Министерство Здравоохранения Республики Узбекистан
Научно-исследовательский институт эпидемиологии
микробиологии и инфекционных заболеваний
Ортга
uz ru en

1. Знаете ли Вы, что избавиться от глистов навсегда просто невозможно! Есть...

2. Знаете ли Вы, что при глистной инвазии происходит дефицит макро и микро...

3. Знаете ли Вы, что упущенное в детстве лечение некоторых глистных инвазий,...

Prev. year 2024
     
Ду Се Чо Па Жу Ша Як
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5

Календарь событий



20.10.2010

Учителя младших классов бьют тревогу: дети 6–7 лет плохо говорят, нечетко произносят отдельные звуки и имеют бедный словарный запас. В результате это мешает ребенку грамотно писать и усваивать знания в целом

Языковая норма

Чтобы не упустить время и не столкнуться с проблемой косноязычия в школе, родителям стоит заранее узнать основные этапы развития речи.

Специалисты считают, что современный ребенок к 4,5–5 годам должен уметь четко произносить все звуки, говорить связно, использовать сложные предложения (до 10 и более слов), многосложные слова. В этом возрасте малыш уже в состоянии без труда пересказать сказку, составить описание картинки, рассказать что-то из собственного опыта. Словарный запас ребенка пяти лет в норме составляет от 4 до 5 тысяч слов. На пятом году жизни малыш способен узнавать тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук.

Однако не все пятилетние дети достигают языковой нормы. Нередко возникают ошибки в произношении звуков: у одних могут быть задержки в усвоении звуков, у других – неправильное их формирование.

Типичные ошибки

У некоторых пятилеток еще не закончилось усвоение шипящих звуков («ш», «ж»), звуков «л», «р». Они даже могут совсем отсутствовать в речи. У ряда детей отмечается искаженное произнесение звуков «с», «з», «ц», горловое («картавое») «р». Случается и замена одних звуков другими, например, «ш» на «с», «р» на «л», «с» на «т» («сапка» – «шапка», «лакета» – «ракета», «табака» – «собака»).

Встречаются у дошколят и дефекты смягчения звуков, когда твердые произносятся мягко («дом» – «дем») или, наоборот, мягкие произносятся твердо («опять» – «опат»). Если вы заметили у своего ребенка эти проблемы – обратитесь к логопеду.

Словарный запас некоторых детей беден, ограничен. Может быть нарушена слоговая структура слова: ребенок пропускает слоги или переставляет их, заменяя на более простые в плане произношения («мидол» – «помидор», «тибот» – «бутерброд», «мимамот» – «бегемот», «мосалет» – «самолет»). Иногда речь малышей изобилует ошибками в согласовании слов между собой. Например: «Мальчик бежит на собаком», «Я еду на машиной», «Девочка мечтает о кукла». Некоторые дети даже в 6–7 лет не могут составить рассказ по картинке. Они просто перечисляют изображенные предметы. Встречаются и нарушения темпа речи. Темп может быть как убыстренным, когда ребенок слишком торопится, «проглатывая», недоговаривая окончания слов, так и замедленным.

Причины медицинские

Чем могут быть вызваны трудности в усвоении языка? Вот основные причины:

● Неблагоприятные воздействия во время внутриутробного развития, особенно на 3–4-м месяце беременности: токсикозы, хронические, инфекционные и вирусные заболевания матери, курение женщины во время беременности, стрессовые ситуации, тяжелые физические и эмоциональные нагрузки.
● Осложненное протекание родов: родовая травма, асфиксия плода – удушье. Фактором риска является недоношенность ребенка (особенно когда вес при рождении менее 1500 г) или его незрелость. Все эти обстоятельства могут привести к поражениям отделов мозга, отвечающих за развитие речи.
● Особенности строения речевого аппарата, передающиеся по наследству, например расщелина неба и губы; своеобразие развития некоторых структур головного мозга, ответственных за осуществление речевой функции. Если кто-либо из родственников поздно начал говорить или имел (имеет) различные нарушения речи (заикание, быстрый темп речи), ребенок может унаследовать предрасположенность к этим нарушениям.
● Травмы головы, сотрясения и ушибы головного мозга, воспалительные и инфекционные заболевания мозга (менингит, энцефалит), различные неврологические расстройства, психические травмы, недостаточность эмоционального общения, подверженность частым простудным и инфекционным заболеваниям.
● Укороченная подъязычная связка (уздечка), которая не позволяет языку высоко подниматься, что необходимо для произнесения некоторых звуков.
Аномалия прикуса, неправильное строение зубного ряда. Например, при больших расщелинах между зубами язык в момент речи может попадать в эти расщелины, искажая звукопроизношение.
● Неправильное строение неба. Узкое, слишком высокое, так называемое готическое небо препятствует правильной артикуляции многих звуков.
● Толстые губы, часто с отвислой нижней губой, или укороченная малоподвижная верхняя губа затрудняют произношение губных и губно-зубных звуков («б», «п», «в», «ф»).
● Недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата – языка, губ, нижней челюсти. При произнесении каждого звука артикуляторные органы должны занимать определенное положение. Точные движения губ, языка, мягкого неба, голосовых связок возможны потому, что их работой управляет головной мозг. К мышцам этих органов из коры головного мозга передаются сигналы – импульсы. При органическом повреждении коры головного мозга или проводящих путей передача этих импульсов нарушается, что приводит к параличам и парезам (мышечной слабости, вялости). При таких условиях звуки произносятся с большим трудом и искаженно.
● Нарушение слуха. При снижении слуха речь ребенка развивается с существенными отклонениями от нормы. На формировании звукопроизношения у детей отрицательно сказывается и нарушение слуховой дифференциации звуков речи. В этом случае дети слышат хорошо, но некоторые акустически близкие звуки (парные «б» и «п», «с» и «з», «г» и «к», «т» и «д») кажутся им одинаковыми, и ребенок произносит «супы» вместо «зубы», «гом» вместо «ком».

