Научно-исследовательский институт эпидемиологии
микробиологии и инфекционных заболеваний
1. После того как я начал принимать, выписанные мне антибиотики, у меня начался понос. Почему это происходит? Появление поноса на фоне приема...
2. Можно ли при дисбактериозе кишечнике употреблять молоко? ребенку 2 года, иногда даю пить кипяченое молоко ему, и каши на молоке едим каждый день. Ребенка рвет во время еды. Кроме рвоты ничего не беспокоит: ни болей в животе, ни поноса, ни температуры нет Строгого противопоказания...
3. Может ли дисбактериоз вызвать запор у взрослого? Да, хотя при дисбактериозе...
1. Знаете ли Вы, что избавиться от глистов навсегда просто невозможно! Есть...
2. Знаете ли Вы, что при глистной инвазии происходит дефицит макро и микро...
3. Знаете ли Вы, что упущенное в детстве лечение некоторых глистных инвазий,...
Выступление директора Европейского регионального бюро ВОЗ
Господин Председатель, Ваше Королевское Высочество кронпринцесса Дании Мэри, госпожа Генеральный директор, Первая леди Эстонии, ваши превосходительства, министры, партнеры, дамы и господа!
Для меня большая честь приветствовать вас и снова обращаться к вам на шестьдесят четвертой сессии Европейского регионального комитета и принимать вас в новом помещении Регионального бюро.
Как вы помните, мое стратегическое видение, представленное в 2010 г., берет свое начало в Уставе ВОЗ, где сказано, что обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав человека.
На сессии Регионального комитета в 2010 г. я обязалась добиться "улучшения здоровья жителей Европы".
Я представила семь стратегических приоритетных направлений действий, позволяющих достичь этой цели, которые формируют основу подотчетности в отношении достигнутого прогресса.
Как нам всем известно, за последние десятилетия показатели здоровья населения в Европейском регионе значительно улучшились. Общая продолжительность жизни выросла на 5 лет.Однако не все в равной мере ощутили эти улучшения, а неравенства в отношении здоровья продолжают накладывать свой негативный отпечаток на ситуацию в Регионе.
В наши дни основное бремя болезней приходится на неинфекционные заболевания, включая связанные с ними социальные, поведенческие и экологические детерминанты.
Кроме того, последние пять лет наш Регион живет в условиях глубокого экономического спада и режима строгой экономии, приводящих к сокращению функций общественного здравоохранения и меньшей доступности услуг здравоохранения.
Чтобы адекватно реагировать на эти вызовы, нужно начинать мыслить по-новому. В будущем здоровье должно занять более видное место в политической повестке дня.
Именно поэтому мы инициировали процесс разработки политики Здоровье-2020.
В течение последних пяти лет нашими совместными усилиями была полностью обновлена нормативная база деятельности в Европейском регионе ВОЗ, и в настоящее время идет процесс реализации ваших решений.
Теперь Здоровье-2020 является для нас объединяющей рамочной основой политики. Она устанавливает стратегические направления и ценностные ориентиры в целях улучшения здоровья и сокращения неравенств в отношении здоровья. Она включает четыре приоритетных направления для действий в области политики здравоохранения.
В ней признается ключевая роль социальных детерминант здоровья и необходимость выхода за рамки предоставления сугубо лечебных услуг и перехода к реализации ответных мер силами всего государства и всего общества.
Нарастает заинтересованность стран в реализации политики Здоровье-2020, и многие государства-члены берутся за эту непростую задачу. Мы делали все от нас зависящее, чтобы помочь странам в осуществлении необходимых приготовлений к скоординированному и интегрированному выполнению стоящих перед ними задач, учитывая при этом специфику их ситуации и их приоритеты.
Данная работа тесно согласована с повесткой дня в области развития на период после 2015 г.; кроме того, она вносит свой вклад в осуществление целей Рамочных программ ООН по оказанию помощи в целях развития на уровне стран.
Общественное здравоохранение занимает центральное место в процессе реализации политики Здоровье-2020. Неравенства в распределении бремени болезней в нашем Регионе демонстрируют наличие огромного потенциала для улучшения показателей здоровья.
Этот потенциал может быть реализован посредством осуществления профилактики, укрепления здоровья и грамотного ведения случаев заболеваний.
Мы должны инвестировать средства во вмешательства в области общественного здравоохранения, обладающие высокой затратоэффективностью, такие как научно обоснованные меры налогово-бюджетной политики, пакеты комплексных профилактических и ориентированных на укрепление здоровья мер, работа с социальными детерминантами здоровья и новые формы стратегического руководства. Средства необходимо инвестировать как в рамках самих систем здравоохранения с целью интеграции основных функций общественного здравоохранения, так и на уровне населения с использованием межсекторальных подходов.
Такая переориентация является сутью политики Здоровье-2020, успех которой зиждется на трех основных элементах, которые представлены на этом слайде.
Условием перехода к политике Здоровье-2020 является наличие сильной политической приверженности у правительств и сильной лидерской роли министров здравоохранения и учреждений общественного здравоохранения.
