О сетевых симптомах — будущим врачам

08.08.2017

Нелли Ксеневич, автор книг о том, как жить легко, красиво и радостно — «Азбука жизненных законов» и «Арифметика жизненных законов», и студенты БГМУ обсудили тему интернет-общения.

О плюсах и минусах

К интернет-общению отношусь осторожно. Плюсов, безусловно, много, и я не буду их перечислять. Но как человек практичный хочу сосредоточить внимание на моментах, способных привести к неприятностям. Во-первых, общение в интернете обезличенное: вы не знаете наверняка, с кем разговариваете. Во-вторых, появляется возможность казаться лучше, чем вы есть на самом деле. В-третьих, можно так заиграться, что виртуальное станет реальным и наоборот. Скажу больше: даже книги читать полезнее на бумаге, поскольку переворачивание страниц активизирует участки мозга, помогающие принимать креативные решения.

О зависимости

Что такое зависимость от интернет-общения, вы знаете сами. Правда, не каждый умеет ее контролировать. Держать зависимость под контролем значит время от времени отключаться от интернета и анализировать степень «ломки». Эффективных техник избавления от интернет-зависимости, скорее всего, нет. В борьбе с любого рода зависимостью важна степень энергетической наполненности. Интернет и телевизор энергию отнимают, а дают ее движение (например прогулки), расслабление (йога, сон), а также общение вживую. 

О романтике

Если вы познакомились в интернете и вам приятно это общение, но его объект не предлагает встретиться даже на втором месяце знакомства, — закрывайте такое общение: оно всегда будет виртуальным и не таким, как вам хочется. Это нормально для начала, но ненормально потом, если не возникает желание встретиться лично и прикоснуться друг к другу. Потому что любовь, к которой каждый из нас стремится, имеет конкретные проявления. Как мы узнаем, что нас любят? Есть пять способов сказать об этом. Первый — слова (в интернете слов сколько угодно), второй — помощь (тоже не редкость), третий — время (его хватает: можно сутками обмениваться сообщениями). А вот оставшиеся два способа недоступны в онлайн-среде: прикосновения и подарки (даже мелочь, но что-то именно для вас). Значит, и любовь там ненастоящая. 

Об интеллекте

Как общение в интернете влияет на интеллект? По-разному. С одной стороны, развивается мелкая моторика, участки мозга, ответственные за фантазию, а это в свою очередь способствует творчеству. Но надо четко осознавать, какая привычка служит вам, а какой служите вы. Пока интернет относится к первой категории привычек, с интеллектом и психикой все будет в порядке.

О фильтрах

Фильтровать поступающую из интернета информацию надо обязательно, и фильтры должны быть мощными. Первый из них — ответ на вопрос: так ли это? Надо собрать факты за или против. Второй фильтр — анализ информации из разных источников. Допустим, пациент вам скажет, что намерен пойти к другому врачу, что ж — пусть идет и сравнивает. В итоге ответственность за лечение ляжет на его плечи, а вы будете только участником. Ответственность за здоровье пациента — ваша и его собственная — неодинакова. Это пациент выбирает, приходить к вам или нет, доверять вам или нет, соглашаться на операцию или нет, выздоравливать или нет. Пациент, который фильтрует информацию, сравнивая разных врачей, — самый корректный и ответственный. А какой самый трудный? 

В притче о враче и воре, попавших на Божий суд, вора отправили в рай, а врача в ад. Доктор спросил — почему? Ведь он всю свою жизнь лечил людей, ничего не требуя взамен. Ему объяснили, что вор забирал у людей деньги и вещи и таким образом учил нестяжательству. Так куда же его, как не в рай? А врач? 

Он за лечение пациента получает от государства зарплату. Пациент считает, что врач обязан его лечить. И невдомек ему, что забота о здоровье — прежде всего его собственный долг. Не отблагодарив за лечение, он не осознает, что болел и выздоровел, не поймет, как это произошло, и продолжит вести прежний образ жизни, рассчитывая и впредь, что врач его вылечит, потому что обязан.

О выигрышах и проигрышах

Есть три типа жизненных школ: «проиграл — проиграл», «выиграл — проиграл», «выиграл — выиграл». Жизнь учеников первой школы полна ловушек, главная из которых — критика: стоит только позволить себе критиковать — и что ни делай сам, все будет плохо. Еще одна ловушка — ложь: что ни сделано в состоянии лжи, все плохо, за исключением творчества, что тоже в чем-то ложь, но особенная. Когда я стала «собирать» ловушки, то насчитала их больше сотни. 

В школе третьего типа («выиграл — выиграл») критики нет, зато есть анализ собственного раздражения по какому-либо поводу. Школа второго типа («выиграл — проиграл») самая многолюдная — это борьба, мол, добивайся, будь всегда первым, стань лучшим... В этой школе довольно продолжительное время учатся люди успешные — они выигрывают. Но рано или поздно в противостоянии с жизнью человек проиграет. Поэтому отказ от борьбы — главный урок этой школы. 

Для меня не существует слов «борьба» и «добивайся». Я ни с кем и ни с чем не борюсь. Борьба для меня заменена на принятие. Это не то же самое, что согласие: я не согласна ни с войнами, ни с болезнями.

Принимать — значит осознавать реальность как данность: да, я живу в мире, где воюют и болеют. Но я же могу создать в нем свой мир, в котором не убивают, не врут, не борются. Первое, что надо делать, столкнувшись с травлей в интернете или где-либо еще, самоустраниться. Есть хорошая фраза: «Я сюда, а ты куда хочешь. Я с тобой не ссорюсь, а ты как хочешь». Если вы возражаете и оправдываетесь, вас есть куда бить. И бьют, причем достаточно больно. Человек, который отказывается от борьбы, непобедим.

Источник: medvestnik.by

Назад