Министерство Здравоохранения Республики Узбекистан
Научно-исследовательский институт эпидемиологии
микробиологии и инфекционных заболеваний
Ортга
uz ru en

1. Знаете ли Вы, что избавиться от глистов навсегда просто невозможно! Есть...

2. Знаете ли Вы, что при глистной инвазии происходит дефицит макро и микро...

3. Знаете ли Вы, что упущенное в детстве лечение некоторых глистных инвазий,...

Prev. year 2024
     
Ду Се Чо Па Жу Ша Як
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6

Календарь событий



04.05.2010

Уважаемый президент Курода!

Уважаемые управляющие!

Уважаемые представители иностранных государств и приглашенные гости!

Дамы и господа!

Прежде всего позвольте сердечно приветствовать участников 43-го ежегодного заседания Совета управляющих Азиатского банка развития, представителей авторитетных международных организаций и всех гостей, приехавших в Ташкент.

Для нас высокая честь, что столица нашей страны первой из государств Центральной Азии и Кавказа выбрана в качестве места проведения этого важнейшего события, и мы хотели бы выразить искренние слова признательности правительствам стран-членов АБР, принявшим это решение.

В своем выступлении хотел бы очень коротко остановиться на некоторых вопросах, имеющих непосредственное отношение к обсуждаемой повестке дня.

Прошедший 2009 год для мировой экономики стал действительно годом серьезных испытаний на прочность, практически ни одна страна не избежала негативных последствий разразившегося глобального финансово-экономического кризиса.

И сегодня, несмотря на то, что по оценкам авторитетных международных аналитиков и экспертов пройден наиболее острый и весьма чувствительный этап кризиса, тем не менее предстоит очень непростой, достаточно болезненный и длительный процесс восстановления экономики.

При анализе проблем, возникающих на пути выхода из кризиса мировой экономики, обращают на себя внимание в первую очередь неустойчивые и низкие темпы роста, сохраняющийся высокий уровень безработицы, заметное ухудшение финансового положения реального сектора экономики и снижение реальных доходов населения.

Большие, в некоторых странах угрожающие масштабы принимают дефициты государственных бюджетов, а также рост размеров государственного долга, что может привести к серьезному напряжению с уплатой этих долгов и возможным дефолтам.

Отмечается низкий уровень, а в отдельных случаях снижение внутреннего спроса, что в свою очередь тормозит выход на стабильные и устойчивые темпы роста производства.

Следует, на наш взгляд, согласиться с мнением многих ведущих мировых экспертов, что избыточная ликвидность и дальнейшее накачивание банковско-финансового сектора денежными ресурсами создают условия для разгула спекулятивного капитала, вздувания так называемых пузырей на фондовом и сырьевом рынках, что может в перспективе привести к новому обвалу на финансовых и валютных рынках со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Не говоря о том, что возрастающая эмиссия и увеличение объемов денежных масс создают потенциально опасную ситуацию инфляционных процессов.

Приходится еще и еще раз говорить об увлечении во многих, особенно развитых странах протекционистскими мерами, которые в первую очередь создают значительные проблемы для развивающихся стран и в целом для восстановления и развития мировой экономики.

Не ошибусь если скажу, что самой обсуждаемой на региональном и глобальном уровне в экспертных и официальных кругах является тема о государственном регулировании банковской и финансовой сферы, механизмах и инструментах обеспечения системного контроля за банковским капиталом, а также о роли в этом международных финансовых институтов.

В дискуссиях по этой теме представляют интерес отдельные предложения, в частности формирование международного финансового института, который мог бы контролировать деятельность финансового и банковского сектора в глобальном масштабе.

Предлагается возложить на этот институт контроль за спекулятивной банковской деятельностью на мировом рынке, в том числе в сфере деривативов и других производных ценных бумаг, которые могут разбалансировать международную торговлю и международный финансовый рынок в целом.

В этой связи наибольший интерес и поддержку вызывают, на наш взгляд, предлагаемые Президентом США Б. Обамой реформы в части формирования специального агентства по контролю операций финансовых институтов США и ограничению рискованных операций с деривативами за счет денег налогоплательщиков.

Думается, что если в результате продолжающихся уже долгое время дискуссий и споров на эту тему будет достигнуто приемлемое для всех сторон разумное решение – несомненно, это станет одним из самых больших достижений в разрешении кризисной проблемы.

Уважаемые участники заседания!

