Министерство Здравоохранения Республики Узбекистан
Научно-исследовательский институт эпидемиологии
микробиологии и инфекционных заболеваний
Ортга
uz ru en

1. Знаете ли Вы, что избавиться от глистов навсегда просто невозможно! Есть...

2. Знаете ли Вы, что при глистной инвазии происходит дефицит макро и микро...

3. Знаете ли Вы, что упущенное в детстве лечение некоторых глистных инвазий,...

Prev. year 2022 Next year
     
Ду Се Чо Па Жу Ша Як
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4

Календарь событий



01.02.2018

В своем докладе Министр подробно рассказала о внедрении информационных систем в сфере лекарственного обеспечения.

Вероника Скворцова: 

Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!

В Послании Федеральному Собранию Вы поставили задачу активно использовать информационные технологии для повышения эффективности контроля за рынком жизненно важных лекарств. По Вашему поручению для оптимизации цен на лекарственные препараты, которые закупаются для государственных и муниципальных нужд, и в целом совершенствования лекарственного обеспечения Минздравом совместно с государственной корпорацией «Ростех», Росздравнадзором, Минфином, Федеральным казначейством и Федеральной антимонопольной службой реализован проект по созданию информационно-аналитической системы мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных препаратов, предназначенной для анализа закупок в разрезе заказчиков, поставщиков, производителей для каждого МНН (международного непатентованного наименования) и каждого торгового наименования с определением референтных цен в однородных группах лекарственных препаратов и отклонений от них.

На основании технических требований, которые были разработаны Минздравом и одобрены на заседании Правительственной комиссии по информационным технологиям, государственной корпорацией «Ростех» разработана информационно-аналитическая система на отечественном и свободном программном обеспечении, которая была развёрнута на вычислительных мощностях Минздрава. Эта работа была проведена без привлечения бюджетных средств.

Для совершенствования механизма закупок лекарств была подготовлена нормативно-правовая база, постановление Правительства об особенностях описания лекарственных препаратов и приказ Минздрава об утверждении типового контракта на поставку лекарственных препаратов. Эти документы направлены на предотвращение коррупционных рисков, связанных с подгонкой контракта под конкретного поставщика.

Для интеграции информационно-аналитической системы с единой системой в сфере закупок, оператором которой является Федеральное казначейство, и обеспечения возможности автоматизированного поступления информации из системы в систему потребовалось создание Единого сквозного справочника-каталога лекарственных препаратов на основе уже существующих государственных реестров зарегистрированных лекарственных средств и предельных отпускных цен.

Хотелось бы отметить, что Государственный реестр лекарственных средств заполняется в течение 53 лет, с 1964 года. И в этой связи та информация, которая в этом реестре содержится, чрезвычайно разнокалиберна. В каждый исторический период информация вносилась по той нормативной базе, которая была характерна для этого периода. Поэтому единый каталог явился фактически перекодировочной системой, которая всю эту разнокалиберную информацию переводит в стандарт, формализованный в соответствии с актуальной нормативной базой. Это касается единиц измерения, дозировок, лекарственных форм и самих наименований. Вся работа по созданию каталога продолжалась в течение нескольких месяцев. Её проводили уполномоченные федеральные центры Минздрава, и она была закончена в декабре 2017 года.

Для минимизации лекарственной цены препарата лекарственные формы по всем препаратам были сгруппированы в эквивалентные формы на основе сходных фармакодинамических и фармакокинетических показателей – например, таблетки и капсулы одного препарата, которые оказывают примерно одно и то же действие и в одинаковой временной развёртке.

Большую помощь в этой работе оказала Федеральная антимонопольная служба. Минздравом, Минфином и Федеральным казначейством, а также государственной корпорацией «Ростех» был подписан акт интеграционных испытаний между информационно-аналитической системой и единой системой в области закупок. С 29 мая 2017 года был начат обмен информацией, который полностью стал автоматизированным и проводился в машиночитаемом виде. Это обеспечило возможность проведения оперативного анализа данных о закупаемых лекарственных препаратах и отклонениях от средневзвешенных контрактных цен.

По итогам опытной эксплуатации в 2017 году отработано свыше 157 тысяч контрактов на закупку лекарственных препаратов на сумму более 131 миллиарда рублей. Приказом Минздрава с 1 января 2018 года система уже работает в промышленной эксплуатации и продолжает наполняться данными о закупках. Так, на сегодняшний день число обработанных контрактов превысило 247 тысяч на сумму более 211 миллиардов рублей. То есть примерно это составляет треть от всего годового объёма жизненно важных препаратов.

Накопленный в информационно-аналитической системе массив данных является основой для расчёта начальных или максимальных цен контрактов. Минздравом разработан приказ о порядке определения начальной цены контракта, который был зарегистрирован Минюстом, согласован всеми заинтересованными ведомствами.

Уже с 1 января 2018 года по утверждённой методике, наряду с анализом ценовых предложений от потенциальных поставщиков и цен собственных закупок, заказчиком одновременно проводится сравнение сопоставимых рыночных цен и предельных цен регистрации производителей. Таким образом, мы используем и индикативный, и тарифный методы. Это позволяет в условиях конкурентного фармацевтического рынка определить минимально возможное значение цены на лекарства. При этом методикой предусмотрено право исключения очевидно демпинговых цен. Данная методика уже несколько лет применяется Минздравом, доказала свою высокую эффективность. Так, за последние пять лет по централизованным закупкам по программе семи высокозатратных нозологий мы сумели сэкономить 6 миллиардов рублей за счёт снижения стоимости одного курса лечения месячного больного в 2,2 раза. Таким образом, на 70 тысяч больных получили большее лечение за фиксированный финансовый ресурс.

И в 2017 году после централизации закупок антиретровирусных препаратов при ВИЧ-инфекции также удалось сэкономить более 5 миллиардов рублей, что позволило увеличить охват терапией больных с ВИЧ-инфекцией на 7,5 процента – с 39 до 46,5.

Примеры применения данной методики нашли отражение уже и в этом году. На одном контракте экономия 200 миллионов за счёт снижения цены фактически в семь раз.

Таким образом, внедрение этой методики с 1 января текущего года в масштабе всей страны позволит уже в этом году расширить охват населения лекарственной терапией за счёт экономии средств не менее чем на 7–10 процентов.

В соответствии с изданным приказом вторая стадия внедрения нового механизма определения контрактной цены вступит в силу во втором полугодии 2018 года. И она будет связана уже с автоматизированным расчётом внутри информационно-аналитической системы референтной цены по однородной группе лекарственных препаратов. Причём важно отметить, что это будет сделано не только по заключённым контрактам, но уже по исполненным, что позволит гарантировать объективность расчёта цены контракта и возможность корректировки только в рамках допустимого отклонения.

В 2018 году совершенствование информационно-аналитической системы будет продолжено, составлена межведомственная дорожная карта: это Минздрав, Федеральное казначейство, Минфин, Федеральная антимонопольная служба и Ростех. В соответствии с этой дорожной картой будут созданы электронные преобразователи – мостики от старых единиц измерения и старых лекарственных форм к современным формам.

И хотелось бы также сказать, что в 2018 году будут заложены алгоритмы реакции контрольных органов, таких как Федеральная антимонопольная служба и Росздравнадзор, на выявляемые нарушения при введении информации в информационно-аналитическую систему. В перспективе контроль будет распространяться на все этапы закупок начиная с этапа планирования, что создаст профилактическую систему. Таким образом, одиозные значения, выходящие за пределы коридора цен, не смогут быть введены в эту систему – и закупки не смогут осуществляться.

Наряду с обеспечением доступности лекарственных препаратов большое значение мы уделяем борьбе с контрафактом и фальсификатом. В рамках комплексной программы, связанной с обеспечением безопасными и качественными лекарственными препаратами, введён новый блок: это система маркировки лекарственных препаратов и мониторинг движения лекарственных препаратов. Фактически эта система стала приоритетным проектом, который сейчас активно реализуется. Добровольный эксперимент по маркировке был начат 1 февраля 2017 года. За прошедший год Федеральная налоговая служба совместно с Минздравом, Росздравнадзором и Минфином создала информационную систему маркировки лекарственных препаратов, которая была интегрирована с ведомствами и информационными системами. Были построены полные товаропроводящие цепочки от производителя до конечного потребителя. Разработано и размещено в публичном доступе бесплатное мобильное приложение, с помощью которого любой человек на смартфоне сможет проверить легитимность приобретаемого лекарственного препарата в аптеке.

