Хамшира Написать Поиск/ Распечатать

Онлайн услуги

Подробнее

Чтобы высказать Ваши предложения, замечания или задать вопрос , пожалуйста, заполните приведенную ниже форму.Подробнее

В данном разделе Вы можете ознакомиться с текущими вакансиями и/или разместить своё резюмеПодробнее

08.06.2009

Указом Президента Республики Узбекистан от 19 сентября 2007г. №УП-3923 «Об основных направлениях дальнейшего углубления реформ и реализации Государственной программы развития здравоохранения» предусмотрены:

• формирование современной организационной структуры здравоохранения, обеспечивающей единое организационно-методическое руководство и контроль за качеством предоставляемых населению медицинских услуг;

• дальнейшее развитие сети и создание новых республиканских научно-практических центров;

• коренное совершенствование системы медицинской диагностики, широкое развитие по территории республики сети диагностических служб, оснащенных современным, отвечающим международным стандартам, оборудованием и укомплектованных высококвалифицированными специалистами;

• повышение эффективности и надёжности системы защиты населения от вирусных и инфекционных заболеваний, предупреждение заболеваний ВИЧ/СПИДом;

• кардинальное повышение качества системы охраны здоровья женщин и детей, патронирование состояния здоровья будущих матерей, дальнейшее развитие и укрепление материально-технической базы скрининг-центров, родовспомогательных и педиатрических учреждений, особенно в сельской местности;

• совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров с учётом удовлетворения потребностей медицинских учреждений во врачах общей практики и врачах узких специальностей, обеспечение условий для постоянного повышения квалификации и профессионализма медицинских работников;

• содействие развитию частных медицинских учреждений, предоставляющих населению качественные специализированные медицинские услуги в строгом соответствии с утвержденными стандартами лечебного процесса

Во исполнение Указа и Постановления Президента Республики Узбекистан Министерством здравоохранения решены организационные вопросы структуры центрального аппарата Министерства, территориальных управлений здравоохранения и районных медицинских объединений.

В организационной структуре системы Министерства здравоохранения Республики Узбекистан, структуре его центрального аппарата, а также в структурах центрального аппарата Министерства здравоохранения Республики Каракалпакстан, управлений здравоохранения областей и г. Ташкента, районного (городского) медицинского объединения четко определена вертикальная взаимосвязь между органами управления здравоохранения и лечебно-профилактическими учреждениями республиканского, областного и районного (городского) уровней.

В структуре центрального аппарата организовано новое управление – лицензирования и контроля качества медицинских услуг, оказываемых негосударственными учреждениями.

В целях оптимизации и унификации структуры учреждений региональных управлений здравоохранения утверждены номенклатура и реестры лечебно-профилактических учреждений.

Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан № 48 от 18 марта 2008 года «О мерах по совершенствованию организационной структуры и деятельности территориальных учреждений здравоохранения» во всех областях (кроме Навоийской) организованы областные многопрофильные медицинские центры, в том числе детские, а также 30 городских и 169 районных медицинских объединений.

Областные центры медицинской диагностики организованы на базе ранее существующих центров в Андижанской, Бухарской, Джизакской, Кашкадарьинской, Наманганской, Сырдарьинской областях.

Разработаны и утверждены стандарты оснащения учреждений вновь создаваемых Республиканских специализированных научно-практических центров, областных многопрофильных медицинских центров, в том числе детских, областных центров медицинской диагностики, районных (городских) медицинских объединений, учреждений службы санитарно-эпидемиологического надзора.

Разработана Программа по поэтапному строительству, капитальному ремонту, реконструкции и оснащению (дооснащению) учреждений здравоохранения (в т.ч. вновь создаваемых специализированных научно-практических центров, областных многопрофильных центров, центров диагностики, а также районных (городских) медицинских объединений) на 2008-2012 годы, которая предусматривает новое строительство на 103,8 млрд. сум, реконструкцию на 562,4 млрд. сум, капитальный ремонт – на 138,7 млрд. сум или всего на 804,8 млрд. сум.

Программой предусмотрено также поэтапное оснащение медицинским оборудованием учреждений здравоохранения на 395,0 млн. долл. США. Указ Президента предполагает оснащение высокотехнологическим оборудованием учреждений здравоохранения. Это диктует необходимость обучения этим технологиям соответствующих кадров, которые в большинстве учреждений отсутствуют.

Наряду с выше указанными направлениями в Указе обозначены такие важные задачи, как совершенствование службы переливания крови, проведение в 2008-2010 годах капитального ремонта института гематологии и переливания крови, станций переливания крови, Центров СПИД, недопущение распространения туберкулеза среди населения республики, дальнейшее снижение заболеваемости инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики.

Реформы в Узбекистане осуществляются как в рамках Государственной программы реформирования системы здравоохранения, так и ежегодно реализуемых целевых социальных программ такие как, Государственные программы развития инфраструктуры села, «Год здорового поколения», «Год матери и ребёнка», «Год здоровья», «Год благотворительности и медицинских работников», «Год молодёжи», «Год развития и благоустройства села».

Глава 2. Демография. Медико-социальные аспекты

Демография (от греческого – demos- народ и grapho-пишу), наука о закономерности и социально-экономической обусловленности рождаемости, смертности, брачности, возрастно-половой структуры и изменения общей численности населения. На основании изучения особенностей рождаемости и смертностей разных поколений, в социальных группах и территориях демография оценивает их наиболее вероятное изменение в будущем.