На протяжении следующих пяти лет ВОЗ обязуется оказывать вам поддержку в разработке, внедрении и согласовании национальных мер политики здравоохранения, работе с другими секторами, обеспечении наличия высококачественных и эффективных услуг медико-санитарной помощи, а также в укреплении услуг и потенциала общественного здравоохранения.
Целевые ориентиры политики Здоровье-2020 и система для их мониторинга станут инструментами для измерения прогресса и обеспечения подотчетности.
Ближайшие пять лет будут посвящены консолидации и полномасштабному осуществлению наших обязательств. Мы хотим добиться большей справедливости в отношении здоровья и сформировать более тесные связи между вопросами здравоохранения и устойчивого развития.
Наша цель – "улучшить здоровье жителей Европы, обеспечив справедливый и устойчивый результат".
Завтра я представлю вам наш пакет мер по реализации политики Здоровье-2020, поэтому не буду подробно говорить о нем в этой части своего выступления, чтобы уделить больше внимания приоритетным направлениям действий.
Сейчас я хочу сосредоточить ваше внимание на наших достижениях в приоритетных направлениях, а также подробно поговорить о наших дальнейших действиях.
Более подробно эти вопросы изложены в отчете за двухгодичный период 2012–2013 гг., а также в отчете о главных достижениях за последние пять лет.
Дамы и господа, улучшение здоровья и справедливости в отношении здоровья требует эффективного подхода, учитывающего все этапы жизни человека. На протяжении последних пяти лет были значительно активизированы меры по укреплению и защите здоровья на всех этапах жизни.
Имеющиеся фактические данные говорят о том, что нам необходимо сосредоточить наше внимание на поддержке развития в раннем детском возрасте и углублении интеграции между секторами здравоохранения и социального обеспечения. Для этого необходимо обеспечить многосекторальное сотрудничество, в особенности с такими секторами, как образование, социальная политика и трудоустройство, и завтра во время министерского обеда мы с вами обсудим этот вопрос.
Также продолжается разработка аналитических обзоров по вопросам сотрудничества с другими секторами, и в качестве примера завтра на министерском обеде вам будет представлен обзор по вопросам сотрудничества с сектором образования. В 2015 г. мы также планируем провести министерскую конференцию, посвященную охране здоровья с учетом всех этапов жизни человека.
До настоящего времени главным направлением нашей работы была активизация усилий по достижению Целей развития тысячелетия (ЦРТ), связанных со здоровьем, и эта работа над незавершенной повесткой дня будет продолжена. Цели повестки дня в области развития на период после 2015 г. позволят умножить предпринимаемые в настоящее время усилия и дадут новый импульс работе в этом направлении на ближайшие несколько лет.
Мы принимаем активное участие в процессе формирования этой повестки дня и взаимодействуем со всеми заинтересованными сторонами. Как было отмечено на региональном консультационном совещании в Турции, Здоровье-2020 заложит основу для реализации этого нового перспективного видения в Регионе. Сегодня во время министерского обеда у нас будет возможность более подробно обсудить эту тему.
Регион достиг существенного прогресса в области охраны здоровья детей и подростков, но при этом в этой сфере все еще существуют огромные различия.
Государства-члены приняли комплексные меры и улучшили качество медицинской помощи.Результаты говорят сами за себя, как например, снижение в 2012 г. показателя смертности детей в возрасте до пяти лет в странах Кавказа и Центральной Азии до 36 случаев на тысячу живорожденных.
Обновленная стратегия охраны здоровья детей и подростков, которая будет представлена в среду, является великолепным средством определения наиболее приоритетных действий.
Европейский доклад о предупреждении жестокого обращения с детьми послужил основой для создания Европейского плана действий, и в среду у нас будет возможность его обсудить.
Еще одно направление, в котором мы наблюдаем существенный прогресс, – это охрана материнского здоровья. В 2013 г. коэффициент материнской смертности снизился до уровня 17 смертей на 100 000 живорождений. Страны Восточной и Центральной Европы больше всех выиграли от реализации инициатив "Эффективная перинатальная помощь" и "Что стоит за цифрами".
Внедрение современных, эффективных средств контрацепции и продвижение программ образования по вопросам сексуальности способствовало сокращению числа нежелательных беременностей. Сексуальное и репродуктивное здоровье и связанные с ними права станут тем направлением, на котором в будущем мы сделаем больший акцент.
Неинфекционные заболевания (НИЗ) являются основной составляющей бремени болезней, при этом около 80% случаев связанной с ними преждевременной смертности считаются предотвратимыми.
Работая над реализацией Европейского плана действий в отношении НИЗ, мы сосредоточились на укреплении межсекторальных мер и стратегий в соответствии с Глобальным планом действий и политикой Здоровье-2020.
Эта работа уже начала приносить свои очевидные плоды. Значительно увеличилось количество государств-членов, имеющих национальную интегрированную политику в отношении НИЗ. Страны также укрепили свои системы мониторинга благодаря адаптации глобального механизма мониторинга к своим национальным потребностям.
Уровень общей смертности от НИЗ демонстрирует тенденцию к снижению, а преждевременная смертность от сердечно-сосудистых заболеваний в целом сокращается по всему Региону.
Как показано на этом слайде, вероятность умереть от болезни сердца или инсульта до достижения 64 лет снижается во всех частях Региона начиная с 2000 года – и этим по праву можно гордиться. Однако при этом между странами сохраняются огромные различия, которые необходимо устранить.
В 2013 г. в Туркменистане вы утвердили Ашхабадскую декларацию по профилактике и борьбе с неинфекционными заболеваниями. Более подробно речь об этом пойдет в среду. Пользуясь этой возможностью, я хочу через присутствующего здесь министра здравоохранения передать слова благодарности Президенту Туркменистана за проведение этой важной конференции.
Теперь мы располагаем убедительными экономическими аргументами в пользу принятия мер по укреплению здоровья и профилактике заболеваний.
Имеющиеся научные данные демонстрируют, что инвестиции в профилактику начинают окупаться уже в кратко- и среднесрочном периоде (а не только в долгосрочной перспективе), что делает их более привлекательными для лиц, определяющих политику в этой области.
Рассмотрим в качестве примера ишемическую болезнь сердца: 50–75% недавнего снижения уровня связанной с ней смертности обусловлено мерами профилактики, направленными на работу с факторами риска. При этом на медицинское лечение приходится приблизительно 25–50% этого снижения.
Тем не менее, правительства стран тратят в лучшем случае лишь незначительную часть своих бюджетов здравоохранения на профилактику.
Не менее приоритетным направлением должно стать ведение НИЗ.
В ходе проведения междисциплинарных оценок были выявлены следующие потребности: обеспечение всеобщего доступа к основным лекарственным средствам для лечения гипертензии, диабета и рака; повышение уровня использования услуг; повышение числа проводимых оценок рисков развития сердечно-сосудистых заболеваний; обеспечение грамотного использования методов скрининга на рак.
Эти вопросы вызывают значительную обеспокоенность и требуют применения согласованных подходов общественного здравоохранения в ближайшие пять лет.
Воздействие на факторы риска остается приоритетным направлением. На протяжении последних лет мы по мере надобности обновляли стратегии и планы действий.
В своей работе мы руководствовались итогами успешной конференции, состоявшейся в Вене, и, в соответствии с принятым на ней решением, нами был разработан Европейский план действий в области пищевых продуктов и питания.
Он включает ряд приоритетных мер, направленных на решение основных проблем, связанных с рационом питания, и его подробное обсуждение состоится в среду.
На конференции в Узбекистане, состоявшейся ранее в этом году, были проведены межотраслевые обсуждения таких вопросов, как рацион, питание, безопасность пищевых продуктов и продовольственная безопасность.
Следует отметить, что в результате принятия несколькими странами соответствующих мер политики был достигнут существенный прогресс, в частности удалось значительно снизить потребление соли.
Кроме того, мы работаем над созданием плана действий в отношении физической активности, как было предложено в Венской декларации, который будет представлен Региональному комитету в следующем году.
Несмотря на то, что в наш Регион входит наибольшее число стран, присоединившихся к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ) (50 из 53), в нем, к сожалению, также наблюдается самый высокий показатель распространенности курения среди взрослых. Именно поэтому сокращение потребления табака входит в число наших приоритетов, и многие государства-члены в настоящее время реализуют инициативы, служащие образцовым примером работы в этой области.
Завтра мы с Генеральным директором проведем торжественную церемонию вручения некоторым государствам-членам нашего Региона наград в честь Всемирного дня без табака, отмечая тем самым их лидерство и приверженность.
Новая директива Европейского союза в отношении табачной продукции является важным прогрессивным шагом в борьбе против табака, и ВОЗ намерена всецело поддерживать ее исполнение.
Протокол о ликвидации незаконной торговли табачными изделиями служит прекрасным инструментом борьбы с незаконной трансграничной торговлей, и я призываю всех вас ратифицировать его.
Я считаю, что достижение глобального целевого ориентира по сокращению потребления табака на 30% к 2025 г. в Европе является вполне реалистичной задачей.
Более того, я разделяю ваше амбициозное стремление сделать наш Регион территорией, свободной от табака, как это было сформулировано вами в Ашхабадской декларации.
Я решительно настроена активизировать оказание нами поддержки действиям в этой области и планирую в следующем году представить вашему вниманию план действий в отношении табака, призванный способствовать реализации РКБТ.
Дамы и господа, позвольте теперь обратить ваше внимание на вопрос инфекционных заболеваний. Несмотря на то, что Регион усилил ответные меры, предпринимаемые в этой области, у нас все еще остаются нерешенные проблемы, и продолжают возникать новые трудности.
Учитывая, что, по оценкам, в Регионе ежегодно происходит 350 000 новых случаев заболевания и наблюдаются самые высокие в мире показатели распространенности туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью, борьба против туберкулеза остается приоритетом в Регионе.
