Контакты:
Адрес: ул. Дж. Абидовой 223
Телефон: +99871 260-28-80
Лимфатический филяриоз
Лимфатический филяриоз, известный под названием "слоновость" относится к числу забытых тропических заболеваний. Инфицирование происходит, когда паразит попадает в организм человека с укусом комара. Инфекция, обычно приобретаемая в детстве, наносит скрытый вред лимфатической системе.
Позднее в жизни проявляются болезненные и крайне обезображивающие симптомы болезни, лимфатический отек, слоновость и опухание мошонки, которые приводят к стойкой инвалидности. Такие пациенты страдают не только от физической инвалидности, но и от психических, социальных и финансовых проблем, что усугубляет их стигматизацию и нищету.
На настоящий момент более 856 миллионов человек в 52 странах живут в регионах, где требуется профилактическая химиотерапия для предотвращения распространения паразита.
По оценкам числа людей, затронутых лимфатическим филяриозом в глобальных масштабах, 25 миллионов мужчин живут с гидроцеле и более 15 миллионов людей – с лимфатическим отеком. В мире остается, по меньшей мере, 36 миллионов человек с такими хроническими проявлениями болезни.
Лимфатический филяриоз вызывается заражением нематодой (круглым червем) семейства Filarioidea. Имеется 3 разновидности этих нитеподобных червей:
Взрослые черви живут в лимфатических сосудах и нарушают нормальное функционирование лимфатической системы. Продолжительность жизни червей составляет, в среднем, 6-8 лет.
Комары инфицируются микрофиляриями, содержащимися в крови, поглощаемой при укусе инфицированного носителя. В организме комара микрофилярии развиваются в инфекционных личинок. При укусах людей инфицированными комарам зрелые личинки паразита откладываются на коже, откуда они могут проникать в организм. Затем личинки мигрируют в лимфатические сосуды, где они развиваются во взрослых червей, продолжая, таким образом, цикл передачи инфекции.
Лимфатический филяриоз передается различными видами комаров, например комаром Culex, широко распространенным в городских и пригородных районах; Anopheles – главным образом в сельских районах, а Aedes в основном на эндемичных островах в Тихом океане.
Инфекция лимфатического филяриоза вызывает бессимптомные, острые и хронические состояния. Большинство инфекций бессимптомны, внешних признаков инфекции не наблюдается. Эти бессимптомные инфекции тем не менее причиняют вред лимфатической системе и почкам, а также иммунной системе организма.
Когда лимфатический филяриоз развивается в хроническое состояние, он переходит в лимфатический отек (опухание тканей) или слоновость (разрастание кожи/тканей) конечностей и водянку (скопление жидкости). Нередко поражаются молочные железы и гениталии.
Такие деформации тела часто вызывают социальную стигматизацию, ухудшают психическое здоровье, приводят к потере возможностей для заработка средств к существованию и к повышенным медицинским расходам для пациентов и тех, кто осуществляет за ними уход.
Острые приступы локальных воспалений кожных покровов, лимфатических узлов и лимфатических сосудов нередко наблюдаются на фоне хронического лимфатического отека или слоновости. Некоторые из этих приступов вызваны иммунной реакцией организма на паразита. Такие острые приступы подрывают силы и здоровье, могут длиться неделями и являются основной причиной потери заработка среди людей, страдающих лимфатическим филяриозом.
Всемирная ассамблея здравоохранения в резолюции 50.29 призывает государства-члены принимать меры к ликвидации лимфатического филяриоза как проблемы общественного здравоохранения.
В качестве ответной меры в 2000 году ВОЗ приступила к проведению Глобальной программы по ликвидации лимфатического филяриоза (GPELF). В 2012 году Программа Департамента ВОЗ по борьбе с забытыми тропическими болезнями (NTD) вновь подтвердила, что ликвидацию намечено осуществить к 2020 году.
Стратегия ВОЗ опирается на два основных компонента:
Ликвидация лимфатического филяриоза возможна путем прекращения распространения инфекции с помощью профилактической химиотерапии. Рекомендуемая ВОЗ стратегия профилактической химиотерапии для ликвидации ЛФ заключается в массовом применении лекарств (МПЛ). МПЛ заключается в ежегодном применении одноразовой дозы двух лекарственных препаратов среди всего населения, подвергающегося риску, по следующей схеме: альбендазол (400 мг) в сочетании с ивермектином (150-200 мкг/кг) или цитратом диэтилкарбамазина (DEC) (6 мг/кг).
Эти препараты профилактической химиотерапии имеют ограниченное воздействие на взрослых паразитов, но эффективно выводят микрофилярий из кровотока и предотвращают передачу паразитов комарам. МПЛ может способствовать прерыванию цикла передачи инфекции при его ежегодном повторении в течение 4-6 лет и обеспечении эффективного охвата всего населения, подвергающегося риску. В некоторых местах для прерывания цикла передачи инфекции используется также соль, обогащенная DEC.
В начале МПЛ 81 страна приступила к проведению широкомасштабного лечения путем массового применения лекарств (МПЛ). Следуя эпидемиологическим данным, пересмотренным впоследствии, были сделаны выводы, что 10 из этих стран не нуждались в профилактической химиотерапии.
С 2000 по 2015 год более 850 миллионов человек целевого населения в 66 странах получили 6,7 миллиарда лекарственных доз, что значительно снизило передачу паразита во многих районах. Численность населения, для которого требуется МПЛ, уменьшилась на 36% (499 миллиона человек) там, где уровни распространенности инфекции стали ниже пороговых уровней, необходимых для ликвидации. Общая экономическая польза от Программы в течение 2000-2007 годов по скромным оценкам составляет 24 миллиарда долларов США. МПЛ на протяжении вот уже 14 лет позволит избежать экономических потерь в размере, как минимум, 100,5 миллиарда долларов США на протяжении жизни групп людей, получивших лечение.
Десять стран (Камбоджа, Острова Кука, Мальдивские Острова, Маршалловы Острова, Ниуэ, Шри-Ланка, Таиланд, Того, Тонга и Вьетнам) были признаны странами, ликвидировавшими лимфатический филяриоз как проблему общественного здравоохранения. Еще 11 стран успешно осуществили рекомендуемые стратегии, прекратили массовое лечение и осуществляют наблюдение, чтобы доказать, что болезнь ликвидирована.
Профилактическая химиотерапия все еще требуется в 52 странах, но по состоянию на конец 2016 года не доставлялась во все эндемичные районы. В настоящее время необходимо создать возможности для достижения глобальной цели и, самое главное, вывести национальные программы на путь, ведущий к ликвидации заболевания.
Лечение заболевших и предупреждение инвалидности жизненно важны для улучшения ситуации в общественном здравоохранении и должны быть всецело интегрированы в систему здравоохранения. Водянку (скопление жидкости) можно лечить хирургическими методами. Клиническую тяжесть лимфатического отека и приступы острого воспаления можно облегчить при помощи простых мер гигиены, ухода за кожей, упражнений и движений пораженных конечностей.
Глобальная программа по ликвидации лимфатического филяриоза направлена на обеспечение доступа к минимальному пакету медико-санитарных услуг для каждого человека с острым дерматолимфангиоденитом (ADLA)/острыми приступами, лимфедемой/слоновостью или гидроцеле во всех районах, эндемичных по лимфатическому филяриозу, содействуя, тем самым, смягчению страданий и улучшению качества жизни этих людей.
Борьба с комарами является еще одной дополнительной стратегией, поддерживаемой ВОЗ. Она используется для снижения уровней передачи лимфатического филяриоза и других инфекций, переносимых комарами. В зависимости от типа паразита и переносчика инфекции такие меры, как надкроватные сетки, обработанные инсектицидами, распыление внутри помещений инсектицидов остаточного действия или личные меры защиты могут помочь людям защититься от инфекции. Использование обработанных инсектицидом сеток в районах, где Anopheles является основным переносчиком филяриоза, усиливает воздействие на передачу инфекции во время и после МПЛ. В некоторых районах борьба с переносчиками инфекции способствовала ликвидации лимфатического филяриоза при отсутствии широкомасштабной профилактической химиотерапии.
Источник: who.int