплохо охарактеризовали систему. Изначально «Здоровье-1» была запущена в пяти областях страны, а к окончанию «Здоровье-2» система практиковалась уже во всех сельских учреждениях страны.

Третий проект реализуется с 2012 года, и с ним все еще предстоит много работы. Нужно улучшить качество медицинских услуг, особенно в лечении сахарного диабета, сердечнососудистых и других серьезных заболеваний. Также одной из целью второго проекта оставалась профилактика болезней, а это регулярный календарь прививок, получаемых каждым жителем страны с самого рождения, на который также выделяется бюджет и который нужно дорабатывать. Также продолжается оснащение больниц, поликлиник и учебных центров, обучение врачей. Итоги проекта мы увидим уже в этом году.

Запустили поезд «Здоровья»

25 июля 2017 года в Узбекистане стартовал поезд «Здоровья» — мобильный пункт первой помощи, обеспеченный врачами различных направлений для оказания медицинской помощи на месте. Первой остановкой стали Навоийская и Бухарская области. Там же специалисты провели мастер-классы сложных хирургических операций и методов лечения некоторых болезней. Плюс проекта в том, что жители этих областей смогли получить качественные медицинские услуги и обследование прямо в своем регионе, что помогло сэкономить время и деньги.

К концу августа поезд  посетил 10 областей и Каракалпакстан. Более 12 тысяч граждан вылечили в амбулаторных клиниках, еще почти две с половиной тысячи человек столичные врачи лечили в больницах и республиканских центрах.

Сократили медицинское образование

Кроме того, еще одним изменением в системе стало укорочение обучения в вузах для студентов-медиков 17/18 года. Студенты таких направлений, как лечебное дело, профессиональное образование, военно-медицинское дело и педиатрическое дело будут учиться 6 лет, изучение медико-биологического дела займет 4 года, а медико-профилактического дела — 5 лет. При этом студенты 2-5-х курсов продолжат учиться 6 лет. Ранее срок обучения составлял 7 лет.

Теперь студенты бакалавриата и магистратуры не будут изучать предметы, не относящиеся к их специальности, тем самым освобождается время для дополнительных часов по профессиональным предметам. Так что, если раньше объем учебных часов по специальности составлял 45-50 процентов, то после сокращения гуманитарных и социально-экономических предметов цифра выросла до 85 процентов.

Для сравнения: чтобы получить диплом врача в России и Германии, студенту нужно отучиться 6 лет, в Казахстане — 5 лет, а в США — 7, не считая 2-3 лет обязательной практики.

Также с 2017/18 учебного года в дипломах будут прописаны специальности для того, чтобы не возникало недопонимание при подаче документов на повышение квалификации или переподготовку за рубежом.

Что не так с системой (по версии государства)

В январе прошлого года на встрече со специалистами здравоохранения президент Шавкат Мирзиёев раскритиковал нынешнюю систему здравоохранения. Суть критики была в том, что если поликлиники и оснащены необходимой аппаратурой, то не хватает работников, которые разбираются в нем. В некоторых пунктах слишком формально относятся к медосмотрам, а практически все СВП не работают круглосуточно. Нужно было многое менять, и следствием этой критики стало постановление «О мерах по совершенствованию организации деятельности учреждений первичной медико-санитарной помощи Республики Узбекистан».

Половину имеющихся сельских врачебных пунктов уже реформировали. На базе части из них создадут семейные поликлиники с диспансерами или станции скорой помощи, а помещения других отдадут в качестве служебного жилья врачам сельской местности, чтобы обеспечить работу медучреждений не только днем, но и по ночам. Весь проект закончат к 2019 году, но уже на конец 2017-го было реорганизовано 800 семейных поликлиник и 1000 подстанций «скорой».

Чтобы восполнить недостаток квалифицированного персонала, в сельскую местность должны отправлять выпускников медвузов, которые обучались за счет государства. Выпускники должны проработать там не менее трех лет, и уже около 80 процентов, то есть более 3000 выпускников привлечено к работе. Однако этот метод также был раскритикован студентами и пользователями социальных сетей. Редакции Citizen  стало известно, что в сельскую местность отправляют не только студентов-бюджетников, а отправление носит обязательную и приказную форму.

Последним в 2017 году стало постановление «О Государственной программе раннего выявления врожденных и наследственных заболеваний у детей на период 2018-2022 годов». Этот документ должен стать основой для всех мероприятий, связанных с укреплением здоровья матери и ребенка.

 

 

Источник:  ctzn.uz


 

26.04.2018 Соғлиқни сақлаш вазирлиги: ЭМЛАШ ҚАМРОВИ 99,5 ФОИЗГА ЕТКАЗИЛДИ
Шу йилнинг 24 апрель куни “Пойтахт” бизнес марказининг мажлислар залида Соғлиқни сақлаш вазирлиги томонидан...

15.03.2018 Тиббиётни бутунлай ўзгартирадиган 11 та технологик инновация
Биз тиббиёт ва соғлиқни сақлаш соҳасидаги катта ўзгаришлар остонасида турибмиз. Улар албатта рўй беради...

27.02.2018 Ўзбекистонлик олимлар ўзак ҳужайра трансплантациясини ўзлаштириб, уни муваффақиятли йўлга қўйди
Республика Гематология ва қон қуйиш илмий текшириш институти олимлари жаҳон тиббиётининг илғор йўналиши...