Как повысить качество медицинского образования в России обсудили на Всероссийском форуме в Казани

27.02.2018

В Казани завершился Всероссийский форум по качеству медицинского образования. Учащиеся и сотрудники 29 медицинских и фармацевтических вузов России обрались в Казанском государственном медицинском университете.

Как повысить успеваемость и мотивацию к учебе, как оптимизировать ее с помощью информационных технологий и как студенты могут повысить качество образования, обсуждали участники форума 21 и 22 февраля.

Одно из предложений, которое рассматривалось на форуме – создание в вузах школ правовой грамотности старост академических групп, чтобы каждая группа правильно и в полном объеме использовала возможности, созданные вузом для повышения качества образования. Приоритетным направлением выделили организацию в медицинских вузах так называемого тьюторского движения, проектов «студент – репетитор» и введение наставничества, которые вкупе помогут адаптироваться первокурсникам и помочь студентам, которые испытывают трудности в учебе. Участники форума также отметили, что мотивацию к обучению повысит проведение конкурсов на лучшую группу по результатам промежуточной аттестации и учебного года.

Делились на форуме опытом использования принципов бережливых процессов при составлении учебных планов, расписаний, ситуационном обучении и т.д. Важным фактором в повышении качества медицинского образования посчитали внеучебную деятельность студентов - социальный опыт позволяет сформировать целостную систему личностных и профессиональных компетенций и получить адаптационные навыки, что в дальнейшем поможет  в профессиональном становлении и карьерном росте.

Тема внедрения информационных технологий в медицинском образовании стала одной из основных на форуме. Учащиеся и сотрудники медицинских вузов пришли к мнению, что создание современной электронной информационно-образовательной среды, которая будет включать в себя не только электронные базы учебников и пособий, но и видеолекции, форумов, семинаров повысят мотивацию к учебе, освободят преподавателей от рутинных процедур. Интересные результаты дают использование социальных сетей и различных мессенджеров. Так, студентка Курского ГМУ Рассолова А.С. рассказала о своем проекте в социальной сети Вконтакте под названием «Радио Батан». Суть группы в соцсети состоит в обмене учебной информацией и впечатлениями, а также полное отсутствие слепого копирования информации: всю литературу, пособия и конспекты публикуют студенты из личных запасов на основе личного опыта – то, что рекомендуют преподаватели вуза.

В группе помимо учебных материалов публикуются новости университета, обсуждается учеба на кафедрах, забавные моменты (модераторы контролируют обсуждения). Во время сессии работают опросы, где студенты делятся оценками и впечатлениями об экзаменах. Студенты РНИМУ им. Н. И. Пирогова Исламова И. Г., Ивашкин А. А. рассказали об использовании мессенджера Telegram и социальной сети Instagram в коммуникации со студентами вуза. В частности, в условиях новых реалий и ускорения обмена информацией использование мессенджера и социальной сети Instagram считается более выгодным и правильным. Telegram активно используется комиссией по оценке качества образования, где она запустила свой канал и в котором анонсированы новости организации.

О положении социальных сетей в жизни обучающегося рассказала студентка Баранова А.В. из Рязанского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова. Среди плюсов использования социальных сетей в качестве инструмента студенческого взаимодействия, выступают экономия времени на организацию взаимодействия в системах «студент-студент» и «студент-преподаватель», упрощение процесса обмена информацией по интересующим вопросам, к примеру, с помощью создания тематических студенческих групп, и, в целом, большую доступность студенческого сообщества для различного рода коммуникаций. Именно благодаря такому качеству, как широкая доступность социальных сетей, в них создается большое число возможностей для реализации студентов, при этом возможно вести контроль соблюдения правил академической этики во внутрисетевом общении. Контроль выполнения обозначенных правил будет залогом формирования и укрепления культуры общения в социальных сетях образовательных организаций. В дальнейшем подобный опыт взаимодействия может с успехом использоваться выпускниками в деловом общении, которое в настоящее время требует навыков коммуникаций в социальных сетях.

В завершении форума участники отметили необходимость следующих мер в развитии стратегии повышения роли студентов в формировании культуры качества образования:

  1. Студенты являются ключевыми субъектами повышения качества образования.  Вовлечение учащихся в процессы обеспечения качества является необходимым фактором в повышении качества.
  2. В образовательных организациях системы Минздрава России необходимо создать представительные структуры обучающихся,  имеющих право взять на себя ведущую роль в определении характеристик системы обеспечения качества образования. Внедрить формы эффективного взаимодействия органов обучающихся,  руководства вуза (факультета, образовательной программы), преподавателей для формирования установки, ведущей к росту внутренней культуры качества.
  3. Студенческие органы качества образования должны взять на себя ответственность за формирование в студенческой среде принципов академической этики, нетерпимости к их нарушению.
  4. Студентоцентрированное обучение в медицинском вузе, ориентированное на повышение ответственности и подотчетности со стороны студентов, формирование независимости и самостоятельности обучающегося, укрепление взаимодействия, партнерства между преподавателями и студентами должно внедряться с учетом традиционных систем обеспечения качества в медицинском образовании.
  5. В процессе обучения в вузе студенты должны получать
    необходимую и достаточную информацию в отношении требований по дисциплинам и практикам, применяемых оценочных средств, критериев оценивания и формируемых компетенций.
  6. Внедрение информационных технологий в медицинском образовании – приоритетная задача, позволяющая обеспечить доступность современных ресурсов и технологий для студентов. Работа студентов медицинских специальностей на открытых образовательных он-лайн платформах, использование профессиональных баз данных, библиотек и социальных сетей будет способствовать формированию необходимых общекультурных и профессиональных компетенций, позволит обеспечить сокращение непроизводительной потери времени преподавателями и студентами.
  7.  Студенты могут стать не только активными пользователями, но и создателями электронной информационно – образовательной среды. Для этого  необходимо вовлечение студентов в решение интегрированных учебных проектов, при выполнении которых получение дисциплинарных знаний будет дополнено приобретением новых навыков.
  8. Необходимо создать новые модели обучения в клинике, основанные на выполнении студентами заданий по практической работе во взаимодействии с медицинским персоналом и пациентами.
  9. Необходимо развивать различные формы тьюторской, менторской деятельности с целью оказания помощи в адаптации студентам младших курсов, иностранным обучающимся, студентам с особыми потребностями.
  10. В условиях изменения траектории начала профессиональной деятельности выпускников медицинских вузов необходимо усилить внимание изучению трудоустраиваемости, как  совокупности достижений – навыков, пониманий и личных характеристик, которая расширяет перспективы выпускников с точки зрения трудоустройства и успешности в медицинской (фармацевтической) деятельности и которая служит на пользу самим выпускникам, медицинским организациям, отрасли здравоохранения и обществу в целом.

Подводя итоги работы форума, принято решение направить резолюцию в Министерство здравоохранения Российской Федерации, Совет ректоров медицинских и фармацевтических вузов России, в средства массовой информации.

 

Источник:  minzdrav.tatarstan.ru

Назад