Министерство Здравоохранения Республики Узбекистан
Научно-исследовательский институт эпидемиологии
микробиологии и инфекционных заболеваний
Назад
uz ru en

1. Знаете ли Вы, что избавиться от глистов навсегда просто невозможно! Есть...

2. Знаете ли Вы, что при глистной инвазии происходит дефицит макро и микро...

3. Знаете ли Вы, что упущенное в детстве лечение некоторых глистных инвазий,...

Пред. год 2024
     
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4

Цифровое будущее

14.12.2017

Медицина – самая быстроразвивающаяся область науки. Представление о возникновении тех или иных болезней и о том, как с ними бороться, меняется буквально каждый год, так что сообщения о принципиально новых лекарствах постоянно появляются в лентах новостей. И, конечно, так же, как и на всю нашу жизнь, на медицину влияют и цифровые революции. Наручные часы меряют пульс и давление, врачи обмениваются данными и консультируют по телесетям, разрабатывается искусственный интеллект, который будет принимать участие в постановке диагноза и назначении лечения. Об этих и других технологиях – в обзоре «Ъ».

Цивилизованное общество борется за долгую благополучную жизнь для каждого. Столетиями мы учимся лечить неизлечимые заболевания и неплохо в этом преуспели. Изобрели антибиотики, научились предотвращать эпидемии и пандемии с помощью вакцинации, умеем лечить рак (особенно ранний), брать под контроль ВИЧ-инфекцию и т. д. В итоге продолжительность человеческой жизни на Земле все больше увеличивается. Но у этого прекрасного факта есть и обратная сторона: чем дольше мы живем, тем больше людей будут доживать до своих тяжелых болезней, которые сложно и дорого лечить. В компании Philips эту перспективу назвали «вызовами будущего» и провели масштабное исследование «Индекс здоровья будущего», чтобы понять, насколько мы к ним готовы. Оказалось, что с возрастающим числом, например, онкологических заболеваний справиться не сможет никакая система здравоохранения в мире. Поэтому нужно делать упор на профилактику и сохранение здоровья населения, на интегрированность систем здравоохранения — этот подход сможет повысить их эффективность. И, по мнению экспертов, именно цифровые технологии смогут помочь в решении многих проблем.

Приучение к здоровью

Согласно опросам, большинство людей не считают собственное здоровье своей ответственностью. Им кажется, что за их здоровье отвечают врачи, которые вылечат, если они заболеют. Причем молодые люди чаще говорят, что профилактика не так важна, как лечение.

Впрочем, мы и сами не замечаем, как эта ситуация меняется. Больше половины опрошенных пользуются теми или иными гаджетами, которые позволяют им следить за своим здоровьем и даже менять свой образ жизни. Трекеры показывают нашу ежедневную активность, приложения помогают считать калории и исправлять свой рацион, умные часы меряют давление и следят за сердцебиением, умные весы публикуют цифры о весе на странице «Фейсбука», чтобы мотивировать отказаться от тортика или пойти в зал. А зубные щетки могут не только оценивать и анализировать технику чистки, но и давать владельцу свои рекомендации. Так, например, электрическая зубная щетка Philips Sonicare DiamondClean Smart по Bluetooth подключается к приложению в мобильном телефоне и с помощью датчиков отслеживает процесс чистки зубов — насколько правильно владелец двигает щеткой, насколько тщательно он почистил зубы, подсказывает, где он почистил недостаточно, а где уже все хорошо.

Опросы показывают, что современные родители в России готовы к использованию электронных помощников. Почти половина (42%) тех, кто столкнулся с беременностью сейчас или в недавнем прошлом, полагают, что цифровые технологии окажут им помощь в роли будущих родителей. Это означает, что к «умным» технологиям будущие родители проявляют большой интерес.

Так, незаметно цифровые технологии приучают нас к более здоровому образу жизни и помогают избежать многих заболеваний, причиной который является неправильный рацион и сидячий образ жизни.

Много цифр

Вместе с тем, все больше врачей и разработчиков говорят об электронных картах пациента, в которых будет собираться вся информация о медицинских исследованиях, которые тот проходит в течение всей жизни. Сегодня, например, российский пациент не имеет одномоментного доступа ко всем своим данным. У него есть карта в государственной поликлинике и может быть еще в одной частной (или нескольких), которые предоставлены ему по страховке, карта у стоматолога и в больнице, где он лежал, в роддоме, где рожала женщина, не говоря уже о результатах МРТ, УЗИ или анализах, сданных в независимых лабораториях. Поэтому придя на прием к новому врачу, скорее всего, он будет отвечать на вопросы о своей семье, наследственных заболеваниях и рассказывать историю своей болезни. Причем это возможно даже в тех клиниках, которые оснащены компьютерными базами. Конечно, было бы удобнее держать все эти данные в облачной карте пациента.

И главная проблема тут даже не в том, что пациенту приходится все это повторять, а в том, что какие-то важные детали своей истории болезни он может просто забыть или не посчитать их важными и не рассказать о них врачу.

Причем в эту же электронную карту могут попадать данные и с трекеров, которые собирают информацию, как менялся наш вес и рацион за год, за два, за десять лет. Что происходило с артериальным давлением, менструальным циклом и т. д.

 

Чтобы систематизировать такое количество информации о повседневном здоровье человека, нужны программы, способные анализировать эти данные, находить закономерности, симптомы, распознавать и предупреждать о начальных стадиях развития болезней.

Но чтобы систематизировать такое количество информации о повседневном здоровье человека, нужны программы, способные анализировать эти данные, находить закономерности, симптомы, распознавать и предупреждать о начальных стадиях развития болезней.

Доктор не робот

И получается, что вокруг каждого из нас собираются терабайты цифровой информации. И что делать врачу с доступом к такому облаку? Там может быть множество полезных ему данных, но даже на то, чтобы просмотреть их вскользь, у него уйдет уйма времени, а на прием по стандартам выделено 12 минут. И тут мы приходим к тому, что неизбежный и логичный этап развития технологий — искусственный интеллект, способный проанализировать собранные данные, выявить отклонения в результатах исследования и указать на них врачу.

Во многих странах скептически относятся к привлечению искусственного интеллекта в медицину для принятия решений, но первый шаг уже сделан. Так, в 2015 году регулирующий орган Соединенных Штатов FDA, который занимается выдачей всех разрешающих документов на медицинские изделия, впервые в своей практике выдал разрешение на использование специализированных алгоритмов искусственного интеллекта машинного обучения для правильной сегментации сердца на МРТ-изображении и выявления патологии. До этого все делалось вручную, а теперь существует система, которая помогает правильно оценить результаты исследования. А значит, машина уже может проводить сегментацию сердца с такой же точностью, как врач.

Следующий этап — создание общей облачной базы данных клинических случаев, к которой может обращаться система в поисках совпадений для верификации предположительного диагноза. Получив какой-то случай, зная, что нужно искать, она уже будет самостоятельно проводить поиск и передавать результат обратно. И только в тех случаях, когда действительно машинная нейронная сеть, искусственный интеллект, не знает, как себя повести, когда у нее не хватает знаний и вводных данных, тогда она будет привлекать врачей экспертов. Но это следующий этап.

Лечение на расстоянии

Зато телемедицина уже существует в нашей повседневности. Это тоже важное решение сразу многих проблем и будущего здравоохранения, и настоящего. Во-первых, это оперативность — возможность для пациента быстро получить первичную консультацию, понять, насколько серьезен его симптом. Или, не тратя время на визит к врачу, обсудить результаты анализов или ход лечения дистанционно. Причем это особенно актуально для России с ее огромными территориями, когда до врача может быть 100 км пути или 1000 км, и преодолеть это расстояние, только чтобы получить результаты анализов и уточнить рекомендации, может не каждый.

Но эта система может быть и более технологичной, если подключить ее к цифровым носителям, которые передают данные о состоянии пациента. Тогда это некий механизм или набор инструментов, который позволяет фактически сократить дистанцию виртуально между пациентом и врачом. Данные о пациенте собираются на месте, консолидируются, передаются врачу. Врач, когда пациент звонит, уже обладает какой-то историей наблюдения по витальным показателям. Такая технология может быть полезна, например, при наблюдении пациента с сахарным диабетом или другими хроническими заболеваниями.

Более того, возможности телемедицины позволяют решить проблему нехватки квалифицированных врачей. Теперь чтобы показать специалисту снимки МРТ, не нужно ехать в другое медучреждение. Врачи могут консультироваться с коллегами и благодаря этому более точно и верно ставить диагноз даже в сложных случаях. И эта система успешно налажена и работает в том числе и в России — врачи активно используют экспертные системы обработки/анализа медицинских изображений. Хотя еще не все клиники ею пользуются — на оснащение всех регионов современными технологиями нужно время.

Чисто российские вызовы

Согласно «Индексу здоровья будущего», 85% врачей видят большой потенциал и положительный эффект от использования цифровых технологий и носимых устройств для повышения эффективности системы здравоохранения, и с ними согласны 57% населения России.

Более того, это понимание есть и на уровне руководства страны. Президент Владимир Путин объявил курс на цифровизацию. Важность цифровизации здравоохранения подчеркивает тот факт, что данная отрасль является одной из 4-х приоритетных для государства до 2024 г. Цели цифрового здравоохранения обозначены в документе, опубликованном Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:

  1. Обеспечить граждан Российской Федерации доступной медицинской помощью по месту требования, соответствующей критериям своевременности, персонализации, превентивности, технологичности и безопасности.
  2. Повысить производительность и эффективность использования материальных, человеческих, информационных и иных ресурсов и данных при оказании медицинских услуг (к 2024 году не менее чем на 30%) при сохранении качества оказания медицинской помощи для всех пациентов в соответствии с нормативными документами Минздрава России.
  3. Создать в России экосистему цифрового здравоохранения посредством трансфера инновационных решений в медицинские организации и поддержки отечественных стартап-компаний в этой области.

Чтобы отвечать вызовам будущего, российскому здравоохранению нужно разобраться с вызовами настоящего. Наше преимущество в том, что в мире уже существуют успешные примеры внедрения цифровых технологий в медицину, и, изучив их пути, учитывая их сложности, мы можем гораздо быстрее преодолеть этот разрыв.

 

Источник:  kommersant.ru

Назад
 

19.10.2024 Южнокорейская HAEAHN разработала мастер-план медкластера в Новом Ташкенте стоимостью $500 млн
Компания из Южной Кореи HAEAHN Architecture разработала мастер-план медицинского кластера на 420 га в...

18.10.2024 Видеоинтервью: Медицина как бизнес, самодиагностика и самолечение
Мы всегда знаем, какой врач нам нужен, хотя к узким специалистам пациентов направляет терапевт. Но мало...

18.10.2024 Дети с инвалидностью будут учиться в юридических техникумах бесплатно
Принято постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые...