«О государственных закупках»

12.04.2018

Принят Законодательной палатой 25 января 2018 года

Одобрен Сенатом 29 марта 2018 года

 

Глава 1. Общие положения

 

Статья 1. Цель и сфера применения настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области государственных закупок.

Действие настоящего Закона распространяется на государственные закупки:

осуществляемые при реализации государственных программ развития, проектов, предусмотренных указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, решениями Правительства Республики Узбекистан, а также при реализации хозяйственной деятельности государственных заказчиков;

финансируемые за счет средств бюджетов бюджетной системы и других государственных целевых фондов Республики Узбекистан, иностранных грантов, предоставляемых в рамках заключенных Президентом Республики Узбекистан и Правительством Республики Узбекистан договоров со странами-донорами, международными, иностранными правительственными и неправительственными организациями, и иностранных кредитов, привлекаемых под гарантию Республики Узбекистан.

Действие настоящего Закона не распространяется на государственные закупки:

осуществляемые стратегическими субъектами государственных закупок согласно перечню, утверждаемому Президентом Республики Узбекистан, за исключением государственных закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых при реализации государственных программ развития, проектов, предусмотренных указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, решениями Правительства Республики Узбекистан;

для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной охране, обороноспособности, безопасности и поддержания внутреннего порядка в Республике Узбекистан, а также связанные с государственными секретами;

товаров (работ, услуг), необходимых для обеспечения нужд Республики Узбекистан в случаях чрезвычайных ситуаций;

если процедурами стран-доноров, соответствующих международных, иностранных правительственных и неправительственных организаций или условиями предоставления иностранных кредитов под гарантию Республики Узбекистан и иностранных грантов определен иной порядок закупки товаров (работ, услуг);

осуществляемые для подготовки и проведения выборов Президента Республики Узбекистан, в Олий Мажлис Республики Узбекистан, областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов, а также референдумов Республики Узбекистан;

связанные с назначением адвоката (представителя) для участия в судебных разбирательствах;

товаров (работ, услуг), на которые установлены фиксированные цены в соответствии с законодательством.

 

Статья 2. Законодательство о государственных закупках

Законодательство о государственных закупках состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о государственных закупках, то применяются правила международного договора.

 

Статья 3. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

государственный заказчик  – юридическое лицо, осуществляющее государственные закупки;

государственная закупка  – приобретение на платной основе государственными заказчиками товаров (работ, услуг);

субъекты государственных закупок – государственный заказчик, участник закупочных процедур, исполнитель государственных закупок, закупочная комиссия, оператор специального информационного портала и эксперт;

договор о государственных закупках – соглашение между государственным заказчиком и исполнителем государственных закупок об установлении, изменении или прекращении прав и обязанностей по государственным закупкам;

специальный информационный портал – веб-сайт и специальная электронная платформа оператора, обеспечивающие проведение государственных закупок, размещение и доступ к просмотру в электронной форме объявлений о государственных закупках, информации об итогах государственных закупок, предложениях участников закупочных процедур и иной информации, предусмотренной законодательством, а также проведение электронных государственных закупок;

оператор специального информационного портала  – специально уполномоченное юридическое лицо, оказывающее субъектам государственных закупок услуги, связанные с организацией и проведением закупочных процедур, размещением на специальном информационном портале объявлений, заявок и другой информации о государственных закупках и их итогах;

закупочная процедура – совокупность действий по государственной закупке;

эксперт – физическое лицо, обладающее специальными знаниями для выдачи заключения;

электронные государственные закупки – способы осуществления государственных закупок посредством информационно-коммуникационных технологий через программно-технический комплекс специального информационного портала, такие как электронный магазин и аукцион на понижение стартовой цены;

объявление – информационное сообщение о предстоящих государственных закупках с указанием способа осуществления, требований и условий государственных закупок, сроков и порядка представления предложений, размещаемое государственным заказчиком на специальном информационном портале.

 

Статья 4. Основные принципы государственных закупок

Основными принципами государственных закупок являются:

профессионализм государственного заказчика;

обоснованность;

рациональность, экономичность и эффективность использования финансовых средств;

открытость и прозрачность;

состязательность и объективность;

соразмерность;

единство и целостность системы государственных закупок;

недопустимость коррупции.

Основные принципы государственных закупок должны применяться на всех этапах процесса государственных закупок.

 

Статья 5. Принцип профессионализма государственного заказчика

Профессионализм государственного заказчика обеспечивается путем установления к работникам соответствующих подразделений требований о наличии профильного образования, регулярном повышении квалификации и поэтапной наработки практического опыта.

Государственный заказчик обязан определить лицо, ответственное за организацию и проведение закупочных процедур.

При наличии конфликта интересов лицо,ответственное за организацию и проведение закупочных процедур, подлежит отстранению от выполняемых функций.

 

Статья 6. Принцип обоснованности

Государственные закупки должны осуществляться с учетом целесообразности и необходимости их проведения, обоснованности выбора товара (работы, услуги), его потребительских свойств (описание), качественных параметров и стоимости для эффективного удовлетворения реальных нужд и потребностей государственного заказчика, обеспечивающих решение стоящих перед ним задач.

 

Статья 7. Принцип рациональности, экономичности и эффективности использования финансовых средств

Государственные закупки должны осуществляться рациональным и экономичным способом, позволяющим:

учитывать затраты государственного заказчика на проведение государственных закупок и стоимость товаров (работ, услуг);

эффективно использовать средства, выделенные на государственные закупки, в том числе обеспечивать оптимальное соотношение между выгодами от приобретения товаров (работ, услуг), их качеством и стоимостью (с учетом затрат эксплуатационного цикла);

проводить государственные закупки в оптимальные сроки.

 

Статья 8. Принцип открытости и прозрачности

Открытость и прозрачность государственных закупок осуществляется путем:

размещения информации о государственных закупках на специальном информационном портале с обеспечением в установленном законодательством порядке полного, своевременного, свободного и безвозмездного доступа соответствующих государственных органов, субъектов государственных закупок и общественности, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

составления и обеспечения сохранности документов и отчетов по закупочным процедурам.

 

Статья 9. Принцип состязательности и объективности

Состязательность в государственных закупках поддерживается за счет использования механизмов состязательности между участниками закупочных процедур, беспристрастности и прозрачности при рассмотрении предложений участников закупочных процедур и принятии конечного решения в пользу оптимального варианта на основании объективных и обоснованных критериев.

Объективность государственных закупок предусматривает беспристрастность рассмотрения предложений участников закупочных процедур и принятия конечного решения в пользу оптимального варианта.

Объективность государственных закупок основывается на:

обеспечении равных возможностей участникам закупочных процедур;

создании условий, обеспечивающих конкуренцию и беспристрастность в отношении субъектов государственных закупок;

открытых, гласных и состязательных механизмах рассмотрения жалоб, споров и разногласий в процессе государственных закупок и принятия соответствующих мер.

 

Статья 10. Принцип соразмерности

Соразмерность в государственных закупках обеспечивается соответствием:

способа осуществления государственных закупок риску, стоимости, характеру и сложности товаров (работ, услуг);

требований к квалификационным данным участников закупочных процедур, критериев и методов оценки предложений к товарам (работам, услугам);

прав, обязанностей и ответственности субъектов государственных закупок их функциям.

 

Статья 11. Принцип единства и целостности системы государственных закупок

Государственные закупки основываются на единстве целей, принципов и подходов, целостности и взаимосвязи всех этапов процесса государственных закупок и взаимодействии всех субъектов государственных закупок.

Единство и целостность государственных закупок обеспечивается:

единой и целостной нормативно-правовой базой, регламентирующей государственные закупки и ее единообразным применением;

наличием единой, целостной и комплексной информационной системы государственных закупок, обеспечивающей сбор, обработку и анализ всей информации о государственных закупках и предоставление доступа к ней всем заинтересованным лицам;

унификацией механизмов, процедур и способов осуществления государственных закупок;

унификацией документов по государственным закупкам;

внедрением единого национального классификатора товаров (работ, услуг);

наличием единой инфраструктуры, обеспечивающей организацию планирования и осуществления государственных закупок, заключения и исполнения договоров о государственных закупках (далее – договор), осуществления мониторинга и контроля, обжалования и рассмотрения споров и разногласий, повышения уровня профессионализма и ответственности субъектов государственных закупок.

 

Статья 12. Принцип недопустимости коррупции

Требования к организации и проведению закупочных процедур должны не допускать коррупционных правонарушений в области государственных закупок. При этом приоритетными являются меры по предупреждению коррупции.

 

Глава 2. Государственное регулирование в области государственных закупок

 

Статья 13. Основные цели государственного регулирования в области государственных закупок

Основными целями государственного регулирования в области государственных закупок являются формирование благоприятной среды для субъектов государственных закупок, а также противодействие коррупции и иным нарушениям законодательства при осуществлении государственных закупок для:

достижения государственных стратегических целей и задач;

исполнения государственных программ развития;

выполнения социальных государственных задач;

предоставления государственных услуг;

обеспечения потребностей бюджетных организаций, получателей бюджетных средств в товарах (работах, услугах).

