Снижение барьеров для бизнеса и развитие частного сектора в здравоохранении

18.10.2017

В службе центральных коммуникаций состоялась пресс-конференция, посвященная вопросам по принимаемым мерам в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения для поддержки бизнеса.

В мероприятии приняли участие председатель Комитета охраны общественного здоровья МЗ РК - главный государственный санитарный врач РК Жандарбек Бекшин, директор департамента управления проектами МЗ РК  Тимур Султангазиев. 

«Перед Комитетом были поставлены задачи по снижению административных барьеров для бизнеса и коррупционных рисков в сфере санэпиднадзора, на основе их анализа, а также разработка санитарно-эпидемиологических требований к внедренным новым технологиям, ориентированных на профилактику и приведение требований к международным стандартам»,- сказал Жандарбек Бекшин.

С начала года Министерством здравоохранения отменены 29 устаревших и  дублирующих санитарных правил в сфере здравоохранения, образования и услуг.

По данным председателя Комитета охраны общественного здоровья МЗ РК Жандарбека Бекшина, ранее, на все проверяемые объекты был утвержден 1 проверочный лист с 83-мя пунктами, содержащий множество (до 11 тысяч) отсылочных требований, без учета вида деятельности (например, общепит или промышленный объект, или объект здравоохранения и т.д.). Подобное положение дел создавало у субъектов проверки ощущение безапелляционного восприятия уязвимости перед контролирующим органом, а также несло в себе определенные коррупционные риски при проведении контроля органами санэпиднадзора. Таким образом, разработаны и утверждены отдельные проверочные листы применительно к одноименным группам субъектов (объектов). В реализацию данных рекомендаций принят 41 проверочный лист по сферам деятельности.

 Необходимо отметить, что требования в проверочных листах сокращены в 6,3 раза (с 11000 до 1740) и содержат исключительно лишь требования, влияющие на безопасность процессов и услуг.

Так, по информации КООЗ, количество проверок бизнеса сокращено в 1,7 раз, что позволило вывести  из-под контроля 1500 объектов здравоохранения и более 400 лабораторий. Принимаемые меры способствуют снижению административной нагрузки на бизнес и сокращению издержек предпринимателей. Такие меры за последние два года позволили сократить число выданных разрешительных документов в 2 раза за счет переквалификации рисков по эпидзначимости. В том числе, за  2017 год (за 9 месяцев) количество разришительных документов сократилось на 15 %.

Для развития частного предпринимательства в сфере здравоохранения количество требований к объектам по изготовлению лекарственных средств сокращено в 4,6 раза, оказывающим стоматологические услуги - в 2,2 раза, оказывающим амбулаторно-поликлиническую и консультативно-диагностическую помощь и стационарную помощь - в 1,4 и 1,3 раза. Наряду с этим проведена работа по исключению дублирующих требований в других НПА.

До конца текущего года планируется пересмотреть еще 11 санитарных правил и 12 планируется утвердить в 1 полугодии 2018 года, с оптимизацией и либерализацией требований.

Стоит отметить, что внесенные поправки в санитарные правила в целом касались исключения требований санэпидзаключений для объектов незначительной эпидзначимости.

В целях экономии и снижения финансовых затрат проведена оптимизация требований в сторону их сокращения. К примеру, сокращено требование по наличию отдельного помещения для субъектов МСБ в сфере здравоохранения (санитарные комнаты, помещения для стирки и сушки белья, хранения медотходов), в том числе по уменьшению требований к земельным участкам и площадям.

В связи с внедрением новых технологий разработаны дополнительные санитарные требования к таким услугам, как гемодиализ, дерматокосметология, пластическо-эстетическая хирургия, требования также коснулись и реабилитационных центров, в том числе и организаций, оказывающих паллиативную помощь и сестринский уход. Принятие новых правил позволит не только устранить административные барьеры для развития малого бизнеса в сфере здравоохранения, но и улучшить качество оказания медицинских услуг для населения, снять административные барьеры для развития частного сектора в сфере здравоохранения и увеличить доступ бизнеса к реализации проектов ГЧП в сфере здравоохранения.

Кроме того, Комитетом продолжается разъяснительная работа о санитарно-эпидемиологическом аудите, как альтернативе проверкам по особому порядку. В случае получения заключения независимой аудиторской организации о соответствии объекта требованиям санитарных правил и гигиенических нормативов, объект освобождается от проверок госоргана, проводимых по особому порядку. Такие меры позволяют исключить неофициальные платежи инспекторам, а также получить консультации с дальнейшим сопровождением объекта от стадии проектирования до введения в эксплуатацию.

Необходимо обратить внимание на обратную связь с потребителем, так как заявления потребителей становятся главным источником оценки заведений общепита и торговых точек.  На сегодня выведены из-под контроля объекты мощностью менее 50 посадочных мест для общепита и менее 50 квадратных метров для объектов торговли. Эти мелкие объекты выведены в группу незначительной эпидемиологической значимости - кафе, тандырные, мини-кафе, бистро.  В то же время полностью из под контроля выведена мелкорозничная торговля, таким образом, упор сделан на склады оптовой торговли, поскольку вся продукция поступает туда и потом расходится по торговым объектам.

«Население должно знать, что они проверяются при обращении потребителя, внепланово» - подчеркнул Жандарбек Бекшин.

По словам главного госсанврача РК, в сфере торговли ведется камеральный контроль и закуп продукции, то есть целенаправленно будут проверяться только объекты, где выявлена некачественная продукция. За счет внедрения подобных альтернативных форм контроля по особому порядку количество проверок сократилось до 2-х раз.

Также главный госсанврач РК Жандарбек Бекшин рассказал, как в рамках проекта «Дерегулирование» совместно с Комитетом правовой статистики и специальным учетам Генеральной прокуратуры проводится работа по организации деятельности инспекторов на местах (по аналогии с МВД), которая предусматривает интеграцию с системой ЕРСОП (Единый реестр субъектов и объектов предпринимательства).

Регистрация проверки, выход и заполнение Проверочных листов в он-лайн режиме посредством персональных планшетов, позволит также обеспечить прозрачность работы инспекторов при проведении проверки и исключить также коррупционные факторы в связи с невозможностью корректировки результатов проверки, а также сократить затраты времени на регистрацию проверки и оформление его результатов в КПСиСУ.

В заключении Бекшин отметил, что процесс дерегулирования бизнеса проходит без снижения уровня безопасности и комфорта населения, с учетом соблюдения баланса интересов государства, предпринимательства и потребителей.

Источник: mz.gov.kz

Назад