Научно-исследовательский институт эпидемиологии
микробиологии и инфекционных заболеваний
1. После того как я начал принимать, выписанные мне антибиотики, у меня начался понос. Почему это происходит? Появление поноса на фоне приема...
2. Можно ли при дисбактериозе кишечнике употреблять молоко? ребенку 2 года, иногда даю пить кипяченое молоко ему, и каши на молоке едим каждый день. Ребенка рвет во время еды. Кроме рвоты ничего не беспокоит: ни болей в животе, ни поноса, ни температуры нет Строгого противопоказания...
3. Может ли дисбактериоз вызвать запор у взрослого? Да, хотя при дисбактериозе...
1. Знаете ли Вы, что избавиться от глистов навсегда просто невозможно! Есть...
2. Знаете ли Вы, что при глистной инвазии происходит дефицит макро и микро...
3. Знаете ли Вы, что упущенное в детстве лечение некоторых глистных инвазий,...
Календарь событий
В дни активной подготовки к празднованию 22-й годовщины независимости нашей Родины хочется еще раз оглянуться на пройденный за эти годы путь и вспомнить, какие факторы стали слагаемыми достигнутых нами успехов и рубежей.
Одним из наиболее важных из них является избранный в решающий момент в судьбе страны собственный, самый верный путь развития, получивший сегодня мировое признание как «узбекская модель» развития.
Критическая ситуация
Ученые, эксперты и аналитики, изучавшие сложившуюся в Узбекистане ситуацию в конце 80-х годов, употребляют именно эту фразу. Действительно, в те сложные годы в Узбекистане сложилась чрезвычайно критическая ситуация.
В тот период Узбекистан по всем основным экономическим и социальным показателям занимал одно из последних мест среди бывших союзных республик. Производимый национальный доход на душу населения был намного ниже среднесоюзного показателя.
В результате хлопковой монополии в продовольственном вопросе мы зависели от других республик. Две трети потребительских товаров повседневного спроса завозились извне, в том числе даже такие товары первой необходимости, как соль и спички.
Ислам Каримов на следующий же день после избрания руководителем страны на заседании правительства дал объективную оценку сложившейся чрезвычайно сложной социально-экономической ситуации, глубоко проанализировал причины ее возникновения и пришел к следующему заключению: «Впредь мы не можем жить по-прежнему, и само время не позволит так жить».
Последующие процессы показали, что этот призыв ознаменовал начало широкомасштабной работы на пути достижения политической и экономической независимости, нового этапа в истории национальной государственности.
Собственный путь развития Узбекистана
Сразу же после обретения нашей страной независимости некоторые международные финансовые организации советовали применить рыночные механизмы, используемые в развитых государствах. Узбекистан не стал их слепо копировать. Изучив лучшие черты признанных в мире моделей, наша страна избрала собственный, соответствующий именно нашим реалиям путь развития. Этот путь разработан главой нашего государства с учетом социально-экономического потенциала страны, истории государственности нашего народа, национально-религиозных ценностей и мирового опыта. Эта модель, основанная на хорошо известных пяти принципах – приоритет экономики над политикой, роль государства как главного реформатора, верховенство закона, проведение сильной социальной политики, поэтапный переход на рыночную экономику как стратегия построения правового демократического государства, основанного на рыночной экономике, – стала надежным фундаментом всех наших практических дел, основной движущей силой развития общества.
Без преувеличения можно сказать, что данная стратегия еще больше обогатила теории рыночной экономики, стала образцом для государств, переживающих переходной период.
Есть множество факторов, обеспечивших успешное преодоление немалых трудностей и испытаний. Основной из них – принцип реализации экономических, политических и социальных реформ без скачков, то есть не революционным, а эволюционным путем.
Один из важных аспектов такого эволюционного развития заключается в том, что государство берет на себя основную ответственность в процессе реализации реформ. Международные организации также широко признали, что государство играет большую роль в экономике переходного периода, в реализации глубоких реформ и что опыт Узбекистана является в этом отношении уникальным примером. В процессе продолжающегося по сей день глобального финансово-экономического кризиса даже в развитых странах повышается роль государства в регулировании экономики, что еще раз подтверждает, что избранный Узбекистаном собственный путь был самым верным.
По инициативе и под руководством Президента Ислама Каримова в нашей стране одной из первых в мире была разработана Антикризисная программа мер, которая была последовательно реализована. Если принятые во многих странах программы антикризисных мер были направлены на устранение последствий понесенного ущерба, то программа Узбекистана отличается своей направленностью на предупреждение приближающейся угрозы, а также укрепление экономики, повышение ее конкурентоспособности.
Благодаря таким дальновидным мерам даже в самый разгар глобального кризиса нашей стране удалось сохранить макроэкономическую стабильность, обеспечить высокие темпы экономического роста. Узбекистан оказался в числе стран, экономика которых в наименьшей степени пострадала от кризиса.