В системе единой политики государства важное значение приобретает проведение эффективной демографической политики, комплекс широких социальных и экономических мер, направленных на достижение оптимальной численности населения, его наиболее благоприятной социальной, профессиональной, возрастной структуры при обеспечении высокого уровня здоровья и трудовой активности людей. Демографическая политика предусматривает меры, направленные на регулирование воспроизводства населения, достижение его оптимального количественных и качественных характеристик, что в свою очередь означает воспроизводство здорового поколения.

Оптимизация демографических процессов – это не только достижение определенных параметров и положительной динамики численности и структуры населения, их соответствия экономическому росту, но также программа более полного удовлетворения все возрастающих потребностей людей, обеспечения более высокого уровня физического и духовного здоровья.

Для органов здравоохранения демографические данные имеют значение для управления, планирования сети и кадров, а также деятельности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений, разработки перспективных лечебно-оздоровительных мероприятий.

Одним из основных показателей демографии является рождаемость – процесс пополнения численности населения в результате деторождения. Показатели рождаемости являются не только демографическими, но и медико-социальными критериями воспроизводства и жизнедеятельности населения. Для органов здравоохранения сведения о рождаемости необходимы для планирования и организации родовспомогательных и детских учреждений, а также для изучения и прогнозирования здоровья населения.

На уровень рождаемости оказывает влияние комплекс социально-экономических факторов, таких как социально-экономическое положение страны, положение женщин в обществе, уровень медицинской помощи матерям и детям, национальные и религиозные традиции и др.

Важное значение для демографии имеют общие и специальные показатели смертности населения. Смертность, как явление, характеризует процесс убыли населения вследствие смерти и является критерием оценки здоровья населения. В практике здравоохранения данные об умерших необходимы для расчета численности и состава населения, осуществления мер, направленных на снижение заболеваемости, сокращение смертности и увеличение продолжительности жизни населения, а также для анализа эффективности медицинской помощи и оздоровительных мероприятий.

Важное значение в борьбе за снижение смертности и улучшения здоровья населения имеют показатели смертности от определенных заболеваний и структура причин смертности.

Общая характеристика роста населения в наибольшей степени обусловлена естественным приростом, который выражается абсолютным числом как разность между числом родившихся и умерших за год.

Сам естественный прирост населения не всегда отражает демографическую обстановку в обществе, так как одни и те же размеры прироста могут быть получены при различных показателях рождаемости и смертности. Поэтому естественный прирост населения необходимо оценивать только в соответствии с показателями рождаемости и смертности.

Несмотря на относительно высокий показатель рождаемости низкий прирост при высокой смертности также указывает на неблагоприятную демографическую обстановку.

Одним из важных показателей уровня и качества жизни является продолжительность жизни. Ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) для жителей Узбекистана самая высокая в Центрально-Азиатском регионе (на 3 - 6 лет выше, чем в других Центрально-Азиатских республиках), что свидетельствует о хорошем состоянии здоровья населения.

Между тем, необходимо понять, какие именно показатели здоровья отличаются в лучшую сторону, и что лежит в основе благоприятной ситуации в Узбекистане по сравнению с другими странами. По официальным данным за 2007г., основанным на официальной статистике, ожидаемая продолжительность жизни в Узбекистане составляет в среднем 72,5 лет (74,6 лет для женщин и 70,0 – для мужчин)

Помимо сведений об общей продолжительности жизни, становится все более важным иметь представление о количестве лет, прожитых в состоянии хорошего здоровья. Для этой цели ВОЗ использует относительно новый индикатор – ожидаемую продолжительность здоровой жизни (ОПЗЖ), рассчитываемую на основе ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) за вычетом числа лет, прожитых в состоянии болезни и инвалидности. Для жителей Узбекистана в возрасте 60 лет ожидаемая продолжительность здоровой жизни составляет 12,6 лет для женщин и 10,8 лет для мужчин. ОПЗЖ непосредственно связано с бременем болезни, которое рассматривается как совокупность различий между реальным состоянием здоровья определенного населения и идеальной ситуацией, при которой все люди живут максимально долго, не страдая от болезней и инвалидности. В основе этих различий – преждевременная смертность, инвалидность и другие стойкие расстройства здоровья, а также воздействие ряда факторов риска, способствующих возникновению болезней. Суммарным индикатором, сочетающим оценку влияния болезней, инвалидности и смертности на состояние здоровья населения, является показатель DALY - утраченные годы здоровой жизни.

По данным ВОЗ (WHO, 2005), в Узбекистане самая значительная доля бремени болезней среди мужчин и женщин приходиться на сердечно-сосудистые заболевания (18,7% и 21,9% соотв.) и нервно-психические расстройства (16,6% и 18,3% соотв.). Поскольку смертность от нервно-психических расстройств невысока, основная часть обусловленного ими бремени болезней связана с низким уровнем качества повседневной жизнедеятельности больных.

Основные факторы риска в отношении бремени болезней в Узбекистане, при измерении в DALY, связаны среди мужчин с употреблением алкоголя и высоким индексом массы тела, среди женщин – с высоким индексом массы тела и повышением артериального давления.

Таким образом, по мере того, как продолжительность жизни растет, позитивные изменения образа жизни пожилых могут способствовать увеличению числа лет, прожитых в здоровье.


Стр. 3 - 3 из 12
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 | След. | Конец Все


Сайты единой информационной сети Медицинского портала Узбекистана

Нормативные документы