Какие акты публиковать обязательно

24.10.2017

По закону нормативно-правовые акты должны публиковаться в официальных изданиях. Это обязательное условие их применения. Но публикуются далеко не все принятые документы. В данном обзоре попробуем разобраться, почему так происходит.

 В поисках ответа на вопрос, вынесенный в заголовок этого обзора, нужно отталкиваться от определения нормативно-правового акта. Исходя из значения данного термина нам видится следующее объяснение.  

Если акт не является нормативно-правовым, его не обязательно публиковать в официальных источниках

Одним из критериев нормативного акта является его общеобязательная сила. То есть априори, регулируя определенную сферу общественных отношений, он действует в отношении неопределенного числа лиц.

Даже когда акт нацелен на ту или иную категорию (группу) граждан или организаций, они не перечисляются поименно. Указываются статус, возраст, или пол физических либо вид экономической деятельности юридических лиц. Например, в законодательстве могут предусматриваться льготы для граждан-инвалидов или организаций текстильной промышленности и т.д.

С этой точки зрения нормативно-правового характера не имеют:

1) документы, регулирующие организационные вопросы. Например, указы и постановления Президента о назначении или смещении с должности руководителей министерств, госкомитетов и ведомств, их заместителей, хокимов и иных должностных лиц.

Сюда же можно отнести акты о создании межведомственных комиссий, материально-техническом обеспечении учреждений (передача зданий, сооружений, автотранспорта и т.д.), подготовке к торжественным мероприятиям и иным событиям и т.д.;

2) акты персонального характера. Это могут быть указы о награждении граждан за особые заслуги в определенной сфере общественно-политической жизни. Они принимаются, как правило, в преддверии государственных праздников и содержат перечень фамилий, имен и должностей награждаемых лиц.

Аналогично указы главы государства, принимаемые по вопросам гражданства (прием в гражданство Узбекистана, выход из гражданства или его утрата), не публикуются. Они касаются конкретно названных лиц и являются элементом прописанного законом механизма.

В отдельных случаях, налоговые или таможенные льготы и преференции предоставляются конкретно указанным компаниям. Иногда они публикуются, потому как составляют лишь часть акта (см. например, п. 5 ПП–3314 от 6.10.2017 г.; п. 9 ПП–3263 от 11.09.2017 г. и т.д.). Но если акт целиком состоит из «именных» льгот и организационных нюансов его, как правило, не публикуют.

Тем не менее, эти акты должны исполняться. Происходит это благодаря рассылке, когда документ спускается по «лестнице» сверху вниз и доходит до непосредственных исполнителей. Т.е. именно так все заинтересованные лица узнают о подписании акта, после чего принимают по нему соответствующие меры.

Нормативно-правовые акты должны быть опубликованы в официальных изданиях

Если документ направлен на установление, изменение или отмену правовых норм, имеющих общеобязательный характер, он публикуется в обязательном порядке. Текст документа, распространенный в СМИ или социальных сетях, не считается опубликованным. Для этого он должен выйти в одном из официальных изданий.

Не опубликованный нормативно-правовой акт не вступает в силу. Следовательно, применяться он не может. Кроме того, никого не могут осудить, подвергнуть наказанию, лишить имущества или каких-либо прав на основании закона, который официально не опубликован.

В теории все довольно просто, но на практике, к сожалению, иногда возникают определенные сложности. По тем или иным причинам некоторые документы, которые очевидно подлежат публикации, не выходят в официальных источниках.

Например, не опубликовано постановление Президента от 22.11.2016 г. № ПП-2660 «О мерах по реализации Программы по строительству и реконструкции доступных многоквартирных домов в городах на 2017–2020 годы». Среди прочего, оно предусматривает освобождение заемщиков от уплаты налога на имущество по приобретенным квартирам до погашения ипотечного кредита.

Выходит, воспользоваться данной льготой невозможно. Соответствующих поправок к Налоговому кодексу принято не было, а ссылаться на не вступивший в законную силу акт, как на основание своих требований, нельзя.

Иногда акты публикуются со значительной задержкой. К примеру, постановление Президента от 16.09.2016 г. № ПП–2595 «О Программе мер по дальнейшему развитию фармацевтической промышленности республики на 2016–2020 годы». Несмотря на то, что документ принят в середине сентября, вступил в силу он только в конце года, по всей видимости, после многочисленных обращений заинтересованных в применении льгот фармкомпаний.

Подавляющее большинство документов, изданных среди недели, объединяется, систематизируется по видам и публикуется в Собрании законодательства (официальное издание, выходит 1 раз в неделю по понедельникам). Получается, что между подписанием акта и его опубликованием все равно проходит несколько дней. В этот временной интервал, по всей видимости, указанные выше акты и «выпадали». 

С приданием Национальной базе данных законодательства статуса официального источника, оперативность обнародования нормативных документов значительно повысилась. В ней акты появляются в течение суток после поступления в Минюст (ст. 17Закона «О распространении правовой информации и обеспечения доступа к ней»). Соответственно, временной разрыв между изданием акта и вступлением его в силу, сегодня сводится к минимуму. Это дает надежду на то, что затронутых нами выше проблем в будущем не будет.

 

Источник:  norma.uz

Назад