При осуществлении государственных закупок учитываются приоритеты социально-экономической политики, включая создание высокотехнологичных и инновационных производств, сохранение благоприятной экологической обстановки.

 

Статья 14. Уполномоченный орган в области государственных закупок

Уполномоченным органом в области государственных закупок является Национальное агентство проектного управления при Президенте Республики Узбекистан (далее – уполномоченный орган).

Уполномоченный орган осуществляет государственное регулирование в области государственных закупок.

Уполномоченный орган:

осуществляет государственную политику в области государственных закупок;

принимает меры по повышению эффективности и прозрачности разработки и реализации государственных программ по развитию системы организации и проведения государственных закупок;

определяет оператора специального информационного портала и правила его деятельности в отношении организации и проведения государственных закупок;

определяет методы и критерии оценки и сравнения предложения, а также порядок выбора способа осуществления государственных закупок и их процедуру;

определяет порядок применения метода оценки экономически наиболее выгодного предложения (неценовые критерии оценки);

определяет порядок и объемы размещения, раскрытия и доступа к информации по государственным закупкам, а также дополнительные требования к объявлению в зависимости от товара (работы, услуги) и способа осуществления государственных закупок;

утверждает типовые образцы объявлений, извещения о проведении закупочных процедур, закупочной документации, предложения участника, протокола рассмотрения и оценки предложений на участие в закупочной процедуре;

определяет порядок формирования Единого реестра недобросовестных исполнителей;

определяет порядок рассмотрения споров и разногласий по вопросам исполнения договорных обязательств в государственных закупках, жалоб в Комиссии по рассмотрению жалоб в сфере государственных закупок.

Уполномоченный орган может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

 

Статья 15. Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан

Кабинет Министров Республики Узбекистан:

осуществляет меры по обеспечению рационального использования средств бюджетов бюджетной системы в области государственных закупок;

координирует подготовку предложений по совершенствованию и расширению применения видов закупочных процедур, предусматривающих широкое участие в них субъектов малого предпринимательства;

координирует и направляет совместно с уполномоченным органом работу органов государственного и хозяйственного управления в области государственных закупок, обеспечивает контроль за их деятельностью.

Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

 

Глава 3. Субъекты государственных закупок

 

Статья 16. Государственные заказчики

В целях настоящего Закона под государственными заказчиками понимаются:

1) бюджетные заказчики:

государственные органы;

бюджетные организации;

получатели бюджетных средств, направляемых на осуществление закупочных процедур;

государственные целевые фонды;

2) корпоративные заказчики:

государственные предприятия;

юридические лица с долей участия государства в их уставном фонде (уставном капитале) в размере 50 процентов и более;

юридические лица, в уставном фонде (уставном капитале) которых 50 процентов и более принадлежит юридическому лицу с долей государства 50 процентов и более.

Государственный заказчик имеет право:

самостоятельно или с привлечением специализированной организации определять стартовую цену товара (работ, услуг), за исключением случаев, установленных законодательством;

размещать объявление при проведении государственных закупок на своем официальном веб-сайте или его вышестоящего органа, а также в средствах массовой информации;

продлить сроки представления предложений, которые распространяются на всех участников закупочных процедур;

обращаться к участникам закупочных процедур с предложением о продлении срока действия их предложений на определенный период в случаях, предусмотренных законодательством;

при проведении закупочной процедуры в виде тендера по итогам второго этапа вступать в переговоры с победителем о снижении цены.

Государственный заказчик может иметь и иные права в соответствии с законодательством и заключенными им договорами.

Государственный заказчик обязан:

принимать решение о выборе вида закупочной процедуры в соответствии с настоящим Законом;

осуществлять государственные закупки в порядке, определенном законодательством;

размещать на специальном информационном портале информацию о государственных закупках в порядке и сроки, установленные законодательством;

предоставлять в соответствии с законодательством разъяснения участникам закупочных процедур по их запросам, связанным с товарами (работами, услугами) и процедурами государственных закупок;

заключать договоры с участниками закупочных процедур, признанными победителями, а также обеспечивать их исполнение;

размещать на специальном информационном портале и иных средствах массовой информации объявления о предстоящих государственных закупках только при подтверждении наличия источников и размеров финансирования.

Государственный заказчик может нести и иные обязанности в соответствии с законодательством и заключенными им договорами.

 

Статья 17. Участник закупочных процедур

Участником закупочных процедур (далее – участник) могут быть резиденты и нерезиденты Республики Узбекистан, принимающие участие в закупочной процедуре в качестве претендентов на исполнение государственных закупок в порядке, установленном законодательством.

Участник имеет право:

доступа к информации о государственных закупках в объеме, предусмотренном законодательством;

подавать запросы и получать разъяснения по процедурам, требованиям и условиям проведения конкретных государственных закупок;

участвовать при вскрытии закупочной комиссией предложений в установленном порядке;

обжаловать в установленном порядке результаты государственных закупок в случае нарушения закупочных процедур;

вносить изменения или отзывать предложения в случаях, указанных в процедурах государственных закупок в соответствии с законодательством.

Участник обязан:

соблюдать требования законодательства о государственных закупках;

предоставлять предложения и документы, соответствующие требованиям документации о государственных закупках, и нести ответственность за достоверность предоставленной информации;

в случае признания победителем заключать договор с государственным заказчиком в порядке и сроки, предусмотренные законодательством.

Участник может иметь и иные права и нести другие обязанности в соответствии с законодательством.

 

Статья 18. Исполнитель государственных закупок

Исполнителем государственных закупок (далее – исполнитель) является участник, определенный победителем по итогам закупочных процедур, с которым заключен договор.

Исполнитель имеет право:

обращаться к государственному заказчику для получения разъяснений в процессе исполнения договора с ним;

получать оплату за поставленный товар (работу, услугу);

расторгнуть договор согласно условиям договора и (или) в случаях, предусмотренных законодательством.

Исполнитель обязан:

соблюдать требования законодательства о государственных закупках;

исполнять договор в соответствии с его условиями;

представлять государственному заказчику или уполномоченному государственному органу разъяснения и информацию по его запросу в процессе исполнения договора.

Исполнитель может иметь и иные права и нести другие обязанности в соответствии с законодательством.

 

Статья 19. Закупочная комиссия

Закупочная комиссия является коллегиальным органом, уполномоченным принимать решения о выборе победителя закупочных процедур.

Основной целью работы закупочной комиссии является объективная оценка и упорядочивание предложений участников по степени соответствия заказу и выбор победителя (победителей) при конкурентных способах осуществления государственных закупок.

Закупочная комиссия является постоянно действующим органом при государственном заказчике, формируемым и расформировываемым соответствующими решениями государственного заказчика.

Закупочная комиссия состоит из нечетного числа членов, состав и число ее членов зависит от вида закупочной процедуры и может меняться с учетом особенностей приобретаемого товара (работы, услуги).

Члены закупочной комиссии должны быть объективными и лично незаинтересованными в выборе победителя закупочной процедуры.

Работой закупочной комиссии руководит председатель, который созывает и ведет заседания закупочной комиссии, объявляет голосования и принятые закупочной комиссией решения, а также подписывает протоколы заседаний закупочной комиссии. В отсутствие председателя закупочной комиссии его функции выполняет заместитель.

Оперативную деятельность закупочной комиссии организует ее ответственный секретарь.

Каждый член закупочной комиссии может голосовать «за», «против» или воздержаться от участия в голосовании. Председатель закупочной комиссии не имеет права воздержаться от участия в голосовании.

Заседания закупочной комиссии могут проходить в очной или заочной (путем опроса, без совместного присутствия) форме. Очные заседания могут проводиться в формате конференций (видеоконференции и т. п.).

Решения закупочной комиссии по государственной закупке товаров (работ, услуг) стоимостью менее пяти тысяч минимальных размеров заработной платы на дату проведения заседания по одной государственной закупке могут приниматься на заочном, а свыше пяти тысяч минимальных размеров заработной платы – только на очном заседании закупочной комиссии.

При проведении государственных закупок стоимостью свыше пяти тысяч минимальных размеров заработной платы в состав закупочной комиссии, помимо представителей государственного заказчика, включаются представители Государственного комитета Республики Узбекистан  по инвестициям, Республиканского проектного института «УзИнжиниринг» при Кабинете Министров Республики Узбекистан.

Уполномоченный орган вправе направить представителя на заседание закупочной комиссии для участия в качестве наблюдателя.

Для проведения очного заседания закупочной комиссии необходимо присутствие более половины от общего числа членов закупочной комиссии.

Решение принимается большинством голосов от общего числа членов закупочной комиссии.

