Контакты:
Адрес: ул. Дж. Абидовой 223
Телефон: +99871 260-28-80
Сработали на опережение
Несмотря на то, что некоторые эксперты убеждены будто с 1 января 2018 года телемедицины в стране не будет, поскольку Минздрав до сих пор не принял соответствующий пакет подзаконных актов, она уже есть де-факто. Пускай это пока небольшой, но все же рынок, на котором уже наметились явные лидеры и худо-бедно крутятся деньги.
Основатель проектов «Доктор на работе» и телеграм-канала «Цифровая медицина» Станислав Сажин недавно протестировал работающие в России телемедицинские сервисы. «У половины из них нет web-версий, только мобильные, поэтому в моем тестировании они не участвовали, - рассказал он. - Всем тестируемым сервисам я отправлял два одинаковых заключения, полученных по результатам лабораторных исследований моей крови - клинический анализ и липидограмма. Терапевт «Doc+» отвечал 4 минуты, детально разобрал мои анализы, расспросил меня об образе жизни, дал детальные рекомендации, главная из которых - больше спать, меньше работать».
В «Яндекс.Здоровье» ждать ответа врача пришлось 9 минут. Пациента ни о чем не спрашивали, а рекомендации дали… из Википедии.
Запоздало пришел ответ от врача ONDOC. Плюс в том, что консультация бесплатная. Минус - ответ шел 2 часа и никакой ценной информации не содержал. Терапевт посоветовал пересдать анализ через месяц.
«Проверил также сервис okdoctor.ru, - продолжает Станислав Сажин. - Врач внимательно и оперативно прокомментировал мои анализы. Главный недостаток: я долго разбирался в самом сайте. Цена вопроса 300 рублей».
Мы попросили участников рынка подвести итоги 2017 года и рассказать о своих чаяниях на будущий год. Некоторые стейкхолдеры, такие как «Яндекс» и ряд медицинских страховых компаний, сочли такой разговор преждевременным, дескать, пакет подзаконных актов Минздрава еще не принят, и правила игры пока окончательно неясны. Мобильные операторы, которые в течение года анонсировали свои проекты в сфере телемедицины, также оставили редакционные запросы без ответов. Зато пионеры отрасли предоставили исчерпывающую информацию.
«Мы начали разработки в 2014 году и запустили свой первый сервис «Педиатр 24/7» в 2015-м, – вспоминает директор по развитию и внешним коммуникациям компании «Мобильные медицинские технологии» Дарья Голева. – Он позволяет пользователям в любой точке планеты получать консультации врачей по вопросам детского здоровья и ухода за малышами. Весной 2016 года мы достигли показателя в 8 тысяч удаленных консультаций. Тогда же запустили второй проект уже для более широкой аудитории (дети и взрослые) - «Онлайн Доктор». А в конце мая 2016-го совместно с партнером, компанией «ВТБ Страхование», дали старт новому виду страховых пакетных продуктов. Наш первый федеральный страховой продукт назывался «Детский доктор» (базовый годовой пакет включает доступ к неограниченному количеству онлайн-консультаций с педиатрами), в 2017 году он эволюционировал в «Ваш личный врач», дающий более широкие возможности».
Сервис работает с лицензированными медорганизациями в соответствии с действующими в стране в настоящий момент законодательными нормами. Дежурные терапевты и педиатры ведут консультации круглосуточно, а узкие специалисты – по расписанию. 2017 год прошел под знаком повторных консультаций, то есть, протестировав телемедицинские сервисы, люди осознали их удобство и стали пользоваться регулярно.
«В течение года мы зафиксировали активный рост показателя возвращаемости, сейчас это более 70% от общего объема, – говорит Дарья Голева. – Врачами сервисов ММТ проведено в общей сложности более 35 тысяч полноценных срочных консультаций. Полноценных в том смысле, что это не просто короткий блиц «вопрос-ответ», а детальный сбор анамнеза, выработка плана действий и рекомендаций. Наша цель – снижение медицинского неравенства в стране. Порядка 80% обращений стабильно поступают из регионов, где спрос на качественную медпомощь выше, чем в мегаполисах».
Недавно «Онлайн Доктор» запустил специальный проект, позволяющий клиентам ритейлера «Связной» получить бесплатную онлайн-консультацию дежурного врача. Для этого надо обратиться к сотрудникам любого из 121 магазина и получить специальный промо-код, затем ввести его на сайте или в приложении сервиса после регистрации. В скором времени ритейлер и партнеры планируют масштабировать проект, сделав его доступным жителям 950 населенных пунктов.
