Контакты:
Адрес: ул. Дж. Абидовой 223
Телефон: +99871 260-28-80
КОНЦЕПЦИЯ КОМПЛЕКСА ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ «СОҒЛИКНИ САҚЛАШ» ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (КИС «СОҒЛИКНИ САҚЛАШ» НИИСЗ МЗ РУЗ)
«Предисловие»
СОДЕРЖАНИЕ
«ПРЕДИСЛОВИЕ»
ВВЕДЕНИЕ
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ
2. «ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КОНЦЕПЦИИ»
3. АНАЛИЗ ПЕРЕДОВОГО МИРОВОГО ОПЫТА ПО РАССМАТ-РИВАЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ
4. ОБЗОР И АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕГО СОСТОЯНИЯ ДЕЛ
4.1. Основная информация
4.2. Показатели здоровья в Узбекистане
5. КЛЮЧЕВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ КОМПЛЕКСА ИНФОРМАЦИОН-НЫХ СИСТЕМ «СОҒЛИКНИ САҚЛАШ» НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ (ПУТЕЙ) ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПО РАССМАТРИВАЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ
6.1. КИС «Соғликни сақлаш» НИИСЗ МЗ РУз
6.2. Организационное управление здравоохранением
6.3. Ключевые факторы успеха
6.3.1. Открытые стандарты и рекомендации
6.3.2.Процесс управления КИС «Соғликни сақлаш» НИИСЗ МЗ РУз
6.3.3.Основные части КИС «Соғликни сақлаш» НИИСЗ МЗ РУз
6.3.4.Внешние приложения и системы по предоставлению медицинского обслуживания
6.3.5.Описание архитектуры КИС «Соғликни сақлаш» НИИСЗ МЗ РУз.
6.3.6.Безопасность
7. ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ
8.ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ПРЕДЛАГАЕМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
Введение
Информационные технологии становятся неотъемлемой чертой современной реальности. Медицинская информатика в мире бурно развивается. По мнению ведущих европейских специалистов, среди новых разработок, которые будут внедрены в ближайшие годы, ведущее место занимает проблема применения автоматизированных информационных систем в лечебно-профилактических учреждениях. Ещё в конце ХХ века было признано, что лишь «применение полимеразной цепной реакции при генетических заболеваниях и в микробиологии, по своей актуальности сопоставимо с данной проблемой» (Гудер В., Бюттнер Й., 1998).
Растущая зависимость развитых стран от источников информации привела на рубеже 80-х годов прошлого столетия к формированию нового понятия - «национальный информационный ресурс», являющегося одним из основных показателей технологического преимущества стран-владельцев этими ресурсами от стран их не имеющих. Не даром будущее постиндустриальное общество XXI века видится как информационное общество именно потому, что, в нём информационный ресурс стал обладать более высоким приоритетом по сравнению с другими ресурсами.
Движущей силой развития общества стало производство информационных и интеллектуальных, а не материальных продуктов, которые в свою очередь стали более информационно ёмкими. Большинство работающих людей в современном мире сопричастно со сбором, производством, накоплением, хранением, обработкой, распространением, реализацией и потреблением информации и, в первую очередь, ее высшей формы - знаний. А получение новых знаний и внедрение их в науку и практику является залогом дальнейшего ускорения научно-технического прогресса и развития общества в целом.
Материально-технической и технологической базой информационного общества становятся различного рода автоматизированные информационные технологии и системы. Каждый человек получит доступ к надежным источникам информации в любое время и в любом месте.
Таким образом, в условиях существенного повышения значимости информации, являющейся источником новых знаний и основой для принятия решений, информационный ресурс превращается в основной стратегический ресурс XXI века.
Информационный ресурс представляет собой совокупность знаний, получаемых и накапливаемых в процессе развития науки, практической деятельности людей и функционирования различных устройств, которые фиксируются на физических носителях информации (магнитных, бумажных и др.), обеспечивающих их передачу во времени и в пространстве потребителям для решения управленческих, производственных и научных задач.
Информационный ресурс является интеллектуальным ресурсом, т.е. результатом коллективного творчества, и возникает в результате не просто умственного труда, а его творческой части. В то же время он выступает как движущая сила общества только в соединении с другими ресурсами, а сам по себе имеет лишь потенциальное значение.
За последние десятилетия наблюдается резкое увеличение количества информации (информационных источников) во всех областях общественной жизни. Сбор и накопление научно-технической информации, в том числе и медицинской, происходит почти в геометрической прогрессии. Если в начале XX столетия объем научно-технической информации удваивался примерно за 40 лет, то в конце столетия - за 5 лет. В настоящее время объем медицинских публикаций превышает 2 млн. статей в год и наблюдается тенденция к увеличению публикаций. Такую ситуацию, когда появилось противоречие между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и интенсивным получением новых знаний, определили как «информационный взрыв (кризис)».
В условиях информационного взрыва работа врачей-специалистов, провизоров и организаторов здравоохранения немыслима без широкого использования современных информационных технологий (ИТ).
Однако в настоящее время налицо объективное противоречие между информационными потребностями в поддержке принимаемых различными специалистами здравоохранения решений и существующим уровнем их компьютерной грамотности и информационной культуры. Это является одним из сдерживающих факторов на пути использования современных ИТ для оптимизации и повышения эффективности как непосредственно лечебно-диагностического процесса и образования, так и процесса управления ресурсами здравоохранения в целом. По сути дела в здравоохранении возможности современных ИТ в повседневной деятельности специалистов используются предельно ограничено.
Цель концепции - совершенствование и развитие потенциала информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов здравоохранения Узбекистана и приведение его в соответствие со стратегией развития отрасли, характером решаемых задач и требованиями действующего законодательства. Одной из основных целей создания Комплекса информационных систем «Соғликни сақлаш» является обеспечение эффективной информационной поддержки органов и организаций системы здравоохранения Узбекистана, а также его граждан в рамках процессов управления медицинской помощью и ее непосредственного оказания для предоставления интерактивных услуг в сфере здравоохранения и дальнейшего развития Национальной интегрированной информационной системы здравоохранения Министерства здравоохранения Республики Узбекистан.
Одной из приоритетных задач нашего государства является информатизация общества и всех сфер его жизнедеятельности, включая и здравоохранение, с использованием информационно-коммуникационных технологий.
В целях обеспечения решения указанных задач в республике формируется и постоянно совершенствуется необходимая нормативно-правовая база, ключевыми документами которой являются:
Основной задачей Концепции является определение необходимых организационных, экономических, технических и нормотворческих мероприятий, направленных на создание КИС «Соғликни сақлаш» НИИСЗ МЗ РУз.
Настоящая концепция разработана Республиканским центром развития электронного здравоохранения «Uzmedinfo» Министерства здравоохранения и определяет цель, принципы, общую архитектуру, основные этапы создания Комплекса информационных систем «Соғликни сақлаш», механизм управления и ресурсного обеспечения создания и сопровождения Комплекса, а также ожидаемый социально-экономический эффект.
3. Анализ передового мирового опыта по рассматриваемой проблеме;
К настоящему времени в мировой практике накоплен значительный опыт использования информационно-коммуникационных технологий в здравоохранении. Многие страны приступили к реализации программ по созданию единого информационного пространства в сферах здравоохранения и социального развития.
Например, в Великобритании реализуется программа NHS Connecting for Health с общим объемом инвестиций до 2014 года порядка 25 млрд. долл. при численности населения примерно 60,5 млн. человек. Аналогичные программы выполняются во всех странах Организации экономического сотрудничества и развития (30 стран).
В Европе, помимо национальных программ, реализуется единая программа Европейского Союза e-health. Первоочередные задачи:
Объем инвестиций Евросоюза в рамках общеевропейской программы e-health (без учета аналогичных национальных программ) уже составил около 317 миллионов евро.