В случае наличия у членов закупочной комиссии связей, носящих характер аффилированности с участниками, вопрос о которых вынесен на заседание, такой член закупочной комиссии должен заявить самоотвод, о чем делается отметка в протоколе, и не принимать участие в голосовании по данному вопросу.

В случае, если закупочной комиссии стало известно о наличии аффилированности члена данной комиссии до принятия решения по соответствующему вопросу, а он сам не заявил самоотвод, такой член исключается из голосования по данному вопросу.

В случае, если закупочной комиссии стало известно о наличии аффилированности члена данной комиссии, проголосовавшего по соответствующему вопросу после принятия решения, голос такого члена исключается из результатов голосования по данному вопросу.

Закупочная комиссия выполняет следующие функции:

согласовывает конкурсную (тендерную) документацию;

устанавливает сроки приема предложений;

устанавливает процедуры вскрытия предложений;

устанавливает критерии оценки предложений;

устанавливает порядок внесения, величину и форму обеспечения предложения;

проводит вскрытие предложений участников закупочных процедур;

проводит квалификационный отбор, если он предусмотрен условиями конкурсной (тендерной) документации;

осуществляет закупочные процедуры в соответствии с законодательством;

определяет исполнителя и резервного исполнителя конкурентных видов закупочных процедур или признает торги несостоявшимися.

Закупочная комиссия несет ответственность за соответствие процедур определения исполнителя требованиям законодательства о государственных закупках, обоснованность и беспристрастность принимаемых ею решений.

Закупочная комиссия не несет ответственности за действия, осуществляемые другими субъектами государственных закупок.

Решения, принимаемые закупочной комиссией в пределах ее компетенции, являются обязательными для всех участников.

При проведении закупочных процедур в рамках:

хозяйственной деятельности закупочная комиссия формируется из числа представителей государственного заказчика при необходимости с привлечением экспертов с правом голоса;

проектной деятельности функции закупочной комиссии выполняет создаваемая в установленном порядке группа реализации проекта, которая принимает решения о результатах проведения закупочных процедур.

 

Статья 20. Оператор специального информационного портала

Оператор специального информационного портала:

обеспечивает бесперебойное функционирование специального информационного портала, сохранность и целостность размещенной на нем информации, совмещение в установленном порядке функционирования данного портала с официальными веб-сайтами и информационными системами соответствующих органов государственного управления;

обеспечивает хранение информации в электронной форме, включая электронные документы и электронные сообщения, в соответствии с законодательством;

организует обмен информацией между органами государственного управления в специальном информационном портале;

размещает специальный информационный портал на аппаратно-технических средствах, находящихся на территории Республики Узбекистан;

осуществляет взаимодействие с уполномоченным органом, Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям, Республиканским проектным институтом «УзИнжиниринг» при Кабинете Министров Республики Узбекистан.

Оператор специального информационного портала может выполнять и иные функции в соответствии с законодательством.

Оператор специального информационного портала не вправе:

участвовать в государственных закупках в качестве участника, исполнителя, быть их аффилированным лицом;

вмешиваться в процесс осуществления государственных закупок и ценообразования, ограничивать свободу субъектов государственных закупок при выборе контрагентов и заключении договоров, а также иным образом ограничивать права субъектов государственных закупок, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

контролировать или проверять достоверность передаваемых, получаемых и хранимых электронных документов и электронных сообщений, а также их соответствие законодательству, если иное не предусмотрено законодательством или договором;

изменять содержание электронных документов и электронных сообщений, размещаемых субъектами государственных закупок.

Оператор специального информационного портала не несет ответственности за правовые последствия, связанные с содержанием передаваемых им электронных документов и электронных сообщений субъектов государственных закупок, в том числе размещаемой на специальном информационном портале информации о предстоящих государственных закупках.

 

Глава 4. Общие требования к процессу государственных закупок

 

Статья 21. Процесс государственных закупок

Процесс государственных закупок включает следующие этапы:

планирование государственных закупок;

осуществление закупочных процедур;

заключение и исполнение договора;

мониторинг государственных закупок.

 

Статья 22. Планирование государственных закупок

Планирование государственных закупок осуществляется государственным заказчиком и представляет собой систематизацию закупок, обеспечение взаимосвязи между планированием государственных закупок и планированием в бюджетном и инвестиционном процессах.

 

Статья 23. Виды осуществления закупочных процедур

Видами осуществления закупочных процедур являются:

электронный магазин;

аукцион на понижение стартовой цены;

конкурс;

тендер;

государственная закупка у единого поставщика.

Государственные закупки могут осуществляться в электронной форме.

Порядок организации и проведения закупочных процедур определяется уполномоченным органом.

 

Статья 24. Информация о государственных закупках

К информации о государственных закупках относятся:

законодательство о государственных закупках;

планы-графики государственных закупок;

объявления о государственных закупках;

формы документов;

типовые договоры, необходимые для участия в закупочных процедурах;

информация об итогах государственных закупок;

Единый реестр недобросовестных исполнителей;

решения Комиссии по рассмотрению жалоб в сфере государственных закупок;

статистическая информация по государственным закупкам.

Информация о государственных закупках публикуется на специальном информационном портале.

Сведения о государственных закупках должны быть полными, объективными и достоверными.

 

Статья 25. Правила, касающиеся критериев и процедур оценки

Критерии оценки, относящиеся к государственным закупкам товаров (работ, услуг), предусматривают:
цену;

базис поставки;

сроки поставки;

характеристики и качественные показатели;

условия платежа и гарантий;

расходы на использование, эксплуатацию и ремонт в конкретный период времени.

Условия государственной закупки, устанавливаемые государственным заказчиком, должны содержать:

все критерии оценки, установленные частью первой настоящей статьи;

относительное значение всех критериев оценки;

порядок применения критериев оценки в рамках процедуры оценки.

При оценке и определении выигравшего предложения государственный заказчик использует только те критерии и процедуры оценки, которые были указаны в закупочной документации, и применяет эти критерии и процедуры в порядке, изложенном в ней.

 

Статья 26. Правила, касающиеся оценки стоимости государственных закупок

Для оценки соответствия стоимости государственных закупок рыночным ценам государственный заказчик использует данные из открытых источников информации.

 

Статья 27. Правила, касающиеся описания государственных закупок товаров (работ, услуг) и условий договора

Описание государственной закупки товаров (работ, услуг) носит объективный, функциональный и общий характер. В нем указываются соответствующие технические, качественные и эксплуатационные характеристики государственной закупки товаров (работ, услуг).

Описание государственных закупок товаров (работ, услуг) может включать спецификации, планы, чертежи, эскизы, требования и информацию об испытаниях и методах испытаний, упаковке, маркировке или сертификации соответствия, а также условных обозначениях и терминологии.

В описание государственной закупки товаров (работ, услуг) не должны включаться требования или ссылки касательно конкретного товарного знака или наименования, патента, конструкции или модели, конкретного источника происхождения либо производителя, за исключением случаев, когда не имеется другого достаточно точного способа описания характеристик государственной закупки товаров (работ, услуг), и при условии включения примечания о возможности замены товаров (работ, услуг) эквивалентными товарами (работами, услугами) другого производителя.

Описание государственной закупки товаров (работ, услуг) должно содержать:

количество товаров;

работы (услуги), которые должны быть выполнены (предоставлены);

место, в которое должны быть поставлены товары или в котором должны быть выполнены работы, предоставлены услуги;

желательные или требуемые сроки поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг, при наличии таковых.

Документация по государственной закупке товаров (работ, услуг) должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров (работ, услуг) установленным государственным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

При необходимости государственным заказчиком устанавливаются требования к гарантийному сроку товаров (работ, услуг) и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара.

В случае определения исполнителя, поставляющего машины и оборудование, государственный заказчик устанавливает в документации по государственной закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения исполнителя, поставляющего новые машины и оборудование, государственный заказчик дополнительно устанавливает в документации о государственной закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.

Поставляемый товар должен быть новым в случае, если иное не предусмотрено описанием государственной закупки товаров.

Не допускается включение в документацию о государственной закупке товаров (работ, услуг) (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику, включая требования к его квалификации.

 

Статья 28. Язык государственных закупок

Информация о государственных закупках публикуется и распространяется на государственном языке, а также на других языках по усмотрению государственного заказчика.

 

Статья 29. Требования к участникам

Участники должны соответствовать следующим критериям:

наличие необходимых технических, финансовых, материальных, кадровых и других ресурсов для исполнения договора;

правомочность на заключение договора;

отсутствие задолженности по уплате налогов и других обязательных платежей;

отсутствие введенных в отношении них процедур банкротства;

отсутствие записи о них в Едином реестре недобросовестных исполнителей.

 

Статья 30. Государственная закупка с дополнительными требованиями к участникам

Государственный заказчик при необходимости вправе устанавливать дополнительные требования к участникам исходя из специфических свойств или особенностей товара (работы, услуги).

Дополнительные требования к участникам не должны противоречить принципам, установленным в настоящем Законе.

