Министерство Здравоохранения Республики Узбекистан
Научно-исследовательский институт эпидемиологии
микробиологии и инфекционных заболеваний
Назад
uz ru en

1. Знаете ли Вы, что избавиться от глистов навсегда просто невозможно! Есть...

2. Знаете ли Вы, что при глистной инвазии происходит дефицит макро и микро...

3. Знаете ли Вы, что упущенное в детстве лечение некоторых глистных инвазий,...

Пред. год 2024
     
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1

Наши дети становятся лучше, умнее, мудрее и счастливее нас

22.09.2016

Мечта о том, чтобы каждое новое поколение было успешнее предыдущего, составляет смысл жизни нашего народа, который не жалеет сил и труда во имя достижения этой цели.

Тот факт, что осуществленные в годы независимости широкомасштабные реформы в системе образования нашей страны за короткое время дали свои результаты и вызывают восхищение у всего мирового сообщества, не случаен. Ведь идея Первого Президента нашей страны Ислама Каримова "Наши дети должны быть лучше, умнее, мудрее и, конечно, счастливее нас",воплощение которой в жизнь стало важным направлением развития и конечной целью всех реформ в Узбекистане, была выдвинута на основе уходящих вглубь истории стремлений и чаяний нашего народа.

Восхищение специалистов "Microsoft"

"...Выходят из строя школы, тысячи школ и других объектов социального, культурного быта в аварийном состоянии. Дальше это терпеть нельзя"...

"...Прежде всего надо создать все необходимые условия в наших вузах, техникумах, профтехучилищах, школах, начиная с детсадов"...

"...Мое личное глубокое убеждение состоит в том, что от того, сколько внимания мы уделяем нашим учителям, какое место им отводим в обществе, каким почетом, каким вниманием они окружены, зависит и воспитание наших детей, судьба будущего поколения"...

Эти цитаты взяты из книги Первого Президента нашей страны Ислама Каримова "Узбекистан на пороге достижения независимости". Эти слова основаны на горьком жизненном опыте, сказаны от имени нашего народа, нуждавшегося в уверенности в завтрашнем дне, еще тогда, на заре независимости, когда определялось и горячо обсуждалось будущее, дальнейший путь страны.

Представим прежние времена, когда в республике сложилась нестабильная обстановка. Почему в такой сложной и опасной ситуации, в тяжелейших условиях, несмотря на ожидающие своего решения сложнейшие экономические и политические вопросы, когда на кону стояли судьба и будущее страны, руководитель Узбекистана особое внимание уделил именно системе образования? Ответ прост: молодежь всегда была самым большим богатством и движущей силой общества. Инвестиции в воспитание молодежи – инвестиции в будущее. Страна, определившая данный вопрос как приоритетный, непременно достигнет расцвета, только высокообразованное общество способно преодолеть современные угрозы и проблемы.

Поэтому наш Первый Президент на прошедшем 4 августа 1990 года заседании, объединив концептуальные подходы, практические мнения, заключения и предложения, с присущими ему мудростью и мужеством подытожил: "...Нам нужна национальная программа по подготовке кадров". Таким образом, еще до обретения нашей страной независимости было положено начало разработке Национальной программы по подготовке кадров Узбекистана, эффективность которой сегодня широко признана международной общественностью.

Первые указы, подписанные Первым Президентом нашей страны Исламом Каримовым в годы независимости, были направлены на социальную защиту учителей: государство взяло на себя расходы, связанные с приватизацией их жилья, они были освобождены от ряда налогов и платежей. В несколько раз были увеличены размеры их заработной платы. Кроме того, земельные участки, строительные материалы в первую очередь выдавались учителям. Первоначальная цель учреждения ордена "Соғлом авлод учун" также заключалась в моральной поддержке педагогов и наставников.

Учившиеся в начальных классах в первые годы независимости хорошо помнят: с приближением зимы детей в классе становилось все меньше. Им не хватало зимней одежды или обуви, классы не отапливались. Все потому, что в те годы 43 процента школ размещались в старых или приспособленных помещениях. В рамках Государственной общенациональной Программы развития школьного образования, являющейся логическим продолжением Национальной программы по подготовке кадров, за 2004-2009 годы были построены и реконструированы 8501 школа, а в период 2010-2016 годов – 2226 школ.

Вспоминаю свои первые годы в школе: ученики по очереди читают один учебник. Четверть заканчивается, а наша очередь пользоваться учебником еще не настала... Сегодня ежегодно общеобразовательные школы обеспечиваются в среднем 26-28 миллионами экземпляров учебников, учебно-методических пособий и их мультимедийных приложений.