В Ташкенте были организованы крупные международные научно-практические конференции, посвященные изучению этой программы и ее эффективности. Участвовавшие в них известные в мире крупные ученые-экономисты, эксперты и аналитики полностью поддержали путь развития Узбекистана и дали рекомендации по применению данного опыта и в практике других стран.
Выдвинутая главой нашего государства в 2010 году Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране теоретически и практически обогатила «узбекскую модель» развития. Эта концепция способствовала выходу на новый уровень работы по модернизации и демократическому обновлению страны.
Высокие результаты
Независимость открыла новые горизонты развития перед нашим народом. В годы независимости в исторически короткий период осуществлены огромные преобразования в целях достижения великого будущего нашей Родины.
Благодаря реформам, основанным на принципе «Не построив новый дом, не разрушай старый», все отрасли были реформированы без потерь, достигнуто их сбалансированное развитие, созданы основы нового общества.
Среди бывших союзных республик только в Узбекистане начиная с 1996 года обеспечены последовательные темпы экономического роста. Если в 1996-2003 годах средние темпы роста составляли 4,3 процента, то начиная с 2004 года этот показатель достиг 7,5-9 процентов.
В кризисный период, когда в большинстве стран мира экономика пошла на спад, все еще наблюдается рецессия, в развитых государствах растут государственный долг и дефицит бюджета, в нашей стране в 2008-2012 годах средние темпы роста внутреннего валового продукта составляют 8,4 процента. Объем ВВП в 2012 году по сравнению с 1990 годом увеличился в 4,1 раза, в пересчете на душу населения – в 2,8 раза. Узбекистан занимает место в ряду десяти ведущих стран мира, сохраняющих стабильные темпы роста.
В достижении таких результатов важную роль играют структурные преобразования, направленные на расширение внутреннего спроса в экономике, а также внешнеэкономической деятельности за счет обеспечения макроэкономической стабильности, поддержки реального сектора экономики, эффективного и рационального использования местных природных и экономических ресурсов.
В свою очередь, богатый опыт по привлечению прямых иностранных инвестиций за счет формирования благоприятной деловой среды, модернизации и обновлению производства, ускоренному развитию малого бизнеса и частного предпринимательства обеспечил достижение высоких результатов.
Национальная экономика изменилась не только в количественном отношении, но и в качественном. В структуре ВВП последовательно повышается доля промышленных отраслей и сферы услуг. Если в 1990 году в структуре ВВП доля этих отраслей составляла соответственно 17,6 и 33,8 процента, то в 2012 году их доля достигла 24 и 52 процентов.
В годы независимости наблюдается стабильный рост в сельском хозяйстве, и в 2012 году объем производства по сравнению с 1990 годом увеличился в 2,1 раза. Вместе с тем его доля в ВВП за эти годы снизилась с 33,4 до 17,5 процента.
Президент Ислам Каримов в первые годы независимости четко определил задачу по решению продовольственной проблемы за счет внутренних возможностей, и в первую очередь – по обеспечению зерновой независимости. Исходя из внутренних потребностей и условий, были пересмотрены структура посевных площадей и размещение сельскохозяйственных культур. Ликвидирована хлопковая монополия. В результате в стране была обеспечена продовольственная и зерновая независимость. За прошедшие годы объем производства зерна увеличился в 7 раз, урожайность – более чем в 3 раза.
С учетом опыта развитых стран, а также присущих нашему народу предпринимательства, традиций ремесленничества особое внимание уделяется развитию малого бизнеса и частного предпринимательства. На сегодняшний день доля негосударственного сектора в экономике страны превысила 83 процента. В структуре ВВП доля малого бизнеса и частного предпринимательства превысила 54 процента. Почти 98 процентов сельскохозяйственной продукции приходится на долю фермеров и частных предпринимателей.
Главное – малый бизнес и частное предпринимательство превратились в важный фактор свободного осуществления деятельности инициативных людей с опорой на свои знания и квалификацию, использования результатов своего труда и повышения благосостояния общества, усиления чувства собственника, создания стабильных источников дохода. В настоящее время доля доходов населения, получаемая от предпринимательской деятельности, составляет более 50 процентов.
Структурные изменения в экономике, увеличение доли переработанной продукции и готовой продукции с высокой добавленной стоимостью способствуют укреплению конкурентной позиции всех отраслей и промышленных предприятий на внешнем рынке.
В годы независимости были введены в строй Бухарский нефтеперерабатывающий завод, Шуртанский газохимический комплекс, Кунградский содовый завод, Дехканабадский завод калийных удобрений, предприятия по производству легковых машин в Асаке и в Самарканде – грузовых автомобилей и автобусов, сотни современных предприятий легкой и пищевой промышленности. В результате за годы независимости объем производства промышленной продукции в стране увеличился почти в 3,4 раза. В настоящее время почти 40 процентов промышленной продукции, производимой в Узбекистане, экспортируется.
