Контакты:
Адрес: ул. Дж. Абидовой 223
Телефон: +99871 260-28-80
Провизор будущего: кто он? Перечень фармспециальностей нужно пересмотреть
Как сделать, чтобы выпускники фармацевтических вузов были подготовлены к практической работе и востребованы на рынке труда?
Беседуем с заведующей кафедрой управления и экономики фармации и фармацевтической технологии НижГМА, председателем Нижегородской ассоциации фармацевтов, членом-корреспондентом РАЕН Светланой Кононовой.
Елена Смирнова, «ЛекОбоз»: — Светлана Владимировна, обсуждение федерального государственного стандарта высшего образования по специальности «фармация» продолжается больше года. Что мешает быстро внедрить стандарты?
Светлана Кононова: — Основные проблемы были связаны с разницей в подходах профессионального и образовательного сообщества. К счастью, сейчас достигнуто взаимопонимание и никаких препятствий для внедрения стандартов я не вижу. Вопросы, конечно, будут, и это нормально для любого новшества. Большой плюс вижу в том, что образовательный стандарт максимально приближен к профессиональному. Радует, что новый документ позволил привести к общему знаменателю и подготовку в вузе, и аккредитацию.
— Где ждут выпускников, получивших специалитет по фармации?
— Подготовка современного провизора в первую очередь заточена под требования аптек. По сути, мы выпускаем грамотных первостольников, хотя, с моей точки зрения, название «первостольник» не носит объективного характера, гораздо корректнее термин «провизор-консультант». Нигде — ни в профессиональных, ни в образовательных стандартах — нет понятия «провизор-консультант». Но всё же именно в консультировании заключается основная работа хорошего первостольника.
— Студенты, обучающиеся по этой специальности, в своих мечтах видят себя не столько за первым столом, сколько в кресле заведующего аптекой.
— Чтобы стать заведующим, необходимо получить соответствующую специализацию, то есть закончить ординатуру. А это ещё два года платного обучения.
— Получается, что после окончания вуза выпускнику выгоднее всего искать должность медицинского представителя?
— По нашим данным, около 45% студентов трудоустраиваются в фармацевтические компании. Но сейчас в связи с политикой импортозамещения попасть на работу в зарубежные фирмы становится сложнее.
— Как отразился курс на импортозамещение в фармацевтической отрасли на востребованности ваших выпускников?
— В нашем регионе только два крупных фармацевтических производства, так что сильного кадрового спроса не возникло. У нас налажено взаимодействие с этими предприятиями, и они выбирают себе кадры у нас. Но речь идёт о двоих-троих выпускниках в год. Вероятно, в регионах, где созданы фармацевтические кластеры, ситуация может быть иной. Но я не думаю, что провизоры, только что получившие диплом в рамках специалитета, будут самыми желанными кандидатами на производственные должности.
— Представители производства всё время жалуются на кадровый голод. Прочему же они не ждут провизоров?
— У производства своя специфика, там нужны в первую очередь технические специалисты, инженеры, технологи. На предприятия, в том числе и фармацевтические, охотно берут выпускников университетов, химических и политехнических вузов. Чтобы работать с современным оборудованием, необходимо разбираться в его устройстве. Наш выпускник может подготовить расчёты по изготовлению лекарственных препаратов, провести контроль качества, то есть выполнить свои провизорские функции. Однако осуществлять контроль за отладкой производственной линии он не может, это дело инженеров.
— Но ведь есть же специальность «провизор-технолог». Их тоже не ждут на производстве?
— Провизор-технолог, которого мы готовим, владеет методами изготовления лекарств в условиях аптеки, а не фармацевтического завода. Это ещё раз подтверждает проблему с перечнем специальностей. Однако число аптек, имеющих производственные отделы, сейчас становится всё меньше. Чтобы освоить производственную технологию, провизору необходимо получить соответствующую специализацию в ординатуре или магистратуре по стандарту «промышленная фармация». При этом важно понимать, что обучать специалистов следует на том оборудовании, которое реально используется на заводах. Нужно ли говорить, что это весьма затратное удовольствие, которое могут себе позволить единицы вузов. Конечно, важно расширять взаимодействие с фармацевтическими предприятиями, понимать их потребности и готовить работников целенаправленно.
— Насколько я понимаю, образовательные стандарты вводятся для специалитета. А как обстоят дела с магистратурой и бакалавриатом?
— По магистратуре разработаны стандарты для производственных специальностей. По управлению пока магистерского стандарта нет, но есть профессиональный стандарт ординатуры, который может быть легко трансформирован под магистратуру. Что касается бакалавриата, то пока для него требования не разработаны.
— Какой вы видите идеальную систему образования для специалистов фармацевтической отрасли?
— Я всегда выступала и выступаю за систему сквозного профессионального образования, обеспечивающую преемственность учебного процесса. Программы обучения должны быть взаимосвязаны, чтобы выпускник колледжа имел право поступить сразу на второй-третий курс вуза. Или, в соответствии с современными тенденциями, внедрить бакалавриат. При этом важно понимать разницу в профессиональной подготовке бакалавра, специалиста и магистра. Считаю, что на руководящие должности бакалавры претендовать не могут. Хотя на практике среди заведующих аптеками немало лиц без высшего профессионального образования. Такого быть не должно. Что касается ординатуры, то мне представляется целесообразным сократить её срок с двух дет до одного, сейчас эта тема широко обсуждается в профессиональном сообществе.
— Вы упомянули, что главное место работы провизора — за первым столом. Но ту же работу выполняют и выпускники колледжей со средним образованием. В чём тогда смысл получения высшего фармацевтического образования?
— Если мы идём по пути цивилизованного развития, то должны понимать, какую роль играет провизор в процессе оказания лекарственной помощи населению. В Европе и США в аптеках за первым столом работают провизоры, а фармацевты выполняют вспомогательные функции: участвуют в приёмке и разборе товара, обеспечивают правильные условия хранения лекарственных препаратов, занимаются выкладкой и т. д. Поэтому я говорю о том, что необходимо ввести новую специальность — «провизор-консультант», подготовив для этого соответствующие профессиональные и образовательные стандарты. Вопрос назрел, потому что пора наводить порядок в работе аптек, а не ссылаться на недостаток специалистов. Их никогда не будет хватать, если под прикрытием развития конкуренции в нашей стране продолжится неуёмный рост аптечных организаций. Население видит, что эта «конкуренция» не ведёт к снижению цен, а аптеки называет «аптечными точками» по аналогии с торговыми точками. Более того, люди считают, что если аптек становится всё больше, то это весьма прибыльное дело и провизоры жируют за счёт больных. Такое положение наносит ущерб престижу фармацевтической профессии.
— Существует масса нормативных документов, регулирующих работу аптек. Почему же вы говорите, что пора наводить порядок?
— Я не устаю повторять: главная беда фармацевтического рынка в том, что в аптеках работают непрофессионалы. Выявить подобных сотрудников при проверках крайне затруднительно, документацию у нас вести научились. Но при таком несоразмерно огромном количестве аптек просто не хватит работников с профильным образованием. Я регулярно посещаю аптеки и вижу чудовищно низкий уровень профессионализма. Зачастую первостольники не в состоянии ответить на простейшие вопросы по лекарственным препаратам, не говоря уже о БАД, лечебной косметике и средствах по уходу за больными. Грамотный специалист обязан владеть исчерпывающей информацией, а не предлагать посетителю самостоятельно почитать инструкцию.
— Какие пути исправления ситуации вы видите?
— Национальная фармацевтическая палата предложила вести реестр специалистов с фармацевтическим образованием. Считаю эту инициативу очень полезной и своевременной. Реестр станет важным шагом на пути к цивилизованному фармацевтическому рынку.
Мировые тренды таковы, что роль профессионализма постоянно повышается, современная конкуренция основывается на качестве, а не на демпинге. В российской фармации назрела необходимость усиления позиции профессионалов, как это происходит во многих странах. Провизор будущего — это компетентный специалист, способный оказать квалифицированную консультативную помощь, знающий тонкости действия лекарственных препаратов и парафармацевтической продукции, а также владеющий основами производственной технологии.
Источник: aif.ru