Драйверами рынка медицинских информационных систем и технологий во всем мире считаются проекты внедрения электронных медицинских карт, а также систем поддержки принятия врачебных решений, способных повысить эффективность диагностических и терапевтических процедур.
Сегодня в странах ЕС и США вопросы создания полноценных клинических информационных систем, работающих в комплексе с лабораторными и радиологическими информационными системами, уже не являются столь актуальными. Наиболее обсуждаемыми тенденциями в настоящий момент являются: использование облачных технологий и возможностей web-сервисов, дистанционное взаимодействие врача и пациента(TeleHealth) посредством самых разнообразных технических и программных средств: социальные сети, КПК, интернет-планшеты и т.п. (в целом это рассматривается как мобильное здравоохранение - mHealth), но при этом ключевой тенденцией в области медицинских информационных технологий — интеграция в здравоохранении (Connected Health).
В Европейском Союзе и США доля населения, использующего Интернет для получения медицинской информации, составляет около 80%. Доля врачей общей практики, использующих электронные медицинские записи в ЕС - 25%, в США - 17%.
Одно из самых лучших в мире решение перехода на технологии электронных медицинских карт реализовано в Дании. Создан национальный портал по вопросам здравоохранения National Health portal - Sundhed.dk. Сейчас все медицинские учреждения в стране компьютеризированы. В настоящее время 95% врачей общей практики имеют доступ к электронной карте пациента.
70% населения и 92% врачей общей практики активно работают в Интернете, ежемесячно более 2,5 млн. сообщений пересылаются по электронным каналам связи, включая 84% направлений пациентов из стационаров в поликлиники, 97% лабораторных анализов и 81% рецептов (более миллиона в месяц).
Одной из самых прогрессивных в Европе является система здравоохранения Эстонии. Здесь создали Центральную базу данных здоровья, которая взаимодействует с различными мобильными приложениями и собирает информацию практически о каждом жителе страны на основе персональных ID. База охватывает всю страну и регистрирует «истории болезни от рождения до смерти». В нее может быть добровольно добавлена информация с мобильных приложений, таких как, например, пульсометр, шагомер и пр.
ID-карта эстонца предоставляет конфиденциальный доступ ко всей медицинской информации о пациенте через порталы страны eesti.ee или digilugu.ee. Вся электронная медицина для эстонских граждан объединена в систему e-tervis — это сразу 4 услуги: электронная история здоровья, электронная регистратура клиник, база снимков рентген и электронный рецепт. Цифровые электронные рецепты легко устраняют необходимость в бумажных рецептах и обслуживаются всеми аптеками страны.
В США объем рынка электронных медицинских карт в 2010 году составил 15,7 млрд. долларов. Рост рынка электронных медицинских карт за 2009 год составил 10%, за 2010 год - 13,6%. Темпы ежегодного роста этого рынка в 2011-2012 годах оцениваются в 18%.
Перспективы роста рынка в данном сегменте в первую очередь связываются с действиями правительственных органов США, которые выделяют субсидии медицинским организациям, переходящим на электронные медицинские карты и другие медицинские информационные технологии.
Благодаря таким мерам в ближайшие четыре года 50% врачей должны будут использовать системы электронных карт, в настоящее время такими системами пользуются менее 10% врачей.
Представляется интересным исследование американских ученых по изучению влияния технологий электронных медицинских карт на работу отделений скорой медицинской помощи. Согласно исследованию, в больницах, где полностью внедрены технологии электронных медицинских карт, время пребывания пациентов в отделениях скорой помощи уменьшается на 23%, а время последующего лечения сокращается на 13%. Если же пациент не госпитализируется, то время его пребывания в отделении скорой помощи благодаря технологиям электронных медицинских карт, уменьшается на 21%.
Также было установлено, что в больницах, где такие технологии используются лишь частично, время пребывания пациентов в отделениях скорой помощи, наоборот, увеличивается - в среднем на 47%. Таким образом, частичное применение электронных медицинских карт не является эффективным.
Накопленный опыт таких стран, как Германия и Южная Корея отражены на рис. 1 и рис. 2
Рис. 1 Опыт Германии
Рис. 2 Опыт Кореи
Данный опыт Кореи и Германии позволил создать и получить высокие результаты целому комплексу внедрённых информационных систем (Таблица 1.)
Таблица 1.Информационные системы Федеративной Республики Германия и Республики Кореи
|
Информационные системы |
Описание |
Участники |
Функции | |
Информационные системы Федеративной Республики Германия | |||||
|
ИС «Поддержка деятельности ЛПУ и обмена между ними» |
интегрированная система взаимодействия медицинских учреждений |
все медучреждения, имеющие доступ к ядру электронного здравоохранения |
электронная медкарта, взаимодействие со страховыми компаниями, бухгалтерский и налоговый учет | |
|
ИС «Поддержка медучреждений и фонда страхования» |
контролирует управленческие процессы |
все медучреждения, имеющие доступ к ядру электронного здравоохранения, население |
паспорт мед. организации, регистр персонала, принятие диагноза, учет мед. помощи, мониторинг программ | |
|
ИС «Информационно-справочная» |
оказывает информационно-справочные услуги |
все медучреждения, имеющие доступ к ядру электронного здравоохранения, население |
запись на прием, библиотека и справочники, ведение всех видов расписаний | |
|
ИС «Централизованные общесистемные компоненты и защита данных»
|
хранилища данных, сбор и обработка информации, обеспечение информационной безопасности |
все медучреждения, имеющие доступ к ядру электронного здравоохранения |
каталог пользователей системы, выдача ЭЦП, управление эксплуатацией | |
|
|
|
|
|
|
Информационные системы Республики Кореи | ||||
|
ИС «Интегрированной системы учреждений» (Ввод в действие – 2007 г.)
|
стандартизированная система, предоставляющая услуги для более чем 3500 мед. учреждений |
все медицинские учреждения |
сохранение истории обследований, диагноза, рецепта, управление мед. учреждением, контроль качества |
|
ИС «Страхования в Корее» (Ввод в действие – 2008 г.) |
контролирует медицинские услуги, исковые заявления |
Мин-во здравоохранения, медицинские учреждения, население |
предоставление мед. услуг, подача исковых заявлений, возмещение ущерба |
|
ИС «Анализа использования лекарств» (Ввод в действие – 2010 г.) |
проверка использования лекарственных средств в режиме онлайн |
больницы, аптеки, Агентство контроля и аудита медицинского страхования |
выдача рецептов больным, передача данных по лекарственным средствам и их проверка |
|
ИС «Распределения лекарств» (Ввод в действие – 2010 г.)
|
контролирует все цепи поставки лекарственных средств
|
правительство, фармацевтические компании, поставщики мед. услуг, дистрибьюторы, население |
предоставление данных по производству, поставкам и закупкам лекарственных средств |
Согласно экспертным оценкам, полномасштабное внедрение информационных технологий в медицину США может привести к экономии до 77 миллиардов долл. Аналогичные исследования в Германии дают оценку экономии расходов при переходе на электронное здравоохранение в размере до 30% от имеющихся затрат. В частности, внедрение технологии электронного рецепта обеспечивает:
Телемедицинские консультации, устройства оперативного наблюдения за состоянием здоровья больного, моментальная запись на прием и онлайн передача всех необходимых данных о пациенте специалисту, автоматизированный подбор необходимых для лечения препаратов – все эти решения уже получили практическое применение в мировой медицинской практике.
