Контакты:
Адрес: ул. Дж. Абидовой 223
Телефон: +99871 260-28-80
Для борьбы с диабетом одного инсулина мало: в Сенегале реализуется проект, который ставит мобильный телефон на службу общественному здравоохранению
Каждое утро Мариама, мать шестерых детей, встает рано утром и идет торговать рыбой на местном рынке в Сенегале. Последние десять лет она живет с диабетом и регулярно принимает инсулин. Однако для того чтобы следить за своим здоровьем, она полагается не только на медикаменты: ее мобильный телефон играет важнейшую роль в контроле режима при сахарном диабете.
Каждое утро Мариама, мать шестерых детей, встает рано утром и идет торговать рыбой на местном рынке в Сенегале. Последние десять лет она живет с диабетом и регулярно принимает инсулин. Однако для того чтобы следить за своим здоровьем, она полагается не только на медикаменты: ее мобильный телефон играет важнейшую роль в контроле режима при сахарном диабете.
«Я каждый день прошу сына посмотреть, не пришло ли новое сообщение, – добавляет Мариама. – Он помогает мне понять, что я должна делать, чтобы оставаться здоровой и контролировать диабет, и мы обсуждаем это вместе».
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), и особенно мобильный телефон, меняют ожидания, связанные с доступом к информации о здоровье. Мобильные телефоны помогают в деле профилактики диабета, предлагая абонентам простые советы для терапии или профилактики, обычно связанные с рационом питания, физическими упражнениями и признаками осложнений, например, поражениями ног.
С 2013 г. ВОЗ работает вместе с Международным союзом электросвязи (МСЭ), помогая таким странам, как Сенегал, масштабно внедрять услугу mDiabetes для мобильных телефонов. В рамках совместной инициативы «Будь здоров, будь мобилен» создаются, внедряются и развиваются услуги по профилактике и терапии диабета и некоторых других неинфекционных заболеваний (НИЗ).
Диабет стал одним из первых крупных проектов инициативы «Будь здоров, будь мобилен». В рамках инициативы было разработано глобальное руководство, призванное помочь странам в масштабном развертывании таких услуг, включая контент для коротких сообщений и поддержку в других областях, таких как технологические решения, продвижение и оценка.
Использование коротких сообщений для информирования пациентов ускоряет распространение информации, помогающей населению справляться с болезнью и предотвращать ее развитие. Это сокращает заболеваемость и расходы на лечение, а также помогает пациентам жить более здоровой и долгой жизнью.
Диабет по-прежнему является серьезной проблемой общественного здравоохранения. С 1980 г. число больных диабетом выросло в четыре раза и достигло 422 миллионов, а в 2015 г. диабет стал непосредственной причиной смерти 1,6 миллиона человек. Эти цифры не учитывают жертв высокого содержания сахара в крови, от которого – в связи с повышенным риском сердечно-сосудистых и почечных заболеваний и туберкулеза – ежегодно погибают около 2 миллионов человек. Без надлежащего лечения у диабетиков развиваются тяжелые и дорогие в лечении осложнения, такие как слепота, почечная недостаточность, сердечные заболевания и инсульт, а также ампутации нижних конечностей.
Сенегал стал первой страной, запустившей в 2014 г. целевую кампанию против диабета mDiabetes, чтобы помочь населению в контроле своего состояния во время поста, приходящегося на Рамадан. Теперь эта услуга предоставляется ежегодно, в 2017 г. к ней подключилось более 100 000 абонентов.
Другие страны следуют примеру Сенегала. В июле 2016 г. в рамках инициативы услуга mDiabetes начала предоставляться в Индии, где число абонентов быстро превысило 96000. Также проводятся ежегодные кампании в Египте с целью помочь египетским диабетикам пережить пост в Рамадан. В 2017 г. кампанией было охвачено более 175 000 человек.
Одним из ключевых уроков, извлеченных из опыта предоставления услуги, стало то, что крайне важно делать рекомендации по терапии диабета легкими для восприятия пациентами.
«Важно представлять факты таким образом, чтобы у людей возникало желание применять полученные знания на практике, менять свое поведение, – говорит д-р Дуглас Бетчер, Директор Департамента ВОЗ по профилактике НИЗ, который отвечает за реализацию инициативы «Будь здоров, будь мобилен». – Представляя информацию в простом и ориентированном на действия формате, мы помогаем подписчикам учитывать ее в повседневной жизни и менять к лучшему рацион питания и привычки, в том числе связанные с физическими упражнениями».
Это также важный шаг к расширению прав и возможностей пациентов. Предоставляя людям нужную информацию в нужное время, инициатива помогает им лучше справляться с болезнью в перерывах между посещениями врача или работников здравоохранения. В случае хронических заболеваний это принципиально важно для повышения качества жизни и улучшения медико-санитарных результатов.
Д-р Пребо Баранго, координатор инициативы «Будь здоров, будь мобилен» в Африке, поясняет, что просветительская роль программы mDiabetes влияет на то, каким образом врачи помогают пациентам. «Программа изменила формат медицинских консультаций, – говорит д-р Баранго. – Теперь врачи спрашивают пациентов, получают ли они короткие сообщения, и спрашивают, по каким из них требуются разъяснения. Такой диалог более конструктивен».
Для Мариамы польза очевидна. Программа, которая началась как простая услуга, рассчитанная на шесть недель, полностью изменила ее представления о том, как нужно бороться с диабетом. «Благодаря сообщениям, я поняла, что мне нужно постоянно следить за тем, что и когда я ем», – говорит она.
Источник: who.int