Аккредитация – мифы и реальность

12.03.2018

Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед медицинским сообществом, – новые правила повышения квалификации специалистов, а именно процедура аккредитации, которая внедрена в законодательство в 2011 г. Вокруг нее много домыслов и недопонимания. 

Для начала обратимся к истории вопроса. Согласно принятому в 2011 г. закону «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», с 2016 г. в стране поэтапно изменяется система допуска врачей к профессиональной деятельности – специалист обязан не только иметь диплом об окончании вуза, но и регулярно (раз в пять лет) проходить профессиональную аккредитацию, которая окончательно придет на смену сертификации после 1 января 2021 г.

При этом в 2011 г. Минздрав видел внедрение аккредитации специалиста первым шагом к персонифицированной ответственности медработника. Из риторики чиновников здравоохранения можно было сделать вывод, что аккредитация заменит не только сертификацию, но и лицензию медицинского работника и, соответственно, обяжет последнего лично отвечать по своим профессиональным обязательствам как перед пациентами, так и перед страховыми компаниями.

Этот посыл породил множество страхов и мифов. Но в реальность идея не воплотилась. Для того чтобы медработники несли персонифицированную ответственность за свою деятельность, необходимы были масштабные изменения в гражданском законодательстве, а их не случилось.

Баллы нормативно не урегулированы

Следующий важный момент: несмотря на то, что сегодня на равных правах существуют системы сертификации и аккредитации специалиста, последняя недостаточно нормативно урегулирована.

Безусловно, законодательством установлена необходимость прохождения аккредитации определенными лицами (медицинскими и фармацевтическими работниками), но положением об аккредитации установлен только итоговый ее момент, т.е. сама процедура испытаний и получения аккредитации. А что делать медицинскому работнику до того, как его пригласили на экзамен? Как выйти на аккредитацию?

Регистрироваться в системе НМО и набирать баллы? О таком порядке осведомлена большая часть медицинского сообщества, более того, часто говорится, что медработник должен проявлять инициативу и формировать индивидуальную траекторию своего профессионального развития. При этом не  существует ни одного приказа и нормативного правого акта на этот счет.  

Можно сослаться на приказ Минздрава от 11.11.2013 г. № 837 «Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования специалистов с высшим медицинским образованием в организациях», но в самом его названии заложено, что речь идет только об отработке (т.е. апробации) основных принципов НМО. 

В проекте приказа Минздрава «Об утверждении порядков и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях», который в 2017 г. несколько месяцев был размещен на портале НМО, указывалось, что для прохождения процедуры аккредитации специалист должен накопить за пять лет 150 баллов. Здесь у медицинских и фармацевтических работников также возникало много вопросов: в частности, как обучаться специалистам, находящимся в декретном отпуске?

Приверженцы сертификатов

Из-за недостаточного регулирования и постоянных споров, возникающих вокруг системы НМО, многие врачи скептически относятся к системе и не регистрируются в ней, ожидая изменений на законодательном уровне, которые смогут прояснить возникающие вопросы. Но верна ли эта выжидательная тактика?

Медицинским и фармацевтическим работникам, срок действия сертификата которых еще не истек, можно либо дождаться этого момента и продлить допуск к профессии в обычном порядке (до 1 января 2021 г.), либо уже сейчас вступить в систему НМО и начать копить баллы.

После 1 января 2021 г. все медицинские работники будут автоматически включены в систему НМО.

Система забуксовала

Несмотря на то, что на всех конференциях бодро рапортуют о набирающей обороты системе НМО, во врачебном сообществе заметны другие настроения. Так, согласно опросу портала «Доктор на работе», в котором приняли участие 1677 врачей, заинтересованность во вступлении в НМО в среднем оценивается в 6 из 10 возможных баллов. 50% опрошенных считали себя хорошо осведомленными по теме НМО, 48% полагали, что имеют о ней некоторое представление и 2% не знали ничего.

Используя в качестве площадок для проведения опроса порталы «Врачи.рф» и «Доктор на работе», я провел собственное небольшое исследование, в котором приняли участие около 1000 докторов. Из них 58% ни разу не участвовали в системе НМО, не видя в этом практической необходимости и ожидая соответствующих изменений в нормативно-правовой базе; 24% участвовали исключительно «для себя», чтобы понять, что это такое; 15% зарегистрировались и начали копить кредитные баллы, т.к. слышали, что это обязательно; еще 3% вообще не имели представления, что такое система НМО.

Среди наиболее проблемных зон, которые критикуют врачи, в первую очередь можно отметить доступность интернета. НМО подразумевает наличие у каждого участника системы свободного доступа к Всемирной сети. Между тем, согласно данным ВЦИОМ, интернетом регулярно пользуются лишь 68% россиян. Никогда не пользовались интернетом 29% мужчин и 34% женщин. В профессиональной деятельности интернет используют чуть более трети работающих россиян. Инструментом получения образования интернет является лишь для 24% мужчин и 25% женщин.

В статистике ВЦИОМ нет градации участников опроса по профессиям, но любому человеку, знакомому с российской системой здравоохранения, понятно, что врачей, не имеющих возможности пользоваться интернетом, немало. Такие специалисты не смогут стать полноценными участниками системы НМО и выполнить все установленные нормативами требования.

Среди других препятствий, мешающих полноценно пользоваться системой НМО, врачи называют технические проблемы на портале НМО Минздрава (не всегда можно зарегистрироваться с первого раза, «подвисает» личный кабинет), отсутствие должного количества циклов и модулей по некоторым специальностям.

Кто платит и когда учиться?

Еще одна актуальная проблема: неизвестно кто будет оплачивать участие в мероприятиях НМО медицинскому работнику. Трудовой кодекс (ч.4 ст.196 ТК РФ и п.1 ч.1 ст.72 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ) четко указывает, что периодическое повышение квалификации, являющееся необходимым условием продолжения работы, оплачивается работодателем. Однако в связи с внедрением процедуры аккредитации сегодня порядок и сроки совершенствования мед- и фармработниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профпрограммам не утверждены.

Это рождает массу негативных моментов, так, по моим сведениям, в частных клиниках руководство чуть ли не в 100% случаев отказывается оплачивать сотрудникам участие в конференциях и командировки до места обучения. В государственных медучреждениях статистика чуть лучше, но все равно примерно в 50% случаев возникают споры между работодателем и работником на тему оплаты участия в НМО.

Если медработник решит через суд доказывать, что работодатель должен оплачивать его участие в программе НМО, рекомендую писать заявление с просьбой об оплате в двух экземплярах и в случае отказа хранить у себя данные обращения. Далее, в случае если/когда будет принят нормативно-правовой акт, регулирующий вопросы оплаты участия в НМО, можно будет попытаться оспорить отказ работодателя и вернуть деньги.

Еще один острый момент – декларируется, что система НМО удобна тем, что позволяет врачу проходить образовательные модули «без отрыва от работы» – в свободное время. Идея начала набирать популярность среди работодателей: известны случаи, когда они отказываются подписывать учебные отпуска, апеллируя к тезису об «обучении в свободное время». Удобно ли это? Скажем прямо, не всем и не всегда, но прежде всего это незаконно: свое свободное время граждане РФ имеют право использовать по своему усмотрению, а не по усмотрению работодателя.

 

 

Источник: medvestnik.ru

Назад