Красный, желтый, зеленый

20.12.2017

В России в апреле 2018 года стартует кампания по добровольной цветной маркировке продуктов питания на содержание жиров, соли и сахара. Подобная практика уже 10 лет существует в Великобритании, на ее введении в нашей стране настаивают Роспотребнадзор и Минздрав. Но очень скоро такая маркировка может стать обязательной для всех производителей, хотя в мире таких прецедентов еще не было.

 

Добровольно, но... 

Директор Департамента общественного здоровья и коммуникаций Минздрава России Олег Салагай рассказал, что концепция защиты потребителей от продуктов, содержащих в избытке эти вещества, в ближайшее время будет представлена для общественного обсуждения. «Эта концепция не носит административный характер, она предполагает добровольное участие, – отметил он. – Мы готовим ее в широком взаимодействии с производителями, представителями Российского союза промышленников и предпринимателей. Система добровольной маркировки предполагает помощь потребителю в выборе того или иного продукта питания в зависимости от содержания в нем жира, соли или сахара. Это компоненты, которые в наибольшей степени ассоциируются с риском развития повышенного артериального давления, холестерина, ожирения».

Среди существующих сейчас видов маркировки продуктов питания наиболее наглядна так называемая светофорная. Она была разработана британским Агентством по пищевым стандартам (Food Standards Agency) и используется на добровольных началах с 2007 года. На лицевой части упаковки продукта или на этикетке указывается количество содержащихся жиров, насыщенных жиров, поваренной соли и сахара, которые  в зависимости от доли присутствия в продукте  обозначены красным (высокий уровень), янтарным (средний уровень) и зеленым (низкий уровень) цветом.

Светофорная маркировка, принятая в Великобритании

Продукты питания

food.jpg

 

Напитки

food1.jpg

 

Пример британской светофорной маркировки

food2.jpg

Такая маркировка, помимо Великобритании, сейчас на добровольных началах используется в некоторых странах ЕС. Похоже, Россия намерена сделать ее (или очень похожую систему) обязательной для всех производителей продуктов и напитков. Накануне выступления представителя Минздрава, глава Роспотребнадзора Анна Попова заявила «Известиям»: «Вариант, который мы предлагаем, – система «светофора», которая сигнализирует об избыточном количестве сахара, соли и жира. Конечно, сразу бизнес не готов это делать. Какой вариант будет? Я думаю, что здесь есть еще над чем поработать. Маркировка может быть добровольной на переходный период. Те, кто выпускают продукцию, которая по этой градации попадает под зеленый цвет, могут добровольно маркировать ее уже сейчас. В «красную» зону точно не попадут основные продукты рациона – мясо, хлебные изделия, молочные продукты, овощи, крупы, рыба и так далее».

Север диктует 

Это не так. В «красную» зону по жирам попадает большинство видов сыра, некоторые виды творога, свинина, утка, гусь; по соли – опять же сыры, консервированная рыба и овощи, некоторые виды хлеба; по сахару – практически все кондитерские изделия. Примечательно, что некоторые распространенные безалкогольные напитки в нее не попадают. Например, в Coca-Cola, судя по информации на сайте компании, 10,6 г сахара на 100 мл, чтобы получить красную метку необходимо 11,25 г.

Глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин вступился за все отрасли, которые могут пострадать в результате нововведения. «Все это делается под флагом здорового образа жизни, есть сейчас такая модная тема, один из элементов которой здоровое питание. Но мы должны учитывать и экономические возможности далеко не самого богатого населения, его традиции и культуру, – сказал он порталу Medvestnik.ru. – Мы живем в северной стране и поэтому в рационе достаточно жирная пища. У нас выпускаются прекрасные колбасы, которые являются для многих эталоном качества, – сырокопченые, варено-копченые, но в них содержание жира – 22-24%. Соответственно они должны по такой маркировке получить красную метку. Получится, что все традиции русской, татарской, кавказской кухонь, которыми мы гордимся, нужно замазать красным цветом. А «кондитерка», которую мы успешно экспортируем, тоже вся должна быть помечена красной маркировкой? Или сыры, которые мы так гордо импортозамещаем, с их жирностью 45-50% тоже должны получить красную метку? Эта инициатива звучит громко, но она не продумана с точки зрения не только социально-экономических, но и моральных последствий. Сначала нужно заняться информационной работой и разъяснять, что такое правильное питание, какими продуктами не надо злоупотреблять, а не ставить на них красные метки. Если я съем один кусок колбасы, даже если он с красной меткой, разве это будет ударом по моему здоровью?» 

Исполнительный директор Молочного союза России Людмила Маницкая также была бескомпромиссна: «Я совершенно не понимаю, зачем это нужно? Так можно поставить не «красную», а «черную» метку на любой продукт. Этого не надо делать ни в коем случае! Жир тоже необходим организму, все дело в его количестве. Молочный союз России однозначно против и не только он. Думаю, к нам присоединятся очень многие».

Пресс-служба «Coca-Cola Россия» в ответ на запрос Medvestnik.ru предоставила цитату руководителя европейского подразделения компании Никоса Коуметтиса: «Мы сейчас на нескольких рынках совместно с другими компаниями изучаем эффективность внедрения системы светофорной маркировки, когда на этикетке содержится и выделена цветом информация о процентном содержании сахара, соли и жиров от рекомендуемого уровня суточного потребления. Кстати, в 2011 году мы одними из первых в России стали добровольно указывать в составе пищевой ценности содержание общих сахаров на 100 мл напитка, а на лицевой стороне упаковки информацию о калорийности одной порции напитка, включая процент ее вклада в рекомендуемую усредненную калорийность суточного рациона, чтобы потребители могли сделать осознанный выбор».

Мечта диетолога 

Кандидат медицинских наук, диетолог, физиотерапевт Маргарита Королева, напротив, считает, что от новой маркировки будет только польза. «Думаю, что эта инициатива однозначно не будет поддержана производителями, – считает она. – В перспективе часть из них может лишиться своих потребителей, которые, снова и снова приходя в магазин, будут видеть на их продуктах красные метки. Покупатели будут делать выбор в пользу зеленых, может быть, желтых маркировок, для них это будет дополнительным просвещением. Такая инициатива принесет свои плоды в деле продолжительности жизни и ее качества».

Впрочем, она согласна, что главное – не то, насколько много в продукте вредных с точки зрения диетологии веществ, а в объеме их потребления. На вопрос Medvestnik.ru, что же делать тем потребителям, которые привыкли видеть в своем рационе сыр и колбасу, врач сказала: «Даже в «сырных» странах, таких как Италия и Франция, сыр не является продуктом ежедневного потребления. Люди должны понимать: если они хотят есть вкусно и разнообразно, они не должны получать все любимые продукты на регулярной основе. Кто сказал, что не полезное не должно быть в рационе? Такие продукты могут быть, рацион не должен быть абсолютно идеальным. Могут в нем быть и определенные «зигзаги», чтобы душу порадовать. Но в больших количествах пользы для организма такие продукты не приносят».

 

Источник:  medvestnik.ru

 

Назад