Вопросы и ответы: Оценка стоимости достижения связанных со здоровьем Целей в области устойчивого развития

02.11.2017

Что такое оценка стоимости достижения связанных со здоровьем ЦУР?

Оценка стоимости достижения связанных со здоровьем Целей в области устойчивого развития (ЦУР) — модель, при помощи которой оцениваются финансовые инвестиции, необходимые для укрепления систем здравоохранения в целях достижения связанных со здоровьем задач в рамках ЦУР к 2030 году.

Проведенная ВОЗ оценка стоимости достижения связанных со здоровьем ЦУР имеет ориентировочный характер и не содержит предписаний в отношении рекомендуемых расходов стран. Она показывает те области, в которых необходимы крупные инвестиции, и позволяет прогнозировать, насколько страны способны их обеспечить.

Каковы основные выводы по итогам оценки?

В оценке стоимости достижения связанных со здоровьем ЦУР воспроизводится два сценария: «амбициозный» сценарий, при котором страны выполняют связанные со здоровьем задачи ЦУР к 2030 г., и «прогрессивный» сценарий, при котором страны могут пройти две трети или более пути к выполнению задач.

В обоих сценариях на инвестиции в системы здравоохранения — например, прием на работу новых работников здравоохранения, строительство и ввод в действие новых клиник, больниц и лабораторий и закупки медицинского оборудования, — приходится около 75% общих расходов. Остальные расходы предназначаются на приобретение лекарственных средств, вакцин, шприцов и других товаров, используемых для профилактики и лечения конкретных болезней, и на деятельность, такую как специальная подготовка, проведение кампаний в области здравоохранения и обслуживание уязвимых сообществ выездными бригадами.

В рамках «амбициозного» сценария для выполнения связанных со здоровьем задач ЦУР потребуются новые инвестиции, возрастающие со временем с изначальных ежегодных 134 млрд. долл. США до 371 млрд. долл., или до 58 долларов на человека, в год к 2030 году.

Модель предполагает прием на работу более 23 миллионов работников здравоохранения и строительство более 415 000 новых медицинских учреждений, 91% из которых будут первичными медико-санитарными учреждениями.

С помощью инвестиций можно было бы предотвратить 97 миллионов случаев преждевременной смерти — один случай смерти каждые пять секунд на протяжении 15 лет, — включая более 50 миллионов случаев смерти новорожденных и детей, которые либо рождаются мертвыми, либо умирают в возрасте до пяти лет, и 20 миллионов случаев смерти от неинфекционных заболеваний, таких как сердечно-сосудистые заболевания, диабет и рак. Ожидаемая продолжительность жизни может увеличиться на 3,1 –8,4 года, и 67 стран могут получить дополнительно 535 миллионов лет здоровой жизни.

В рамках «прогрессивного» сценария необходимо, чтобы новые инвестиции возросли от изначальных 104 млрд. долл. США в год до 274 млрд. долл. США, или до 41 доллара на человека, в год к 2030 году. С помощью этих инвестиций можно было бы предотвратить около 71 миллиона случаев преждевременной смерти, принять на работу 14 миллионов новых работников здравоохранения и построить около 378 000 новых медицинских учреждений, 93% из которых были бы первичными медико-санитарными центрами.

Могут ли страны это себе позволить?

Большинство могут. Проведенный ВОЗ анализ показывает, что 85% этих расходов могут быть покрыты за счет внутренних ресурсов, однако 32 беднейшие страны мира будут испытывать ежегодную нехватку в размере 54 млрд. долл. США, по-прежнему нуждаясь во внешней помощи.

Инвестиции в рамках амбициозного сценария будут способствовать росту расходов на здравоохранение в качестве процентной доли валового внутреннего продукта во всех 67 странах в среднем с 5,6% до 7,5%. Прогрессивный сценарий приведет к увеличению расходов на здравоохранение в качестве процентной доли от ВВП в среднем на 6,5%. Глобальный средний уровень расходов на здравоохранение в качестве процентной доли ВВП составляет 9,9%. И хотя повышение расходов необязательно приводит к улучшению здоровья, надлежащие и своевременные инвестиции могут способствовать его улучшению.

ВОЗ рекомендует странам выбрать приемлемые для них целевые показатели расходов для осуществления качественных инвестиций в основные государственные услуги, как в секторе здравоохранения, так и в других социальных секторах, в соответствии с национальными стратегиями устойчивого развития.

Правительства могут увеличивать государственные доходы за счет расширения налогооблагаемой базы, повышения собираемости налогов, а также сокращения масштабов коррупции и практики оптимизации налогов международными компаниями. Параллельно с этим, правительствам следует также обеспечить выделение достаточной доли государственных доходов на цели здравоохранения.

Однако вопрос заключается не только в том, сколько средств тратится, но и в том, как они тратятся. При одинаковом уровне расходов ВОЗ наблюдает значительные расхождения в показателях систем здравоохранения различных стран, объясняющиеся неодинаковой эффективностью расходов.

Как составлялись эти оценки?

ВОЗ проанализировала существующие базы данных для того, чтобы оценить страновые данные о бремени болезней, охвате медицинским обслуживанием и эффективности систем здравоохранения. Страны были распределены нами по пяти категориям исходя из особенностей их систем здравоохранения и финансовых возможностей.

Мы рассмотрели способы увеличения масштабов медицинского обслуживания в четырех категориях реализации услуг здравоохранения: от мер политического и общественного характера, таких как налоги и правила, и вплоть до больничного обслуживания. Затем мы определили, какие инвестиции требуются для того, чтобы страны достигли глобальных контрольных ориентиров, отражающих целевые показатели эффективности систем здравоохранения, охват медицинскими услугами и общие результаты в отношении здоровья. Соответствующие виды деятельности и инвестиции моделируются по каждой стране и каждому году и корректируются с учетом цен данной страны. В модель закладывается увеличение инвестиций с течением времени. Большинство процедур анализа выполнялись при помощи программного средства OneHealth, которое разрабатывается под руководством ВОЗ и других учреждений системы ООН.

Что не включено в ваши оценки? Чего в них не хватает?

Для некоторых территорий имеется недостаток качественных данных и моделей прогнозирования, в частности в отношении профилактики травматизма, дорожно-транспортных происшествий, химических отравлений и гепатита, поэтому они не включались нами в анализ.

Также исключались меры, нынешний охват которыми невозможно определить и/или существует неполное согласие о том, к каким целевым уровням в данном случае необходимо стремиться (это касается, в частности, гигиены полости рта, вспомогательных технологий и обеспечения такими расходными материалами, как перчатки и лабораторные реагенты).

В анализ не включались расходы на научные исследования и разработки. Хотя технологические инновации будут играть важную роль, позволяя нам в будущем повышать эффективность оказания услуг, существует значительная неопределенность в отношении величины будущих выгод и сроков их реализации. Кроме того, хотя будущие технологии имеют шансы стать более эффективными по затратам, они могут также оказаться более дорогостоящими и потребовать дополнительных ресурсов, помимо предусмотренных нами в модели. С учетом такой неопределенности, мы не пытались учесть в модели технологические изменения, благодаря которым будут внедрены технологии, более эффективные по сравнению с имеющимися на сегодняшний день.

По всем перечисленным выше причинам данные оценки следует рассматривать как минимальные и ориентировочные. ВОЗ планирует вводить в модель дополнительные актуальные данные по мере их появления.

Почему вы включили в модель только 67 стран?

ВОЗ решила включить в модель все страны с низким уровнем доходов, 20 наиболее населенных стран с уровнем доходов ниже среднего и 20 наиболее населенных стран с уровнем доходов выше среднего. Некоторые страны были исключены из окончательного набора данных, поскольку по ним не имелось необходимых данных для прогнозирования ВВП, при этом некоторые другие страны за время проведения анализа перешли в другую категорию по уровню доходов, в результате чего число стран с низкими доходами в итоге составило 28, а число стран со средними доходами — 39.

В совокупности в этих странах проживает 95% населения стран с низким и средним уровнями доходов и 75% мирового населения. Следует отметить, что Россия не была включена в оценку, поскольку в начале нашей работы считалась страной с высоким уровнем доходов, однако с тех пор была переведена в категорию стран со средним уровнем доходов.

Страны с высоким уровнем доходов не были включены в анализ для того, чтобы сосредоточить внимание на тех странах, перед которыми стоят наибольшие трудности в расширении охвата услуг и мобилизации ресурсов для продвижения вперед в деле выполнения связанных со здоровьем задач ЦУР.

Сколько же должна моя страна расходовать на здравоохранение?

Мы не публиковали расходов в разбивке по странам, поскольку цель оценки стоимости достижения связанных со здоровьем ЦУР состоит в том, чтобы представить глобальный обзор тех типов инвестиций, которые требуются для укрепления систем здравоохранения, а не диктовать объемы расходов тем или иным странам.

Страны могут попросить ВОЗ оказать им поддержку в установлении приоритетов и оценке потребностей в ресурсах при помощи программы работы WHO-CHOICE и инструмента OneHealth, которые близко воспроизводят методы, использованные в данном исследовании.

Если страны обеспечат указанные уровни расходов, можете ли вы гарантировать, что связанные со здоровьем задачи ЦУР будут выполнены?

Нет. Выполнение связанных со здоровьем задач ЦУР не сводится только к расходованию денежных средств. Важнейшее значение имеет политическая решимость их выполнить, а также соблюдение прав человека. Желаемые изменения возможны при продуманных инвестициях в систему здравоохранения в сочетании с укреплением институтов.

 

Источник:  who.int

 

Назад