Семейное влияние

Еще одной причиной нарушения развития речи является неблагоприятное социальное воздействие. Если взрослые в семье не следят за своей речью и невнимательно, безразлично относятся к речи ребенка, это плохо сказывается на формировании не только звукопроизношения, но и всей речи в целом.

Иногда родители, подлаживаясь под детскую речь, «сюсюкают» с малышом, это задерживает развитие у него правильного произношения.

Нарушение звукопроизношения может возникнуть и вследствие подражания. Ребенок может подражать и детям, и взрослым, чья речь неясна, искажена, слишком тороплива. Может плохо сказаться на речи детей и пребывание в двуязычном окружении. Разговаривая в раннем возрасте на разных языках, ребенок часто переносит особенности произношения одного языка на другой.

Полезная игра

Прежде всего внимательно прислушивайтесь к тому, как говорит ваш малыш, если видите какие-то проблемы – обратитесь к специалистам. Но и сами родители могут помочь своим детям. Всем без исключения будет полезна артикуляционная гимнастика, а чтобы делать ее было не скучно, можно сопровождать выполнение упражнений сказкой. Например, расскажите ребенку сказку о язычке. Жил-был на свете язычок. Жил он в своем домике-ротике. Домик то открывался, то закрывался (открыть – закрыть рот). Надоело язычку в домике сидеть, решил он на улицу выглянуть (показать язык). Посмотрел вверх (положить на верхнюю губу), светит ли солнышко, посмотрел вниз (положить на нижнюю губу), нет ли луж, и решил погулять. Идет, по белым зубкам скачет и поет: ля-ля-ля-ля-ля-ля (рот открыт, язык «танцует» за верхними зубами). Вдруг видит, стоит некрашеный забор, решил он его покрасить (язык двигается вперед-назад по небу раз 15). Так прошло много времени (сделать часики: язык вправо‑влево раз 10–15), настала ночь. Как раз мимо лошадка шла, она и довезла язычок до дома (поцокать языком). Язычок закрыл ротик-домик и лег спать.

Чтение сказки сопровождайте показом, лучше всего делать упражнения вместе с ребенком перед зеркалом. Перегружать малыша не нужно, вполне достаточно 5 минут в день, здесь важна регулярность выполнений.

В целях развития речевого дыхания и артикуляции просите ребенка надуть щеки (парус), дотянуться языком до носа, показать, как кошка пьет молоко…

Как вспомогательное средство хороши игры, стимулирующие развитие мелкой моторики, – различные пазлы, конструкторы, шнуровки.

Чем раньше вы обратите внимание на дефекты речи вашего ребенка, тем быстрее и лучше сможете их исправить.

Кстати

Некоторые специалисты считают, что современные дети начинают говорить позже, чем их сверстники конца XIX – начала XX века. Объясняется это высоким зашумлением среды обитания (в домах постоянно работают радио, телевизор, ведутся телефонные разговоры, на улице и в транспорте – грохот, скрежет, гул…). Окружающий шум мешает ребенку воспринимать голос матери или бабушки, не позволяет вычленять из общего звукового фона отдельные слова.


 

26.04.2018 Соғлиқни сақлаш вазирлиги: ЭМЛАШ ҚАМРОВИ 99,5 ФОИЗГА ЕТКАЗИЛДИ
Шу йилнинг 24 апрель куни “Пойтахт” бизнес марказининг мажлислар залида Соғлиқни сақлаш вазирлиги томонидан...

15.03.2018 Тиббиётни бутунлай ўзгартирадиган 11 та технологик инновация
Биз тиббиёт ва соғлиқни сақлаш соҳасидаги катта ўзгаришлар остонасида турибмиз. Улар албатта рўй беради...

27.02.2018 Ўзбекистонлик олимлар ўзак ҳужайра трансплантациясини ўзлаштириб, уни муваффақиятли йўлга қўйди
Республика Гематология ва қон қуйиш илмий текшириш институти олимлари жаҳон тиббиётининг илғор йўналиши...