Для борьбы с диабетом одного инсулина мало: в Сенегале реализуется проект, который ставит мобильный телефон на службу общественному здравоохранению

14.12.2017

Каждое утро Мариама, мать шестерых детей, встает рано утром и идет торговать рыбой на местном рынке в Сенегале. Последние десять лет она живет с диабетом и регулярно принимает инсулин. Однако для того чтобы следить за своим здоровьем, она полагается не только на медикаменты: ее мобильный телефон играет важнейшую роль в контроле режима при сахарном диабете.

Каждое утро Мариама, мать шестерых детей, встает рано утром и идет торговать рыбой на местном рынке в Сенегале. Последние десять лет она живет с диабетом и регулярно принимает инсулин. Однако для того чтобы следить за своим здоровьем, она полагается не только на медикаменты: ее мобильный телефон играет важнейшую роль в контроле режима при сахарном диабете.

«Я каждый день прошу сына посмотреть, не пришло ли новое сообщение, – добавляет Мариама. – Он помогает мне понять, что я должна делать, чтобы оставаться здоровой и контролировать диабет, и мы обсуждаем это вместе».

Роль мобильного телефона

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), и особенно мобильный телефон, меняют ожидания, связанные с доступом к информации о здоровье. Мобильные телефоны помогают в деле профилактики диабета, предлагая абонентам простые советы для терапии или профилактики, обычно связанные с рационом питания, физическими упражнениями и признаками осложнений, например, поражениями ног.

С 2013 г. ВОЗ работает вместе с Международным союзом электросвязи (МСЭ), помогая таким странам, как Сенегал, масштабно внедрять услугу mDiabetes для мобильных телефонов. В рамках совместной инициативы «Будь здоров, будь мобилен» создаются, внедряются и развиваются услуги по профилактике и терапии диабета и некоторых других неинфекционных заболеваний (НИЗ).

Диабет стал одним из первых крупных проектов инициативы «Будь здоров, будь мобилен». В рамках инициативы было разработано глобальное руководство, призванное помочь странам в масштабном развертывании таких услуг, включая контент для коротких сообщений и поддержку в других областях, таких как технологические решения, продвижение и оценка.

Использование коротких сообщений для информирования пациентов ускоряет распространение информации, помогающей населению справляться с болезнью и предотвращать ее развитие. Это сокращает заболеваемость и расходы на лечение, а также помогает пациентам жить более здоровой и долгой жизнью.

Глобальный взгляд

Диабет по-прежнему является серьезной проблемой общественного здравоохранения. С 1980 г. число больных диабетом выросло в четыре раза и достигло 422 миллионов, а в 2015 г. диабет стал непосредственной причиной смерти 1,6 миллиона человек. Эти цифры не учитывают жертв высокого содержания сахара в крови, от которого – в связи с повышенным риском сердечно-сосудистых и почечных заболеваний и туберкулеза – ежегодно погибают около 2 миллионов человек. Без надлежащего лечения у диабетиков развиваются тяжелые и дорогие в лечении осложнения, такие как слепота, почечная недостаточность, сердечные заболевания и инсульт, а также ампутации нижних конечностей.

Сенегал стал первой страной, запустившей в 2014 г. целевую кампанию против диабета mDiabetes, чтобы помочь населению в контроле своего состояния во время поста, приходящегося на Рамадан. Теперь эта услуга предоставляется ежегодно, в 2017 г. к ней подключилось более 100 000 абонентов.

Другие страны следуют примеру Сенегала. В июле 2016 г. в рамках инициативы услуга mDiabetes начала предоставляться в Индии, где число абонентов быстро превысило 96000. Также проводятся ежегодные кампании в Египте с целью помочь египетским диабетикам пережить пост в Рамадан. В 2017 г. кампанией было охвачено более 175 000 человек.

От информации к действиям

Одним из ключевых уроков, извлеченных из опыта предоставления услуги, стало то, что крайне важно делать рекомендации по терапии диабета легкими для восприятия пациентами.

«Важно представлять факты таким образом, чтобы у людей возникало желание применять полученные знания на практике, менять свое поведение, – говорит д-р Дуглас Бетчер, Директор Департамента ВОЗ по профилактике НИЗ, который отвечает за реализацию инициативы «Будь здоров, будь мобилен». – Представляя информацию в простом и ориентированном на действия формате, мы помогаем подписчикам учитывать ее в повседневной жизни и менять к лучшему рацион питания и привычки, в том числе связанные с физическими упражнениями».

Это также важный шаг к расширению прав и возможностей пациентов. Предоставляя людям нужную информацию в нужное время, инициатива помогает им лучше справляться с болезнью в перерывах между посещениями врача или работников здравоохранения. В случае хронических заболеваний это принципиально важно для повышения качества жизни и улучшения медико-санитарных результатов.

Д-р Пребо Баранго, координатор инициативы «Будь здоров, будь мобилен» в Африке, поясняет, что просветительская роль программы mDiabetes влияет на то, каким образом врачи помогают пациентам. «Программа изменила формат медицинских консультаций, – говорит д-р Баранго. – Теперь врачи спрашивают пациентов, получают ли они короткие сообщения, и спрашивают, по каким из них требуются разъяснения. Такой диалог более конструктивен».

Для Мариамы польза очевидна. Программа, которая началась как простая услуга, рассчитанная на шесть недель, полностью изменила ее представления о том, как нужно бороться с диабетом. «Благодаря сообщениям, я поняла, что мне нужно постоянно следить за тем, что и когда я ем», – говорит она.

 

Источник:  who.int

Назад