Благодаря вашей приверженности и поддержке наших партнеров, реализация Европейского плана действий приводит к ощутимым результатам. В настоящее время выявляется более половины оценочного числа случаев заболевания. А увеличение показателя охвата лечением до 96% в 2013 г. может по праву считаться серьезным успехом, которого удалось добиться в течение всего лишь одного года.
Однако по показателю успешности лечения мы наблюдаем менее удовлетворительную картину, что в основном вызвано трудностями, с которыми сталкиваются системы здравоохранения, и отсутствием эффективных лекарств.
Мы должны стремиться к тому, чтобы достичь элиминации туберкулеза еще при жизни нынешнего поколения. Для этого нам необходимо заручиться приверженностью политических и научных кругов.
Нужно принимать меры по оказанию воздействия на социальные детерминанты здоровья и по обеспечению равного доступа к качественной медицинской помощи для всех пациентов.
В сфере ВИЧ/СПИДа предпринимаемые совместно с нашими партнерами усилия по реализации Европейского плана действий также приводят к успехам.
Услуги по тестированию и консультированию в связи с ВИЧ становятся все более доступными. Удалось достичь существенного прогресса на пути к элиминации передачи ВИЧ от матери ребенку. В настоящее время большее число людей получают антиретровирусное лечение, что также имеет большое значение для профилактики инфицирования.
Даже несмотря на то, что в восточной части Региона охват лечением значительно увеличился (на 52%), он все еще является низким.
И, несмотря на все усилия, нам пока не удалось обуздать эпидемию. Число случаев ВИЧ-инфекции продолжает повышаться на 7% с 2010 г. Показатели охвата лечением не поспевают за ростом числа ВИЧ-инфицированных лиц. Эпидемия все еще сконцентрирована в ключевых группах населения, которые сталкиваются со структурными барьерами для доступа к услугам.
Нам необходимо расширить масштабы адресных вмешательств. Научно обоснованные подходы, в особенности направленные на ключевые группы населения, включая программы снижения вреда для потребителей инъекционных наркотиков, должны быть в полной мере внедрены во всех странах.
В этом году состоялась очередная замечательная конференция по вопросам ВИЧ/СПИДа в Москве. Я рада проинформировать вас о том, что мы договорились с министром здравоохранения Российской Федерации о создании совместной рабочей группы. В настоящее время эта группа проводит обзор имеющихся фактических данных о стратегиях снижения вреда, которые, может быть, приведут к изменениям в стратегических подходах.
У нас будет возможность подробно обсудить эти вопросы в четверг.
С момента принятия Европейского плана действий, основанного на подходе "Единое здравоохранение", нами был достигнут значительный прогресс в борьбе с устойчивостью к противомикробным препаратам.
Мы сделали акцент на поддержке стран в наращивании соответствующего потенциала, обеспечении надежных средств диагностики, проведении национального эпиднадзора, реализации программ инфекционного контроля, внедрении мер государственной политики, направленной на благоразумное использование антибиотиков, и создании межсекторальных координационных механизмов.
Теперь впервые за все время у нас есть данные об устойчивости к противомикробным препаратам и потреблении антибиотиков в ряде стран, не входящих в ЕС.
Мы продолжаем взаимодействовать с Европейским центром профилактики и контроля заболеваний (ECDC), чтобы расширить проведение Европейского дня знаний об антибиотиках на все страны Региона.
С детальной информацией о реализации Европейского стратегического плана действий по проблеме устойчивости к антибиотикам можно ознакомиться в отчете о ходе работы, который будет представлен вам в четверг.
Благодаря переосмыслению проблемы устойчивости к противомикробным препаратам, она была признана серьезной угрозой для общественного здравоохранения в глобальном масштабе, и государства-члены Европейского региона сыграли в этом процессе решающую роль. В четверг мы обсудим, каким образом будет осуществляться разработка глобального плана действий.
Позвольте мне поздравить Нидерланды с успешным проведением совещания, посвященного вопросам устойчивости к противомикробным препаратам, связанным с подходом "Единое здравоохранение", а также выразить признательность Норвегии, Швеции и Соединенному Королевству, которые проведут у себя аналогичные мероприятия до конца этого года, и Дании за лидерство, продемонстрированное во время ее председательства в Европейском союзе.
Значительные успехи были достигнуты в области иммунизации. Эффективно функционирующие программы иммунизации, обеспечивающие высокий уровень охвата, и внедрение новых вакцин позволили спасти жизнь многим людям. Однако в этот решающий момент нам ни в коем случае нельзя снижать набранный темп. Нам нужно работать над преодолением имеющихся трудностей, например, таких как отказ от прививок и охват групп высокого риска.
В ответ на поступившие просьбы мы подготовили Европейский план действий в отношении вакцин, который будет представлен вам в среду.
Хочу воспользоваться этой возможностью, чтобы поблагодарить Ее Королевское Высочество кронпринцессу Дании Мэри за активное отстаивание интересов здоровья матери и ребенка, а также за ее постоянную поддержку Европейской недели иммунизации. Я с нетерпением жду нашей поездки в Таджикистан, и для меня будет большая честь сопровождать Вас.
Несмотря на прогресс в отношении достижения цели элиминации кори и краснухи к 2015 г., Регион подвергается серьезной опасности в связи со вспышками и продолжающейся передачей инфекции.
Сейчас, более чем когда-либо, мы нуждаемся в сильной политической приверженности вопросу внедрения "Пакета активизированных действий" наряду с дальнейшим построением крепких партнерств.
Хотя риск передачи полиомиелита в Регионе остается низким, мы должны сохранять бдительность, обеспечивая высокое качество данных эпиднадзора и высокий уровень коллективного иммунитета.
После объявления вспышки полиомиелита "чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение", мы готовы работать с государствами-членами и нашими партнерами, оказывая им поддержку в выполнении временных рекомендаций. Более подробная информация по этому вопросу, а также по вопросу заключительного этапа ликвидации полиомиелита будет представлена вам в четверг.
Процесс элиминации малярии в Регионе к 2015 г. близится к завершению, учитывая, что в 2013 г. было зарегистрировано только 37 случаев заболевания всего лишь в двух странах.
Несколько стран уже начали реализацию рамочной программы по борьбе с трансмиссивными болезнями после того, как она была утверждена Региональным комитетом.
Дамы и господа, позвольте теперь обратить ваше внимание на еще одно важное направление – безопасность общественного здоровья.
За последнее время Генеральный директор объявила две чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения, имеющие международное значение: международное распространение дикого полиовируса в мае и вспышка Эболы в Западной Африке в августе.
Вспышка Эболы вызывает все большее беспокойство в связи с продолжающимся увеличением числа случаев заболевания и вызванных им смертей. Региональное бюро поддерживает глобальные усилия по принятию ответных мер. На данный момент мы уже подключили к этой работе трех своих сотрудников, в том числе директора нашего Отдела инфекционных заболеваний, обладающего большим опытом в области реагирования на подобные вспышки. Еще 23 сотрудника сейчас готовятся к тому, чтобы в ближайшем будущем подключиться к этой работе.
ВОЗ подготовила дорожную карту, призванную направлять и координировать международные меры в ответ на данную вспышку, и я призываю вас всех поддержать нас в этой работе. Более подробно вы узнаете об этом завтра из выступления Генерального директора, а также на сессии в четверг.
Кроме того, на протяжении последних 12 месяцев произошло несколько стихийных бедствий и конфликтов, приведших к возникновению гуманитарных кризисов.
Среди них – сильное наводнение на Балканах, от которого особенно пострадали Босния и Герцеговина, Хорватия и Сербия.
Конфликт в Сирийской Арабской Республике продолжает оказывать побочное воздействие на наш Регион, в особенности на южные районы Турции.
Я благодарю Правительство Турции за выдающуюся поддержу, оказанную им во время проведения кампаний по иммунизации против полиомиелита в Сирийской Арабской Республике, благодаря которой нам удалось дополнительно охватить более 1 млн детей. Кроме того, поддержка, предоставляемая ими беженцам, должна служить примером для подражания.
Мы присоединились к совместным усилиям учреждений ООН по оказанию трансграничной помощи – работе, которая тесно координируется с Региональным бюро ВОЗ для стран Восточного Средиземноморья и штаб-квартирой. В настоящее время мы расширяем масштабы своего присутствия в южных районах Турции, чтобы увеличить потенциал для реализации ответных мер.
Мы расширили масштабы своих операций в ответ на гуманитарный кризис в Украине, оказывая поддержку Министерству здравоохранения и местным органам власти с целью устранения пробелов в необходимых мерах по охране здоровья внутренне перемещенных лиц и местного населения, затронутого кризисом.
ВОЗ обеспечивает руководство, координацию и предоставляет поддержку национальным и международным партнерам сектора здравоохранения. После проведения успешного совещания с донорами в Женеве на прошлой неделе, мы надеемся, что у нас появится возможность активизировать свою поддержку.
Мы также вносили свой вклад в противодействие и другим глобальным кризисам, направляя сотрудников для участия в различных чрезвычайных операциях.
Все подобные события сопряжены с существенными трудностями.
Мы готовы и далее поддерживать обеспечение готовности и принятие ответных мер во всех государствах-членах в связи с любыми угрозами для здоровья населения и чрезвычайными ситуациями, применяя многосекторальный подход с учетом самых разных факторов риска.
Прекрасную нормативно-правовую основу в этом контексте обеспечивают ММСП.
Лето нынешнего года стало важной вехой в развитии ММСП: в июне 2014 г. истекли сроки первой двухлетней отсрочки для создания основных возможностей. Мы попросим вас представить свои комментарии с точки зрения Региона к предложенному глобальному координационному механизму, который будет обсуждаться в четверг.