«Доктор рядом» оказывает телемедицинские услуги с 1 января 2017 года. 90% обращений приходится на мобильные приложения для Android и iOS и 10% – на портал. Первые три месяца услуги оказывались в тестовом режиме. В апреле СК «Ренессанс Страхование» стала партнером компании и прикрепила к «Доктору рядом» более 200 тысяч своих клиентов. За прошедший год было оказано несколько тысяч телемедицинских консультаций. И спрос на них с каждым месяцем удваивается.
«Большинство телемедицинских вызовов, конечно, идет к дежурным специалистам, – поясняет гендиректор сети клиник «Доктор рядом» Александр Пилипчук. - Это связано с тем, что продукт позволяет оперативно, максимум в течение 5 минут, связаться с доктором и обсудить проблему. Это абсолютно новая реальность в потреблении медицинских услуг, крайне востребованная пользователями. Среди плановых консультаций узких специалистов, как ни странно, лидируют гинекологи и дерматологи».
На днях «Доктор рядом» расширил телемедицинский сервис. «Мы запустили сотрудничество с проектом Карди.ру, который разработал единственный в России защищенный патентом прибор для удаленного снятия ЭКГ и передачи данных, – подчеркивает Александр Пилипчук. – Как это работает? Пациент покупает или берет в аренду оборудование, снимает ЭКГ, данные сразу попадают в «облако», а наши доктора их расшифровывают».
«Мы ждем расширения возможностей как для врача, так и для пациента, – говорит Дарья Голева. – За 2017 год на рынке появилось много новых проектов, которые начнут работу только в следующем году, когда законодательные изменения вступят в силу. Сейчас компании тестируют сервисы, проводят пилотные проекты, налаживают партнерские отношения с клиниками. В 2018 году мы станем свидетелями того, как будет формироваться и отлаживаться инфраструктура для оказания медицинской помощи с использованием телемедицинских технологий».
«Сегодня мы видим серьезную активность участников телемедицинского рынка, – признает Александр Пилипчук. – После вступления закона в силу ожидаем, что эта активность захватит также и клиентов. Соответственно в ближайшие годы рынок будет расти высокими темпами, кратно увеличиваясь от квартала к кварталу за счет эффекта низкой базы».
Участники рынка убеждены, что с 1 января 2018 года телемедицинские консультации выйдут из серой зоны правового регулирования и станут полноценными медицинскими услугами, что повысит качество, поскольку потребует от участников соответствия заданным критериям.
Действительно, неоднократно говорилось о том, что оказывать телемедицинские консультации смогут только медорганизации, которые внесены в федеральный реестр ЕГИСЗ, врачи которых имеют специализацию в рамках лицензии, а документы по результатам консультаций подписаны электронной цифровой подписью (ЭЦП) врача. Медработники должны быть внесены в Федеральный регистр медицинских работников ЕГИСЗ. Впрочем, дополнительные требования будут предъявляться не только к провайдерам, но и к пользователям услуг. Получатели телемедицинских консультаций должны быть предварительно идентифицированы через ЕСИА.
«Закон 323-ФЗ говорит о том, что нельзя оказать медуслугу без подписания добровольного информированного согласия на медвмешательство, – комментирует участник рабочей группы Национальной телемедицинской ассоциации, старший юрист Юридического Бюро «Аронов и Партнеры» Михаил Варюшин. - При этом по закону 242-ФЗ такое согласие может быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП), которую можно оформить в удостоверяющем центре, либо простой подписью с использованием ЕСИА, то есть портала госуслуг. Первый вариант стоит довольно дорого, но, уверен, рынок найдет способ удешевить его. Например, приравняют симку к паспорту и сразу получат колоссальное масштабирование. Если человек проживает в том же городе, где находится врач, то он может подписать добровольное согласие заранее, при первом очном посещении ЛПУ, и это будет значительно дешевле».
Как бы то ни было, настоящего бума на рынке телемедицинских услуг в наступающем году ни один из экспертов не прогнозирует. На то существует ряд объективных и субъективных причин, среди которых и низкое качество связи и подключения к интернету в регионах, и дефицит врачей, способных консультировать пациентов удаленно, и низкая платежеспособность населения. Самым большим прорывом для рынка должен стать приход сотовых операторов и социальных сетей с их гигантскими маркетинговыми возможностями, зоной покрытия и аудиторией.
Хотя ждать повышения качества как следствие усиления конкуренции едва ли стоит. Скорее всего, на первых порах неизбежно проявление недобросовестного соперничества. Например, когда новые игроки будут предлагать рынку сервисы, которые как две капли воды похожи на раскрученные проекты, или обещать пациентам консультации врачей, которые даже не в курсе, что их именем кто-то пользуется. Наверняка, не обойдется без войны названий и контекстной рекламы вроде: «Недоволен «Цифровым урологом»?» обращайся к «Диджитал Уролог»!» и так далее.
Источник: medvestnik.ru