Контакты:
Адрес: ул. Дж. Абидовой 223
Телефон: +99871 260-28-80
Почти гостайна
Западные страны то и дело сотрясают скандалы, связанные с утечкой персональных данных пациентов. В центре недавней истории оказались даже члены королевской семьи: группа хакеров похитила фотографии гениталий и других частей тела пациентов клиники пластической хирургии London Bridge Plastic Surgery и теперь предлагает выкупить их, а в противном случае – выложить в сети.
В России хотя государство и предпринимает беспрецедентные меры по защите персональных данных, врачи и пациенты зачастую считают проблему сильно раздутой.
Исследовательская компания Top of Mind MR&C опросила свыше 300 российских врачей, чтобы узнать их отношение к вопросу утечки персональных данных.
По мнению докторов, основных опасностей три: возможные криминальные действия третьих лиц, раскрытие конфиденциальной информации, например, истории болезни и вторжение в личную жизнь пациента. Вероятность того, что никаких негативных последствий не будет, респонденты оценили достаточно низко, этот пункт занял место в самом конце списка.
Примечание: в опросе приняли участие 308 врачей различных специальностей, которые были сгруппированы в три кластера: специалисты (хирурги, рентгенологи и др.), детские врачи любых специализаций и «врачи общего профиля», куда вошли терапевты, врачи скорой помощи и т.п.
Надо сказать, что в отдельных случаях мнение врачей зависит от их профиля. Например, специалисты считают раскрытие конфиденциальной информации более значимым фактором, чем врачи общего профиля; этот пункт отметили 80% и 67% респондентов соответственно. А в ответах на вопрос о возможности вторжения в личную жизнь респондентов как следствия утечки их данных ситуация обратная: 38% и 53% соответственно.
«В нашем учреждении вы не сможете получить информацию о больном, просто позвонив в отделение и спросив, хорошо ли прошла операция, - рассказывает руководитель Центра бариатрической хирургии РКБ ЮОМЦ ФМБА России Максим Буриков. - Нельзя узнать даже о факте нахождении человека в больнице, а тем более какой у него диагноз. Эта информация конфиденциальна. Некоторые родственники пациентов это воспринимают с негативом, они не понимают, почему мы не можем сообщать детали по телефону».
По словам Максима Бурикова, многие пациенты не хотят, чтобы даже родственники знали, что проведена операция. Им хочется, чтобы все думали, что они похудели сами.
«Поэтому меня иногда сильно удивляет, что врачи выставляют свои фотографии с пациентами в соцсетях, даже не закрывая их лиц, - признается он. - Лишь получив личное разрешение пациентов, мы можем делиться радостью их преображения с другими. И здесь защита персональных данных приобретает не только законодательный, но и этический аспект. Очень легко навредить, тем самым навсегда испортив как репутацию пациента, так и собственную».
Потеря репутации – самое вероятное последствие утечки персональных данных, которое признают врачи. Судебный иск и административная ответственность идут следом. Интересно, что доля детских врачей, опасающихся утраты доверия, заметно выше (75%), чем их коллег общего профиля (50%).
Больше половины опрошенных врачей (57%) полагают, что пациентам будет нанесена моральная травма и возникнут личные или семейные проблемы. При этом женщины более встревожены, чем мужчины: только 2% думают, что «все обойдется», в то время как среди представителей сильного пола таких 9%. Кроме того, дам отличает бОльшая чувствительность к такому явлению, как «моральная травма»: разница долей мужчин и женщин, указавших этот пункт, составила 12 п.п. Молодые врачи в возрасте до 35 лет существенно чаще указывают на возможность разглашения личных данных как негативное следствие потери конфиденциальности истории болезни. Более старших коллег эта тема беспокоит существенно меньше.
«В прежние времена история болезни человека вполне могла стать темой обсуждения на партийном собрании, - комментирует вывод социологов главный врач детской городской поликлиники №1 Ростова-на-Дону Владислав Ерофеев. - Вот когда понятие врачебной тайны было действительно размыто. Конечно, ждать от поколения, сформировавшегося в тот период, бережного отношения к персональным данным пациентов довольно сложно. Молодежь, наоборот, намного глубже погружена в эту тему, в информационный обмен».
По словам Владислава Ерофеева, сами пациенты не сильно переживают по поводу утечки «медицинской информации» или персональных данных. Гораздо больше они волнуются по поводу утраты банковской карты, потому что там прямой финансовый урон очевиден. «Обыватели рассуждаю так: ну, станет известно кому-то постороннему, что я переболел ОРВИ, и что с того? - продолжает он. - В рамках сервиса Сайт пациента наше ЛПУ предоставляет доступ пациенту к его медицинской информации по защищенному каналу. С нашей стороны данные полностью защищены. Чтобы обеспечить такую же надежную защиту у пациента, ему рекомендовано (бесплатно) установить специальный плагин, который шифрует их. Практика показывает, что большинство пользователей не утруждаются этой процедурой».
Некоторые руководители здравоохранения и вовсе убеждены, что нормативные требования, которые сегодня предъявляются к защите медицинской информации в нашей стране, чрезмерны и беспрецедентны. По степени защищенности она идет сразу после государственной тайны. То есть только сведения, составляющие гостайну, защищают еще надежнее и тщательнее. Выполнение таких критериев обходится бюджету в круглую сумму, которая совершенно не оправдана на фоне тех текущих потребностей, которые ЛПУ не в состоянии удовлетворить в силу дефицита финансирования.
«Есть законодательство, а есть реальная жизнь, - говорит соведущий Школы юридической самообороны врача Александр Иванов. – Приведу банальный пример. Перинатальный центр 3-го уровня собирает информацию о тех, кто встал на учет в женской консультации в какой-нибудь деревне. Никаких защищенных каналов связи между ними нет. И пока такой обмен данными происходит сплошь и рядом».
Существует и другая сторона медали. Непонятно, что, кому и от кого защищать, если, по словам председателя Петербургского медицинского форума Сергея Ануфриева, «мы вступаем в эру информационного нудизма в здравоохранении». «В последние годы видеокамеры проникли в нашу жизнь, - констатирует он. - Они теперь не только в транспорте, в подъездах, в метро, они уже и во врачебных кабинетах, и в операционных. Далее установка онлайн-касс и передача всех чеков с перечнем оплаченных медицинских услуг в налоговые инспекции. Казалось бы, все это делается во благо пациентов. Именно так преподносится это с высоких трибун. Но тогда возникает вопрос: что мы теперь вкладываем в понятие врачебная тайна и не уходит ли это понятие в прошлое?».
На Западе уже до того «зашифровались», что возникла новая проблема. «На стажировках в европейских и американских клиниках я всегда обращаю внимание, что нигде вплоть до самой операционной, даже в операционных списках и заявках на медикаменты не указывается имя пациента, а только диагноз и особенности случая, - рассказывает Максим Буриков. - Для западных коллег теперь актуальна другая тема: как в таких условиях не перепутать пациентов?».
Примечание: приведены суммарные доли ответивших «совершенно согласен» и «скорее согласен».
Но следует ли рядовому врачу вникать во все эти тонкости? «Моя задача как руководителя: наладить рабочий процесс таким образом, чтобы все данные были защищены в соответствии с нормативными требованиями, и это никак не осложняло бы деятельность врача, - резюмирует Владислав Ерофеев. - Сервис должен работать так, чтобы человек даже не знал о его существовании. Только тогда можно говорить об автоматизации труда и повышении эффективности».
Источник: medvestnik.ru