Дополнительные требования к участникам должны быть указаны в информации о государственной закупке в момент ее объявления.

Для участия в государственной закупке с дополнительными требованиями к участникам они проходят процедуру аккредитации.

Порядок аккредитации участников определяется уполномоченным органом.

 

Статья 31. Совместные государственные закупки

Формирование совместных государственных закупок товаров (работ, услуг) производится согласно планам государственных закупок двух и более государственных заказчиков.

Формирование совместных государственных закупок товаров (работ, услуг) должно осуществляться у государственных заказчиков, участвующих в одной государственной программе или портфеле проектов.

 

Статья 32. Обеспечение предложений

Государственный заказчик вправе устанавливать требование к закупочной процедуре о необходимости обеспечения предложений участниками в виде залога, гарантии, задатка либо другого способа, предусмотренного законодательством.

Требование к закупочной процедуре в виде необходимости обеспечения предложений участниками относится ко всем участникам и указывается в условиях государственных закупок.

В случае, когда государственный заказчик устанавливает требование к закупочной процедуре в виде необходимости обеспечения предложений участниками, до направления предложения участник вправе направить запрос о подтверждении приемлемости обеспечения. Государственный заказчик незамедлительно отвечает на такой запрос.

Государственный заказчик не требует выплаты суммы обеспечения предложения и незамедлительно возвращает документ об обеспечении или обеспечивает его возвращение после наступления одного из следующих событий:

истечение срока действия обеспечения предложения;

вступление в силу договора о государственных закупках и предоставление обеспечения исполнения этого договора, если такое обеспечение требуется в условиях государственной закупки;
отмена государственных закупок;

отзыв предложения до истечения окончательного срока направления предложений, если только в условиях государственной закупки не оговорено, что такой отзыв не допускается.

 

Статья 33. Запрет на проведение переговоров

При осуществлении закупочных процедур проведение переговоров государственного заказчика с оператором специального информационного портала и оператора специального информационного портала с участником не допускается.

 

Статья 34. Условия отстранения участника от участия в закупочных процедурах

Государственный заказчик или оператор специального информационного портала отстраняет участника от участия в закупочных процедурах, если:

участник прямо или косвенно предлагает, дает или соглашается дать любому нынешнему либо бывшему должностному лицу или работнику государственного заказчика или другого государственного органа вознаграждение в любой форме, предложение о найме на работу либо любую другую ценную вещь или услугу с целью повлиять на совершение какого-либо действия, принятие решения или применение какой-либо закупочной процедуры государственного заказчика в процессе государственных закупок;

у участника имеется несправедливое конкурентное преимущество или конфликт интересов в нарушение законодательства.

Решение государственного заказчика или оператора специального информационного портала об отстранении участника от участия в закупочных процедурах и его причины заносятся в отчет о закупочных процедурах и о них незамедлительно сообщается соответствующему участнику.

 

Статья 35. Акцепт выигравшего предложения и основания для акцепта

Государственный заказчик по итогам проведенных закупочных процедур принимает решение об акцепте выигравшего предложения в течение одного рабочего дня.

Акцепт выигравшего предложения может быть осуществлен в случае, если:

государственные закупки не были отменены;

участник, направивший выигравшее предложение, не был отстранен;

отсутствуют нарушения закупочной процедуры.

 

Статья 36. Отмена государственной закупки

Государственный заказчик имеет право отменить государственную закупку в любое время до акцепта выигравшего предложения. Государственный заказчик в случае отмены государственной закупки публикует обоснованные причины данного решения в специальном информационном портале.

Государственный заказчик не несет ответственность за отмену государственной закупки, за исключением случаев, когда отмена стала следствием незаконных действий или бездействия государственного заказчика.

 

Статья 37. Конфиденциальность

В своих отношениях с исполнителями или любым лицом работник государственного заказчика или оператора специального информационного портала не раскрывает никакую информацию, если неразглашение такой информации необходимо для защиты интересов государственной безопасности или если раскрытие такой информации будет противоречить закону, воспрепятствует обеспечению соблюдения законодательства, нанесет ущерб законным коммерческим интересам исполнителей или воспрепятствует добросовестной конкуренции, если только уполномоченный орган не примет решение о раскрытии такой информации, в случае чего соблюдаются условия такого решения.

Принимая участие в закупочной процедуре, участник соглашается с обнародованием всех указанных им сведений в предложении после окончания срока приема предложений.

 

Статья 38. Правила этического поведения

Для проведения государственных закупок государственные заказчики и оператор специального информационного портала должны принять Правила этического поведения, предусматривающие:
меры по предотвращению конфликта интересов;

процедуры проверки и требования к профессиональной подготовке.

Правила этического поведения работников государственных заказчиков, оператора специального информационного портала, членов закупочной комиссии определяют единые принципы и правила этического поведения в профессиональной и внеслужебной деятельности, требования к профессиональной подготовке.

Запрещается принятие материальных и нематериальных благ ответственными лицами государственного заказчика и оператора специального информационного портала, членами закупочной комиссии от участников и исполнителей.

Правила этического поведения подлежат опубликованию на официальных веб-сайтах государственных заказчиков или их вышестоящих органов.

 

Статья 39. Конфликт интересов

Должностные лица и иные работники государственного заказчика, оператора специального информационного портала, а также члены закупочной комиссии при осуществлении закупочных процедур не имеют права получать любую личную выгоду прямо или косвенно, которая являлась бы результатом сделки по государственным закупкам с их
участием.

Лица, указанные в части первой настоящей статьи, должны гарантировать:

отсутствие личной заинтересованности, а также заинтересованности членов их семей, при которой возникает либо может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью и правами и законными интересами других участников;

раскрытие информации о любом потенциальном, предполагаемом или существующем конфликте интересов.

Лица, указанные в части первой настоящей статьи, которым стало известно о существующем или предполагаемом конфликте интересов, обязаны сообщить об этом непосредственному руководителю с одновременным информированием уполномоченного органа. Руководитель, получивший сведения о наличии конфликта интересов, обязан своевременно принять меры по его предотвращению или урегулированию.

 

Статья 40. Ограничения в процессе государственных закупок

В процессе государственных закупок не допускается:

дискриминация участников, предоставление льгот или преференций одним участникам в ущерб другим;

конфликт интересов;

неправомерный выбор неконкурентных способов осуществления государственных закупок, оказание воздействия на субъектов государственных закупок, разглашение информации об участии участников в государственных закупках, необоснованное ограничение их числа или завышение требований к их квалификации, иные формы недопущения, ограничения или устранения конкуренции, за исключением случаев, установленных законодательством;

предварительный сговор участников с целью искажения цен или результатов отбора участников;

представление или распространение недостоверной или искаженной информации, а также необоснованное ограничение доступа к информации о государственных закупках;

дробление объема государственных закупок на части с целью уклонения от конкурентных способов осуществления государственных закупок;

подача участниками предложений по искусственно заниженным ценам с последующим отказом от подписания договора или от его исполнения надлежащим образом;

включение в состав государственной закупки товаров (работ, услуг), технологически и функционально не связанных между собой;

проявление мошенничества, фальсификации и коррупции;

проведение государственных закупок, не имеющих подтверждений о наличии источников и размеров финансирования, или на сумму, превышающую объем выделенных средств.

 

Статья 41. Реестр договоров, заключенных государственными заказчиками

Оператор специального информационного портала ведет реестр договоров, заключенных государственными заказчиками (далее – реестр договоров), посредством использования специального информационного портала.

В реестр договоров включаются следующие документы и информация:

наименование государственного заказчика;

источник финансирования;

способ определения исполнителя;

дата подведения результатов закупочной процедуры и реквизиты документа, подтверждающего основание заключения договора;

дата заключения договора;

товар (работа, услуга), цена договора и срок его исполнения, цена единицы товара (работы, услуги), наименование страны происхождения и информация о производителе товара в отношении исполненного договора;

наименование, фирменное наименование (при наличии), местонахождение (почтовый адрес – для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), местожительство (для физического лица), идентификационный номер налогоплательщика исполнителя или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика исполнителя, за исключением информации о физическом лице – поставщике культурных ценностей, в том числе музейных предметов и музейных коллекций, а также редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и предназначенных для пополнения государственных музейного, информационно-библиотечного, архивного фондов, кино-, фотофондов и аналогичных фондов;

информация об изменении договора с указанием условий договора, которые были изменены;

информация об исполнении договора, в том числе информация об оплате договора, начислении финансовых санкций (штрафов, пени) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных договором;

информация о расторжении договора с указанием причин и оснований его расторжения.

Информация, содержащаяся в реестре договоров, должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.

Порядок ведения реестра договоров устанавливается уполномоченным органом.

Договоры, информация о которых не включена в реестр договоров, не подлежат оплате.

 

Статья 42. Единый реестр недобросовестных исполнителей

Единый реестр недобросовестных исполнителей представляет собой формируемый уполномоченным органом перечень, включающий следующие сведения:

о победителях закупочных процедур, отказавшихся или уклоняющихся иным способом от заключения договора с государственным заказчиком на условиях, определенных по итогам закупочных процедур и осуществления государственных закупок;

об исполнителях, признанных в установленном порядке виновными в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательств, за исключением случаев неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств в связи с обстоятельствами непреодолимой силы;

об исполнителях, признанных по решению суда виновными в совершении преступлений, связанных с мошенничеством, фальсификацией и коррупцией.

Исполнитель, включенный в Единый реестр недобросовестных исполнителей, не может участвовать в государственных закупках в течение трех лет, по истечении которых исполнитель считается исключенным из Единого реестра недобросовестных исполнителей.

Исполнители вправе обжаловать решение о включении в Единый реестр недобросовестных исполнителей в судебном порядке.

 

Глава 5.  Электронный магазин

 

Статья 43. Понятие электронного магазина

Электронным магазином является специальная площадка на специальном информационном портале, предназначенная для осуществления государственных закупок потребительских и иных товаров (работ, услуг), к которым не предъявляются специфические требования.

В электронном магазине могут осуществляться государственные закупки:

товаров на сумму, не превышающую двухсот пятидесяти минимальных размеров заработной платы по одному договору (для бюджетных заказчиков – двадцати пяти минимальных размеров заработной платы), но не более чем на сумму двух тысяч пятисот минимальных размеров заработной платы в год для одного государственного заказчика;

работ, услуг на сумму, не превышающую двадцати пяти минимальных размеров заработной платы для одного государственного заказчика.

 

Статья 44. Порядок работы и использования электронного магазина

Электронный магазин формируется из предложений участников. Выставленное в электронном магазине предложение участника является публичной офертой, адресованной государственным заказчикам.

В своем предложении, размещенном в электронном магазине, участник указывает:

наименование предлагаемого товара;

цену продажи;

максимальную и минимальную партию товара;

марку и технические параметры товара (на основании технического паспорта или другого документа);

фотографию товара;

регион поставки товара (выполнения работы, оказания услуги);

информацию о производителе товара и стране происхождения;

информацию об условиях и сроке гарантии;

год выпуска товара;

срок годности товара;

срок выполнения работы, оказания услуги;

при необходимости – информацию о наличии лицензии, другого документа разрешительного характера или сертификата.

Государственный заказчик путем изучения в электронном магазине оферт участников выбирает необходимый ему товар (работу, услугу) и после выбора товара (работы, услуги) использует механизм запроса цен.

Специальный информационный портал в автоматическом режиме, реализуя механизм запроса цен, обеспечивает рассылку всем участникам, предлагающим в электронном магазине аналогичные товары (работы, услуги), предложения о принятии участия в закупочной процедуре.

Участники вправе подать свои предложения в течение сорока восьми часов с момента направления специальным информационным порталом предложения об участии в запросе цен.
Предложение об участии в запросе цен, направляемое в адрес участников, включает в себя ссылку на оферту участника, выбранную государственным заказчиком.

Участник, получивший предложение участвовать в закупочной процедуре, вправе сделать предложение по цене ниже цены оферты, выбранной государственным заказчиком.
Сопоставление ценовых предложений, поданных участниками, осуществляется специальным информационным порталом в автоматическом режиме.

Специальный информационный портал регистрирует совершенную сделку между государственным заказчиком и исполнителем, предложившим наименьшую цену.

Данные об участниках не являются доступными государственному заказчику или участникам до момента подведения итогов. Наименование исполнителя отображается в специальном информационном портале в момент определения победителя.

Специальный информационный портал формирует договор в соответствии с условиями, изложенными в выбранной государственным заказчиком оферте участника, и наименьшей из предложенных участниками ценой.

В случае, если ни один из зарегистрированных в специальном информационном портале участников не предложил цену, меньшую первоначального предложения, специальный информационный портал регистрирует сделку между государственным заказчиком и исполнителем.

В случае, если по итогам закупочной процедуры договор не заключен из-за отсутствия товара (работы, услуги) в элект-ронном магазине, государственный заказчик вправе произвести прямую закупку путем заключения договора с самостоятельно выбранным поставщиком. При этом действуют суммовые критерии государственных закупок, установленные статьей 43 настоящего Закона. Договор, заключенный в результате прямой закупки, подлежит размещению в специальном информационном портале не позднее трех дней с даты заключения. Ответственность за прямую закупку несет государственный заказчик.

 

Глава 6. Аукцион на понижение стартовой цены

 

Статья 45. Понятие аукциона на понижение стартовой цены

Аукционом на понижение стартовой цены (далее – аукцион) является конкурентный способ осуществления государственных закупок, при организации которого единственным критерием отбора участника является цена. При этом данная норма не отменяет требование поставки товаров, соответствующих установленным стандартам качества.

Победителем аукциона является участник, предложивший поставку товара на условиях, изложенных в объявлении, по наименьшей цене.

 

Статья 46. Критерии для проведения аукциона

Государственная закупка посредством аукциона осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий:

товар обладает стандартными свойствами;

отсутствует необходимость оценки и сопоставления технических, эксплуатационных и иных характеристик товара;

объектом государственной закупки не являются услуги, работы;

стоимость товара менее пяти тысяч минимальных размеров заработной платы по одному договору. Для бюджетных заказчиков государственные закупки в аукционе не должны превышать двух тысяч пятисот минимальных размеров заработной платы по одному договору.

 

Статья 47. Объявление о проведении аукциона

Аукцион проводится исключительно в электронной форме.

Для участия в аукционе государственный заказчик размещает объявление на специальном информационном портале.

Объявление о проведении аукциона должно быть размещено не менее чем за десять дней до его осуществления.

Объявление о проведении аукциона должно содержать следующие данные:

наименование и адрес государственного заказчика;

первый и последний день аукциона (период проведения аукциона);

стартовая цена предмета аукциона;

характеристики предмета аукциона (спецификация предмета аукциона);

разбивка предмета аукциона по лотам и размер каждого лота;

сроки и условия поставки товаров;

место (адрес) поставки товаров;

требование о наличии лицензии или документа разрешительного характера (при необходимости);

особые условия, характеризующие индивидуальные параметры товара.

Запрещается внесение в текст объявления о проведении аукциона и заявки государственного заказчика требований, не имеющих отношения к предмету аукциона и ограничивающих конкуренцию среди участников.

Размещенное на специальном информационном портале объявление о проведении аукциона автоматически преобразовывается в заявку государственного заказчика.

 

Статья 48. Порядок проведения аукциона

Аукцион проводится на специальном информационном портале путем пошагового снижения стартовой цены.

Проведение аукциона, допуск к аукциону по каждому лоту в соответствии с суммой внесенного обеспечения, определение победителей аукциона, регистрация сделки и формирование договора осуществляются специальным информационным порталом в автоматическом режиме.

В ходе проведения аукциона участники вправе подавать ценовые предложения неограниченное количество раз в течение всего срока со дня публикации объявления о проведении аукциона и до момента его окончания.

Наименование и контактные данные участников не отображаются в специальном информационном портале вплоть до момента определения победителя аукциона.

В ходе аукциона специальный информационный портал из числа поданных предложений участников автоматически выбирает предложение с наименьшей ценой, которая отображается в специальном информационном портале и становится доступной всем участникам аукциона – государственным заказчикам и исполнителям.

При наступлении времени окончания аукциона специальный информационный портал автоматически определяет предложение с наименьшей из поданных за время проведения аукциона ценой. Участник, подавший предложение с наименьшей ценой, отбирается специальным информационным порталом в качестве победителя аукциона. Наименование исполнителя отображается в специальном информационном портале, который в автоматическом режиме фиксирует совершенную сделку и формирует договор в соответствии с условиями, изложенными в заявке государственного заказчика.

Если в аукционе принял участие один участник или никто не принял участие, аукцион считается несостоявшимся и победитель не определяется, государственный заказчик продлевает аукцион на пять дней. Продление аукциона осуществляется государственным заказчиком в течение трех дней с момента окончания предыдущего аукциона. В этом случае, если по итогам закупочной процедуры аукцион признан несостоявшимся, государственный заказчик вправе не продлевать аукцион, а провести конкурс по процедуре, предусмотренной статьями 52–57 настоящего Закона, с учетом следующих особенностей:

действуют суммовые критерии государственных закупок, установленные статьей 46 настоящего Закона;

объявление о проведении конкурса размещается государственным заказчиком на специальном информационном портале не менее чем за десять дней до даты окончания срока приема предложений от участников;

для осуществления государственной закупки образуется закупочная комиссия в составе не менее пяти человек.

 

Глава 7. Конкурс

 

Статья 49. Понятие конкурса

Под конкурсом понимается вид осуществления закупочной процедуры, при которой победителем признается участник, предложивший лучшие условия исполнения договора.

Информация о государственной закупке сообщается государственным заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения на специальном информационном портале объявления о проведении конкурса и конкурсной документации.

 

Статья 50. Критерии для проведения конкурса

Государственная закупка посредством конкурса осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий:

существует возможность сформулировать подробное и точное описание товара (работы, услуги);

критерии определения победителя имеют не только денежную оценку, но количественную и качественную оценку государственной закупки товара (работы, услуги);

стоимость товара составляет от пяти тысяч минимальных размеров заработной платы до двадцати пяти тысяч минимальных размеров заработной платы по одному договору;

стоимость работ, услуг составляет от двадцати пяти минимальных размеров заработной платы до двадцати пяти тысяч минимальных размеров заработной платы по одному договору.
Для бюджетных заказчиков при государственной закупке на конкурсе:

стоимость товара должна составлять от двух тысяч пятьсот минимальных размеров заработной платы до шести тысяч минимальных размеров заработной платы по одному договору;

стоимость работ, услуг должна составлять от двадцати пяти минимальных размеров заработной платы до шести тысяч минимальных размеров заработной платы по одному договору.

В случае, если указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан в рамках инвестиционных проектов государственным заказчикам предоставляется право заключать договоры с поставщиками товаров (работ, услуг) без проведения тендера, закупочная процедура осуществляется путем проведения конкурса независимо от суммы государственной закупки.

 

Статья 51. Закупочная комиссия при проведении конкурса

Для осуществления государственной закупки посредством проведения конкурса образуется закупочная комиссия в составе не менее пяти членов.

Лучшие условия исполнения договора определяются закупочной комиссией на основании объявленных критериев оценки предложений участников конкурса.

 

Статья 52. Объявление о проведении конкурса

Объявление о проведении конкурса размещается государственным заказчиком на специальном информационном портале не менее чем за тридцать дней до даты окончания срока приема предложений от участников конкурса.

Объявление о проведении конкурса должно содержать следующую информацию:

подробное описание и цену товара (работы, услуги);

адрес места проведения конкурса;

требования, предъявляемые к участникам конкурса;

имя, должность и адрес одного или нескольких должностных лиц или других работников государственного заказчика, определенных в качестве контактных лиц для связи с участниками;

форма подачи запроса на разъяснение положений конкурсной документации;

дата и время окончания срока подачи предложений;

требования к оформлению конкурсного предложения.

Объявление о проведении конкурса может содержать и иную информацию, не противоречащую законодательству.

 

Статья 53. Конкурсная документация

Конкурсная документация размещается государственным заказчиком на специальном информационном портале одновременно с размещением объявления о проведении конкурса.

Конкурсная документация должна содержать:

информацию, указанную в объявлении о проведении конкурса;

информацию о валюте и порядке оплаты, используемых для формирования цены договора и расчетов с исполнителями;

требование, на каком языке должно быть подготовлено предложение на участие в конкурсе;

порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам конкурса разъяснений положений конкурсной документации;

описание порядка оценки альтернативных предложений по замене лота, если допускаются альтернативные варианты товара (работы, услуги);

техническое задание;

критерии оценки и порядок рассмотрения предложений участников в соответствии с настоящим Законом.

В конкурсной документации государственный заказчик может объявить, что каждый товар (работа, услуга) рассматривается как отдельная единица закупочной процедуры. В этом случае государственный заказчик может заключить договоры с несколькими участниками конкурса на поставку товаров (работ, услуг) разных объектов закупочной процедуры, при этом для каждого объекта может быть определен только один победитель. Для каждого товара (работы, услуги) победитель определяется отдельно согласно условиям закупочной процедуры.

К конкурсной документации прилагается проект договора, который является ее неотъемлемой частью.

Государственный заказчик вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи предложений на участие в конкурсе. Изменение товара (работы, услуги) не допускается. При этом срок окончания подачи предложений в этом конкурсе должен быть продлен не менее чем на десять дней с даты внесения изменений в конкурсную документацию. Одновременно с этим вносятся изменения в объявление о проведении конкурса, если была изменена информация, указанная в объявлении.

Участник конкурса вправе направить государственному заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации в форме, определенной в объявлении на проведение конкурса.

В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса государственный заказчик обязан направить в установленной форме разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к государственному заказчику не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи предложений. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее сущность.

В конкурсной документации государственный заказчик может установить, что предложения участников конкурса должны содержать предложение по всем товарам (работам, услугам) (лотам). В таком случае победителем конкурса может стать только один исполнитель, а предложение признается ненадлежащим, если не содержит информации по всем лотам конкурса.

В случаях, когда стоимость товара (работы, услуги) превышает пять тысяч минимальных размеров заработной платы, техническое задание по конкурсу подлежит согласованию с Центром комплексной экспертизы проектов и импортных контрактов при Национальном агентстве проектного управления при Президенте Республики Узбекистан.

 

Статья 54. Порядок подачи предложений участников конкурса

Предложения участников конкурса, объявленного на специальном информационном портале, предоставляются в установленном в объявлении порядке в запечатанных конвертах по указанному в объявлении о проведении конкурса адресу.

Предложение может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию и иное изображение, образец, пробу товара, являющегося объектом государственной закупки.

Участник конкурса несет ответственность за подлинность и достоверность предоставляемых информации и документов.

Участник конкурса вправе подать только одно предложение.

Прием предложений на конкурс прекращается с наступлением срока, указанного в опубликованном на специальном информационном портале объявлении.

Конкурс признается состоявшимся, если на момент окончания срока подачи предложений закупочной комиссией получено не менее двух предложений от участников конкурса, соответствующих требованиям, указанным в конкурсной документации.

Конкурс признается несостоявшимся, если в конкурсе принял участие один участник или никто не принял участие. В этом случае государственный заказчик обязан провести закупочную процедуру повторно на тех же условиях и с теми же критериями и требованиями к товару (работе, услуге). При необходимости изменения условий, критериев оценки и требований к товару (работе, услуге) закупочная комиссия принимает соответствующее решение с приведением оснований.

Участник конкурса вправе отозвать или внести изменения в поданное предложение до срока окончания подачи таких предложений.

 

Статья 55. Рассмотрение и оценка предложений участников конкурса

Срок рассмотрения и оценки предложений участников конкурса не может превышать десяти дней с момента окончания подачи предложений.

Предложение признается надлежаще оформленным, если оно соответствует требованиям настоящего Закона и конкурсной документации.

Закупочная комиссия отклоняет предложение, если подавший его участник конкурса не соответствует требованиям, установленным в настоящем Законе, либо предложение участника конкурса не соответствует требованиям конкурсной документации.

В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса, закупочная комиссия вправе отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе закупочной процедуры.

Закупочная комиссия осуществляет оценку предложений, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.

Во время, указанное в объявлении как время проведения конкурса, закупочная комиссия для проведения оценки предложений вскрывает конверты с предложениями, поданными участниками конкурса. Уполномоченный представитель участника конкурса вправе присутствовать при процедуре вскрытия конвертов.

Победителем признается участник конкурса, предложивший лучшие условия исполнения договора на основе критериев, указанных в конкурсной документации и предложении.

В случае, если конкурсной документацией предусмотрено, что каждый товар (работа, услуга) конкурса рассматривается как отдельная единица закупочной процедуры, то закупочная комиссия определяет победителя по каждому предмету конкурса.

Результаты рассмотрения и оценки предложений фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки предложений.

Протокол рассмотрения и оценки предложений должен содержать следующую информацию:

о дате и времени рассмотрения и оценки конкурсных предложений;

о составе присутствующих членов закупочной комиссии и уполномоченных представителей участников конкурса;

об участниках конкурса, предложения которых были рассмотрены;

об участниках конкурса, предложения которых были отклонены, с указанием конкретных причин их отклонения;

о принятом решении о победителе конкурса;

наименование (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (для физических лиц), местонахождение (почтовый адрес) победителя конкурса.

Протокол рассмотрения и оценки предложений подписывается всеми членами закупочной комиссии, и выписка из него опубликовывается на специальном информационном портале в течение трех рабочих дней со дня его подписания.

Любой участник конкурса после публикации протокола рассмотрения и оценки предложений вправе направить государственному заказчику запрос о предоставлении разъяснений результатов конкурса. В течение трех рабочих дней с даты поступления такого запроса государственный заказчик обязан представить участнику конкурса соответствующие разъяснения.

Государственный заказчик не вправе обсуждать поданные предложения до момента окончания их приема.

 

Статья 56. Особенности проведения конкурса вместо тендера

В случаях, предусмотренных частью третьей статьи 50 настоящего Закона, конкурс проводится с учетом следующих особенностей:

объявление о проведении конкурса размещается государственным заказчиком на специальном информационном портале не менее чем за десять дней до даты окончания срока приема предложений от участников;

для осуществления государственной закупки образуется закупочная комиссия в порядке, предусмотренном статьей 60 настоящего Закона.

 

Статья 57. Заключение договора по результатам конкурса

По результатам конкурса договор заключается на условиях, указанных в конкурсной документации и предложении, поданном участником конкурса, с которым заключается договор.