С каждым годом набирает популярность «мобильная медицина» (м-медицина). Это, прежде всего, медицинские приложения для удаленного наблюдения за здоровьем пациента, сбора данных, распространения информации и мобильной телемедицины. В Европе и США частные клиники и государственные органы активно осваивают мобильные технологии (текстовые сообщения и приложения) с целью решения задач профилактики и лечения неинфекционных заболеваний (НИЗ). Непрерывно создаются новые приложения, востребованные среди людей, имеющих какое-либо заболевание. Например, в Университете Калифорнии разработали дополнение к смартфону, которое выявляет аллергены в пище. Окончательный анализ на концентрацию аллергенов производится с помощью платформы iTube, поддерживаемой камерой телефона и приложением.
Лидирующие позиции в технологиях мобильной медицины занимают развивающиеся страны. Во многих из них в удаленных районах недоступны услуги здравоохранения. И здесь на помощь как раз приходят мобильные приложения, установленные на сотовых телефонах. Один из известных проектов - Masiluleke в ЮАР, который с помощью текстовых сообщений помог увеличить почти в три раза число обратившихся за помощью больных СПИДом. Результатом инноваций в Бразилии стало создание виртуального домашнего питомца, который напоминает своему хозяину о времени принятия лекарств и контролирует его общее состояние здоровья, передает хозяину информацию от доктора в режиме реального времени. Если же пациент не реагирует своевременно на сообщения питомца, то об этом тут же сообщается в скорую помощь или опекунам.
Многие страны уже поняли, что активное внедрение IT-технологий в здравоохранении приводит к экономии времени на получение и оказание медицинских услуг.
Внедрение современных медицинских информационных систем порождает ряд проблем, связанных с нормативным правовым регулированием ИКТ в здравоохранении, с вопросами разработки и внедрения таких технологий, а также с кадровым обеспечением.
По мнению экспертов отрасли здравоохранения, опрошенных CNews Analytics в 2010 г., развитие правовой базы в сфере информатизации здравоохранения должно осуществляться по следующим направлениям.
1. Установить специальное законодательное регулирование порядка ведения, хранения и обмена медицинскими данными, представленными в электронном виде. Закрепить статус электронных документов в системе здравоохранения, а также порядок проведения телемедицинских технологий.
2. Совершенствование процедуры закупок информационной продукции (программного обеспечения, баз данных, оборудования) для государственных нужд в части обеспечения защиты интеллектуальной собственности, предотвращения коррупционных проявлений. Следует предусмотреть обязательную независимую и профессиональную экспертизу информационных проектов, выдвигаемых на конкурсные торги.
3. Совершенствование механизма создания системы информационной безопасности при использовании электронных медицинских документов, защиты информации и персональных данных от несанкционированного доступа, соблюдения их конфиденциальности.
4. Разработать систему стимулов для применения медицинскими работниками современных компьютерных технологий.
5. Организация последипломного образования и повышения квалификации медицинских работников в сфере использования ИКТ, а также подготовки достаточного количества специалистов для разработки и внедрения информационных систем и технологий в здравоохранении.
3.1. Опыт стран СНГ
Фактически идентичными оказались предпосылки создания отраслевых национальных информационных систем в странах СНГ. Назревшие проблемы свидетельствовали о необходимости коренного изменения подхода к информатизации здравоохранения в указанных странах, усиления координирующей роли государства и создания единого информационного пространства в сфере здравоохранения.
Таблица 2. Развитие Национальных Единых информационных систем в сфере здравоохранения в отдельных странах СНГ
№ |
Страна |
Решение о создании |
Достижения |
|
|
|
|
|
Российская Федерация |
"Концепция создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения" была утверждена 28.04.2011г., на реализацию которой в 2011-2012 гг. предполагалось направить 29 млрд. руб.
|
Заметно возросло число лечебно-профилактических учреждений, где внедрена "Электронная регистратура" – в 2011 г. их уже 82% против 67% годом ранее. Во второй половине 2011 г. были запущены программы по созданию региональных фрагментов единой государственной информационной системы здравоохранения, первый из которых начат в Тюмени (ИРИС-Интегрированная региональная информационная система здравоохранения Тюменской области). Одним из основных этапов единой региональной системы стало формирование единого реестра застрахованного населения Тюмени в системе обязательного медицинского страхования. Модуль ИРИС «Автоматизированная система сбора и обработки отчетности» позволяет принять и обработать в среднем 102 тыс. показателей ежедневно, сократить объем документов, оформляемых врачом вручную, и количество ошибок при выписке рецептов и отпуске лекарств. Каждый выписанный с помощью этой программы рецепт снабжен машиночитаемым штрих кодом, в котором закодированы данные врача, фамилия пациента и его диагноз, дата выписки рецепта, наименование препарата. Аптечные учреждения, сканируя штрих код, считывают необходимую информацию. |
|
Беларусь |
Государственная программа информатизации "Электронная Беларусь".
|
Работает значительное количество автоматизированных рабочих мест (АРМ), таких как диагностические АРМ "Врача УЗИ", АРМ "Врача рентгенолога", АРМ "Врача эндоскописта", АРМ "Томография", АРМ "Врач общей практики" и многие другие. В отрасли внедрены информационно-аналитическая система здравоохранения (ИАС "Здравоохранение"), АИС "Медоборудование", АИС "Молодой специалист", АИС "Регистр тарифов на платные медуслуги" и др. Медицинские регистры: Белорусский национальный канцер-регистр, Государственный регистр лиц, пострадавших от воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, Республиканский регистр "Сахарный диабет". |
|
Казахстан |
Принята к реализации Концепции развития электронного здравоохранения РК на 2013-2020 годы, которая была разработана с учетом ключевых приоритетов отрасли, отраженных в Стратегии «Казахстан-2050» и в государственной программе «Информационный Казахстан-2020». |
Центральным элементом электронного здравоохранения должен стать электронный паспорт здоровья каждого гражданина. Он представляет собой суммарную информацию о здоровье человека, включающую: 1) демографические данные; 2) сведения о перенесенных и/или имеющихся заболеваниях; 3) биометрические данные; 4) аллергологический и иммунный статус. Целевые индикаторы развития электронного здравоохранения РК следующие: - доля организаций здравоохранения, подключенных к единой сети здравоохранения в 2017 г. - 60%, в 2020 г. - 100 %; - доля населения, обеспеченного «электронными медицинскими картами» в 2017 г. - 60 %, в 2020 г. - 100 %; - интеграция информационных систем организаций здраво-охранения с единой интеграционной платформой в 2017 г. 40 %, в 2020 г. - 100 %; - количество компьютеров на 100 медицинских работников в 2017 г. - 60, в 2020 г. - 100. Планируется разработка 10 новых информационных систем. Разработка 4-х приоритетных систем - Единая платежная система, Справочники и классификаторы, Поликлиника и Качество медицинских услуг - началась в 2013 г. С 2014 г. ведется разработка оставшихся информационных систем, а также электронного паспорта здоровья. |
|
Азербайджан |
Согласно решению №318 от 24 декабря 2012 года Кабинета министров в сеть информационных систем Азербайджана будут подключены 34 государственных органа. Министерство связи и информационных технологий включит в сеть портал «Электронное правительство».
