Эксперт: портал НМО нарушает законодательство о конкуренции

19.12.2017

Минздраву предложили активизировать разработку типовых образовательных программ. Их отсутствие создает административные барьеры в сфере аккредитации медицинских работников и непрерывного медицинского образования. Об этом говорилось на совместном заседании экспертных советов при Федеральной антимонопольной службе по развитию конкуренции в социальной сфере и здравоохранении, по развитию конкуренции в сфере обращения медицинских изделий и по развитию конкуренции в сфере образования в последний день ноября.

Как отметил председатель правления СРО Национальная ассоциация медицинских организаций, управляющий центров косметологии «Реднор» Дмитрий Борисов, новый проект приказа Минздрава, предполагающий ряд изменений в приказ №66н, снижает нагрузку на медицинских работников в рамках прохождения аккредитации. Если раньше речь шла о 250 часах обязательной образовательной подготовки в течение 5 лет, то сейчас предусматривается альтернатива: 30 часов ежегодно или 150 – на 5 лет. «Это вполне приемлемо, - считает он. - Более того, эти 150 часов могут быть освоены в рамках одной образовательной организации, как происходит сейчас». То есть работающим по медицинским специальностям, по которым не сформировалось предложение «кредитных» учебных мероприятий, не придется столкнуться с трудностями. «По статистике Минздрава и портала НМО, заявленные мероприятия распределяются вокруг основных специальностей: хирургия, терапия и т.д. А у нас их более 90, есть достаточно редкие и, наверное, не такие интересные для организаторов этих мероприятий. В результате по ним нет ни одной заявки на проведение образовательных программ», - пояснил 

В таких условиях он расценил альтернативный механизм как положительный. Однако, по мнению  Дмитрия Борисова, новый проект приказа открывает возможности для нарушения закона о конкуренции. В нем сказано, что образовательные программы необходимо реализовывать на портале НМО. «Если мы посмотрим обоснование к проекту данного нормативного акта, там преподносится все корректно: речь идет о дополнительных возможностях, об использовании современных интернет-технологий, то есть предлагается использовать портал как альтернативу для дистанционного образования, для расширения информации для врачей и другого медперсонала по организациям, которые могут оказать такие услуги. Но, по сути, из предложенной формулировки следует, что выбор образовательной программы осуществляется исключительно на данном портале», - констатировал он.

К тому же, по словам эксперта, здесь присутствует некий нонсенс: есть типовые образовательные программы, которые разрабатывает Минздрав, и, если говорить о базовой программе, вряд ли у хирурга будет 10 вариантов повышения квалификации. «Но на портале речь идет не просто о списке образовательных программ, эти программы привязаны к конкретным образовательным организациям. Они оказывают данные услуги на основании лицензии, контролируются Минобром и т.д. И замыкая процедуру выбора образовательной организации на некий портал, ставится дополнительное условие для их включения в работу по повышению квалификации медработников. Но действующим законодательством не предусмотрено такое ограничение прав образовательных организаций. Это, во-первых. А, во-вторых, у Минздрава есть полномочия, связанные с разработкой типовых образовательных программ, но нет полномочий по допуску на рынок образовательных услуг. Этим у нас занимаются другие ведомства», - подчеркнул он.

Все упирается в отсутствие качественных типовых образовательных программ по всем специальностям, ежегодно актуализируемых, добавил Дмитрий Борисов.  «К сожалению, такие программы разработаны Минздравом не по всем специальностям, зачастую они регулярно не пересматриваются, по косметологии, например, программа от 2010 года и за 7 лет никаких изменений в нее не внесено. Если данная функция будет реализована Минздравом в полной мере, тогда необходимости в регистрации каких-либо программ и реализации механизмов их экспертной оценки не понадобится», - считает он.

Экспертиза образовательных программ, предлагаемых к включению на портал НМО, кстати, тоже стала болевой точкой, рассказал Дмитрий Борисов. Поскольку работа экспертов предполагается на общественных началах, вначале профессиональные ассоциации делегировали специалистов, но впоследствии те стали отказываться от такого «поощрения», потому что такая работа требует времени и в принципе не может быть бесплатной.

В связи с вышесказанным эксперт предложил лишь добавить в проект приказа Минздрава оговорку, что выбор образовательных программ не должен, а может осуществляться с использованием интернет-портала НМО.

Однако начальнику Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофею Нижегородцеву этого показалось мало. Он сильно удивился отсутствию типовых образовательных программ, напомнив, что экспертный совет при ФАС уже детально разбирался в этом вопросе 4 года назад. «Они носили не просто примерный характер, а формальный, были просто перечислены какие-то крупные разделы учебников, что должен освоить врач. С тех пор были поправки в закон об образовании, из типовых программ сделали примерные. Минздрав обещал разработать эти примерные программы с тем, чтобы они носили практический характер, грубо говоря, имели содержание, по которому было понятно, как готовить специалистов», - рассказал он.

«Минздрав нам обещает качественную систему образования, а вы говорите, что для него основы нет. Ни с точки зрения тестов, ни с точки зрения программ, а программы вообще не для всех специальностей. То есть, по сути, невозможно измерить качество оказания медицинской помощи. Существующие программы вообще как-то корреспондируются с порядками оказания медпомощи по соответствующим направлениям или с клиническими рекомендациями, которых Минздрав уже 1200 разработал? Потому что в соответствии с этими же документами медпомощь должна оказываться», - констатировал представитель ФАС и предложил предметно обсудить этот вопрос на первом же заседании экспертного совета в 2018 году. 

 

Источник:  medvestnik.ru

 

Назад