Очевидно, нет необходимости доказывать, что степень и глубина подверженности каждой отдельной страны воздействию мирового кризиса, прежде всего, зависит от реализуемой модели реформирования, устойчивости и надежности финансово-экономической и банковской систем и от того, насколько сильны заложенные в них защитные механизмы.

В этой связи хотел бы коротко остановиться на «узбекской модели» развития и реформирования экономики, принятой нами в первые же годы независимости – в 1992 году, построенной на пяти принципах, суть которых сводится к следующему:

Первое – деидеологизация государственной системы и обеспечение приоритета экономики над политикой.

Второе – в переходный период от планово-распределительной системы к рыночной государство должно взять на себя роль главного реформатора.

Третье – обеспечить верховенство закона, т.е. закон одинаков для всех.

Четвертое – поэтапность и постепенность осуществления реформ. У нас говорят – не разрушай старый, не построив новый дом.

Пятое – реализация сильной социальной политики в переходный период от одной системы к другой.

Сегодня у нас есть все основания заявить, что за истекший период, в том числе в период экстремального воздействия кризисных процессов, эта модель себя полностью оправдала.

Большое значение в смягчении разрушительного воздействия кризиса имела созданная за истекший период достаточная ресурсная база и надежный резерв прочности в финансово-банковской системе, проведение сдержанной и взвешенной экономической политики, принятые меры по ограждению экономики от влияния спекулятивного капитала, неуправляемой стихии и бесконтрольности на мировых финансовых и фондовых рынках, а также жесткий контроль за макроэкономической сбалансированностью экономики.

В противостоянии кризису и нейтрализации его негативных последствий огромную роль сыграла своевременность, адекватность и адресность принятой в стране Антикризисной программы, рассчитанной на 2009-2012 годы.

Важнейшими приоритетами в реализации Антикризисной программы, наряду с оказанием необходимой помощи банковскому сектору, явились поддержка, в первую очередь, финансовой устойчивости реальной экономики, снижение налогового бремени и предоставление этому сектору, особенно экспортоориентированным предприятиям, необходимых льгот и преференций, а также осуществление мер по снижению затрат и повышение прибыльности за счет модернизации, технического и технологического перевооружения и диверсификации производства.

Решающую роль в противодействии кризису и обеспечении устойчивости развития экономики сыграло то исключительное внимание, которое уделяется в стране развитию сферы услуг, малого бизнеса и частного предпринимательства.

Важное место в достижении целей Антикризисной программы заняло осуществление масштабных социальных, инфраструктурных и транспортно-коммуникационных проектов, за счет чего решались задачи по созданию новых рабочих мест и увеличению доходов населения.

Хотел бы подчеркнуть, что принимаемые в рамках Антикризисной программы меры преследуют программные цели, выходящие далеко за пределы только борьбы с кризисом и нейтрализации его последствий.

Мы отдаем себе отчет в том, что в посткризисный период выиграют в первую очередь те страны, кто уже сегодня закладывает основы и реализует долгосрочные инновационные проекты, направленные на глубокие структурные преобразования и диверсификацию производства.

В 2009 году Узбекистан принял Программу по реализации важнейших проектов модернизации, технического и технологического перевооружения на 2009-2014 годы, в которую включены более 300 важнейших инвестиционных проектов общей стоимостью более 42,5 млрд. долларов, направленных на обновление ведущих базовых отраслей, реализацию крупнейших транспортных и коммуникационных проектов, создание новых современных производств и внедрение ресурсосберегающих технологий.

Разумеется, мы прекрасно осознаем, что без привлечения иностранных инвестиций и обеспечения для них необходимых условий и преференций будет весьма трудно решить поставленные задачи.

Вместе с тем в финансировании инвестиционных программ мы придаем огромное значение мобилизации внутренних ресурсов. В 2009 году в общем объеме капиталовложений, инвестированных в экономику Узбекистана, доля внутренних источников в них составила 68 процентов, а в 2010 году этот показатель составит не менее 70 процентов.

В выполнении долгосрочных и масштабных проектов мы придаем большое значение дальнейшему укреплению потенциала и возможностей созданного в 2007 году Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан, капитал которого сегодня составляет около 5 млрд. долларов. Основное назначение Фонда – финансирование в первую очередь инфраструктурных проектов, а также участие совместно с иностранными партнерами в реализации перспективных проектов по модернизации и реконструкции объектов в базовых отраслях экономики.