В целом за прошедший период объем экспорта увеличился в 32,2 раза. Если в первые годы независимости 60 процентов экспорта составляло хлопковое волокно, то в 2012 году доля волокна в его структуре не превышала 9 процентов. Раньше в структуре экспорта объем несырьевой продукции составлял 30 процентов, а в настоящее время он превысил 70 процентов.
В первые годы независимости в составе импортируемой продукции доля продовольственных товаров составляла 73 процента. Теперь их объем составляет менее 10 процентов. Напротив, из года в год возрастает доля экспортируемого Узбекистаном продовольствия. Основой для этого служат реализованные в сельском хозяйстве коренные реформы, превращение дехканина в настоящего хозяина земли, фермеров – в решающую силу общества, изменение трудовых отношений.
Сильная социальная политика
Одним из важных и приоритетных принципов «узбекской модели» является сильная социальная политика. Реализация рыночных реформ в соответствии с данным принципом позволила даже в самый сложный переходный период сохранить в обществе социальную справедливость и стабильность.
В первые годы независимости в стране была сложная демографическая ситуация, а процесс создания новых рабочих мест был полностью приостановлен.
Это привело к дальнейшему нарастанию социальных проблем, накопившихся за 70 лет. Особенно тяжелой была ситуация на селе, где проживало более 60 процентов населения.
Выделение по инициативе руководителя нашей страны более 2,5 миллиона семей 700 тысяч гектаров орошаемых земель для строительства жилья и занятия земледелием стало огромным историческим событием. Это позволило в сложных условиях перехода к рыночной экономике обеспечить социальную стабильность, предупредило спад уровня жизни сельского населения.
Обеспечено строгое следование принципу «Реформы – не ради реформ, а прежде всего для человека». Ведь основным принципом проводимых в нашей стране последовательных реформ является обеспечение прав и интересов человека.
Государство выделяет большие средства на реализацию данной политики. Это можно увидеть на примере распределения Государственного бюджета. Если в 1990 году лишь 31 процент расходов направлялся на финансирование социальных сфер, то в 2012 году этот показатель составил 60 процентов. 34 процента из них направляются на образование, 15 процентов – на здравоохранение.
В нашей стране на системной основе поэтапно реализованы общенациональные программы, направленные на реформирование социальных сфер, которые получили широкое признание в мире. Программы в сфере образования, здравоохранения, развития детского спорта, школ искусств, социальной инфраструктуры, улучшения условий жизни населения и строительства жилья по типовым проектам на селе сегодня своими весомыми результатами привлекают особое внимание международного сообщества.
В результате последовательно проводимых социально-экономических реформ валовый доход населения возрос в 12,2 раза. Средняя продолжительность жизни увеличилась с 67 лет до 73,2 года. Узбекистан по данному показателю приблизился к уровню развитых стран мира.
Мир и спокойствие – залог всех наших успехов
Важнейший фактор развития – это, несомненно, мир и спокойствие. Международные деловые круги сотрудничают со странами, где обеспечена стабильность, гарантируется мир и безопасность.
Царящие в нашей стране мир и спокойствие, атмосфера добра, межнационального согласия играют важную роль в обеспечении успешного проведения реформ во всех сферах. Как отмечает глава нашего государства, «основу колоссальных, вызывающих восхищение во всем мире успехов, которых добился Узбекистан на пути независимого развития, составляют царящие в нашей стране мирная и спокойная жизнь, межнациональное согласие, атмосфера взаимного уважения и сплоченности».
Все мы должны хорошо понимать, что основу стабильного экономического роста, повышения доходов и уровня жизни нашего народа составляет мирная жизнь, мы должны ценить ее и бороться за ее укрепление.
Происходящие сегодня в мире непростые явления требуют от нас бдительности и внимательности. Наш гражданский долг – ценить чистое небо над нами, благополучие и достаток, направить все свои силы на укрепление независимости нашей Родины.
26.04.2018
Соғлиқни сақлаш вазирлиги: ЭМЛАШ ҚАМРОВИ 99,5 ФОИЗГА ЕТКАЗИЛДИ
Шу йилнинг 24 апрель куни “Пойтахт” бизнес марказининг мажлислар залида Соғлиқни сақлаш вазирлиги томонидан...
15.03.2018
Тиббиётни бутунлай ўзгартирадиган 11 та технологик инновация
Биз тиббиёт ва соғлиқни сақлаш соҳасидаги катта ўзгаришлар остонасида турибмиз. Улар албатта рўй беради...
27.02.2018
Ўзбекистонлик олимлар ўзак ҳужайра трансплантациясини ўзлаштириб, уни муваффақиятли йўлга қўйди
Республика Гематология ва қон қуйиш илмий текшириш институти олимлари жаҳон тиббиётининг илғор йўналиши...