А теперь, дамы и господа, позвольте мне затронуть еще одну, не менее важную, тему: укрепление систем здравоохранения.
За последние пять лет нами была проделана существенная работа со странами, четко ориентированная на конечные показатели здоровья, а не только на изменения в системах.
Осуществление Таллиннской хартии по-прежнему идет полным ходом.
В честь пятой годовщины подписания Хартии в прошлом году в Эстонии прошло совещание высокого уровня. Оно стало уникальной платформой для обсуждения расширения сфер деятельности, улучшения здоровья населения и согласования направлений для дальнейших усилий, тем самым сводя в единое целое обязательства, вытекающие из Таллиннской хартии, основы политики Здоровье-2020 и стремление к обеспечению всеобщего охвата услугами здравоохранения. Подробнее мы расскажем вам об итогах этого совещания во вторник.
На сессии Регионального комитета в следующем году мы представим итоговый отчет о реализации положений Таллиннской хартии вместе с нашими предложениями относительно общего укрепления систем здравоохранения с акцентом на общественное здравоохранение и многосекторальные подходы.
В рамках Таллиннского процесса мы продолжаем работать в сфере оказания согласованных и комплексных услуг здравоохранения, ориентированных на нужды людей, наряду с мерами по усилению связи между улучшением показателей здоровья и укреплением систем здравоохранения, которые уже привели к ощутимым результатам.
Состоявшееся в прошлом году в Казахстане мероприятие в честь тридцать пятой годовщины принятия Алма-Атинской декларации дало отличную возможность по-новому взглянуть на стратегическое видение первичной медико-санитарной помощи. Они образуют основу для нашей работы по оказанию согласованных и комплексных услуг, в тесной связи с больницами и услугами социальной и длительной помощи, ориентированными на нужды людей.
Еще одним направлением для нашей интенсивной поддержки государств-членов стало изучение и информирование о последствиях экономического кризиса для здоровья людей.
Эта работа опирается на 10 ключевых выводов и рекомендаций относительно политики, ставших итогом совещания высокого уровня в Осло.
Эти рекомендации уже успели зарекомендовать себя как весьма эффективный инструмент, позволяющий министрам здравоохранения вести диалог с министрами финансов и премьер-министрами.
Наконец, еще одно ключевое стратегическое направление нашей работы – это обеспечение всеобщего охвата услугами здравоохранения, которое определяет наши усилия по укреплению систем здравоохранения в контексте политики Здоровье-2020.
Всеобщий охват призван обеспечивать справедливость в доступе к услугам и в их результатах, и он способствует сокращению социальных неравенств. Нам важно обеспечить возможности для устойчивого развития в долгосрочной перспективе, вместе с этим обеспечивая финансовую защиту, и эта работа станет для нас крайне важной целью на ближайшие годы.
Флагманские курсы проводятся каждый год и уже сейчас признаются важным подспорьем для государств-членов.
Курсы посвящаются различным актуальным вопросам, включая комплексный подход к системам здравоохранения и их финансирование, и содействуют государствам-членам в переходе к всеобщему охвату услугами здравоохранения.
Мы также должным образом реагировали на увеличивающееся количество просьб от государств-членов об оказании им поддержки в проведении широких системных реформ медико-санитарной помощи и переходе к стабильно развивающимся и устойчивым системам здравоохранения.
В центре внимания при этом оказались модели оказания услуг с упором на потребности людей, скоординированные с политикой финансирования; повышение эффективности систем здравоохранения; дополнительное инвестирование в охрану общественного здоровья; переход ко всеобщему охвату услугами здравоохранения.
Ведется постоянное совершенствование информационных и аналитических ресурсов Регионального бюро.
Ведется регулярное обновление баз данных, ежегодно публикуются основные показатели здравоохранения, а также вырабатываются показатели здоровья и благополучия для мониторинга политики Здоровье-2020.
Немалое внимание в своей работе мы уделяем фактическим данным для выработки политики, и в этой сфере мы осуществляем несколько важных инициатив, таких как Осенняя школа по информации здравоохранения в Турции и возрождение Сети информации здравоохранения для республик Центральной Азии (CARINFONET). Также начинает работу наш интернет-портал по информации здравоохранения, работающий по принципу "одного окна".
На техническом брифинге в среду мы предоставим подробную информацию, а также продемонстрируем ряд новых инструментов.
Мне хотелось бы особо отметить ценность научных рекомендаций в отношении выработки политики, предоставляемых нам Европейским консультативным комитетом по научным исследованиям в сфере здравоохранения.
Я искренне приветствую здесь председателя Комитета профессора Tomris Turmen, вице-председателя профессора Roza Adany и членов Комитета.
Дамы и господа, обеспечение устойчивости местных сообществ и создание поддерживающей среды находится в центре внимания политики Здоровье-2020.
Уже более чем 25 лет Европейский процесс "Окружающая среда и охрана здоровья" является, по сути, примером практического применения политики Здоровье-2020.
