Научно-исследовательский институт эпидемиологии
микробиологии и инфекционных заболеваний
1. После того как я начал принимать, выписанные мне антибиотики, у меня начался понос. Почему это происходит? Появление поноса на фоне приема...
2. Можно ли при дисбактериозе кишечнике употреблять молоко? ребенку 2 года, иногда даю пить кипяченое молоко ему, и каши на молоке едим каждый день. Ребенка рвет во время еды. Кроме рвоты ничего не беспокоит: ни болей в животе, ни поноса, ни температуры нет Строгого противопоказания...
3. Может ли дисбактериоз вызвать запор у взрослого? Да, хотя при дисбактериозе...
1. Знаете ли Вы, что избавиться от глистов навсегда просто невозможно! Есть...
2. Знаете ли Вы, что при глистной инвазии происходит дефицит макро и микро...
3. Знаете ли Вы, что упущенное в детстве лечение некоторых глистных инвазий,...
Календарь событий
О том, на что были потрачены 29,4 млрд руб., выделенные на первый этап информатизации здравоохранения, и что ждет врачей и пациентов в будущем, в интервью CNews рассказал Роман Ивакин, директор Департамента информационных технологий и связи Минздрава России.
CNews: В 2012 г. завершился первый этап внедрения ЕГИСЗ, на который было выделено 29,4 млрд руб. Как вы оцениваете достигнутые на настоящий момент результаты?
Роман Ивакин: 29,4 млрд, о которых идет речь, пока потрачены не полностью. Регионы еще завершают часть начатых в 2012 г. работ, и поэтому сумма фактических расходов меньше и постоянно меняется.
С одной стороны, указанная сумма выглядит внушительно, с другой, надо понимать, что стоимость аналогичных зарубежных проектов, как правило, на порядок выше. Более того, эти средства распределяются между 83 регионами, каждый из которых по своей площади и численности населения равен или превосходит большинство европейских стран.
На эти деньги надо было сделать очень много. Ведь, в отличие, например, от образования, где в рамках нацпроекта были организованы поставки во все школы компьютеров и их подключение к интернету, информатизацией здравоохранения никто никогда централизованно не занимался. За 2 года необходимо было совершить качественный скачок в развитии инфраструктуры лечебных учреждений, выровнять уровень оснащения их компьютерами, каналами связи и общесистемным ПО. При этом необходимо понимать, что по разным причинам фактически мероприятия по информатизации начались в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации в июне 2012 года. Таким образом, на данном этапе проекту всего 9 месяцев.
Более того, эти работы проводились на фоне ремонта зданий, что требовало от регионов дополнительных усилий по согласованию сроков. Думаю, что нам удалось обеспечить достаточно высокий уровень развития инфраструктуры.
Одновременно мы начали разрабатывать программное обеспечение. В первую очередь, это, конечно, сервис записи на прием к врачу, который мы запустили за пять месяцев. В настоящее время данный сервис набирает популярность среди населения. Так по состоянию на 28 февраля 2013 г. через единый портал госуслуг с использованием единой системы записались 4 148 412 человек, что на 37% больше, чем в январе.
При этом важно понимать, что на самом деле таких записей значительно больше, потому что не все учреждения на данный момент успели подключиться к единой системе, но в них уже реализована возможность записи на прием через локальные ресурсы - сайты ЛПУ, call-центры, региональные сайты госуслуг. Так что задача организации электронной записи на первичный прием - к врачам терапевтического звена, стоматологам и гинекологам - в целом выполнена.
У нас есть система мониторинга работы этого сервиса, в которой мы видим статус каждого учреждения и факты актуализации расписаний приема каждого врача. С ее помощью мы можем контролировать процесс подключения ЛПУ к единой системе. Например, на сегодняшний день одним из лидеров в этом направлении является Омская область.
CNews: Сколько регионов уже подключились к единой системе?
Роман Ивакин: Подключились все регионы, за исключением Ингушетии – там пока существуют технические сложности с интеграцией с единой системой записи на прием. При этом в самом регионе данный сервис уже работает. В единой системе мы видим пока не все лечебные учреждения. Например, в Уральском федеральном округе к единой системе подключено 82% учреждений, в Северо-Западном – 72,8%, в Центральном – 41%, в Приволжском – 59%, в Южном – около 32%, в Северо-Кавказском – 69%, в Сибирском – 77%, в Дальневосточном – 51%.
CNews: Можно ли привести конкретные цифры изменения уровня технической оснащенности ЛПУ?
Роман Ивакин: Надо понимать, что программы модернизации разрабатывались в регионах в соответствии с их потребностями. Сегодня мы можем проконтролировать их выполнение на основании предоставляемой каждым регионом отчетности. Например, в целом по стране было запланировано приобретение 311 067 единиц компьютерной техники. На 28.02.2013 г. закуплено 286 157, и, как я уже говорил, поставки продолжаются.
Что касается подключения ЛПУ к интернету, то, по нашим данным, эта задача выполнена на 100% на уровне юридических лиц. Частично неохваченными остались, может быть, их локальные подразделения, например, ФАПы. Но не надо забывать о том, что таких объектов более 40 тыс., а работы по подключению, фактически, начались только в июне 2012 г. Для сравнения, на подключение 52 тыс. школ к сети ушло около 1,5 лет.
CNews: Началось ли внедрение ЭМК? Каковы результаты на сегодняшний день? Какие сложности возникают?
Роман Ивакин: Электронные медицинские карты (ЭМК) в том или ином виде ведутся практически во всех субъектах Федерации примерно в 20-25% учреждений. Но четкого понимания, что такое электронная медицинская карта, пока нет.
В прошлом году мы начали подготовку документа, определяющего минимальный набор полей, которые должны быть в ЭМК. За основу была взята карта, разработанная в рамках соответствующего государственного контракта. Сначала проект этого документа был размещен на нашем сайте. Нами были собраны замечания и предложения экспертного сообщества. По результатам - мы доработали документ и разослали его на экспертизу во все ведущие медицинские учреждения страны, а их около 200. Затем собрали предложения, доработали. После этого документ прошел согласование внутри Минздрава. Теперь он направлен членам Экспертного совета по информатизации, чтобы они высказали свои замечания. После этого мы планируем его, при необходимости, скорректировать и утвердить. Вся эта работа необходима и требует времени.
После этого, до конца 2013 г., всем, кто уже использует электронные медицинские карты, придется привести их к единому формату. Если региону требуются какие-то дополнительные сведения, он может дополнить предлагаемый нами набор полей. Но наличие определенного приказом минимального набора данных позволит обеспечить сбор информации о пациенте и трансграничность ее передачи. В результате пациенты получат возможность удобного использования своих медицинских карт, врачам не придется каждый раз переписывать паспортную часть медицинской карты, а органы управления здравоохранением на всех уровнях получат более оперативную и качественную статистику для принятия управленческих решений.
CNews: Как будет организован доступ к данным ЭМК?
Роман Ивакин: Эталонная база электронных медицинских карт будет храниться на федеральном уровне. Она будет постоянно синхронизироваться с теми изменениями, которые вносятся в ЭМК на региональном уровне. Если гражданин захочет обратиться за медицинской помощью не по месту жительства, его данные можно будет получить из федеральной базы.
Как будет организовано взаимодействие информационных систем ЛПУ с федеральной базой, решать региону. Где-то на уровне субъекта будет построено облако, которое будет синхронизироваться с федеральным ресурсом. А где-то учреждения станут взаимодействовать с центром напрямую.
Работы по приведению электронных медицинских карт к единому формату начнутся в этом году, и до конца 2013 г. техническая возможность их ведения будет обеспечена. Но для того, чтобы система заработала в полную силу, и у всех граждан появилась ЭМК, необходимо, чтобы они обратились за медицинской помощью. Тогда в системе появится соответствующая запись. По нашим данным, уникальная посещаемость медучреждений составляет 22-25% от прикрепленного населения в год, т.е. 100% населения должно пройти через медучреждения за 4-5 лет.
Роман Ивакин: Электронный рецепт – это тоже одна из задач, которая стоит перед нами. Реализовать ее с технической точки зрения достаточно просто. Но в этом проекте существенную долю работы составляет методическое описание всех бизнес-процессов. Эту работу нам предстоит провести в тесном взаимодействии с нашим коллегами из профильных структурных подразделений Министерства. До конца 2013 г. мы планируем совместно в организаторами здравоохранения и представителями фармацевтической отрасли определиться с концепцией электронного рецепта и ответить на ряд имеющихся вопросов. Например, можно ли автоматически выписывать тот или иной препарат хроническому больному? Или в некоторых случаях ему все-таки необходимо прийти к врачу? Ответы на эти вопросы должны дать врачи, а мы, как технические специалисты, лишь создаем соответствующие сервисы.
Сама реализация этого сервиса запланирована на 2014 г.
CNews: Какие еще электронные сервисы получат россияне после внедрения ЭМК?
Роман Ивакин: При наличии ЭМК внедрение разрешительных или просто информационных сервисов становится несложным. Сейчас мы совместно с МВД и МЧС прорабатываем возможность получения электронной медицинской справки для водителей.
В электронном виде может быть организована и выдача больничных листов. Статистика говорит о том, что за ними в поликлинику приходит каждый третий посетитель. А ведь информация, необходимая для получения гражданином соответствующих выплат, может передаваться в Фонд социального страхования непосредственно из ЛПУ.
Уже сейчас нами создан Регистр высокотехнологичной медицинской помощи, который ведется в электронном виде. Пациент может по личному идентификационному номеру через интернет узнать, в какое учреждение он направлен и каков статус его заявки. А Минздрав получил возможность оперативно получать статистику в разрезе всех субъектов в режиме реального времени.
Подобным образом мы планируем организовать все бизнес-процессы, привести их к виду, удобному и для граждан, и для врачей, и для организаторов здравоохранения. Но это невозможно сделать за один день.
CNews: Часть выделенных средств была потрачена на создание федеральной электронной медицинской библиотеки. Что она из себя представляет? Насколько она востребована?
Роман Ивакин: Библиотека нужна, в первую очередь, медицинским работникам – уже сегодня ее посещает около 2 000 человек в месяц. Она создается нами совместно с РГМУ им. И.М. Сеченова. В настоящее время в ней содержится 2023 документа. В основном, это диссертации и авторефераты. Данные категории документов выбраны как наиболее востребованные со стороны читателей. Все материалы представлены в мультимедийном виде, который позволяет осуществлять контекстный поиск и размещать гиперссылки.
Формирование электронной медицинской библиотеки – дело непростое не только с технической точки зрения – организации портала, создания инфраструктуры, обеспечения сканирования и пр. Возникает масса юридических вопросов, связанных с авторским правом.
В библиотеке также размещены ссылки на удаленные информационные ресурсы. Таким образом, посетители могут найти еще 700 тыс. материалов, но это не документы, а карточки изданий, хранящихся в библиотеке РГМУ им. И.М. Сеченова. Читателям не приходится тратить длительное время на поиск литературы, можно подобрать ее из дома и по подобранным карточкам получить и прочитать в библиотеке.
Электронная библиотека будет развиваться и дальше. В 2013 г. мы планируем провести конкурс на оказание услуг по дальнейшему сканированию документов, а также завершить переговоры с медицинскими библиотеками в Омске и Новосибирске об обмене имеющимися ресурсами.
CNews: Получили ли широкое распространение системы, обеспечивающие проведение телемедицинских консультаций?