Сегодня в эксперименте принимает участие уже свыше 1380 производственных, аптечных и медицинских организаций по 116 наименованиям лекарств. Промаркировано 7765 тысяч упаковок.

Первый год эксперимента подтвердил эффективность создаваемой системы. Введение маркировки лекарственных препаратов не приводит к значимому подорожанию лекарств. Даже в нижнем стоимостном сегменте максимальная прибавка в цене – до 50 копеек за упаковку, вместе с тем позволяет выявлять различные преступления в сфере обращения лекарственных препаратов. За первые три месяца обращения были выявлены нарушения более чем на 100 миллионов рублей. Важно отметить, что речь идёт о сложных нарушениях с повторным вбросом на рынок тех препаратов, которые приобретаются за бюджетные ресурсы.

Основной задачей второго года эксперимента является масштабирование системы маркировки на все регионы страны и подключение к ней всех субъектов обращения лекарственных средств, для чего в каждом регионе созданы координирующие центры, ответственные за подключение аптечных и медицинских организаций. Кроме того, большая работа проводится Министерством промышленности и торговли по оснащению производителей необходимым оборудованием.

Международный опыт свидетельствует о том, что с учётом масштаба проекта объём российского рынка лекарственных препаратов превышает 7 миллиардов упаковок и соответственно более 1,34 триллиона рублей. Введение подобной системы маркировки занимает в среднем пять лет, при этом первые два-три года уходят на создание информационных баз, сквозных структурированных справочников и оснащение производителей. Мы считаем возможным существенно сократить сроки при введении этой системы в нашей стране в связи с тем, что уже создан Единый каталог лекарственных препаратов.

Федеральная налоговая служба имеет существенный опыт в маркировке с учётом первого этапа, связанного с меховыми изделиями. Кроме того, в I квартале текущего года государственная корпорация «Ростех» планирует начать выпуск отечественного оборудования для маркировки лекарственных препаратов, что позволит удешевить оснащение производств на 25–30 процентов. Это дополнительно облегчает задачу.

Ускорению процесса способствует и тот факт, что страны Евросоюза входят в обязательную маркировку лекарств с 1 января 2019 года. Дальнейшее внедрение системы маркировки будет осуществляться в соответствии с принятым в декабре 2017 года Федеральным законом: обязательная маркировка будет введена с 1 января 2020 года. Вместе с тем Правительству Российской Федерации даны полномочия, дорожные карты ускорять введение маркировки для определённых сегментов лекарственного рынка. Прежде всего это касается дорогих лекарств по семи нозологиям и высоких ценовых сегментов жизненно важных препаратов. В настоящее время все мероприятия проекта реализуются чётко в соответствии с дорожной картой.

И в заключение я хотела бы сказать, что в перспективе в рамках Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения произойдёт состыковка этих двух информационных систем по мониторингу, закупке и движению лекарств, что сделает систему контроля ещё более эффективной и прозрачной.

Спасибо.

 

Источник:  rosminzdrav.ru

 


 

26.04.2018 Соғлиқни сақлаш вазирлиги: ЭМЛАШ ҚАМРОВИ 99,5 ФОИЗГА ЕТКАЗИЛДИ
Шу йилнинг 24 апрель куни “Пойтахт” бизнес марказининг мажлислар залида Соғлиқни сақлаш вазирлиги томонидан...

15.03.2018 Тиббиётни бутунлай ўзгартирадиган 11 та технологик инновация
Биз тиббиёт ва соғлиқни сақлаш соҳасидаги катта ўзгаришлар остонасида турибмиз. Улар албатта рўй беради...

27.02.2018 Ўзбекистонлик олимлар ўзак ҳужайра трансплантациясини ўзлаштириб, уни муваффақиятли йўлга қўйди
Республика Гематология ва қон қуйиш илмий текшириш институти олимлари жаҳон тиббиётининг илғор йўналиши...