|
Во всех государственных больницах Азербайджана должна быть внедрена единая информационная система. Единая информационная система уже внедрена в некоторых больницах Азербайджана, и в ближайшее время планируется ее внедрение в пяти больницах Баку. Подготовлена электронная карта для машин скорой и неотложной медицинской помощи, которая позволяет быстрее доехать до нужного адреса. В настоящее время в системе здравоохранения Азербайджана 33 услуги оказываются в электронной форме, и в ближайшее время их число увеличится на пять. На сегодняшний день в Азербайджане около миллиона человек получили электронные карты здоровья, которые выдаются с 2007 года. Создан электронный регистр "Медицинского свидетельства о рождении". Информацию о рождении каждого ребенка можно получить в единой информационной системе. |
|
Кыргызстан |
Концепция создания единой информационной системы Кыргызстана |
Минздрав разработал Стратегию развития электронного здравоохранения в Кыргызстане на 2014-2017 годы. Стратегия разработана «в целях модернизации системы здравоохранения и содействия успешной реализации Национальной программы «Ден соолук» для повышения качества и доступности медицинского обслуживания населения». Реализация документа должна привести к некоторым достижениям. В том числе внедрение электронной медицинской карты пациентов; переход к безбумажным технологиям; доступность медицинских данных из любой точки страны и из любой медицинской организации, в которой пациент получает услуги; наличие механизмов и нормативной правовой базы для разработки и внедрения политики, стандартов и перспективных технологий оказания электронных услуг. |
До 1991 года система здравоохранения Узбекистана была строго централизованной государственной системой. После обретения Узбекистаном независимости возникла необходимость реорганизации процессов здравоохранения также, как и всех других процессов, управляемых на государственном уровне. Реформа здравоохранения продолжается, и это сопровождается серьезными трудностями вследствие географического и демографического положения: Узбекистан имеет большую территорию с различными географическими особенностями и четкой разницей между городским и сельским населением. Более того, Республика Узбекистан имеет высокую плотность населения и занимает первое место по этому показателю в Центральной Азии. Вследствие этого организация, контроль и предоставление качества медицинского обслуживания представляются очень сложными. Это особенно очевидно в сельских районах страны.
Первоначально медицинские услуги предоставлялись бесплатно по принципу их доступности для всех: «Каждый должен иметь право на получение качественного медицинского обслуживания» (Конституция Республики Узбекистан, 1992). Министерство Здравоохранения было назначено ответственным за управление завершенным процессом медицинского обслуживания, за наблюдение и контроль над техническим оснащением, противоэпидемическими центрами, непрерывным профессиональным медицинским обучением и т.д. Обслуживание оплачивалось из государственных доходов в соответствии с централизованным распределением бюджета. Ресурсы и обслуживание в области здравоохранения не соответствовали требованиям вследствие вышеописанных трудностей.
Узбекистан имеет четкие показатели здоровья, которые определяют цели для обеспечения более эффективного и качественного медицинского обслуживания. Некоторые показатели указывают на существующие проблемы и должны быть улучшены. Полный и качественный контроль и исполнение достаточно сложны в реализации из-за большой рассредоточенности пунктов первичной медико-санитарной помощи.
Сектор здравоохранения был одним из наиболее пострадавших вследствие экономического спада после развала СССР. Основным источником финансирования здравоохранения по-прежнему являются государственное финансирование и доходы с налогообложения. Расходы на здравоохранение из Государственного бюджета на 2015 год по отношению к ВВП составят 3,1% . В 2016 году планируется расходовать средств государственного бюджета на здравоохранение до 2,8% ВВП.
Рационализация структуры расходов является важнейшей задачей совершенствования системы финансового менеджмента здравоохранения. Из опыта развития других стран известно, что для устойчивого развития системы здравоохранения наиболее рациональным является следующее соотношение групп расходов, которое следует считать целевым ориентиром:
|
50-55%; |
|
15-20%; |
|
10-15% |
|
8-10% |
|
8-10% |
Согласно оценочным расчетам Центра экономических исследований, численность населения в Узбекистане к 2020 г. и к 2030 гг. достигнет примерно 33,2 и 37,2 млн. человек, соответственно, расходы на здравоохранение в 2020 г. составят 8,3 млрд. долл. США. и 18,6 млрд. долл. США. При уровне темпов экономического роста не ниже 8% до 2020 года и 7% до 2030 года общие расходы на здравоохранение составят 9,8 % ВВП и 10,7% ВВП соответственно (табл. 3). Таким образом, по сравнению с 2010 годом расходы на здравоохранение к 2020 году увеличатся в 3,8 раза, а к 2030 году в 8,7 раза.
Одним из основных факторов высоких темпов роста расходов на здравоохранение выступает внедрение новых технологий диагностики и лечения, которое потребует увеличения расходов на здравоохранение по сравнению с 2010 годом в 1,8 раза к 2020 году, и в 3,3 раза к 2030 году.
Таблица 3. Общие расходы на здравоохранение в 2020 и 2030 гг.: результаты расчетов | ||||
|
Ед. изм. |
2010 |
2020 |
2030 |
Совокупные расходы |
млрд. сум |
3 422,1 |
13 280 |
29 760 |
Расходы на душу населения |
долл. США |
75 |
250 |
500 |
Доля в ВВП |
% |
5,5 |
9,8 |
10,7 |
В настоящее время некоторые услуги предоставляются через частные медицинские учреждения, которые, по всей видимости, имеют более лучшие условия для обслуживания. Это раскрывает еще одну проблему, связанную с недостаточным государственным контролем над качеством медицинского обслуживания и отсутствием финансовых и статистических данных об обслуживании от частных учреждений.
Одной из важнейших медицинских проблем для населения, особенно в сельских регионах, является большое число различных заболеваний. Большую часть составляют инфекционные заболевания (туберкулез, вирусные гепатиты, ВИЧ и др.). Вспышки подобных заболеваний являются достаточно распространенными. Для прекращения распространения и вспышек инфекционных болезней необходимо разработать механизмы и процессы для соответствующего быстрого обнаружения и диагностики, надежной отчетности и регистрации. Проведение и контроль полной вакцинации как в учреждениях вакцинации (например, в роддомах), так и по географическому признаку в учреждениях санитарно-эпидемиологического надзора, могут уменьшить общее число вспышек и даже пресечь распространение некоторых видов заболеваний. Следовательно, санитарно-эпидемиологические службы должны быть организованы на высоком уровне с наличием полных данных со всех регионов и информацией, необходимой для качественного и своевременного процесса принятия решений. Реформа санитарно-эпидемиологических служб должна обеспечить условия для более качественного мониторинга и быстрого реагирования на инфекционные заболевания согласно принятым критериям и индикаторам.
Дополнительные проблемы имеются с такими неинфекционными заболеваниями, как сердечно-сосудистые, эндокринологические (сахарный диабет), онкологические, эндемические заболевания и др. В этой области медицинские проблемы могут быть гораздо сложнее. Правильный доступ к качественному медицинскому обслуживанию и компетентному медицинскому персоналу в сельских регионах может помочь справиться с подобными заболеваниями. Телемедицина – один из признанных способов преодоления подобных проблем в удаленных центрах с ограниченным медицинским персоналом.
Дородовое, послеродовое обслуживание детей и матерей является другим важнейшим вопросом. Проблема опять заключается в разрозненности медицинских институтов и медицинских услуг. Доступные централизованно хранящиеся данные о полной медицинской истории матери и ребенка могут позволить медицинскому персоналу принять правильное решение в обслуживании и лечении, что, несомненно, повысит качество медицинского обслуживания. Такой подход также применим для всего здравоохранения на уровне страны.
Недостаток поликлиник и пунктов первичного медицинского обслуживания, как первой линии контакта в лечении пациентов, ведет к повышенной эксплуатации больниц. Децентрализация медицинского лечения должна стать ключевой целью в реструктуризации здравоохранения. Фокусирование на более качественном амбулаторном обслуживании больных в сельских районах должно привести к снижению затрат, быстрому приему больных и решению медицинских проблем, что приведет к более качественному обслуживанию конечного пользователя – пациента.
В Узбекистане имеется некоторый переизбыток врачей. Более того, большая часть обученного персонала работает в сельских регионах и поэтому там налицо серьезная нехватка медицинских технологий. Распространение качественного обслуживания, медицинских знаний и умений в сельских регионах должно стать важнейшей задачей.
Основными текущими задачами в области внедрения и развития ИКТ в системе здравоохранения являются обеспечение реализации принятых нормативно-правовых документов, повышение эффективности применения компьютерной техники в учреждениях здравоохранения, посредством применения АИС повышение качества лечения. В этих целях Министерством здравоохранения приняты соответствующие внутренние приказы и определены конкретные мероприятия, разработана Концепция «Национальная интегрированная информационная система здравоохранения Республики Узбекистан» В целях обеспечения требований безопасности разработаны “Политика обеспечения информационной безопасности”, а также инструкции по использованию компьютеров, локальной и корпоративной системой, электронной почтой.
В Министерстве здравоохранения создано специализированное подразделение - Республиканский Центр развития электронного здравоохранения «Uzmedinfo, целью создания которого является координация деятельности органов управления и учреждений системы здравоохранения, проектов реализуемых в рамках национальных и международных инвестиций и грантов, в части построения информационных систем и информационных ресурсов, закупки компьютерного и телекоммуникационного оборудования, разработки и внедрения программного обеспечения, обучения кадров в области использования ИКТ.
Центром “Uzmedinfo” в настоящее время внедряются следующие информационные системы:
Национальная интегрированная информационная система здравоохранения обеспечивающая Интеграцию созданных и создающихся информационных систем в единую информационную систему здравоохранения и состоящая из:
Корпоративного портала Министерства здравоохранения – для объединения в себе информационного пространства организаций Минздрава, включающий в себя такие сервисы, как электронная почта, коммуникатор, календарь группы, задачи, ссылки, форумы, персональный профиль пользовате
АИС электронного мониторинга инфекционных заболеваний автоматизирующий рабочие процессы службы санитарно-эпидемиологического надзора по мониторингу за инфекционными заболеваниями и обеспечивающий:
• автоматизацию ввода первичной информации о случаях инфекционной заболеваемости;
• автоматизацию хранения, обновления/изменения данных;
• автоматизацию поиска, обработки и подсчета результативных данных (количественных);
• автоматическую обработку первичных данных;
• формирование необходимой статистической отчетности и контроля за эпидемиологической ситуацией в Республике Узбекистан в режиме реального времени и за любой необходимый отченый период.
АИС по формированию и ведению базы данных по донорам и лицам, отведенным от донорства, и данных по учету и распределению донорской крови (АИС СК) для создания системы безопасной донорской крови в здравоохранении страны и обеспечивающая:
•автоматизацию ввода первичной информации о донорах и донациях крови;
• автоматизацию хранения, обновления/изменения данных;
• автоматизацию поиска, обработки и подсчета результативных (количественных) данных;
• автоматическую обработку первичной информации;
• формирование необходимой статистической отчетности по донорам и лицам отведенных от донорства в Республике Узбекистан в режиме реального времени и за любой необходимый отченый период.
Автоматизированная информационная система «Электронная регистрация рождения и смерти (в т.ч. перинатальной) позволяющая вести мониторинг рождения и смерти в стране в режиме реального времени с выводом отчетности по многим значимым медицинским показателям таким как медицинские показатели новорожденных, различного рода заболевания, патологии и т.д. приведших к преждевременным родам, младенческой и материнской смертности, смертность по различным заболеваниям и т.п.
Наряду с этим, на различных этапах разработки находятся нижеследующие автоматизированные системы:
Заметных показателей достиг и уровень компьютерной грамотности медицинских работников. В целях обучения кадров в области использования ИКТ разработаны и утверждены 36-, 40- и 72-часовые учебные программы. С 2012 года на этих курсах свыше 4000 работников отрасли повысили свою квалификацию. 66,1% работников территориальных управлений здравоохранения успешно прошли аттестацию по компьютерной грамотности.
В системе здравохранения обеспечивается электронный документооборот путем использования с 2010 года Единого корпоративного портала на базе платформы MS SharePoint Portal и каждому пользователю предоставлена возможность входа посредством личного логина и пароля.
В 2010 году создан и функционирует центр обработки данных здравоохранения состоящий из двух территориально разнесенных серверных ферм и представляет собой комплекс, состоящий из программно-аппаратных средств и технического оборудования.
Минздравом ведутся работы по переводу министерства на оказание основных государственных форм услуг посредством официального веб-сайта www.minzdrav.uz и на Едином интерактивном портале по принципу “Единого окна”.
В настоящее время на сайте министерства оказываются более двадцати видов интерактивных услуг на официальном веб-сайте www.minzdrav.uz посредством “Единого окна”, ведутся работы по их реализации на Едином портале интерактивных государственных услуг условно разделенных на три вида:
В целом на внедрение и развитие проектов ИКТ в сфере здравоохранения в течение 2010-2014 г.г. инвестировано свыше 3 млн долларов США за счёт средств Всемирного банка и АБР, а также свыше 3 млрд сумов из госбюджета.
В целях реализации Закона Республики Узбекистан «Об электронном правительстве», Постановления Президента Республики Узбекистан №ПП-1989 от 27.06.2013 года «О мерах по дальнейшему развитию Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан» на период 2013-2020 гг., принята государственная программа создания Национальной информационной системы Республики Узбекистан «Электронное правительство» и учитывая важнейшие характеристики и актуальные проблемы медицинского обслуживания и всей системы здравоохранения Узбекистана, наиболее важные из которых были перечислены выше, разработана стратегия развития КИС «Соғликни сақлаш» НИИСЗ МЗ РУз, которая нацелена именно на решение этих проблем. Имеет большое значение то, что эта стратегия имеет целостный и продуманный подход с целью дополнительного повышения качества, которое будет подтверждено временем и станет следующим шагом к продвижению новых преимуществ и услуг. Мероприятия, предложенные в стратегии, будут соответствовать интересам многих организаций, учреждений и служб, вовлеченных в процесс здравоохранения и послужат дополнительным средством для повышения качества обслуживания.
Ожидаемые выгоды от улучшения системы здравоохранения в соответствии с предлагаемой стратегией являются многогранными и потенциально очень велики для всех участников процессов, так или иначе вовлеченных в систему здравоохранения. Принимая во внимание текущее состояние системы здравоохранения, а также учитывая долгосрочный план действий, для предоставления медицинских услуг на высоком уровне КИС «Соғликни сақлаш» НИИСЗ МЗ РУз должен соответствовать следующим требованиям:
Данная глава содержит общее описание КИС «Соғликни сақлаш» НИИСЗ МЗ РУз, который является основным решением процессов автоматизации процессов и информатизации в целом для всей системы здравоохранения Республики Узбекистана. Описание подчеркнет ключевые факторы и предложит организационную структуру, соответствующую НИИСЗ. В конце главы будут приведены стандарты, информация о механизмах безопасности и другие требования, обеспечивающие законченное решение для системы здравоохранения.
КИС «Соғликни сақлаш» НИИСЗ МЗ РУз должен представлять собой систему, нацеленную на выполнение фундаментальных 6 задач, описанных в предыдущей главе, т.е. услуги по здравоохранению, предоставляемые на основе КИС «Соғликни сақлаш» НИИСЗ МЗ РУз, должны быть безопасными, своевременными, эффективными, рациональными, ориентированными на пациента и обеспечивающими равенство. КИС «Соғликни сақлаш» НИИСЗ МЗ РУз подразумевается, как современная и прозрачная система здравоохранения, нацеленная на повышение качества услуг для всего населения Узбекистана и для этого помещающая пациента в центр всей системы здравоохранения (ориентированная на пациента).
КИС «Соғликни сақлаш» НИИСЗ МЗ РУз должен использовать преимущества целостного и продуманного подхода, который состоит из набора определенных шагов. Каждый шаг представляет специальный сервис, нацеленный на решение важнейших проблем медицинского обслуживания. Более того, сервисы КИС «Соғликни сақлаш» НИИСЗ МЗ РУз действуют по единому общему принципу, на основании которого определенные части могут и должны быть вновь использованы в следующих шагах согласно стратегии развития, что приведет к долгосрочности использования, оптимизации затрат и повышению качества медицинского обслуживания.
Рисунок 3 изображает наиболее важные параметры качества, которые представляют собой базис для всех услуг, включенных в стратегию развития. При помощи целостного подхода НИИСЗ использует преимущества одного параметра качества, который служит основанием для оценки следующего. Единство и целостность системы являются ключевым фактором для создания более прозрачной, эффективной и ориентированной на пациента системы здравоохранения.
Рисунок 3. Важнейшие параметры качества системы здравоохранения.
Современная система здравоохранения Узбекистана может быть поделена на предоставление услуг в сельских и городских территориях. До реструктуризации она имела множество различных уровней медицинской помощи, например, фельдшерско-акушерские пункты, сельские врачебные пункты, поликлиники, амбулатории, районные больницы и затем областные больницы как наиболее высокий уровень обслуживания.
Современная тенденция заключается в объединении первичных медицинских пунктов в Сельские врачебные пункты (на уровне села) и Поликлиники (на уровне городов и районных центров), которые стали первой «точкой входа» пациента в систему здравоохранения. Более специализированное медицинское обслуживание в сельских регионах предоставляется на уровне Районных, Городских, Областных и Республиканских медицинских центров. Перемещение первичных пунктов обслуживания ближе к пациенту играет существенную роль в отношении качества и эффективности затрат предоставляемого обслуживания.
Рисунок 4 представляет реструктуризацию системы здравоохранения:
Рисунок 4. Реформа системы здравоохранения
Согласно реформе системы здравоохранения большинство сельских больниц и фельдшерско-акушерских пунктов реорганизованы в Сельские врачебные пункты (СВП).
Вследствие недостаточного уровня развития инфраструктуры ИКТ (телекоммуникации, компьютерные сети), предлагаемый КИС «Соғликни сақлаш» НИИСЗ МЗ РУз должен соответствовать текущей ситуации и предоставить механизм по преодолению этой проблемы. Архитектура решения должна предоставить услуги наиболее удаленным пациентам и в то же время должна быть готова к подключениям к центральной системе на основе авторизованного доступа. По этой причине удаленные медицинские центры должны иметь возможность работать в автономном режиме, независимо от центральной интеграционной коммуникационной системы, в полном объеме функциональности. Это условие может быть обеспечено при помощи технологий «тонкий клиент» с полным (повторяющимся) набором функциональных особенностей (управление и хранение локальных данных, использование механизмов безопасности и т.д.). После выполнения предварительных требований для подключения, все данные и информация, собранные за время работы в автономном режиме, будут приняты и могут быть повторно использованы по всей единой интегрированной системе, независимо от точки доступа. Внешние приложения должны иметь возможность для регулярного подключения к центральной системе при помощи оптимально используемых существующих ресурсов инфраструктуры (т.е. при помощи беспроводной связи, мобильных сетей и др). В наиболее удаленных районах ресурсы инфраструктуры могут быть использованы время от времени для получения данных от других систем, подключенных к Интегрированной платформе, для отправки данных в хранилища внутри системы или для использования специфических возможностей системы (например, телемедицина, медицинский портал, электронные библиотеки и др.).
При помощи такого внедрения может быть достигнута основная цель:
Медицинские работники в различных учреждениях здравоохранения, используя адекватные внешние медицинские приложения и системы, получают доступ к центральной интеграционной платформе, которая делает национальную систему здравоохранения Республики Узбекистан сильной системой медицинского обслуживания, предоставляющей высококвалифицированные и качественные услуги всем пациентам без ограничений.
Рисунок 5 показывает решение под ключ для КИС «Соғликни сақлаш» НИИСЗ МЗ РУз.
Рисунок 5. Комплекс информационных систем «Соғликни сақлаш» Национальной интегрированной информационной системы здравоохранения Республики Узбекистан
КИС «Соғликни сақлаш» НИИСЗ МЗ РУз должен полностью соответствовать стандартам и основным рекомендациям, согласно следующим принципам:
Таким образом, путем внедрения стандартов мы достигаем безопасность, качество и последовательность процессов и всей системы в целом на высоком уровне.
КИС «Соғликни сақлаш» НИИСЗ МЗ РУз должен быть основан на нижеперечисленных стандартах, действующих для обмена медицинской документацией, коммуникаций между различными медицинскими учреждениями, для регулирования форматов и нормативов клинических данных, механизмов безопасности и др.:
Отвечая на вопрос, какую именно версию стандарта HL7 выбрать для внедрения, необходимо иметь в виду текущее состояние всей системы здравоохранения Республики Узбекистан. Поскольку предполагается создание абсолютно новой системы и речь идет о системе и стратегии на национальном уровне, строго рекомендуется использовать стандарт HL7 (HL7 v3) по следующим причинам:
Таким образом, стандарт HL7 v3 должен быть использован как широко принятая и стандартизованная система для обмена клиническими сообщениями, которая при дальнейшем развитии может принести дополнительные преимущества.
Управление здравоохранением – процесс, основанный на нескольких сложных факторах, включая финансовое управление, управление ресурсами, управление общественным здравоохранением, предоставление медицинских услуг и другие организационные управленческие процессы. Разделение зон ответственности с учетом однозначных связей между ними является ключевым фактором в успешном управлении полными комплексными процессами здравоохранения. Разделение ролей и ответственности обеспечит четкие коммуникации между подсистемами, которые помогут принять правильное решение на основе соответствующих современных корректных данных, собранных из различных источников внутри системы, независимо от временных и географических условий. Используя сбор и обработку полных данных возможно будет принять решение о лечении пациента и управлять процессами здравоохранения на основании своевременных и достоверных фактов и цифр.
Одним из особенно важных пунктов является четкое разделение между финансовыми потоками и процессами принятия решений. Помимо снижения затрат путем соответствующего контроля и распределения ресурсов, это позволит в дальнейшем развитии современной системы здравоохранения привлечение дополнительных фондов от международных, государственных или частных организаций и финансовых институтов.
Разделительная черта между первичной и специализированной медицинской помощью должна быть ясной и очевидной. Это разделение может принести серьезные выгоды для всех участников процессов здравоохранения: пациент может получить более качественное обслуживание и процессы здравоохранения станут своевременными и эффективными с точки зрения затрат.
Все эти факторы не могут быть реализованы без сильной Национальной Интегрированной Информационной Системы Здравоохранения (НИИСЗ), которая обеспечивает управление всеми процессами.
Именно поэтому информатизация системы здравоохранения, соединяющая законченные процессы и ресурсы в области здравоохранения в уникальную единую и полностью прозрачную систему, принесет ключевые преимущества:
КИС «Соғликни сақлаш» НИИСЗ МЗ РУз поделен на 2 основные части, поддерживающие друг друга. Первая часть, подразумевает создание технической и телекоммуникационной инфраструктуры, состоящей из Телекоммуникационной инфраструктуры, Центра обработки данных (ЦОД) и Интегрированной платформы Министерства здравоохранения, которая представляет собой единую коммуникационную инфраструктуру. Вторая представляет собой внешние медицинские приложения, а также системы, которые предоставляют интерфейс для всех авторизованных участников процессов здравоохранения.
Телекоммуникационная инфраструктура КИС «Соғликни сақлаш» НИИСЗ МЗ РУз должна позволить объединить все учреждения системы здравоохранения в одну единую Корпоративную сеть на базе гарантированных и безопасных средств связи.
Центр обработки данных (ЦОД) Министерства здравоохранения Республики Узбекистан должен быть единым для централизованного сбора, обработки, хранения и предоставления данных КИС «Соғликни сақлаш» НИИСЗ МЗ РУз.
Интегрированная платформа КИС «Соғликни сақлаш» НИИСЗ МЗ РУз должна стать основой законченной системы. Она должна быть построена на компонентах, взаимно соединяющих все подсистемы в единую общую инфраструктуру. Такой подход также позволяет при необходимости добавлять новые или отключать ненужные приложения.
Следующие компоненты являются неотъемлемыми частями платформы:
Все базы данных и хранилища КИС «Соғликни сақлаш» НИИСЗ МЗ РУз являются независимыми продуктами с определенными принципами работы. Интеграция всех этих компонентов в единую комплексную систему предоставляет сильный инструмент по обеспечению свободного обмена данными, управлению информацией и оптимальному медицинскому обслуживанию. Открытость системы и ее соответствие стандартам также позволяет обеспечить подключение любой другой базы данных или системы хранения, требуемой для процессов системы здравоохранения. Более того, центральное управление системой снижает административные расходы процессов управления здравоохранением.
Построение КИС «Соғликни сақлаш» НИИСЗ МЗ РУз на базе национальных и международных стандартов позволит подключить данную систему к создаваемой в республике Национальной информационной системе «Электронного правительства» Республики Узбекистан.
КИС «Соғликни сақлаш» НИИСЗ МЗ РУз будет участвовать в межведомственном электронном взаимодействии (Схема 1), обеспечив интеграцию информационных систем органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах и иных организаций с центральными базами данных и единой системы идентификации в соответствии с требованиями Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по формированию центральных баз данных физических и юридических лиц и внедрению единой информационной системы идентификации пользователей системы «Электронное правительство» № 365 от 17 декабря 2015 г.
Для целей обеспечения высокой эффективности и качества оказываемых государственных услуг в структуре ИИС предусмотрен третий уровень - уровень взаимодействия информационных систем.
Главными инструментами информационного взаимодействия являются информационные порталы и информационно-коммуникационные системы доступа и взаимодействия (ЭДО, видеоконференцсвязь и т.д.).
Схема 1. Организация системы предоставления интерактивных государственных услуг КИС «Соғликни сақлаш» НИИСЗ МЗ РУз.
При помощи общей инфраструктуры, описанной в предыдущей главе, различные учреждения, предоставляющие медицинские услуги, а также смежные министерства и ведомства могут подключиться к Интегрированной платформе и, тем самым, стать участником КИС «Соғликни сақлаш» НИИСЗ МЗ РУз.
Различными учреждениями, действующими в области здравоохранения, использующими внешние приложения и системы, могут быть:
Любое количество внешних приложений и систем по медицинскому обслуживанию может быть подключено к КИС «Соғликни сақлаш» НИИСЗ МЗ РУз, если они разработаны с учетом соответствующих стандартов, описанных в главе 3.2.1. Различные медицинские учреждения могут использовать всевозможные приложения и системы, сертифицированные уполномоченными государственными органами сертификации, например:
Специализированные геоинформационные системы и др.
Одним из важнейших условий является то, что государство должно иметь полный контроль над различными системами от независимых поставщиков, которые будут подключаться к КИС «Соғликни сақлаш» НИИСЗ МЗ РУз. На уровне Министерства здравоохранения должна быть определена организация, ответственная за проведение проверок качества, лицензирования и сертификации подобных систем. Она должна определять обязательные правила, условия и предпосылки, которым запрашиваемая система должна соответствовать для подключения к КИС «Соғликни сақлаш» НИИСЗ МЗ РУз. Это поможет сохранить процесс создания НИИСЗ последовательным и прозрачным, в полностью контролируемой среде.
КИС «Соғликни сақлаш» Национальной интегрированной информационной системы здравоохранения (НИИСЗ) МЗ РУз должен представлять собой законченное решение для системы предоставления медицинских услуг (в том числе и интерактивных), основанное на открытой интеграционно-коммуникационной платформе, общих сервисах промежуточного ПО и специфических компонентах. Путем комбинирования и масштабирования компонентов системы решение может использовано для широкого круга интеграционных медицинских задач. Подобное решение соединяет пациентов и медицинские учреждения из различных областей системы здравоохранения в единое информационное пространство, основанное на единых стандартах, и дает возможность дальнейшей интеграции в Национальную информационную систему Республики Узбекистан и создаваемой системы «Электронное правительство» Республики Узбекистан.
Интегрированная Платформа должна иметь многоуровневый дизайн открытой архитектуры со всеми основными частями. Архитектура может быть поделена на несколько уровней. Самым нижним является Уровень Коммуникаций, отвечающий за связь между компонентами. Он должен быть основан на общих технологиях, таких как IP-сеть для взаимных соединений и концепции VPN (virtual private network), которая обеспечивает механизм безопасности на Транспортном Уровне. Транспортный Уровень предоставляет надежную основу для соединений и взаимодействий для обмена клиническими, финансовыми и любыми другими данными. Этот уровень обеспечивает безопасность и надежность доставки данных.
Между Уровнем Коммуникаций и Уровнем Приложений (внешние приложения и системы по медицинскому обслуживанию) расположен Уровень Системы/ Промежуточного ПО с целью оптимальной обработки процессов взаимодействия. Этот компонент предоставляет общие сервисы для приложений (с Уровня Приложений). Непосредственно перед Уровнем Коммуникаций расположен Уровень общих сервисов Промежуточного ПО. Он состоит из компонентов, обеспечивающих аутентификацию, авторизацию, регистрацию транзакций, шифрование и т.д. В общем, этот компонент предоставляет общие сервисы, которые могут легко использовать приложения (с Уровня Приложений) в обработке. Перед этим уровнем расположен еще один набор специальных сервисов, более ориентированный на медицинские задачи, но по-прежнему предоставляющий общие сервисы для приложений (с Уровня Приложений). Он содержит сервисы по управлению информацией и данными, по работе портала и т.д. Также этот уровень обеспечивает сбор, обработку и хранение данных в соответствии с высокоэффективным контролем качества информации.
Очень важно подчеркнуть, что одной из основных характеристик архитектуры является масштабируемость. Именно по этой причине КИС «Соғликни сақлаш» НИИСЗ МЗ РУз должен быть гибким и настраиваемым согласно необходимых требований на любом уровне и, в то же время, должен быть приемлем для существующих медицинских процессов.
Рисунок 6. Многоуровневая архитектура
Безопасность является очень важным параметром качества и одним из ключевых факторов предоставления высококачественных медицинских услуг во всей системе. Архитектура интеграционной платформы здравоохранения должна обеспечивать приемлемое соотношение между безопасностью, полезностью и стоимостью всей системы. Архитектура системы должна позволять постепенное внедрение механизмов безопасности путем добавления нового свойства безопасности с каждым реализуемым этапом проекта. Имеет большое значение то, что эта архитектура подчеркивает четкое разделение между управлением медицинскими, демографическими и административными данными, что позволяет адаптировать различные механизмы безопасности по мере необходимости. Более того, компоненты и инфраструктура должны обеспечивать и поддерживать обновление механизмов безопасности независимо от причины предпосылок (законодательство, доступное финансирование, утверждение стандартов на государственном уровне, требования по формату данных и коммуникаций, и др.).
КИС «Соғликни сақлаш» НИИСЗ МЗ РУз должен обеспечивать 5 основных сервисов и 2 дополнения для обеспечения высокой безопасности системы:
Рисунок 7. Сервисы безопасности
Основными сервисами безопасности являются:
Эти пять сервисов имеют два дополнения:
Недостаточность (плохое качество) любого из основных сервисов безопасности автоматически наносит ущерб или отключает другие сервисы. Например, если не обеспечивается целостность информации, то отсутствует достоверность или конфиденциальность данных, данные не могут быть использованы для аудита (ревизии).
Потеря или утечка медицинских данных пациента могут рассматриваться как небольшие затраты, но поскольку нарушена неприкосновенность частной информации пациента, затраты могут рассматриваться как высокие, особенно в случае судебного разбирательства или других проблем пациента, связанных с утечкой информации. Следовательно, административные и медицинские данные пациента должны быть защищены наилучшим образом.
Строгая аутентификация и авторизация пользователей необходима для сохранения конфиденциальности данных пациента. Рекомендуется внедрить PKI-решение с сертификатами безопасности и персональными ключами для проверки пользователей НИИСЗ, а также решения с использованием цифровых подписей. Используемые в Республике Узбекистан технологии смарт-карт обеспечивают возможность поддержки сертификатов безопасности для различных приложений (банковские, медицинские и др.) При наличии разрешения дополнительного использования банковских смарт-карт со стороны банков, это решение может быть использовано и в области здравоохранения. Физическая безопасность и инструкции по эксплуатации должны гарантировать, что только авторизованный пользователь может получить доступ к медицинским и административным данным пациента. Архитектура решения должна обеспечивать высокую доступность системы и защиту от потери данных.
Внедрение всех пяти сервисов безопасности и двух дополнений на наиболее высоком возможном уровне (т.е. наиболее защищенным должно быть наиболее уязвимое место системы) является средством сокращения расходов по защите данных пациентов.
Архитектура обеспечивает безопасность по модульному принципу, доступному на всех уровнях коммуникации и обмена данными:
8 показывает внедрение механизмов безопасности, выполненное на всех уровнях коммуникации и обработки данных.
Рисунок 8. Внедрение безопасности
Все эти механизмы независимы и могут быть выполнены в отдельности, например, на базе таких современных технологий как смарт-карты для медицинских работников с цифровой подписью для получения данных из системы.
Одной из основных целей создания КИС «Соғликни саклаш» НИИСЗ является переход к 2020 году на использование автоматизированной информационной системы управления медицинской карты граждан Республики Узбекистан - АИС «МЕДКАРТА» (Электронные медицинские записи с момента рождения до момента смерти).
Для подтверждения правильности выбранной стратегии по созданию КИС «Соғликни сақлаш» НИИСЗ МЗ РУз. Министерством здравоохранения начаты работы по разработке и внедрению АИС «МЕДКАРТА». В настоящее время разработано и ведется внедрение первого модуля системы - регистрации в электронном виде Справки о рождении и смерти (в том числе и перинатальной).
Рисунок 9. Пилотный Проект для КИС «Соғликни сақлаш» НИИСЗ МЗ РУз.
Настоящая Концепция отражает понимание, совокупность принципов и ожиданий, определяющих создание, направления развития и способы решения поставленных задач в рамках Комплекса информационных систем «Соғликни сақлаш» для предоставления интерактивных услуг в сфере здравоохранения и дальнейшего развития Национальной интегрированной информационной системы здравоохранения Министерства здравоохранения Республики Узбекистан. КИС «Соғликни сақлаш» НИИСЗ МЗ РУз позиционируется в качестве одной из важных составляющих частей создаваемой Национальной информационной системы «Электронное правительство».
КИС «Соғликни сақлаш» НИИСЗ МЗ РУз разрабатывается в соответствии с самыми высоким современными требованиями и будет нацеленным на предоставление услуг по здравоохранению:
Представленная Концепция содержит общее описание КИС «Соғликни сақлаш» НИИСЗ МЗ РУз. как основного решения процессов автоматизации процессов и информатизации в целом для всей системы здравоохранения страны. Описание подчеркивает ключевые факторы и предлагает организационную структуру, соответствующую НИИСЗ. В Концепции приведены стандарты, информация о механизмах безопасности и другие требования, обеспечивающие законченное решение для системы здравоохранения.
КИС «Соғликни сақлаш» НИИСЗ МЗ РУз использует преимущества целостного и продуманного подхода, нацеленного на решение важнейших проблем медицинского обслуживания. Сервисы КИС «Соғликни сақлаш» НИИСЗ МЗ РУз действуют по единому общему принципу, что приведет к долгосрочности использования, оптимизации затрат и повышению качества медицинского обслуживания.
КИС «Соғликни сақлаш» НИИСЗ МЗ РУз будет соответствовать текущей ситуации и предоставлять механизм по преодолению текущих проблем. Архитектура решения обеспечит удаленным медицинским центрам возможность работать в автономном режиме независимо от центральной интеграционной коммуникационной системы в полном объеме функциональности.
Внедрение Комплекса предполагает полное его соответствие стандартам, действующим для обмена медицинской документацией, коммуникаций между различными медицинскими учреждениями для регулирования форматов и нормативов клинических данных, механизмов безопасности и и основным рекомендациям.
Предполагается создание абсолютно новой системы и стратегии на национальном уровне с использованием стандарта HL7 (HL7 v3) как широко принятой и стандартизованной системы для обмена клиническими сообщениями.
Комплекс поделен на 2 основные части, поддерживающие друг друга:
Внедрение предлагаемого Комплекса информационных систем здравоохранения, соединяющей законченные процессы и ресурсы отрасли в уникальную единую и полностью прозрачную систему, даст следующие ключевые результаты:
Перечень проектов и мероприятий по реализации
Концепции создания Комплекса информационных систем «Соғликни сақлаш»
№ |
Наименование проектов и мероприятий |
Форма реализации |
Срок реализации |
Исполнители | ||
начало |
завершение | |||||
I. Создание, сопровождение и развитие централизованных программно-технических компонентов КИС | ||||||
1 |
Создание и модернизация локально-вычислительных и корпоративных сетей Минздрава |
Доклад в Правительство |
_ квартал 201_ г. |
__ квартал 201_ г. |
Минздрав | |
II. Совершенствование нормативно-правовой базы | ||||||
2 |
Совершенствование законодательства в части обеспечения перехода к взаимодействию с населением и субъектами предпринимательства в электронной форме по мере реализации проектов системы «Электронное правительство» |
Решения Правительства |
__ квартал 201_ г. |
__ квартал 201_ г. |
Минздрав | |
III. Формирование центральных баз данных системы «Электронное правительство» | ||||||
3 |
Формирование базы данных физических лиц (с уникальным идентификатором) |
База данных |
__квартал 201_ г. |
__ квартал 201_ г. |
ГЦП, Минюст, МВД, МИД, Минздрав, Мининфоком | |
IV. Создание комплекса информационных систем «Согликни саклаш» для предоставления интерактивных услуг в сфере здравоохранения и дальнейшего развития Национальной интегрированной информационной системы здравоохранения | ||||||
4 |
I Этап. Создание Телекоммуникационной и технической инфраструктуры, с учетом информационной безопасности |
Компонент проекта |
III квартал 2015г. |
IV квартал 2017 г. |
Минздрав, Мининфоком | |
5 |
II Этап
|
Фаза-1. Создание Интеграционной платформы системы «Электронное здравоохранение» |
Компонент проекта |
_ квартал 2016г. |
__квартал 2018 г. |
Минздрав, Мининфоком |
Фаза-2. Разработка и внедрение внешних медицинских приложений и специализированных информационных систем |
Компонент проекта |
квартал 2016г. |
___квартал 2019 г. |
Минздрав, Мининфоком | ||
6 |
III Этап. Масштабирование |
Компонент проекта |
_ квартал 2019г. |
IV квартал 2020 г. |
Минздрав, Мининфоком |