 

Глава 8.  Тендер

 

Статья 58.  Понятие тендера

Под тендером понимается способ определения исполнителя посредством конкурентной процедуры осуществления государственной закупки в два этапа, по результатам которой победителем признается участник тендера, предложивший лучшие условия исполнения договора.

Информация о государственной закупке сообщается государственным заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения на специальном информационном портале объявления о проведении тендера и тендерной документации.

Лучшие условия исполнения договора определяются закупочной комиссией на основании объявленных критериев оценки предложений участников тендера.

 

Статья 59.  Критерии для проведения тендера

Государственная закупка посредством тендера осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий:

критерии определения победителя имеют не только денежную оценку, но количественную и качественную оценку товара (работы, услуги);

стоимость товаров (работ, услуг) составляет свыше двадцати пяти тысяч минимальных размеров заработной платы по одному договору.

Для бюджетных заказчиков государственные закупки в тендере должны составлять сумму свыше шести тысяч минимальных размеров заработной платы по одному договору.

 

Статья 60. Закупочная комиссия при проведении тендера

Лучшие условия исполнения договора определяются закупочной комиссией на основании объявленных критериев оценки предложений участников тендера.

Для осуществления государственной закупки посредством проведения тендера образуется закупочная комиссия в составе не менее семи членов с обязательным включением в состав комиссии представителей Государственного комитета Республики Узбекистан по инвестициям и Республиканского проектного института «УзИнжиниринг» при Кабинете Министров Республики Узбекистан.

 

Статья 61. Объявление о проведении тендера

Объявление о проведении тендера размещается государственным заказчиком на специальном информационном портале не менее чем за тридцать и не более чем за сорок пять дней до даты окончания срока приема предложений от участников тендера.

Объявление о проведении тендера должно содержать следующую информацию:

подробное описание и цену товара (работы, услуги);

адрес места проведения тендера;

требования, предъявляемые к участникам тендера;

имя, должность и адрес одного или нескольких должностных лиц или других работников государственного заказчика, определенных в качестве контактных лиц для связи с участниками;
форма подачи запроса на разъяснение положений тендерной документации;

дата и время окончания срока подачи предложений;

требования к оформлению тендерного предложения.

Объявление о проведении тендера может содержать и иную информацию, не противоречащую законодательству.

 

Статья 62.  Тендерная документация

Тендерная документация размещается государственным заказчиком на специальном информационном портале одновременно с размещением объявления о проведении тендера.

Тендерная документация должна содержать:

информацию, указанную в объявлении о проведении тендера;

информацию о валюте и порядке оплаты, используемых для формирования цены договора и расчетов с исполнителями;

требование, на каком языке должно быть представлено предложение на участие в тендере;

информацию о технической и ценовой части предложения участника тендера, порядке их оценки;

порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам тендера разъяснений положений тендерной документации;

техническое задание;

критерии оценки и порядок рассмотрения предложений участников тендера в соответствии с настоящим Законом.

В тендерной документации государственный заказчик может объявить, что каждый товар (работа, услуга) рассматривается как отдельная единица закупочной процедуры. В этом случае государственный заказчик может заключить договоры с несколькими участниками тендера на поставку разных товаров (работ, услуг), при этом для каждого товара (работы, услуги) может быть определен только один победитель. Для каждого товара (работы, услуги) победитель определяется отдельно согласно условиям закупочной процедуры.

К тендерной документации прилагается проект договора, который является ее неотъемлемой частью.

Государственный заказчик вправе принять решение о внесении изменений в тендерную документацию не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи предложений на участие в тендере. Изменение товара (работы, услуги) не допускается. При этом срок окончания подачи предложений в этом тендере должен быть продлен не менее чем на десять дней с даты внесения изменений в тендерную документацию. Одновременно с этим вносятся изменения в объявление о проведении тендера, если была изменена информация, указанная в объявлении.

Участник тендера вправе направить государственному заказчику запрос о даче разъяснений положений тендерной документации в форме, определенной в объявлении на проведение тендера. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса государственный заказчик обязан направить в установленной форме разъяснения положений тендерной документации, если указанный запрос поступил к государственному заказчику не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи предложений. Разъяснения положений тендерной документации не должны изменять ее сущность.

В тендерной документации государственный заказчик может предусмотреть, что предложения участников тендера должны содержать предложение по всем объектам закупочной процедуры. В таком случае победителем тендера может стать только один исполнитель, а предложение признается ненадлежащим, если не содержит информации по всем товарам (работам, услугам) тендера.

Экспертиза тендерной документации осуществляется Центром комплексной экспертизы проектов и импортных контрактов при Национальном агентстве проектного управления при Президенте Республики Узбекистан.

 

Статья 63. Порядок подачи предложений участников тендера

Предложения участников тендера, объявленного на специальном информационном портале, представляются в установленном в объявлении порядке в запечатанных конвертах по указанному в объявлении о проведении тендера адресу.

Предложение может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию и иное изображение, образец, пробу товара, являющегося объектом государственной закупки.

Участник тендера несет ответственность за подлинность и достоверность предоставляемых информации и документов.

Участник тендера вправе подать только одно предложение.

Прием предложений на тендер прекращается с наступлением срока, указанного в опубликованном на специальном информационном портале объявлении.

Тендер признается состоявшимся, если на момент окончания срока подачи предложений закупочной комиссией получено не менее двух предложений от участников тендера, соответствующих требованиям, указанным в тендерной документации.

Тендер признается несостоявшимся, если в тендере принял участие один участник или никто не принял участие. В этом случае государственный заказчик обязан провести закупочную процедуру повторно на тех же условиях и с теми же критериями и требованиями к товару (работе, услуге). При необходимости изменения условий, критериев оценки и требований к товару (работе, услуге) закупочная комиссия принимает соответствующее решение с приведением оснований.

Участник тендера вправе отозвать или внести изменения в поданное предложение до срока окончания подачи таких предложений.

 

Статья 64. Рассмотрение и оценка предложений участников тендера

Срок рассмотрения и оценки предложений участников тендера не может превышать шестьдесят дней с момента окончания подачи предложений.

Предложение признается надлежаще оформленным, если оно соответствует требованиям настоящего Закона и тендерной документации.

Закупочная комиссия отклоняет предложение, если подавший его участник тендера не соответствует требованиям, установленным настоящим Законом, или предложение участника тендера не соответствует требованиям тендерной документации.

В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником тендера, закупочная комиссия вправе отстранить такого участника от участия в тендере на любом этапе закупочной процедуры.

Закупочная комиссия осуществляет оценку предложений, которые не были отклонены, для выявления победителя тендера на основе критериев, указанных в тендерной документации.

Во время, указанное в объявлении как время проведения тендера, закупочная комиссия для проведения оценки предложений вскрывает поочередно конверты с предложениями, поданными участниками тендера.

На первом этапе производится оценка технической части предложения участника тендера. Решение закупочной комиссии по оценке технической части тендерного предложения оформляется протоколом, которым определяются победители первого этапа тендера. Уполномоченный представитель участника тендера вправе присутствовать при процедуре вскрытия конвертов с предложениями.

На второй этап тендера допускаются победители первого этапа тендера.

На втором этапе тендера проводятся вскрытие и оценка ценовой части предложения. Решение закупочной комиссии по оценке ценовой части тендерного предложения оформляется протоколом, которым определяется победитель второго этапа тендера. Уполномоченный представитель участника тендера вправе присутствовать при процедуре вскрытия конвертов с предложениями.

В случае, если по результатам рассмотрения предложений закупочная комиссия отклонила все предложения или только одно предложение соответствует требованиям тендерной документации, тендер признается несостоявшимся.

Победителем признается участник тендера, предложивший лучшие условия исполнения договора на основе критериев, указанных в тендерной документации и предложении.

В случае, если тендерной документацией предусмотрено, что каждый товар (работа, услуга) тендера рассматривается как отдельная единица закупочной процедуры, то закупочная комиссия определяет победителя по каждому предмету тендера.

Результаты рассмотрения и оценки предложений фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки предложений.

Протокол рассмотрения и оценки предложений должен содержать следующую информацию:

о дате и времени рассмотрения и оценки тендерных предложений;

о составе присутствующих членов закупочной комиссии и уполномоченных представителей участников тендера;

об участниках тендера, предложения которых были рассмотрены;

об участниках тендера, предложения которых были отклонены, с указанием конкретных причин их отклонения;

о принятом решении о победителе тендера;

наименование (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (для физического лица), местонахождение (почтовый адрес) победителя тендера.

Протокол рассмотрения и оценки предложений подписывается всеми членами закупочной комиссии, и выписка из него публикуется на специальном информационном портале в течение трех рабочих дней со дня его подписания.

Любой участник тендера после публикации протокола рассмотрения и оценки предложений вправе направить государственному заказчику запрос о предоставлении разъяснений результатов тендера. В течение трех рабочих дней с даты поступления такого запроса государственный заказчик обязан представить участнику тендера соответствующие разъяснения.

Государственный заказчик не вправе обсуждать поданные предложения до момента окончания их приема.

 

Статья 65. Заключение договора по результатам тендера

По результатам тендера договор заключается на условиях, указанных в тендерной документации и предложении, поданном участником тендера, с которым заключается договор.

 

Глава 9. Государственные закупки у единого поставщика

 

Статья 66. Понятие единого поставщика

Единым поставщиком является субъект естественной монополии, субъекты, определенные отдельными указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан или постановлениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также поставщик уникальных товаров (работ, услуг), в отношении государственной закупки которых отсутствуют альтернативы на рынке.

 

Статья 67. Государственная закупка у единого поставщика

В случае необходимости приобретения товара (работы, услуги) у единого поставщика между ним и государственным заказчиком заключается прямой договор, который подлежит регистрации в специальном информационном портале.

Государственная закупка у единого поставщика осуществляется в следующих исключительных случаях:

государственная закупка технически сложных товаров (работ, услуг), не имеющих альтернативы на рынке, и которые можно приобрести только у единого поставщика;

приобретение культурных ценностей;

государственные закупки на основании указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан или постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан;

государственная закупка товаров (работ, услуг) субъекта естественной монополии;

возникновение потребности в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться только органами государственной власти и управления в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями и организациями;

государственная закупка товаров (работ, услуг) по устанавливаемым Правительством Республики Узбекистан тарифам.

Уполномоченным органом совместно с Кабинетом Министров Республики Узбекистан могут быть установлены и иные случаи государственных закупок у единого поставщика.

 

Статья 68. Реестр единых поставщиков

Реестр единых поставщиков является информационным ресурсом, который ведется оператором специального информационного портала по согласованию с уполномоченным органом.

Реестр единых поставщиков содержит перечень товаров (работ, услуг), разрешенных для государственной закупки у единого поставщика, и перечень единых поставщиков.

 

Глава 10. Мониторинг и контроль закупочных процедур

 

Статья 69. Мониторинг и контроль в сфере государственных закупок

Мониторинг в сфере государственных закупок представляет собой систему наблюдения за соблюдением законодательства о государственных закупках, реализацией установленных настоящим

Законом целей, принципов и ограничений государственных закупок, осуществляемого на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об их проведении.

Контроль в сфере государственных закупок представляет собой систему мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушения требований законодательства в данной сфере.

Основной формой контроля государственных органов за соблюдением законодательства о государственных закупках являются проверки, осуществляемые путем сопоставления и анализа статистической и иной информации в порядке, установленном законодательством.

Мониторинг и контроль в сфере государственных закупок осуществляются соответствующими уполномоченными государственными органами.

В ходе организации и проведения государственных закупок не допускается проведение проверок и истребование форм отчетности, не предусмотренных законодательством.

 

Статья 70. Государственный контроль закупочных процедур

Государственный контроль за правильным применением настоящего Закона и иных нормативно-правовых актов в сфере государственных закупок в пределах своих полномочий осуществляют:

Счетная палата Республики Узбекистан;

Генеральная прокуратура Республики Узбекистан;

Национальное агентство проектного управления при Президенте Республики Узбекистан;

Министерство финансов Республики Узбекистан.

Государственный контроль за правильным применением настоящего Закона и иных нормативно-правовых актов в сфере государственных закупок в пределах своих полномочий осуществляют и другие уполномоченные государственные органы в соответствии с законодательством.

 

Статья 71. Общественный контроль закупочных процедур

Общественный контроль закупочных процедур осуществляется в целях содействия развитию и совершенствованию государственных закупок, предупреждения и выявления нарушений требований законодательства о государственных закупках и информирования государственных заказчиков, уполномоченных государственных органов о выявленных нарушениях.

Общественный контроль закупочных процедур осуществляется посредством реализации принципов открытости и прозрачности.

Граждане Республики Узбекистан, органы самоуправления граждан, а также негосударственные некоммерческие организации и средства массовой информации, зарегистрированные в установленном законодательством порядке, вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства о государственных закупках.

Граждане Республики Узбекистан, органы самоуправления граждан, а также негосударственные некоммерческие организации и средства массовой информации, зарегистрированные в установленном законодательством порядке, осуществляющие общественный контроль, вправе:

подготавливать предложения по совершенствованию законодательства о государственных закупках;

направлять государственным заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупочных процедур и о ходе исполнения договоров;

осуществлять независимый мониторинг закупочных процедур и оценку эффективности государственных закупок, в том числе оценку их соответствия требованиям настоящего Закона;

обращаться в государственные органы с инициативой о проведении проверочных мероприятий;

обращаться в правоохранительные органы в случаях выявления нарушений в действиях (бездействии) государственного заказчика, уполномоченного органа, закупочных комиссий и их членов;
обращаться в суд в соответствии с законодательством.

Граждане Республики Узбекистан, органы самоуправления граждан, а также негосударственные некоммерческие организации и средства массовой информации, зарегистрированные в установленном законодательством порядке, осуществляющие общественный контроль, могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.

 

Статья 72. Анализ эффективности и результативности государственных закупок по проектной деятельности

Анализ эффективности и результативности проведенных государственных закупок по проектной деятельности проводится уполномоченным органом.

С результатами проведенного анализа под роспись ознакамливается руководитель государственного заказчика или назначенный им представитель по проектному управлению.

Постпроектный мониторинг эффективности и результативности государственных закупок осуществляется уполномоченным органом в течение трех лет после завершения государственной закупки по проекту.

 

Глава 11. Рассмотрение жалоб

 

Статья 73. Комиссия по рассмотрению жалоб в сфере государственных закупок

В целях справедливого, оперативного и эффективного рассмотрения жалоб оператором специального информационного портала создается постоянно действующая Комиссия по рассмотрению жалоб в сфере государственных закупок, состав которой утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан по согласованию с уполномоченным органом.

Каждый участник, а также лица, осуществляющие контроль, имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в Комиссию по рассмотрению жалоб в сфере государственных закупок действия (бездействие) государственного заказчика, уполномоченного органа, закупочной комиссии, ее членов, оператора специального информационного портала, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника.

 

Статья 74. Порядок подачи и рассмотрения жалоб

Комиссия по рассмотрению жалоб в сфере государственных закупок при получении жалобы уведомляет в течение трех рабочих дней со дня поступления жалобы о ней государственного заказчика и приостанавливает закупочную процедуру на общий срок до десяти дней.

Комиссия по рассмотрению жалоб в сфере государственных закупок рассматривает жалобу с участием государственного заказчика и участника. Комиссия по рассмотрению жалоб в сфере государственных закупок должна в течение семи рабочих дней после получения жалобы вынести решение и разместить информацию на специальном информационном портале.

Принятое решение не должно содержать информацию, разглашение которой приведет к нарушению коммерческого интереса участника (исполнителя) или угрожает добросовестной конкуренции, кроме случаев, когда Комиссия по рассмотрению жалоб в сфере государственных закупок вынесла решение о публикации данной информации.

В случае признания жалобы участника обоснованной Комиссия по рассмотрению жалоб в сфере государственных закупок принимает следующие меры:

устанавливает запрет на незаконные действия, решения или исполнение незаконных процедур государственным заказчиком;

частично или полностью отменяет незаконные решения государственного заказчика, в том числе если они нарушают условия документации о государственных закупках;

выносит решение о завершении закупочных процедур;

включает исполнителя в Единый реестр недобросовестных исполнителей.

Комиссия по рассмотрению жалоб в сфере государственных закупок может рассматривать жалобы после заключения договора для проверки его соответствия требованиям законодательства о государственных закупках. В этом случае Комиссия по рассмотрению жалоб в сфере государственных закупок приостанавливает исполнение договора на срок до семи рабочих дней.

Решения Комиссии по рассмотрению жалоб в сфере государственных закупок являются обязательными для исполнения всеми субъектами государственных закупок.
Исполнитель может обжаловать решение Комиссии по рассмотрению жалоб в сфере государственных закупок в судебном порядке.

 

Глава 12. Заключительные положения

 

Статья 75. Разрешение споров

Споры, возникающие в сфере государственных закупок, разрешаются в порядке, установленном законодательством.

 

Статья 76. Ответственность за нарушение законодательства о государственных закупках

Лица, виновные в нарушении законодательства о государственных закупках, несут ответственность в установленном порядке.

 

Статья 77. Обеспечение исполнения, доведения, разъяснения сути и значения настоящего Закона

Национальному агентству проектного управления при Президенте Республики Узбекистан, Министерству юстиции Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.

 

Статья 78. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

 

Статья 79. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Президент Республики Узбекистан                                                                            Ш. МИРЗИЁЕВ

 

город Ташкент,

9 апреля 2018 года

№ ЗРУ–472

 

Назад