К примеру, за счет средств Фонда в 2009 году начато строительство современной парогазовой установки стоимостью 470 млн. долларов на ТЭЦ в г. Навои, где сегодня создается Свободная индустриально-экономическая зона и международный мультимодальный центр логистики на базе аэропорта Навои.

Хотел бы сказать несколько слов о том огромном значении, которое придается в Узбекистане реформе системы образования и подготовке квалифицированных кадров.

Еще в 1997 году была начата реализация Государственной программы, предусматривающей полный отказ от старой системы и переход на 12-летнее бесплатное образование, составной частью которого являются 9-летняя общеобразовательная школа и трехлетние профессионально-технические колледжи и лицеи.

За последние годы на базе вновь построенных более чем 1,5 тысячи колледжей и лицеев уже получили средне-техническое и гуманитарное образование свыше 1 млн. 500 тыс. молодых людей, имеющих 2-3 специальности и владеющих знаниями иностранного, как правило, английского языка.

Все это, и если учесть, что расходы на образование за последние годы превышают 37 процентов, а вместе с расходами на здравоохранение составляют свыше 50 процентов Государственного бюджета страны, становится ясным, каким огромным потенциалом квалифицированных кадров и человеческим капиталом располагает Узбекистан.

Подводя итог сказанному, хотел бы с удовлетворением отметить, что реализация принятой стратегии развития и Антикризисная программа позволили Узбекистану в числе немногих стран в мире обеспечить в 2009 году темпы роста ВВП на 8,1 процента, промышленного производства – на 9 процентов, объем инвестиций в экономику превысил 26 процентов, а прямые иностранные инвестиции возросли в 1,8 раза.

За истекший год создано свыше 940 тыс. рабочих мест.

Экспорт продукции вырос на 2,4 процента, обеспечив значительное положительное сальдо внешней торговли и стабильный рост золотовалютных резервов.

Обеспечен устойчивый профицит Государственного бюджета, внешний долг на 1.01.2010 года не превысил 10 процентов.

По прогнозам авторитетных рейтинговых компаний и международных институтов экономический рост Республики Узбекистан в 2010 году может составить 8,5 процента.

Уважаемые друзья!

Уважаемые гости!

Узбекистан высоко ценит растущее сотрудничество с Азиатским банком и рассматривает его, как важнейшего стратегического партнера, который за последние годы стал для нас ведущим международным финансовым институтом как по объему кредитного портфеля, так и в рамках регионального взаимодействия в Центральной Азии.

За истекший период, т.е. с 1996 года, из выделенных 1 млрд. 200 млн. долларов кредитных ресурсов выполнено 11 проектов стоимостью свыше 520 млн. долларов, продолжается освоение по 15 проектам на общую сумму более 650 млн. долларов.

Мы с большой признательностью отмечаем, что сегодня наше сотрудничество существенно расширяется и выходит на новый уровень. В рамках ежегодного заседания подписано еще четыре кредитных соглашения на общую сумму свыше 1 млрд. 150 млн. долларов, т.е. фактически Азиатский банк удвоил свой кредитный портфель в нашей стране.

У нас сегодня есть полная убежденность, что такие важнейшие составляющие нашего сотрудничества, как надежность и обязательность партнерских отношений и, безусловно, целевое освоение Узбекистаном выделяемых средств, будут обеспечиваться и впредь.

Теперь позвольте очень коротко остановиться на нашем видении приоритетных направлений сотрудничества с Азиатским банком развития.

Во-первых, мы считаем, что АБР мог бы стать ключевым партнером в реализации чрезвычайно важных для Узбекистана программ структурных преобразований и диверсификации экономики, направленных на глубокую переработку богатых природных ресурсов, минерального, углеводородного и сельскохозяйственного сырья с учетом качественного изменения и увеличения доли в экспорте высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции.

Речь идет об осуществлении проектов модернизации, технического и технологического перевооружения ведущих отраслей экономики Узбекистана, в том числе горнорудной, нефтегазовой, химической и текстильной отраслей промышленности.

К важнейшим приоритетам нашей стратегии модернизации страны мы относим создание современной системы транспортных коммуникаций, реализацию таких проектов, как создание Узбекской национальной автомагистрали, развитие интермодального центра логистики на базе аэропорта Навои, кардинальное обновление подвижного состава и расширение сети железных дорог.

Мы высоко ценим, что в рамках ежегодного заседания Азиатский банк подписал соглашение о предоставлении для строительства и модернизации Узбекской национальной автомагистрали кредита в размере 600 млн. долларов.

Во-вторых, это поддержка и дальнейшее развитие частного бизнеса и негосударственного сектора экономики.

Если в 1991 году негосударственный сектор составлял только менее 3 процентов нашей экономики, то сегодня доля негосударственного сектора в ВВП составляет более 80 процентов, а в ряде ведущих отраслей экономики – в сельском хозяйстве, строительстве, сфере телекоммуникаций, торговли и услуг – частная форма собственности составляет около 100 процентов.

Вместе с тем мы видим большую перспективу в дальнейшем расширении и укреплении позиций частного сектора экономики, в частности в таких отраслях, как электроэнергетика, химическая, легкая, пищевая, электротехническая и машиностроительная промышленность, в сфере банковско-финансовых услуг и других ведущих отраслях экономики.

В-третьих, развитие сотрудничества в сфере дальнейшего реформирования и укрепления материальной базы сельского хозяйства и обслуживающих его отраслей.

Нельзя забывать, что в Республике Узбекистан более 95 процентов сельскохозяйственной продукции выращивается на поливных землях, поэтому внедрение современных водосберегающих технологий имеет решающее значение в условиях растущего дефицита водных ресурсов в регионе.

В этих условиях нам предстоит выполнение масштабного объема работ, связанных с кардинальным улучшением мелиоративного состояния земель, подвергающихся массированному засолению, и здесь мы видим перспективное направление сотрудничества с АБР.

В-четвертых, это поддержка развития социального сектора, укрепление современной базы системы образования и здравоохранения.

Поддержка созданного в стране потенциала школьного, среднего, профессионально-технического и высшего образования, сферы охраны здоровья людей, материнства и детства, оснащение их самым современным оборудованием, компьютерной и информационно-коммуникационной техникой, технологией, реализация совершенных передовых методов диагностики и лечения в здравоохранении – это, безусловно, те важнейшие направления сотрудничества, где мы испытываем большую потребность.

В-пятых, мы ценим, что АБР принимает активное участие в развитии финансово-банковской системы Узбекистана, включая финансирование проектов развития государственных финансов, предоставление кредитных линий для коммерческих банков и небанковских кредитных институтов и вхождение в капитал быстро развивающихся частных узбекских банков.

Убеждены, что и в этой сфере сотрудничества у нас есть хорошие перспективы.

Узбекистан всемерно поддерживает проекты АБР, направленные на экономическое восстановление Афганистана. К примеру, строительство линии электропередач по маршруту Сурхан-Наибабад-Кабул позволило в 2009 году увеличить объемы поставок электроэнергии из Узбекистана в 6 раз и обеспечить круглосуточную подачу электричества в г.Кабул. В 2010 году объем поставок электроэнергии возрастет еще в два раза, в том числе и в другие регионы Афганистана.

Мы поддержали АБР в реализации проекта по строительству железной дороги Хайратон-Мазари-Шариф, и считаем необходимым и дальше развивать железнодорожное сообщение в Афганистане, что позволит реализовать проект строительства «трансафганского коридора» и обеспечит кратчайший путь для железнодорожного транзита грузов из Центральной Азии к близлежащим портам Индийского океана и будет способствовать экономическому развитию Афганистана.

Уважаемые участники и гости ежегодного заседания!

В непростой период мирового финансово-экономического кризиса Азиатский банк развития, его Совет управляющих и Президент господин Курода продемонстрировали эффективную и слаженную работу, обеспечившую своевременное реагирование на вызовы, порожденные кризисом, сумели разработать и внедрить новые инструменты и нестандартные подходы для смягчения последствий кризиса.

Сегодня страны Азии, самого динамично развивающегося региона мира, которые лучше чем другие справились с разрушительным воздействием кризиса, стоят перед новыми вызовами как в сфере экономического развития, обеспечения сбалансированного экономического роста, так и в сфере региональной стабильности и безопасности. Решение этих вопросов требует совместной скоординированной работы международных организаций, финансовых институтов и правительств.

Позвольте мне еще раз высказать поддержку Азиатскому банку и его президенту Харухико Куроде в реализации возложенных задач и пожелать участникам ежегодного заседания успешной и плодотворной работы.

Дорогие друзья!

Надеюсь, ваше посещение Узбекистана оставит у вас, участников форума, хорошие впечатления, и вы еще раз захотите посетить наш гостеприимный Узбекистан!

Спасибо за внимание.

Уважаемый президент Курода!

Уважаемые управляющие!

Уважаемые представители иностранных государств и приглашенные гости!

Дамы и господа!

Прежде всего позвольте сердечно приветствовать участников 43-го ежегодного заседания Совета управляющих Азиатского банка развития, представителей авторитетных международных организаций и всех гостей, приехавших в Ташкент.

Для нас высокая честь, что столица нашей страны первой из государств Центральной Азии и Кавказа выбрана в качестве места проведения этого важнейшего события, и мы хотели бы выразить искренние слова признательности правительствам стран-членов АБР, принявшим это решение.

В своем выступлении хотел бы очень коротко остановиться на некоторых вопросах, имеющих непосредственное отношение к обсуждаемой повестке дня.

Прошедший 2009 год для мировой экономики стал действительно годом серьезных испытаний на прочность, практически ни одна страна не избежала негативных последствий разразившегося глобального финансово-экономического кризиса.

И сегодня, несмотря на то, что по оценкам авторитетных международных аналитиков и экспертов пройден наиболее острый и весьма чувствительный этап кризиса, тем не менее предстоит очень непростой, достаточно болезненный и длительный процесс восстановления экономики.

При анализе проблем, возникающих на пути выхода из кризиса мировой экономики, обращают на себя внимание в первую очередь неустойчивые и низкие темпы роста, сохраняющийся высокий уровень безработицы, заметное ухудшение финансового положения реального сектора экономики и снижение реальных доходов населения.

Большие, в некоторых странах угрожающие масштабы принимают дефициты государственных бюджетов, а также рост размеров государственного долга, что может привести к серьезному напряжению с уплатой этих долгов и возможным дефолтам.

Отмечается низкий уровень, а в отдельных случаях снижение внутреннего спроса, что в свою очередь тормозит выход на стабильные и устойчивые темпы роста производства.

Следует, на наш взгляд, согласиться с мнением многих ведущих мировых экспертов, что избыточная ликвидность и дальнейшее накачивание банковско-финансового сектора денежными ресурсами создают условия для разгула спекулятивного капитала, вздувания так называемых пузырей на фондовом и сырьевом рынках, что может в перспективе привести к новому обвалу на финансовых и валютных рынках со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Не говоря о том, что возрастающая эмиссия и увеличение объемов денежных масс создают потенциально опасную ситуацию инфляционных процессов.

Приходится еще и еще раз говорить об увлечении во многих, особенно развитых странах протекционистскими мерами, которые в первую очередь создают значительные проблемы для развивающихся стран и в целом для восстановления и развития мировой экономики.

Не ошибусь если скажу, что самой обсуждаемой на региональном и глобальном уровне в экспертных и официальных кругах является тема о государственном регулировании банковской и финансовой сферы, механизмах и инструментах обеспечения системного контроля за банковским капиталом, а также о роли в этом международных финансовых институтов.

В дискуссиях по этой теме представляют интерес отдельные предложения, в частности формирование международного финансового института, который мог бы контролировать деятельность финансового и банковского сектора в глобальном масштабе.

Предлагается возложить на этот институт контроль за спекулятивной банковской деятельностью на мировом рынке, в том числе в сфере деривативов и других производных ценных бумаг, которые могут разбалансировать международную торговлю и международный финансовый рынок в целом.

В этой связи наибольший интерес и поддержку вызывают, на наш взгляд, предлагаемые Президентом США Б. Обамой реформы в части формирования специального агентства по контролю операций финансовых институтов США и ограничению рискованных операций с деривативами за счет денег налогоплательщиков.

Думается, что если в результате продолжающихся уже долгое время дискуссий и споров на эту тему будет достигнуто приемлемое для всех сторон разумное решение – несомненно, это станет одним из самых больших достижений в разрешении кризисной проблемы.

Уважаемые участники заседания!

Очевидно, нет необходимости доказывать, что степень и глубина подверженности каждой отдельной страны воздействию мирового кризиса, прежде всего, зависит от реализуемой модели реформирования, устойчивости и надежности финансово-экономической и банковской систем и от того, насколько сильны заложенные в них защитные механизмы.

В этой связи хотел бы коротко остановиться на «узбекской модели» развития и реформирования экономики, принятой нами в первые же годы независимости – в 1992 году, построенной на пяти принципах, суть которых сводится к следующему:

Первое – деидеологизация государственной системы и обеспечение приоритета экономики над политикой.

Второе – в переходный период от планово-распределительной системы к рыночной государство должно взять на себя роль главного реформатора.

Третье – обеспечить верховенство закона, т.е. закон одинаков для всех.

Четвертое – поэтапность и постепенность осуществления реформ. У нас говорят – не разрушай старый, не построив новый дом.

Пятое – реализация сильной социальной политики в переходный период от одной системы к другой.

Сегодня у нас есть все основания заявить, что за истекший период, в том числе в период экстремального воздействия кризисных процессов, эта модель себя полностью оправдала.

Большое значение в смягчении разрушительного воздействия кризиса имела созданная за истекший период достаточная ресурсная база и надежный резерв прочности в финансово-банковской системе, проведение сдержанной и взвешенной экономической политики, принятые меры по ограждению экономики от влияния спекулятивного капитала, неуправляемой стихии и бесконтрольности на мировых финансовых и фондовых рынках, а также жесткий контроль за макроэкономической сбалансированностью экономики.

В противостоянии кризису и нейтрализации его негативных последствий огромную роль сыграла своевременность, адекватность и адресность принятой в стране Антикризисной программы, рассчитанной на 2009-2012 годы.

Важнейшими приоритетами в реализации Антикризисной программы, наряду с оказанием необходимой помощи банковскому сектору, явились поддержка, в первую очередь, финансовой устойчивости реальной экономики, снижение налогового бремени и предоставление этому сектору, особенно экспортоориентированным предприятиям, необходимых льгот и преференций, а также осуществление мер по снижению затрат и повышение прибыльности за счет модернизации, технического и технологического перевооружения и диверсификации производства.

Решающую роль в противодействии кризису и обеспечении устойчивости развития экономики сыграло то исключительное внимание, которое уделяется в стране развитию сферы услуг, малого бизнеса и частного предпринимательства.

Важное место в достижении целей Антикризисной программы заняло осуществление масштабных социальных, инфраструктурных и транспортно-коммуникационных проектов, за счет чего решались задачи по созданию новых рабочих мест и увеличению доходов населения.

Хотел бы подчеркнуть, что принимаемые в рамках Антикризисной программы меры преследуют программные цели, выходящие далеко за пределы только борьбы с кризисом и нейтрализации его последствий.

Мы отдаем себе отчет в том, что в посткризисный период выиграют в первую очередь те страны, кто уже сегодня закладывает основы и реализует долгосрочные инновационные проекты, направленные на глубокие структурные преобразования и диверсификацию производства.

В 2009 году Узбекистан принял Программу по реализации важнейших проектов модернизации, технического и технологического перевооружения на 2009-2014 годы, в которую включены более 300 важнейших инвестиционных проектов общей стоимостью более 42,5 млрд. долларов, направленных на обновление ведущих базовых отраслей, реализацию крупнейших транспортных и коммуникационных проектов, создание новых современных производств и внедрение ресурсосберегающих технологий.

Разумеется, мы прекрасно осознаем, что без привлечения иностранных инвестиций и обеспечения для них необходимых условий и преференций будет весьма трудно решить поставленные задачи.

Вместе с тем в финансировании инвестиционных программ мы придаем огромное значение мобилизации внутренних ресурсов. В 2009 году в общем объеме капиталовложений, инвестированных в экономику Узбекистана, доля внутренних источников в них составила 68 процентов, а в 2010 году этот показатель составит не менее 70 процентов.

В выполнении долгосрочных и масштабных проектов мы придаем большое значение дальнейшему укреплению потенциала и возможностей созданного в 2007 году Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан, капитал которого сегодня составляет около 5 млрд. долларов. Основное назначение Фонда – финансирование в первую очередь инфраструктурных проектов, а также участие совместно с иностранными партнерами в реализации перспективных проектов по модернизации и реконструкции объектов в базовых отраслях экономики.

К примеру, за счет средств Фонда в 2009 году начато строительство современной парогазовой установки стоимостью 470 млн. долларов на ТЭЦ в г. Навои, где сегодня создается Свободная индустриально-экономическая зона и международный мультимодальный центр логистики на базе аэропорта Навои.

Хотел бы сказать несколько слов о том огромном значении, которое придается в Узбекистане реформе системы образования и подготовке квалифицированных кадров.

Еще в 1997 году была начата реализация Государственной программы, предусматривающей полный отказ от старой системы и переход на 12-летнее бесплатное образование, составной частью которого являются 9-летняя общеобразовательная школа и трехлетние профессионально-технические колледжи и лицеи.

За последние годы на базе вновь построенных более чем 1,5 тысячи колледжей и лицеев уже получили средне-техническое и гуманитарное образование свыше 1 млн. 500 тыс. молодых людей, имеющих 2-3 специальности и владеющих знаниями иностранного, как правило, английского языка.

Все это, и если учесть, что расходы на образование за последние годы превышают 37 процентов, а вместе с расходами на здравоохранение составляют свыше 50 процентов Государственного бюджета страны, становится ясным, каким огромным потенциалом квалифицированных кадров и человеческим капиталом располагает Узбекистан.

Подводя итог сказанному, хотел бы с удовлетворением отметить, что реализация принятой стратегии развития и Антикризисная программа позволили Узбекистану в числе немногих стран в мире обеспечить в 2009 году темпы роста ВВП на 8,1 процента, промышленного производства – на 9 процентов, объем инвестиций в экономику превысил 26 процентов, а прямые иностранные инвестиции возросли в 1,8 раза.

За истекший год создано свыше 940 тыс. рабочих мест.

Экспорт продукции вырос на 2,4 процента, обеспечив значительное положительное сальдо внешней торговли и стабильный рост золотовалютных резервов.

Обеспечен устойчивый профицит Государственного бюджета, внешний долг на 1.01.2010 года не превысил 10 процентов.

По прогнозам авторитетных рейтинговых компаний и международных институтов экономический рост Республики Узбекистан в 2010 году может составить 8,5 процента.

Уважаемые друзья!

Уважаемые гости!

Узбекистан высоко ценит растущее сотрудничество с Азиатским банком и рассматривает его, как важнейшего стратегического партнера, который за последние годы стал для нас ведущим международным финансовым институтом как по объему кредитного портфеля, так и в рамках регионального взаимодействия в Центральной Азии.

За истекший период, т.е. с 1996 года, из выделенных 1 млрд. 200 млн. долларов кредитных ресурсов выполнено 11 проектов стоимостью свыше 520 млн. долларов, продолжается освоение по 15 проектам на общую сумму более 650 млн. долларов.

Мы с большой признательностью отмечаем, что сегодня наше сотрудничество существенно расширяется и выходит на новый уровень. В рамках ежегодного заседания подписано еще четыре кредитных соглашения на общую сумму свыше 1 млрд. 150 млн. долларов, т.е. фактически Азиатский банк удвоил свой кредитный портфель в нашей стране.

У нас сегодня есть полная убежденность, что такие важнейшие составляющие нашего сотрудничества, как надежность и обязательность партнерских отношений и, безусловно, целевое освоение Узбекистаном выделяемых средств, будут обеспечиваться и впредь.

Теперь позвольте очень коротко остановиться на нашем видении приоритетных направлений сотрудничества с Азиатским банком развития.

Во-первых, мы считаем, что АБР мог бы стать ключевым партнером в реализации чрезвычайно важных для Узбекистана программ структурных преобразований и диверсификации экономики, направленных на глубокую переработку богатых природных ресурсов, минерального, углеводородного и сельскохозяйственного сырья с учетом качественного изменения и увеличения доли в экспорте высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции.

Речь идет об осуществлении проектов модернизации, технического и технологического перевооружения ведущих отраслей экономики Узбекистана, в том числе горнорудной, нефтегазовой, химической и текстильной отраслей промышленности.

К важнейшим приоритетам нашей стратегии модернизации страны мы относим создание современной системы транспортных коммуникаций, реализацию таких проектов, как создание Узбекской национальной автомагистрали, развитие интермодального центра логистики на базе аэропорта Навои, кардинальное обновление подвижного состава и расширение сети железных дорог.

Мы высоко ценим, что в рамках ежегодного заседания Азиатский банк подписал соглашение о предоставлении для строительства и модернизации Узбекской национальной автомагистрали кредита в размере 600 млн. долларов.

Во-вторых, это поддержка и дальнейшее развитие частного бизнеса и негосударственного сектора экономики.

Если в 1991 году негосударственный сектор составлял только менее 3 процентов нашей экономики, то сегодня доля негосударственного сектора в ВВП составляет более 80 процентов, а в ряде ведущих отраслей экономики – в сельском хозяйстве, строительстве, сфере телекоммуникаций, торговли и услуг – частная форма собственности составляет около 100 процентов.

Вместе с тем мы видим большую перспективу в дальнейшем расширении и укреплении позиций частного сектора экономики, в частности в таких отраслях, как электроэнергетика, химическая, легкая, пищевая, электротехническая и машиностроительная промышленность, в сфере банковско-финансовых услуг и других ведущих отраслях экономики.

В-третьих, развитие сотрудничества в сфере дальнейшего реформирования и укрепления материальной базы сельского хозяйства и обслуживающих его отраслей.

Нельзя забывать, что в Республике Узбекистан более 95 процентов сельскохозяйственной продукции выращивается на поливных землях, поэтому внедрение современных водосберегающих технологий имеет решающее значение в условиях растущего дефицита водных ресурсов в регионе.

В этих условиях нам предстоит выполнение масштабного объема работ, связанных с кардинальным улучшением мелиоративного состояния земель, подвергающихся массированному засолению, и здесь мы видим перспективное направление сотрудничества с АБР.

В-четвертых, это поддержка развития социального сектора, укрепление современной базы системы образования и здравоохранения.

Поддержка созданного в стране потенциала школьного, среднего, профессионально-технического и высшего образования, сферы охраны здоровья людей, материнства и детства, оснащение их самым современным оборудованием, компьютерной и информационно-коммуникационной техникой, технологией, реализация совершенных передовых методов диагностики и лечения в здравоохранении – это, безусловно, те важнейшие направления сотрудничества, где мы испытываем большую потребность.

В-пятых, мы ценим, что АБР принимает активное участие в развитии финансово-банковской системы Узбекистана, включая финансирование проектов развития государственных финансов, предоставление кредитных линий для коммерческих банков и небанковских кредитных институтов и вхождение в капитал быстро развивающихся частных узбекских банков.

Убеждены, что и в этой сфере сотрудничества у нас есть хорошие перспективы.

Узбекистан всемерно поддерживает проекты АБР, направленные на экономическое восстановление Афганистана. К примеру, строительство линии электропередач по маршруту Сурхан-Наибабад-Кабул позволило в 2009 году увеличить объемы поставок электроэнергии из Узбекистана в 6 раз и обеспечить круглосуточную подачу электричества в г.Кабул. В 2010 году объем поставок электроэнергии возрастет еще в два раза, в том числе и в другие регионы Афганистана.

Мы поддержали АБР в реализации проекта по строительству железной дороги Хайратон-Мазари-Шариф, и считаем необходимым и дальше развивать железнодорожное сообщение в Афганистане, что позволит реализовать проект строительства «трансафганского коридора» и обеспечит кратчайший путь для железнодорожного транзита грузов из Центральной Азии к близлежащим портам Индийского океана и будет способствовать экономическому развитию Афганистана.

Уважаемые участники и гости ежегодного заседания!

В непростой период мирового финансово-экономического кризиса Азиатский банк развития, его Совет управляющих и Президент господин Курода продемонстрировали эффективную и слаженную работу, обеспечившую своевременное реагирование на вызовы, порожденные кризисом, сумели разработать и внедрить новые инструменты и нестандартные подходы для смягчения последствий кризиса.

Сегодня страны Азии, самого динамично развивающегося региона мира, которые лучше чем другие справились с разрушительным воздействием кризиса, стоят перед новыми вызовами как в сфере экономического развития, обеспечения сбалансированного экономического роста, так и в сфере региональной стабильности и безопасности. Решение этих вопросов требует совместной скоординированной работы международных организаций, финансовых институтов и правительств.

Позвольте мне еще раз высказать поддержку Азиатскому банку и его президенту Харухико Куроде в реализации возложенных задач и пожелать участникам ежегодного заседания успешной и плодотворной работы.

Дорогие друзья!

Надеюсь, ваше посещение Узбекистана оставит у вас, участников форума, хорошие впечатления, и вы еще раз захотите посетить наш гостеприимный Узбекистан!

Спасибо за внимание.


 

26.04.2018 Соғлиқни сақлаш вазирлиги: ЭМЛАШ ҚАМРОВИ 99,5 ФОИЗГА ЕТКАЗИЛДИ
Шу йилнинг 24 апрель куни “Пойтахт” бизнес марказининг мажлислар залида Соғлиқни сақлаш вазирлиги томонидан...

15.03.2018 Тиббиётни бутунлай ўзгартирадиган 11 та технологик инновация
Биз тиббиёт ва соғлиқни сақлаш соҳасидаги катта ўзгаришлар остонасида турибмиз. Улар албатта рўй беради...

27.02.2018 Ўзбекистонлик олимлар ўзак ҳужайра трансплантациясини ўзлаштириб, уни муваффақиятли йўлга қўйди
Республика Гематология ва қон қуйиш илмий текшириш институти олимлари жаҳон тиббиётининг илғор йўналиши...