Процесс наглядно демонстрирует широкие возможности для сотрудничества между различными секторами и представляет собой уникальную многосекторальную платформу для формирования и осуществления повестки дня. Он предполагает воздействие на ключевой набор связанных с окружающей средой детерминант, которые до сих пор являются причиной 20% всех случаев смерти в Регионе.
Возможность обсудить достигнутый прогресс нам представится в четверг, а сейчас позвольте мне отметить, что обновленная структура стратегического руководства, утвержденная на Пармской министерской конференции, успешно внедряется на практике.
Важной вехой для процесса станет совещание высокого уровня по среднесрочному обзору, которое послужит началом процесса формирования повестки дня для Шестой министерской конференции по окружающей среды и охране здоровья.
В ближайшие годы процесс "Окружающая среда и здоровье" не утратит своей актуальности, поскольку в наше время сохраняются такие нерешенные вопросы, как загрязнение воздуха, химическое загрязнение и неудовлетворительные водоснабжение и санитария в некоторых частях Региона, а также появляются новые вызовы, связанные с новыми технологиями и изменением климата.
С другой стороны, глобальные тенденции не могут не повлиять на европейскую повестку дня. Важной вехой в этом отношении станет организованный Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций диалог, который начнется на следующей неделе.
Я хотела бы затронуть вопрос реформы ВОЗ в Регионе. Ее обсуждение будет проходить сегодня во второй половине дне, а сейчас позвольте мне отметить два момента.
Во-первых, мы внесли немалый вклад во все аспекты реформы, в том числе и посредством ее полномасштабной реализации в Регионе в духе "единой ВОЗ".
Во-вторых, хотелось бы отметить серьезную работу, которую мы проделали в сфере стратегического руководства в нашем Регионе. Усилия по укреплению роли нашего руководящего органа – Регионального комитета – а также структур стратегического руководства в Региональном бюро опираются на процессы глобального реформирования Организации и одновременно поддерживают их.
Мы укрепили в нашем Регионе сотрудничество с партнерами и сетями, осуществляя активное взаимодействие и гармонизируя наши стратегии. Это позволило нам оказывать более эффективную поддержку государствам-членам.
Сотрудничество с Европейским союзом обеспечивает прочную основу для деятельности, открывает широкие возможности и дает дополнительные преимущества.
Региональное бюро совместно с Европейской комиссией в полном объеме выполнило положения Московской декларации, а также расширило сотрудничество с Европейским парламентом и странами, председательствующими в Европейском союзе.
Значительный прогресс был достигнут в сфере сотрудничества с другими организациями в системе ООН.
В дополнение к интенсивному сотрудничеству в сфере ЦРТ, развития после 2015 г. и защиты интересов народности рома, мы приняли решение создать межучрежденческую рабочую группу по НИЗ и социальным детерминантам здоровья под руководством ВОЗ.
Мы подготовили набор руководящих принципов для поддержки страновых групп ООН в этой деятельности, обеспечивая в повестке дня социального развития – равно как и во всех других областях нашего сотрудничества – надлежащее внимание к здравоохранению.
Я хотела бы выразить благодарность за поддержку региональному директору Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) г-же Cihan Sultanoğlu.
Во второй половине дня в среду мы вместе представим вам эту работу на заседании, посвященном партнерствам, подробно рассказав о сотрудничестве с организациями в системе ООН на региональном и страновом уровнях.
Мы также укрепили наше взаимодействие с гражданским обществом, и я рада отметить, что и в этом году на сессии РК присутствует немало неправительственных организаций (НПО). Мы уже опубликовали на нашем веб-сайте заявления НПО, и Председатель сделает все возможное, чтобы выделить время для их выступлений в ходе заседаний. Большой честью для меня, выступая от имени ВОЗ, стало получение ежегодной награды Европейского пульмонологического фонда 2014 г.
Также было расширено и углублено взаимодействие с другими партнерами, в особенности с Всемирным банком, Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Глобальным фондом для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией, Альянсом ГАВИ, Советом Европы и агентствами в области развития.
Благодаря связям с партнерствами в области здравоохранения принципиально новых типов, наша совместная работа получила дополнительную поддержку и будет по-прежнему играть ключевую роль.
Здесь можно отметить, в частности, Сеть здравоохранения Юго-Восточной Европы (SEEHN), Евразийское экономическое сообщество, Партнерство "Северное измерение", Совет СНГ, сети по вопросам политики (в том числе европейские сети "Здоровые города" и "Регионы за здоровье"), а также сети ВОЗ по укреплению здоровья.
Мы установили тесные рабочие взаимоотношения с государствами-членами.
Я сама посетила многие страны Региона, где мне выпала честь встречаться с президентами, премьер-министрами, министрами здравоохранения и главами других министерств и ведомств.
Я выступала за то, чтобы вопросы здравоохранения стояли во главе повестки дня правительств, агитируя за осуществление политики Здоровье-2020 и совместно согласованных приоритетов, а также за укрепление межсекторального взаимодействия и механизмов.
Многие министры и официальные делегации посещали Региональное бюро, получая от нас подробную информацию о техническом сотрудничестве.
