Узбекистан вошел в число топ 10 стран-реформаторов по созданию наиболее благоприятных условий для ведения бизнеса

02.11.2017

В соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах осуществляются широкомасштабные реформы, направленные на улучшение инвестиционного климата, создание благоприятной деловой среды и стимулирование ускоренного развития малого бизнеса и частного предпринимательства. 

За столь короткий период времени приняты ряд законов Республики Узбекистан, более 20 указов и 35 постановлений Президента Республики Узбекистан, направленных на улучшение бизнес-климата в стране и развитие предпринимательской деятельности. Принимаются меры по кардинальному упрощению и повышению прозрачности оформления лицензий и разрешений, оказания государственных услуг. Усилены меры правовой защиты субъектов предпринимательства, финансовой поддержки развития предпринимательской деятельности. Иначе говоря, все проводимые реформы опираются на известный принцип «если народ богат, то и государство будет богатым и сильным». 

Эффективность принятых за последний год мер по улучшению делового климата подтверждает последний выпуск международного отчета Всемирного банка «Ведение бизнеса» («Doing Business»). 

Согласно опубликованному 31 октября 2017 года докладу «Ведение бизнеса 2018: реформирование для создания рабочих мест» Узбекистан занял 74-е место среди 190 стран, улучшив свой рейтинг сразу на 13 позиций по сравнению с прошлым годом. Более того, наша страна вошла в первую десятку стран-реформаторов по созданию наиболее благоприятных условий для ведения бизнеса. При этом проводимые реформы позволили Узбекистану стать лидером среди стран Европы и Центральной Азии по улучшению деловой среды и упрощению условий ведения бизнеса. 

Масштабы и результативность принимаемых мер по созданию благоприятной деловой среды подтверждаются значительным улучшением по 6 из 10 индикаторов отчета Всемирного банка «Ведение бизнеса 2018». 

Узбекистан занял 11-е место среди стран мира по показателю "Регистрация предприятий"благодаря коренному совершенствованию порядка государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства, опередив по данному направлению такие развитые страны, как США, Япония, Франция, Германия, Италия, Испания, Дания и другие. 

Так, с 1 апреля 2017 года в нашей стране начала действовать система онлайн регистрации субъектов предпринимательства, которая занимает всего 30 минут против прежних двух рабочих дней. Важно отметить, что регистрация субъекта предпринимательства осуществляется на основе заявки, заполняемой в режиме онлайн. При этом заявителям предоставляется возможность оформлять учредительные документы по своему усмотрению на основе типовых форм через данную систему. 

О легкости открытия бизнеса говорит еще и тот факт, что только за 9 месяцев текущего года количество вновь созданных субъектов малого бизнеса по сравнению с прошлым годом выросло в 1,3 раза. 

Установление с 1 января 2016 года нового порядка подключения субъектов предпринимательства к электрическим сетям на условиях «под ключ» способствовало упрощению административных процедур, требующих непосредственного участия при этом субъектов предпринимательства. Если раньше при подключении к системе электроснабжения предпринимателям требовалось проходить 7-10 инстанций, то сегодня для этого достаточно обратиться в центры «одно окно» с одним заявлением. Все остальные шаги – от подготовки технических условий до подключения к сетям – осуществляются службами территориальных предприятий электрических сетей без участия заявителей. 

В результате по показателю "Подключение к электрическим сетям" Узбекистан поднялся на 56 позиций и занял 27-е место в рейтинге, опережая по данному индикатору такие страны, как США, Нидерланды, Новая Зеландия, Испания, Латвия, Турция, Казахстан, Канада, Израиль и другие. 

Благодаря введению с начала 2016 года нового порядка предоставления земельных участков для осуществления предпринимательской деятельности на основе конкурса значительно упрощен порядок получения разрешительных документов на всех этапах строительства – от стадии подготовки проектной документации до ввода объектов в эксплуатацию. В результате количество процедур, необходимых для получения земельных участков и разрешения на строительство, сокращено с 23 до 17, что отразилось на повышении рейтинга страны на 12 позиций по показателю "Получение разрешений на строительство". 

Вопросы упрощения налогового администрирования и снижения налоговой нагрузки на субъекты предпринимательства – в центре постоянного внимания руководства нашей страны. Так, Указом Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию налогового администрирования, повышению собираемости налогов и других обязательных платежей» от 18 июля 2017 года в качестве первого важнейшего направления реформирования налоговой системы определено широкое внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в процесс налогового администрирования, полный переход на бесконтактное электронное обслуживание налогоплательщиков, прежде всего субъектов предпринимательства. 

Завершение полного перехода на электронную форму сдачи налоговой отчетности и расширение практики дистанционной уплаты налогов позволили достигнуть значительного улучшения рейтинга страны по показателю "Налогообложение" (подняться с 138-го на 78-е место). По оценкам экспертов команды «Ведение бизнеса» уровень налоговой нагрузки на субъекты предпринимательства в Узбекистане значительно ниже, чем в США, Австралии, Германии, Швеции, Турции, Китае и России. 

По показателю "Регистрация собственности", которая также осуществляется через центры «одно окно», Узбекистан укрепил свои позиции, заняв 73-е место в мировом рейтинге. 

При этом следует особо подчеркнуть эффективность деятельности единых центров по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно». Их функционирование способствовало обеспечению прозрачности и оперативности прохождения разрешительных процедур и оформления лицензий, внедрению электронных форм взаимодействий между государственными органами, а также значительному сокращению бюрократических препон и финансовых расходов заявителей. С учетом положительного опыта в 2017 году количество государственных услуг, оказываемых исключительно через центры «одно окно», увеличено в 2 раза – с 16 до 34 видов. 

Наряду с совершенствованием системы оказания государственных услуг проводится активная работа по усилению защиты прав и законных интересов инвесторов. Усиление требований к повышению прозрачности корпоративного управления и раскрытию информации о деятельности акционерных обществах, в том числе о начисленных и выплаченных вознаграждениях в пользу членов исполнительного органа, наблюдательного совета и ревизионной комиссии общества, позволило Узбекистану подняться на 62-е место по индикатору «Защита миноритарных инвесторов». 

В итоге Узбекистан вошел в первую сотню стран по таким направлениям, как регистрация предприятия (11-е место), подключение к электрическим сетям (27), обеспечение исполнения контрактов (39), кредитование (55), защита миноритарных инвесторов (62), регистрация собственности (73) и налогообложение (78). 

Доклад «Ведение бизнеса 2018: реформирование для создания рабочих мест» является 15-м ежегодным изданием Группы Всемирного банка, который проводит оценку регулятивных норм в сфере осуществления предпринимательской деятельности. Мировой рейтинг по легкости условий для предпринимательской деятельности возглавляет Новая Зеландия. В первую пятерку также вошли Сингапур, Дания, Республика Корея и Гонконг (Китай). 

 

Источник:  uza.uz

Назад