Роман Ивакин: Количество телемедицинского оборудования, обеспечивающего и видеоконференцсвязь, и удаленную диагностику, за последние годы увеличилось в 4 раза. Поэтому, сегодня проблема смещается с уровня технологического оснащения к практике применения имеющихся решений.
Например, есть такой показатель, как коэффициент транспортировки новорожденных. Родившегося в маленькой больнице малыша везут в перинатальный центр, и это плохо сказывается на его здоровье. Для того, чтобы этого избежать, нужно сделать так, чтобы перинатальный центр мог участвовать в оказании помощи ребенку удаленно, а лучше всего – еще на этапе внутриутробного развития, при помощи систем видеоконференцсвязи. Тогда женщина, роды у которой с большой долей вероятности будут трудными, сможет заранее прибыть в специализированный центр, где врачи уже знают об имеющихся проблемах и готовы их решать. Это поможет сохранить жизнь новорожденного.
Мы совместно с экспертами пытаемся выстроить методологию использования систем видеоконференцсвязи не только для проведения коллоквиумов и совещаний, как это принято сейчас, но и в медицинских целях.
Еще одно перспективное направление – это дистанционный мониторинг и скрининг больных с хроническими заболеваниями. Технологии дистанционного скрининга позволяют разместить на теле человека небольшие датчики, которые будут контролировать состояние его здоровья. Внедрение таких технологий предусмотрено программой модернизации здравоохранения. Уже сегодня они используются в нескольких российских регионах, например, в Курской, Омской, Челябинской областях. Кроме того, в регионах для диспансеризации, которая с этого года стала обязательной для взрослого населения, применяются мобильные диагностические комплексы.
CNews: Какие еще сервисы получат граждане России и когда?
Роман Ивакин: Мы приступили к созданию сервиса "Личный кабинет пациента". В нем гражданин сможет увидеть основные данные, содержащиеся в его медицинской карте, и услуги, которые ему были оказаны. Также у него появится возможность контролировать, кто и когда получал доступ к его медицинской информации.
Этот сервис должен заработать в августе 2013 г. Скорее всего, он будет интегрирован с порталом госуслуг.
CNews: Каким образом на федеральном уровне строится контроль за региональными проектами? Назначены ли кураторы от Минздрава?
Роман Ивакин: Контроль за реализацией программ модернизации и, в том числе, в части информатизации здравоохранения организован всевозможными способами.
Во-первых, летом и осенью мы в составе комиссий Министерства объехали 65 из 83 регионов, смотрели, как используется закупленное оборудование, как создается инфраструктура.
Во-вторых, у нас есть система мониторинга, с помощью которой мы контролируем не только подключение ЛПУ к единой системе, о котором уже было сказано раньше, но и еще целый ряд параметров.
В-третьих, существует система мониторинга региональных программ модернизации здравоохранения, функциональным заказчиком которой является Финансовый департамент Минздрава, но мы видим в ней все кассовые исполнения ИТ-проектов.
В-четвертых, во всех субъектах Российской Федерации определены ответственные за информатизацию. Еженедельно по четвергам мы проводим видеоконференции с их участием, где обсуждаем возникающие проблемы и стараемся оперативно их решать.
Кроме того, у нас есть возможность контроля на основе обращений граждан. Мы организовали "горячую линию", куда граждане могут пожаловаться на работу медучреждений или в электронном виде, или позвонив по телефону. С 3 декабря 2012 г., когда появилась такая возможность, мы получили около 200 обращений, из которых, правда, только 3 имели отношение к техническим проблемам. Эти жалобы направляются в Росздравнадзор, который через свои региональные подразделения разбирается на месте с тем, почему не работают те или иные сервисы. Помимо этого, Росздравнадзор в плановом порядке производит собственную проверку работы медучреждений.
Для технических специалистов существует собственная "горячая линия", с помощью которой можно или сразу получить консультацию, или связаться с исполнителем тех или иных работ для дальнейшего выяснения причин возникших неполадок.
