Контакты:
Адрес: ул. Дж. Абидовой 223
Телефон: +99871 260-28-80
Обзор системы здравоохранения Узбекистана
Citizen рассказывает, как изменилась система здравоохранения с 1991 года, какие интересные вещи происходили с ней за 27 лет и что с ней не так. Пока — по версии государства.
В советское время система здравоохранения проходила через государственный сектор, Минздраву СССР принадлежало 96 процентов больниц и 94 процента поликлиник. Каждый гражданин мог бесплатно получить необходимую медицинскую помощь. Однако далеко не всегда медицинские заведения внутри могли похвастаться адекватными для лечения условиями.
В отдаленных районах страны не было канализации или даже проточной воды, оборудования и медикаментов. Уровень подготовки врачей был низким, а за работу им платили на 30 процентов меньше, чем рабочим. Неэффективная система управления вызывала неэффективное распределение ресурсов — вкупе с ненужными, но долгими процедурами больницы затягивали лечение многих пациентов. На медицину выделяли намного меньше денег, чем в других странах, при этом каждый гражданин получал медицинскую помощь, где бы за ней ни обратился, что было совсем не выгодно для сферы и страны целиком.
После распада СССР Узбекистан, как и другие страны СНГ, столкнулся с последствиями этой системы, которую нужно было менять.
На первых этапах государство хотело снизить высокий процент материнской и младенческой смертности, развить частный сектор, сократить количество больниц и ввести частные услуги, тем самым удержав Госбюджет, и улучшить оснащение медоборудованием в отдаленных районах страны.
Одним из первых шагов для этого стал Закон «Об охране здоровья граждан», который определил принципы охраны здоровья. Например, приоритет профилактики болезней в виде прививок, доступность и равные права в плане медпомощи для всех слоев населения, а также важность своевременного повышения квалификации врачей. Этот закон стал основой для дальнейших реформ в сфере здравоохранения.
Следующим шагом был указ президента «О Государственной программе реформирования системы здравоохранения Республики Узбекистан», в котором подробно расписали планы и реформы на 1998-2005 годы, что привело к переходу на национальную модель развития.
В указ вошли планы создания по всей стране сети учреждений неотложной помощи, а также сельских и городских пунктов первичной медпомощи. Там же ввели положения о создании высшего медсестринского образования и планы по развитию частной медицины.
В итоге в стране появились центры экстренной помощи с 12 региональными филиалами и 172 субфилиалами, открылся факультет медсестринского дела в ТМА. А частные клиники освободили от уплаты всех налогов на два года, местным органам власти порекомендовали выделять землю и продавать помещения для создания частных клиник.
Для реформирования сектора первичной помощи правительство, сотрудничая со Всемирным банком, начало реализовывать проект «Здоровье», который впоследствии перерос в три инициативы: «Здоровье-1», «Здоровье-2» и «Здоровье-3», реализуемый сейчас.
Стоимость проекта к 2017 году составила более 440 миллионов долларов, из которых 186 миллионов предоставило правительство Узбекистана. Целью всех трех проектов было ввести новые принципы работы, финансирования и управления первичной помощи.
Реализуя «Здоровье-1», власти хотели повысить качество и доступность первичной помощи, особенно в сельской местности. Для этого реформировалась многоступенчатая форма советской модели здравоохранения из четырех ступеней: медицинские учреждения росли от фельдшерско-акушерских пунктов в сельской местности до центральных районных больниц. И если больницы финансировали в первую очередь, то всем остальным уровням давали оставшиеся деньги. Медицине не хватало ресурсов и кадров, а от этого страдало качество. Чтобы это исправить, ее реформировали в двухступенчатую и оставили только сельские пункты и больницы. Остальные же ступени закрыли или перепрофилировали.
Во-вторых, государство хотело изменить подход к подготовке работников. Минздрав организовал программу обучения и краткосрочные курсы повышения квалификации. К 2004 году организовали 14 учебных центров в регионах при мединститутах и оснастили 15 медколледжей и училищ современным учебным оборудованием. Обучение в подобных центрах прошло более 100 преподавателей вузов и около тысячи врачей. К 2011 году к ним прибавились 4,6 тысячи врачей, 5,1 тысячи лаборантов и 156 преподавателей.
Также проект включал в себя изменение политики расчета финансирования медучреждений. Раньше в Узбекистане использовали политику статейного финансирования, то есть, грубо говоря, на год поликлинике выделялось десять миллионов сумов, и распределять свои расходы поликлиника должна была именно на эту сумму. Если она тратила не десять, а, допустим, девять миллионов, то, возможно, ее бюджет на следующий год пересмотрят и урежут до этой суммы — хватило же в прошлом году. А если даже очень нужно не 10 миллионов, а 11 — делать нечего, денег на такое предусмотрено не было.
Минусов у такой системы много: нет стимула использовать ресурсы эффективно, у руководителей нет никакой самостоятельности в принятии финансовых решений.
Поэтому государство перешло на подушевое финансирование,то есть норматив бюджета на одного человека, который меняется от возраста. С ним бюджет поликлиники устанавливается с учетом населения, закрепленного за ней.
Представим, что норматив — 30 000 сумов на человека, а поликлиника обслуживает 500 человек. Из них 150 — пенсионеры, которые могут болеть хроническими заболеваниями, значит, на них отводится больше времени и медикаментов, норматив для них — 35 000 на человека.
То есть из Государственного бюджета на 350 человек выделяется 10 млн 500 тысяч, плюс 5 млн 250 тысяч за людей в возрасте. Итого клинике выделяется более 15 млн сумов, и она сама решает, на что и как их распределить.
Перераспределение бюджета и реформа системы довольно неплохо охарактеризовали систему. Изначально «Здоровье-1» была запущена в пяти областях страны, а к окончанию «Здоровье-2» система практиковалась уже во всех сельских учреждениях страны.
Третий проект реализуется с 2012 года, и с ним все еще предстоит много работы. Нужно улучшить качество медицинских услуг, особенно в лечении сахарного диабета, сердечнососудистых и других серьезных заболеваний. Также одной из целью второго проекта оставалась профилактика болезней, а это регулярный календарь прививок, получаемых каждым жителем страны с самого рождения, на который также выделяется бюджет и который нужно дорабатывать. Также продолжается оснащение больниц, поликлиник и учебных центров, обучение врачей. Итоги проекта мы увидим уже в этом году.
25 июля 2017 года в Узбекистане стартовал поезд «Здоровья» — мобильный пункт первой помощи, обеспеченный врачами различных направлений для оказания медицинской помощи на месте. Первой остановкой стали Навоийская и Бухарская области. Там же специалисты провели мастер-классы сложных хирургических операций и методов лечения некоторых болезней. Плюс проекта в том, что жители этих областей смогли получить качественные медицинские услуги и обследование прямо в своем регионе, что помогло сэкономить время и деньги.
К концу августа поезд посетил 10 областей и Каракалпакстан. Более 12 тысяч граждан вылечили в амбулаторных клиниках, еще почти две с половиной тысячи человек столичные врачи лечили в больницах и республиканских центрах.
Сократили медицинское образование
Кроме того, еще одним изменением в системе стало укорочение обучения в вузах для студентов-медиков 17/18 года. Студенты таких направлений, как лечебное дело, профессиональное образование, военно-медицинское дело и педиатрическое дело будут учиться 6 лет, изучение медико-биологического дела займет 4 года, а медико-профилактического дела — 5 лет. При этом студенты 2-5-х курсов продолжат учиться 6 лет. Ранее срок обучения составлял 7 лет.
Теперь студенты бакалавриата и магистратуры не будут изучать предметы, не относящиеся к их специальности, тем самым освобождается время для дополнительных часов по профессиональным предметам. Так что, если раньше объем учебных часов по специальности составлял 45-50 процентов, то после сокращения гуманитарных и социально-экономических предметов цифра выросла до 85 процентов.
Для сравнения: чтобы получить диплом врача в России и Германии, студенту нужно отучиться 6 лет, в Казахстане — 5 лет, а в США — 7, не считая 2-3 лет обязательной практики.
Также с 2017/18 учебного года в дипломах будут прописаны специальности для того, чтобы не возникало недопонимание при подаче документов на повышение квалификации или переподготовку за рубежом.
В январе прошлого года на встрече со специалистами здравоохранения президент Шавкат Мирзиёев раскритиковал нынешнюю систему здравоохранения. Суть критики была в том, что если поликлиники и оснащены необходимой аппаратурой, то не хватает работников, которые разбираются в нем. В некоторых пунктах слишком формально относятся к медосмотрам, а практически все СВП не работают круглосуточно. Нужно было многое менять, и следствием этой критики стало постановление «О мерах по совершенствованию организации деятельности учреждений первичной медико-санитарной помощи Республики Узбекистан».
Половину имеющихся сельских врачебных пунктов уже реформировали. На базе части из них создадут семейные поликлиники с диспансерами или станции скорой помощи, а помещения других отдадут в качестве служебного жилья врачам сельской местности, чтобы обеспечить работу медучреждений не только днем, но и по ночам. Весь проект закончат к 2019 году, но уже на конец 2017-го было реорганизовано 800 семейных поликлиник и 1000 подстанций «скорой».
Чтобы восполнить недостаток квалифицированного персонала, в сельскую местность должны отправлять выпускников медвузов, которые обучались за счет государства. Выпускники должны проработать там не менее трех лет, и уже около 80 процентов, то есть более 3000 выпускников привлечено к работе. Однако этот метод также был раскритикован студентами и пользователями социальных сетей. Редакции Citizen стало известно, что в сельскую местность отправляют не только студентов-бюджетников, а отправление носит обязательную и приказную форму.
Последним в 2017 году стало постановление «О Государственной программе раннего выявления врожденных и наследственных заболеваний у детей на период 2018-2022 годов». Этот документ должен стать основой для всех мероприятий, связанных с укреплением здоровья матери и ребенка.
Источник: ctzn.uz