Мы также начали процесс подготовки стратегий странового сотрудничества; три такие стратегии уже представлены в окончательном виде, и еще две будут подписаны в скором времени. Планируется, что в ближайшие пять лет такие стратегии будут более последовательно и широко внедряться и в других странах, где нет офисов ВОЗ.
Дальнейшие меры по укреплению страновых офисов немало способствовали нашей работе со странами, в странах и в интересах стран.
Мы планируем еще больше активизировать оказание поддержки государствам-членам посредством открытия представительств ВОЗ в тех странах, где это будет нужно и уместно, при условии наличия необходимых средств.
Дополнительная информация по этой теме будет представлена вам на техническом брифинге во вторник.
Мы сделали более эффективной коммуникацию, делая нашу информацию и сообщения более доступными и понятными. Благодаря прямым трансляциям в интернете процесс стратегического руководства стал более прозрачным для широкой аудитории.
Мы провели немало успешных кампаний, использовали социальные сети для охвата новых аудиторий и акцентировали внимание на коммуникации на уровне стран, стремясь удовлетворять растущий объем запросов от государств-членов.
Я обязалась сделать все для того, чтобы Региональное бюро играло роль лидера в здравоохранении, будучи, таким образом, организацией, использующей в своей работе крепкие научные данные на благо всего Региона.
Одним из приоритетов было повышение актуальности нашей работы с технической точки зрения. Используя имеющиеся ресурсы, я оптимизировала и реструктуризировала административную поддержку в рамках Регионального бюро, чтобы высвободить ресурсы для укрепления столь необходимого для нас технического потенциала.
Несомненно, большой вклад в достижение столь высоких результатов внесла усердная и самоотверженная работа наших сотрудников.
Технический потенциал укреплялся не только за счет найма новых кадров, но и благодаря более разумному использованию имеющихся ресурсов и сетей, включая сотрудничающие центры и потенциал в странах.
Весомый вклад в нашу работу вносят географически удаленные офисы (ГУО), действующие благодаря щедрой поддержке правительств Германии, Испании и Италии. Я признательна государствам-членам за помощь в наращивании потенциала Регионального бюро.
Два года назад, а также в прошлом году Региональный комитет пересмотрел свою политику в отношении ГУО и достиг консенсуса о дальнейших шагах. Я хотела бы поблагодарить вас за это.
Щедрая поддержка Правительства Казахстана позволила нам подписать соглашение о размещении в этой стране нового ГУО по укреплению первичной медико-санитарной помощи.
На этой сессии Регионального комитета мы также подпишем соглашение с Российской Федерацией о финансировании проекта, направленного на укрепление систем здравоохранения в сфере профилактики и борьбы с НИЗ, и которое также положит начало усилиям по открытию нового ГУО в Москве. Средства на эти задачи уже выделены.
Наконец, мы заключим с Турцией соглашение о размещении в Стамбуле офиса по обеспечению готовности к гуманитарным и медико-санитарным чрезвычайным ситуациям.
Огромное значение для меня имеет организация в Региональном бюро мотивирующих и безопасных условий для работы. Это возможно только при наличии надежной финансовой основы и разумного руководства.
Мы предприняли немало усилий, направленных на улучшение финансирования в целом, и постоянно стремимся повышать эффективность административной работы, при этом сдерживая административные расходы. Я уверена, что сегодня положение Регионального бюро с административной и финансовой точки зрения более устойчиво, чем раньше.
Наша нынешняя цель – консолидировать и еще больше укрепить внутреннюю управленческую и административную эффективность, добиваясь при этом технического совершенства посредством проведения коллегиальной экспертизы и внешних оценок, находя пути дальнейшего улучшения качества технической работы.
Уважаемые делегаты! За время, прошедшее с 2010 г., все мы многого достигли и многому научились. Однако на этом наша работа еще не завершена.
Перед нами стоит множество новых вызовов, но также открываются и новые возможности.
Мы не должны терять оптимизма, ибо сейчас здоровью уделяется так много внимания, как никогда раньше.
Я обязуюсь работать вместе с вами, государствами-членами и партнерами, чтобы воплотить в жизнь все то, что мы вместе сочли необходимым.
Стремясь к улучшению здоровья жителей Европы – то есть населения всех наших стран – мы также хотим обеспечить для всего континента более справедливые и устойчивые результаты развития.
Спасибо за внимание!
Источник: euro.who.int
19.10.2024
Южнокорейская HAEAHN разработала мастер-план медкластера в Новом Ташкенте стоимостью $500 млн
Компания из Южной Кореи HAEAHN Architecture разработала мастер-план медицинского кластера на 420 га в...
18.10.2024
Видеоинтервью: Медицина как бизнес, самодиагностика и самолечение
Мы всегда знаем, какой врач нам нужен, хотя к узким специалистам пациентов направляет терапевт. Но мало...
18.10.2024
Дети с инвалидностью будут учиться в юридических техникумах бесплатно
Принято постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые...