Потребительская корзина и прожиточный минимум: что учитывать при составлении

19.02.2018

В данном обзоре рассматриваются понятие и состав потребительской корзины, необходимость ее разработки, опыт использования потребительской корзины и размеры прожиточного минимума в ряде стран СНГ.  

 Что же такое потребительская корзина и для чего она нужна?

Простыми словами, потребительская корзина – это минимальный набор продуктов, товаров и услуг, необходимый для жизни человека и сохранения его здоровья в течение определенного периода времени. Всем нужно питаться, одеваться, оплачивать коммунальные и прочие услуги, покупать необходимые медикаменты и т.д. Все это является основой для составления продуктовой корзины. Ее данные, в свою очередь, используются для установления размера прожиточного минимума (стоимостная оценка потребительской корзины).

Правовое урегулирование понятий «прожиточный минимум» и «потребительская корзина» в нашей республике планируется до 1 июля 2018 года. Это предусмотрено Государственной программой на 2018 год (утв. Указом Президента от 22.01.2018 г. № УП-5308) для определения необходимого уровня доходов населения страны. Ответственными исполнителями назначены Минэкономики, Минфин, Минтруд, Мининноваций, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента.

На наш взгляд, в разработке потребительской корзины также должно быть задействовано Министерство здравоохранения – при установлении норм потребления продуктов питания для всех половозрастных групп населения.     

Потребительская корзина должна лежать в основе расчетов для установления размеров:

  • минимальной заработной платы и пенсий;
  • базовых социальных выплат: пособий по безработице, по уходу за ребенком, потере кормильца, стипендий и др. 

Состав корзины: продукты питания, непродовольственные товары и услуги

Набор товаров и услуг, входящий в потребительскую корзину, в каждой стране разный. Ее состав определяется на государственном уровне и зависит от многих факторов: природно-климатических условий, экономического развития страны, особенностей производства продовольственных товаров, фактического потребления товаров и услуг и т.д.

Традиционно потребительская корзина состоит из 3-х частей:

 1 – продукты питания;

 2 – непродовольственные товары: одежда, обувь, предметы первой необходимости, лекарства, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения и т.д.;

 3 – услуги: коммунальные, транспортные, культурно-образовательные и т.п.

Обычно потребительская корзина разрабатывается для 3-х основных социально-демографических групп населения: трудоспособного населения, пенсионеров и детей. То есть при определении прожиточного минимума для разных слоев населения необходимо определить нормы потребления всех наименований потребительской корзины за определенный период времени. Например, рассчитать набор и количество продуктов питания, которые обычный среднестатистический гражданин должен ежедневно потреблять для нормальной жизнедеятельности. Или какая сумма в месяц ему необходима для покрытия всех коммунальных расходов.

При этом обычно в состав потребительской корзины не включаются товары, без которых человек вполне может жить и оставаться здоровым: табачные изделия, алкогольные напитки, деликатесные продукты, предметы роскоши и т.д.

Какие услуги включать в потребительскую корзину

Услуги также могут отличаться по степени важности и жизненной необходимости для человека. Но если с продовольственными товарами все более-менее понятно, то при  определении необходимого набора услуг могут возникнуть вопросы. Оплата каких услуг должна приниматься в расчет при определении прожиточного минимума для населения? Конечно, в первую очередь, это коммунальные и транспортные расходы.

В то же время, в процессе своей жизнедеятельности человек активно пользуется и другими, не менее актуальными видами сервиса: использует мобильную связь и интернет, получает медицинскую помощь, консультации различных специалистов. Отдельного внимания заслуживают расходы на культурно-просветительские мероприятия: посещение театров, музеев. Ведь человек должен не только удовлетворять свои физические потребности, но и поддерживать достаточный уровень интеллектуального и нравственно-этического развития.

Поэтому считаем, что все вышеперечисленное также должно учитываться при разработке внутренней потребительской корзины.

Потребительские корзины и прожиточный минимум в странах СНГ

В России действуют Законы «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 1997 года и «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» от 2012 года. Потребительская корзина в РФ определяется каждые 5 лет. Продукты питания составляют половину ее содержимого (50%), а непродовольственные товары и услуги – по четверти (25% + 25%). 

В Казахстане продовольственная корзина рассчитывается по научно обоснованным физиологическим нормам потребления продуктов питания. Фиксированная доля расходов на непродовольственные товары и услуги устанавливается в размере 45% к стоимости минимальной потребительской корзины. То есть доля продуктов питания в потребительской корзине казахстанцев составляет 55%.

В нижеприведенной таблице указан прожиточный минимум в отдельных странах СНГ в экв. долл. США по официальному курсу валют этих стран на день публикации обзора.   

Государство

 

Величина прожиточного минимума

 

Республика Казахстан[1]

24459 тенге ($ 75,44)

Российская Федерация[2]

(данные за III квартал 2017 г.)

 

на душу населения – 10328 рублей ($ 178)

для трудоспособного населения – 11160 рубля ($ 192,35)

для пенсионеров – 8496 рублей ($ 146,43)

для детей – 10181 рублей ($ 175,48)

Республика Беларусь[3]

(данные за IV квартал 2017 г.)

для трудоспособного населения – 420 белорусских рублей 60 копеек ($ 211,16)

для пенсионеров – 331, 82 б.р. ($ 166,59)

для семьи из четырех человек – 328, 45 б.р. ($ 164,9);

для молодой семьи из трех человек – 356, 1 б.р. ($ 178,78)

Кыргызская Республика[4]

(данные за IV квартал 2017 г.)

для всего населения – 4 864,42 киргизских сомов ($ 71,09)

для населения трудоспособного возраста – 5 440,04 сомов ($ 79,5)

для населения пенсионного возраста – 4355,8 сомов ($ 63,65)

Как видно из таблицы, цифры по странам весьма разнятся. О чем это говорит? Т.к. потребительская корзина складывается из минимальных расходов человека на товары потребления и услуги, их цены напрямую влияют на стоимость жизни населения отдельно взятой страны. Таким образом, высокий прожиточный минимум – это свидетельство дороговизны лекарств, продуктов питания, коммунальных услуг и т.д.

Кроме того, потребности у различных социальных и возрастных групп разные. Приведенная таблица наглядно демонстрирует, что прожиточный минимум у пенсионеров, к примеру, ниже, чем у трудоспособного населения.

Факторы, влияющие на состав потребительской корзины

Итак, при разработке внутренней потребительской корзины необходимо учитывать:

демографические факторы: размер и структуру семей, состав и половозрастную структуру населения и др.;

социально-экономические факторы: фактическое потребление продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в семьях; нужды всех групп населения, их  уровень доходов и др.;

научные рекомендации по минимальным объемам потребления и перечню товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности;

финансовые возможности государства по обеспечению социальной защиты населения,

реальные рыночные цены на товары и услуги;

опыт других стран и пр.

Полагаем, все вышеперечисленные факторы, вкупе с результатами анализа зарубежного опыта, должны быть приняты во внимание разработчиками проектов потребительской корзины и прожиточного минимума в Узбекистане.  

 

[1] Закон Республики Казахстан  «О республиканском бюджете на 2017–2019 годы» от 29 ноября 2016 года № 25-VI.

[2] Постановление Правительства Российской Федерации от 08.12.2017 № 1490 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за III квартал 2017 г.». 

[3] Постановление министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 января 2018 г. № 8.

[4] По данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики.

 

Источник:  norma.uz

Назад