Контакты:
Адрес: ул. Дж. Абидовой 223
Телефон: +99871 260-28-80
Государство отдает медицину на аутсорс
От количества….
За последние 10 лет рынок медицинских услуг Узбекистана претерпел значительные изменения, которые выразились в том числе, в увеличении количества частных клиник и предоставляемых ими услуг. Данный процесс, протекает в русле решения основных задач, целью которых, является итоговое формирование эффективного здравоохранения. Несомненно, что приоритетным направлением в реализации данных мероприятий, стала структурная перестройка всей инфраструктуры системы здравоохранения.
Только за прошедшие 6 месяцев текущего года количество частных медицинских учреждений по Узбекистану увеличилось на 515, превысив 4 тысячи (для справки: число амбулаторно-поликлинических учреждений всего по Узбекистану составляет чуть больше 6 тысяч). На сегодняшний день более 67% частных медицинских учреждений, располагаются в городе Ташкенте, тогда как в 2015 году их доля составляла 75% относительно всех частных клиник республики. Столичные врачи, традиционно, пользуются большим доверием и у пациентов из провинции.
Рост числа частных клиник в столице происходил поступательно по большинству направлений. В результате доля профилей общем количестве клиник существенно не менялась. К примеру, доля стоматологических клиник (кабинетов) занимая лидирующие позиции по количеству, в общем количестве частных медучреждений составляет около 47%, офтальмологических — на уровне 3%. Такой рост числа клиник без существенных изменений в структуре специализации наталкивает на мысль о том, учредители частных клиник стремятся обеспечить географический охват территории столицы за счет открытия новых филиалов уже имеющихся клиник.
…к качеству
Достаточен и экономический рост посещаемости частных клиник, где количество пациентов частных клиник ежегодно увеличивается в среднем на 15%. Лидирующие по росту популярности направления — это неврология, стоматология, отоларингология и диагностические услуги. Но нехватка квалифицированного персонала (на 1 частную клинику в среднем приходится 3 врача), во многом объясняет ситуацию, когда на прием к врачу высшей квалификации, обладающему большим опытом медицинской практики, необходимо записываться за несколько дней вперед.
Частный медицинский сектор испытывает нехватку врачей высокой квалификации, что усложняет оказание медицинских консультационных и терапевтических услуг на должном уровне. Наименее положительным разрывом между количеством врачей, работающих в частных медицинских учреждениях (около 3 тысяч) и количеством врачей, работающих в целом в медицинских учреждениях республики (около 84 тысяч), служили и различного рода ограничения, к снятию которых призвано в том числе и постановление от 20 ноября по созданию благоприятных условий с предоставлением дополнительных возможностей работникам системы здравоохранения.
То, что частная медицина вышла из своего периода первоначального становления, подтверждается увеличением объемов оказания сложных медицинских услуг. В первую очередь, это касается хирургической работы частных медицинских клиник.
Так постановлением Президента от 1 апреля 2017 года № ПП-2863 «О мерах по дальнейшему развитию частного сектора здравоохранения» определены основные направления и задачи дальнейшего развития частного сектора здравоохранения, предусматривающие создание благоприятных условий для расширения сети частных медицинских организаций, увеличение масштабов и объемов финансовой поддержки, ускоренное развитие рынка платных услуг, формирование качественной эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере частной медицины.
Данным документом предусматривается кардинальное расширение видов медицинской деятельности, разрешенных к применению в частных медицинских организациях, особенно востребованных в таких областях медицины как кардиохирургия, нейрохирургия, микрохирургия, онкология, эндокринология, кардиология, сосудистая, торакальная и абдоминальная хирургия, урология и другие. Раньше частным медицинским организациям, было разрешено заниматься около 50 видами специализации медицинской деятельности.
Таким образом, на сегодняшний день, запрет для негосударственных медицинских учреждений составляют:
• диагностика и лечение инфекционных, особо опасных и карантинных заболеваний;
• лечение токсикологических, венерических, психических заболеваний, бешенства, туберкулеза, лепры;
• принятие родов и прекращение беременности (аборт), трансплантация органов;
• лечение заболеваний и патологических состояний новорожденных и младенцев до 1 года;
• организация донорства крови, заготовка и переработка крови, ее компонентов;
• проведение бактериологических и вирусологических исследований инфекций I-II группы;
• проведение медицинской экспертизы, осуществление которой предусмотрено только государственными учреждениями, в том числе медико-трудовой, военно-медицинской, судебно-медицинской, судебно-психиатрической, санитарно-гигиенической экспертизы.
Высокую значимость постановления подчеркивает тот факт, что частным медицинским организациям предоставлены расширенные льготы и преференции, в частности, они освобождены сроком до 1 января 2022 года от уплаты всех видов налогов и обязательных отчислений. Постановлением утверждена норма об увеличении с 1 мая 2017 года предельной среднегодовой численности работников малых предприятий в сфере здравоохранения с 25 до 100 человек. Все это, а также то, что в 2012г. правительство увеличило срок лицензии выдаваемых для практикующих врачей в частных медицинских учреждениях до 5лет, возможно позволит стимулировать расширение занятости в сфере частной медицины.
Что будет дальше?
Понимая, что только в рамках государственного регулирования, возможно контролировать процессы реструктуризации системы здравоохранения посредством осуществления поэтапной реализации мер по дальнейшему развитию частного сектора здравоохранения, что в итоге должно привести к повышению эффективности медицинских услуг, министерством здравоохранения подготовлен проект постановления правительства «О создании дополнительных условий для дальнейшего развития деятельности частных медицинских учреждений».
Проектом предусматривается пополнение средств «Фонда развития негосударственных медицинских учреждений», созданного при АКБ «Асака» банке в размере $14,0 млн. Срок исполнения — до 1 января 2018 года. Предполагается, что данные ресурсы будут распределены по $1,0 млн, будут предоставлены для каждого региона с целью финансирования реализации утвержденных настоящим постановлением, адресных проектов по развитию сети частных медицинских учреждений. Принцип расходования средств «Фонда развития негосударственных медицинских учреждений» при АКБ «Асака» банке, состоит в следующем: 95% — на оснащение негосударственных медицинских учреждений современным медицинским оборудованием и 5% — на привлечение высококвалифицированных зарубежных специалистов и направление врачей частных медицинских организаций на повышение квалификации в зарубежные страны.
Также в постановлении сказано о выплате пенсий, работающим врачам медицинских организаций независимо от форм собственности в полном размере и что немаловажно о необходимости упрощения требований по признанию и нострификацию (эквивалентности) документов о получении за рубежом среднего специального, профессионального и высшего медицинского образования.
Кроме того предусматривается сокращение рабочей нагрузки на государственные медицинские учреждения, с целью акцентирования основной их деятельности на лечебной работе, посредством осуществления поэтапной реализации следующих мер: передача вспомогательных подразделений (пищеблоков, прачечные, обслуживания автотранспортных средств, утилизация отходов и др.) государственных лечебно-профилактических учреждений представителям частного сектора; осуществление некоторых узких видов медицинских специализаций (услуги лаборатории, гемодиализные отделения, отделения стерилизации и др.) — частным медицинским организациям на основе договора аутсорсинга.
С 1 января 2019 года будет внедрена система аккредитации медицинских учреждений и лицензирования деятельности врачей, взамен действующей системы лицензирования медицинской деятельности юридических лиц.
Очевидно, что к 2018 году, позволяют рассматривать их как состоявшуюся индустрию по охране здоровья, а не как отдельный сегмент платных услуг, дополняющий государственную систему здравоохранения.
Источник: uz24.uz