Еще один механизм обратной связи и контроля – это институт главных внештатных специалистов по информатизации здравоохранения, который пока находится в стадии формирования. Мы постараемся сделать так, чтобы в каждом субъекте, в каждом федеральном округе был определен главный внештатный специалист. В конечном итоге, около 100 экспертов по всей стране будут не только привлекаться к разработке проектов, но и планомерно доводить информацию о наших активностях до специалистов на местах.
Кроме того, для обеспечения обратной связи с экспертным сообществом в области информатизации здравоохранения нами создан Экспертный совет при Министерстве.
CNews: Какие работы предполагается провести на втором этапе внедрения ЕГИСЗ? Каковы сроки и объемы финансирования этого этапа?
Роман Ивакин: В 2011-2012 гг. проводились работы по модернизации здравоохранения. Затем – до 2020 г. – будет реализовываться программа развития здравоохранения, с которой синхронизирован и 7-летний план информатизации. Субъекты ежегодно будут согласовывать собственные планы работ, под которые им и будут выделяться деньги. Как я уже говорил, сейчас они завершают работы первого этапа, и если успеют это сделать достаточно быстро, то смогут оперативно получить деньги по программе развития.
Мы собираемся продолжить работы по созданию федеральной электронной медицинской библиотеки, внедрению сервисов, о которых я уже говорил. Часть выделенных средств будет направлена на аренду ЦОДа, а также защищенных каналов связи до всех 83 субъектов. Будут продолжены работы по внедрению ГЛОНАСС для скорой помощи. Кроме того, часть денег будет потрачена на популяризацию создаваемых сервисов – необходимо разъяснить людям, что пользоваться ими гораздо удобнее, чем стоять в очереди.
CNews: Насколько реально к 2020 г. запустить все обозначенные сервисы и создать полноценную систему e-Health?
Роман Ивакин: С технической стороны, я думаю, проблем не будет, потому что мы знаем, что и как делать. Но не все зависит только от нас.
Существуют недобросовестные поставщики и несогласованность действий участников процесса на местах – например, срыв сроков ремонта помещения приводит к задержкам установки оборудования и внедрения ПО. Более того, у регионов нет опыта организации таких масштабных конкурсов в сфере информатизации здравоохранения, поэтому сроки их проведения иногда срываются.
Рынок медицинских информационных систем (МИС) тоже недостаточно зрелый: 95% его игроков - это маленькие компании, которые не в состоянии реализовать крупный проект в сжатые сроки.
Не готовы к таким масштабным переменам и регионы. В процессе модернизации они получили в среднем по 286 млн руб., из которых около 40-50 млн было потрачено не на развитие, а на поддержку решений. Теперь эти средства необходимо изыскивать ежегодно, а для этого надо научиться пользоваться полным тарифом ОМС.
CNews: Как лично вы считаете, процесс информатизации здравоохранения наконец-то начался или нет?
Роман Ивакин: Уверен, что да.
26.04.2018
Соғлиқни сақлаш вазирлиги: ЭМЛАШ ҚАМРОВИ 99,5 ФОИЗГА ЕТКАЗИЛДИ
Шу йилнинг 24 апрель куни “Пойтахт” бизнес марказининг мажлислар залида Соғлиқни сақлаш вазирлиги томонидан...
15.03.2018
Тиббиётни бутунлай ўзгартирадиган 11 та технологик инновация
Биз тиббиёт ва соғлиқни сақлаш соҳасидаги катта ўзгаришлар остонасида турибмиз. Улар албатта рўй беради...
27.02.2018
Ўзбекистонлик олимлар ўзак ҳужайра трансплантациясини ўзлаштириб, уни муваффақиятли йўлга қўйди
Республика Гематология ва қон қуйиш илмий текшириш институти олимлари жаҳон тиббиётининг илғор йўналиши...