Хамшира Написать Поиск/ Распечатать

Онлайн услуги

Подробнее

Чтобы высказать Ваши предложения, замечания или задать вопрос , пожалуйста, заполните приведенную ниже форму.Подробнее

В данном разделе Вы можете ознакомиться с текущими вакансиями и/или разместить своё резюмеПодробнее

08.06.2009

Глава 3. Организационные и правовые аспекты охраны материнства и детства

Определяющее значение в определении пределов охраны материнства и детства имеют международно-правовые акты. Oбщепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Республики Узбекистан являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Международно-правовая защита материнства и детства находит свое отражение в основополагающих актах и декларациях, пактах и хартий о правах человека с начала XX века. Всеобщая декларация прав человека, принятая на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 10 декабря 1948 г., закрепила (п.2 ст.25), что «материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь». Охрана материнства и детства, как один из ключевых приоритетов выделяется в Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств (утв. Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств 29 октября 1994 г.).

Нормы о защите материнства и детства содержатся в более чем тридцати международных актах (конвенциях, рекомендациях международных организаций, двухсторонних межгосударственных договорах).

С начала XX века было разработано и принято ряд специальных международно-правовых актов, направленных на охрану рассматриваемого института, в частности необходимо выделить следующие акты:

  • Конвенция Международной Организации Труда №103 об охране материнства (пересмотренная в 1952 году) (Женева, 28 июня 1952 г.);
  • Конвенция Международной Организации Труда № 156 о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями (Женева, 3 июня 1981 г.);
  • Рекомендация Международной Организации Труда от 15 июня 2000г. №191 о пересмотре рекомендации 1952 года об охране материнства;
  • Рекомендация Международной Организации Труда от 28 июня 1952 г. №95 об охране материнства.

Защите интересов детства посвящены, в том числе, Конвенция о правах ребенка и следующие специальные Конвенции МОТ, которые ратифицированы Республикой Узбекистан :

· №138 «О минимальном возрасте для приема на работу»,

· №182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда».

Конвенция о правах ребенка является одной из самых первых международных Конвенций, ратифицированных Узбекистаном после приобретения независимости, что явилось свидетельством обязательства Правительства страны гарантировать соблюдение прав детей.

Законодательные акты, регламентирующие правовой статус гражданина, проживающего в Узбекистане, предоставляет ребенку все права, предусмотренные Конвенцией, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей, законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.

Правовой статус детей и женщин в Узбекистане регулируется законами «Об образовании» от 29 августа 1992 года, «О молодежи» с изменениями и дополнениями, внесенными 6 мая 1995 года, «Об охране здоровья граждан» от 29 августа 1996 года, Уголовным Кодексом Республики Узбекистан от 21 декабря 1995 года, Гражданским Кодексом от 29 августа 1996 года, Семейным Кодексом Республики Узбекистан от 30 апреля 1998 года, и др.

В соответствии с Трудовым кодексом Республики Узбекистан, введенным в действие в апреле 1996 г., установлен возраст, с которого допускается прием подростка на работу – шестнадцать лет. Учитывая физические, психологические, социальные особенности, работникам в возрасте от 16 до 18 лет продолжительность рабочего времени установлена не более 36 часов в неделю, а для лиц в возрасте 15-16 лет и учащимся в возрасте от 14 до 16 лет, работающим в период каникул – не более 24 часов в неделю, с оплатой труда в таком же размере, как для работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы.

Все лица моложе 18 лет принимаются на работу лишь после прохождения предварительного медицинского осмотра, и в дальнейшем до достижения 18 лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру. В целях охраны здоровья молодежи государство запрещает использовать их труд на работах с неблагоприятными условиями, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет.

Статья 18 Закона Республики Узбекистан «Об охране здоровья граждан» предусматривает право каждого гражданина по медицинским показаниям на консультации по вопросам семьи, на медико-генетическое обследование и консультации в учреждениях государственной системы здравоохранения. Семьи, имеющие детей, пользуются правом на льготы в медицинском обслуживании, установленные законодательством. При стационарном лечении детей в возрасте до трех лет, а также тяжелобольных детей старшего возраста, нуждающихся по заключению врачей в дополнительном уходе, одному из родителей или иному члену семьи, непосредственно осуществляющему уход за ребенком, предоставляется возможность находиться вместе с ним в лечебном учреждении и выдается листок нетрудоспособности.

Законом Республики Узбекистан «О гарантиях прав ребенка» определено что ребенок (дети) – это лицо (лица) до достижения возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

Согласно Статьи 8 Закона «О гарантиях прав ребенка» определены гарантии права ребенка на жизнь- Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого ребенка. Посягательство на жизнь ребенка является тягчайшим преступлением.

Государство создает условия для обеспечения рождения и развития здорового ребенка.

Статьей 22 Закона «О гарантиях прав ребенка» установлены следующие гарантии права ребенка на охрану здоровья:

Каждый ребенок имеет право на охрану здоровья.

Государство создает условия матери по охране ее здоровья для обеспечения рождения здорового ребенка. Государство гарантирует детям бесплатный объем медицинской помощи в соответствии с законодательством.

Право ребенка на охрану здоровья обеспечивается государством путем:

организации квалифицированного медицинского обслуживания; контроля за состоянием здоровья ребенка, его родителей и профилактики детских заболеваний; диспансерного наблюдения и лечения в детских и подростковых лечебно-профилактических учреждениях;

контроля за производством и продажей продуктов питания надлежащего качества; создания условий обучения и труда, отвечающих физиологическим особенностям и состоянию здоровья ребенка; бесплатной медицинской консультации за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан при определении профессиональной пригодности;

санитарно-гигиенического образования, пропаганды и стимулирования здорового образа жизни; предоставления необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для него форме.

Ребенок в возрасте старше четырнадцати лет имеет право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или отказ от него.

Запрещаются любые научные опыты или иные эксперименты с ребенком, наносящие вред его жизни, здоровью и нормальному развитию.

Государство принимает необходимые меры по защите ребенка от алкогольной зависимости, курения, употребления наркотических средств, психотропных и других веществ, влияющих на интеллектуально-волевую деятельность, посредством введения специальных ограничений и реализации специальных профилактических программ.

В соответствии со статьей 28 Закона «О гарантиях прав ребенка» обеспечиваются следующие гарантии права детей-инвалидов, детей с недостатками физического и (или) психического развития на медико-социальную помощь:

Дети-инвалиды имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, санаторно-курортную, протезно-ортопедическую, обеспечение средствами передвижения на льготных условиях и другие виды помощи.

Дети-инвалиды имеют право на бесплатную медико-социальную помощь в учреждениях государственной системы здравоохранения, труда и социальной защиты населения, уход на дому.

Порядок оказания медико-социальной помощи детям с недостатками физического и (или) психического развития, перечень льгот для них определяются законодательством.

Дети с недостатками физического и (или) психического развития по заявлению родителей или лиц, заменяющих родителей, могут содержаться в учреждениях системы социальной защиты за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, благотворительных и иных фондов, а также за счет средств родителей или лиц, заменяющих родителей.

С 1996 г. установлены санитарные нормы предельно допустимых нагрузок для подростков, в соответствии, с которыми, масса поднимаемого и перемещаемого груза для подростков 16-18 лет не должна превышать для юношей 13 кг, для девушек – 7 кг. Подростки 16-18 лет женского пола и юноши 14-15 лет допускаются к переноске тяжестей вручную лишь в исключительных случаях.

Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан № 242 от 05.07.2002 г. «О мерах по реализации приоритетных направлений повышения медицинской культуры в семье, укреплению здоровья женщин, рождению и воспитанию здорового поколения» определены задачи государственных органов и общественных организаций по повышению культуры в семье и меры по обеспечению развития здорового поколения.

Согласно Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан №365 от 25 августа 2003 г. «О медицинском освидетельствовании лиц вступающих в брак», медицинское освидетельствование должны пройти на следующие заболевания: наркоманию, психические заболевания, туберкулез, сифилис, и ВИЧ инфекцию.

Постановлением Президента Республики Узбекистан от 18 июня 2008г. «О государственной программе раннего выявления врожденных и наследственных заболеваний для предупреждения рождения инвалидов с детства» предусмотрено дальнейшее развитие системы скрининга матери и ребенка.

Организация лечебно – профилактической помощи женщинам

В целях успешной реализации задач по достижению Целей Развития Тысячелетия, повышения качества медицинской помощи беременным женщинам в учреждениях первичной медико-санитарной помощи издан приказ № 425 от 25 сентября 2005 года «О внедрении современных технологий по повышению эффективности оказания помощи беременным в учреждениях первичной медико-санитарной помощи Республики Узбекистан». В этом приказе утверждено положение об организации антенатального ухода беременным женщинам в учреждениях первичной медико-санитарной помощи.


Стр. 5 - 5 из 12
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 | След. | Конец Все


Сайты единой информационной сети Медицинского портала Узбекистана

Нормативные документы