Когда мы учились в третьем классе, вдруг образовался дефицит тетрадей, и цены на них выросли многократно. Некоторые мои одноклассники писали на картоне. Мои родители были учителями, поэтому дома было много тетрадей для проверки. В некоторых из них можно было найти одну-другую чистую страницу. Однажды я вырвал из таких уже ненужных тетрадей все чистые страницы. Мама вложила их в обложку, прошила на швейной машинке, и получилась тетрадь в 200 страниц. Некоторые страницы были в клетку, некоторые – в линейку. Мама со словами "Такую на рынке не продают" вручила мне тетрадь, погладила по голове и... заплакала. Сегодня же на ежегодно организуемых школьных ярмарках продается 26 видов учебных принадлежностей. Только в первом полугодии текущего года в стране было произведено 44,4 миллиона письменных тетрадей. Теперь покупатели, выбирая альбом для рисования, дневник или тетрадь, обращают внимание на их экологическую безопасность и качество, соответствие обложки нашим национальным ценностям, возрастной психологии ребенка.

Помню также, что в те времена мы с ребятами выбирались в степь и собирали иглы дикобраза. С шариковым стержнем внутри игла превращалась в "антикварную" ручку, как мы ее называли. Стоимость одной обычной ручки равнялась стоимости десяти стержней. В наших изношенных портфелях была одна ручка из иглы, три-четыре тетради и карандаш. Ластики, линейки, акварели и циркули были редкостью, а счастливчику, имевшему калькулятор, завидовал весь класс. В годы независимости образовательные учреждения были обеспечены учебной мебелью на 78,1 процента. Сегодня лаборатории физики имеются в 87,8 процента школ, химии – в 88,2 процента, биологии – в 88,1 процента, 81,5 процента школ располагают учебными компьютерными классами. На уроках информатики, химии, английского языка, физики и по другим предметам используются интерактивные электронные доски, оборудование для просмотра видеороликов, снимков, слайдов. Учащийся благодаря компьютеру может работать с большим объемом информации, сохранять файлы, записывать их на флеш-карту и забирать домой.

- Я начал работать в школе 32 года назад, тогда мы имели лишь общие представления о компьютере, - говорит преподаватель информатики общеобразовательной школы №90 Чиланзарского района, народный учитель Узбекистана Бахтиёр Каримов. - В то время как мы усиленно изучали первый в системе образования компьютер "Правец-8А", в Европе это устройство считалось давно устаревшим. С 1985 года по школам начали разъезжать "компьютерные автобусы" с громоздким оборудованием, в которых для учащихся проводились уроки. Таких автобусов было всего два-три на весь Ташкент, дети считали дни до приезда "компьютерного автобуса". Сегодня учащиеся имеют на руках мини-компьютеры – современные мобильные телефоны, в школах обучение с первого класса ведется на основе передовых педагогических и информационно-коммуникационных технологий. Во время поездки в США я побывал в головном офисе корпорации "Microsoft", показал там наши учебники. Специалисты "Microsoft" очень удивились, что в Узбекистане молодежь бесплатно получает подобное образование, потому что у них дети изучают информатику самостоятельно, родители нанимают для этого частных преподавателей. Они выразили уверенность, что вскоре в Узбекистане появятся сильнейшие программисты.

И надо сказать, что сама жизнь доказала правоту этих слов, и не только в отношении информатики. Если прежде глубоко изучать иностранные языки имели возможность только городские дети, то сегодня различие между городом и селом стремительно сокращается. В соответствии с постановлением Первого Президента нашей страны "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков" от 10 декабря 2012 года начиная с 2013/2014 учебного года в нашей стране иностранные языки преподаются с 1-го класса. А изучать их наши дети начинают в игровой форме уже с детского сада.

Впечатляющие результаты "взрывного эффекта"

В чем заключалась основная цель Национальной программы по подготовке кадров? Первый Президент нашей страны Ислам Каримов, отвечая на вопросы редактору журнала "Тафаккур" в 1998 году, сформулировал эту цель следующим образом: "Я уверен: если мы успешно осуществим реформу в образовании, то в скором времени добьемся "взрывного эффекта"...

Первым результатом этого "взрывного эффекта" стало положительное влияние на изменение общественно-политического климата: каждая минута свободного времени наших детей наполнена содержательными, полезными и эффективными занятиями. К примеру, сегодня в общеобразовательных школах действует более 150 тысяч предметных кружков. В них занимается свыше 2,8 миллиона учащихся. В 211 детских центрах "Баркамол авлод" по всей стране работает более 5 тысяч технических, художественных, краеведческих и экологических кружков, в которых около 114 тысяч мальчиков и девочек приобретает начальные знания и навыки. В годы независимости построено около 300 новых детских школ музыки и искусства, более 1,9 тысячи спортивных сооружений. За последние десять лет показатель регулярных занятий спортом среди детей и подростков вырос с 30 до 57 процентов, а среди девочек – с 24 до 47 процентов. Если в 2008 году детские школы музыки и искусства посещали 38 тысяч человек, то в текущем году этот показатель составляет 59,3 тысячи. В годы независимости школьники нашей страны завоевали на предметных олимпиадах 253 медали (в том числе 20 золотых), 47 раз становились обладателями Гран-при, 310 раз занимали первое, 182 раза – второе, 194 раза – третье место на международных конкурсах музыки и искусства. На международных спортивных соревнованиях учащиеся Узбекистана получили более 2,1 тысячи медалей, в том числе 843 золотые награды.

– Еще одним результатом "взрывного эффекта" стало внедрение в Узбекистане 12-летнего общего обязательного бесплатного образования по схеме "9+3" и, соответственно, ускорение процесса определения человеком своего места в обществе, - говорит Герой Узбекистана, преподаватель математики специализированной общеобразовательной школы-интерната №2 Карши Мухаббат Шарапова. - Сегодня дети, закончившие общеобразовательную школу, продолжают обучение в профессиональных колледжах и академических лицеях, где помимо теоретической подготовки приобретают знания по нескольким востребованным на рынке труда специальностям. Если человек не найдет свое место в жизни еще в подростковом возрасте, то это может иметь неприятные последствия в будущем, вплоть до социальных потрясений. Каждый, кто уверен в своих силах, осознает себя частью общества, способен преодолеть любые жизненные преграды.

Тот, кто имеет свое мнение, стремится к намеченной цели и осуществлению мечты, не собьется с верного пути, не поддастся негативному влиянию. Внедрив национальную модель образования, мы, прежде всего, упредили подобные явления, дали молодежи возможность овладеть определенной специальностью, обеспечили ее надежной путевкой в жизнь. Если молодой человек, с надеждой вступающий в мир, найдет свое достойное место в жизни, то, само собой разумеется, он будет доволен своей работой, своей судьбой, родной страной и всю жизнь будет заниматься созиданием.

Образование – в течение всей жизни

Примечательны следующие цифры из недавнего послания Генерального секретаря ООН в связи с 8 сентября – Международным днем грамотности: в мире 750 миллионов безграмотных, 115 миллионов из них – молодежь, треть – женщины. У около 250 миллионов детей школьного возраста нет основных навыков, 124 миллиона детей и подростков вообще не имеют возможности получать образование.

Да, сегодня вследствие кризисных явлений в различных регионах мира миллионы детей лишены возможности учиться в школе, их «образованием» занимается улица. В каждом ребенке живет гений, однако развитие таланта зависит от того, насколько благоприятны возможности и условия для его проявления и формирования.

В этом плане подрастающее поколение нашей страны счастливое. Сегодня международное сообщество признает, что образовательная система Узбекистана – надежный фундамент для воспитания талантливой молодежи. Вспомним итоговую резолюцию прошедшей 16-17 февраля 2012 года в Ташкенте международной конференции "Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения – как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны" с участием авторитетных международных экспертов и специалистов. В этом документе говорится, что Национальная программа по подготовке кадров в Узбекистане основывается на концепции "Образование для всех – через всю жизнь". Это подтверждает тот факт, что ежегодные расходы нашей страны на сферу образования и воспитания составляют 10-12 процентов от валового внутреннего продукта. Это почти вдвое больше рекомендованного ЮНЕСКО показателя, согласно которому для обеспечения стабильного развития страны в сферу образования необходимо инвестировать 6-7 процентов от ВВП.

В нашей стране вопросы дальнейшего совершенствования образования и воспитания, науки, приобретения молодежью глубоких знаний, овладения ею иностранными языками и современными информационно-коммуникационными технологиями по-прежнему остаются приоритетами государственной политики. Это означает, что в нашей стране появятся еще тысячи и тысячи новых талантов, множество детей раскроют свой потенциал. Именно потому, что упомянутая выше идея"Наши дети должны быть лучше, умнее, мудрее и, конечно, счастливее нас" стала стержнем и смыслом бытия нашего народа, неотъемлемой частью нашей повседневной жизни и обрела свое практическое воплощение. Унаследованная от наших предков непобедимая сила – высокая духовность – принесет еще более высокие результаты.

Источник: uza.uz

Назад
 

19.10.2024 Южнокорейская HAEAHN разработала мастер-план медкластера в Новом Ташкенте стоимостью $500 млн
Компания из Южной Кореи HAEAHN Architecture разработала мастер-план медицинского кластера на 420 га в...

18.10.2024 Видеоинтервью: Медицина как бизнес, самодиагностика и самолечение
Мы всегда знаем, какой врач нам нужен, хотя к узким специалистам пациентов направляет терапевт. Но мало...

18.10.2024 Дети с инвалидностью будут учиться в юридических техникумах бесплатно
Принято постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые...