Министерство Здравоохранения Республики Узбекистан
Научно-исследовательский институт эпидемиологии
микробиологии и инфекционных заболеваний
Назад
uz ru en

1. Знаете ли Вы, что избавиться от глистов навсегда просто невозможно! Есть...

2. Знаете ли Вы, что при глистной инвазии происходит дефицит макро и микро...

3. Знаете ли Вы, что упущенное в детстве лечение некоторых глистных инвазий,...

Пред. год 2024
     
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1

Углубление демократических реформ и формирование гражданского общества – основа будущего Узбекистана

10.12.2013

Дорогие друзья!

Мне доставляет огромное удовлетворение приветствовать вас в этом прекрасном и неповторимом зале, выразить всем вам свое искреннее уважение и поздравить с 21-й годовщиной принятия Конституции страны, создавшей прочный фундамент строительства нового государства, нового общества.

У нас есть сегодня все основания для того, чтобы заявить о том, что Конституция Республики Узбекистан, принятая 8 декабря 1992 года, стала главной правовой и законодательной основой построения независимого демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой, формирования в стране гражданского общества, где главной ценностью становятся интересы, права и свободы человека, обеспечивается верховенство закона.

У нас есть все основания для того, чтобы утверждать, что принципы и положения, долгосрочные цели и задачи, заложенные в Конституции, а также правильно избранная и глубоко продуманная Стратегия достижения поставленных целей явились надежным и решающим фактором, определившим коренные изменения и осуществление важнейших общественно-политических, социально-экономических и гуманитарных реформ, выход нашей страны на те рубежи, которыми мы можем по праву гордиться.

Сама наша жизнь дает все основания для того, чтобы заявить о правильности избранной нами модели реформирования и модернизации страны, получившей широкую известность и признание в мире как «узбекская модель», которая в полной мере вытекает из заложенных в нашей Конституции положений.

Суть этой модели, как известно, сконцентрирована в пяти принципах – деидеологизация экономики, обеспечение верховенства закона, признание регулирующей роли государства как главного реформатора, реализация сильной социальной политики с учетом специфических особенностей страны, а также поэтапность осуществляемых политических и экономических реформ.

Думаю, сегодня нет особой необходимости доказывать кому-то, что осуществление масштабных демократических, социально-экономических, политических и судебно-правовых реформ может иметь успех только на основе поэтапности, последовательности, преемственности и эволюционного развития.

Сама жизнь еще и еще раз доказывает неприемлемость искусственного форсирования демократических процессов. Путь революционных переворотов и силовых методов утверждения власти, как мы видим, приводит, как правило, к контрпродуктивным результатам.

Высокие рубежи, которых мы достигли в либерализации и демократизации общества, обеспечении устойчивого и стабильного развития экономики, рост благосостояния и качества жизни населения, достойное для страны положение на международной арене – все это, прежде всего, результат глубоко продуманных, отвечающих современным демократическим требованиям реформ по формированию национальной государственности и политической системы, базирующихся на принципах сдержек и противовесов, разделения функций и полномочий законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, обеспечения приоритета интересов, прав и свобод человека, а также общепризнанных нормах международного права.

Принципиально важное значение имели кардинальные демократические и рыночные преобразования в экономике, создание беспрецедентно благоприятных условий и предоставление льгот и преференций для развития малого бизнеса и предпринимательства, фермерства как решающей формы хозяйствования на селе, принятие большого пакета законодательных актов по защите частной собственности и прав собственников, формирование исключительно надежных условий и режима благоприятствования для иностранных инвесторов, постоянное совершенствование правовой и законодательной базы и необходимых условий для ведения бизнеса.

Особо хотел бы подчеркнуть, что в создании в стране исключительно благоприятных и приоритетных условий для малого бизнеса и частного предпринимательства, опережающего развития частной собственности мы видим важнейший источник не только роста экономики, доходов и занятости населения, но и формирования среднего класса, который сегодня становится основной опорой и двигателем демократических реформ.

Обобщая сказанное, хотел бы еще раз повторить очень важную истину – процесс реформ, демократизации и обновления общества – это не разовый и одномоментный, а непрерывно продолжающийся процесс, преследующий в конечном итоге понятные, находящие поддержку у населения цели.

Убежден, что именно в этом мы должны видеть важнейшие условия и гарантии для обеспечения успеха осуществляемых глубоких реформ, демократического обновления и модернизации страны.

Не секрет, что, исходя из этого понимания целей и задач реформирования нашего общества, широкую популярность и поддержку получили и получают сегодня известные лозунги – «Реформа не ради реформ, а для человека» и «Не разрушай старый дом, не построив нового».

Вместе с тем мы отдаем себе отчет в том, что поступательное движение Узбекистана по пути реализации принципов, заложенных в Конституции, масштабное реформирование и демократические преобразования в государственном, общественно-политическом, социально-экономическом строительстве, в гуманитарной сфере, в первую очередь кардинальный пересмотр и обновление сферы образования, динамичный рост уровня и качества жизни населения коренным образом изменили умонастроение людей и облик нашей страны, ее место в мировом сообществе.

Самое наглядное и конкретное представление о беспрецедентных переменах, происходящих в стране, дают некоторые показатели экономического развития за истекшие 22 года нашего независимого развития.

Экономика Узбекистана за этот период выросла в 4,1 раза, в расчете на душу населения – не менее чем в 3 раза, при том что население Узбекистана за этот период увеличилось почти на 9,7 миллиона человек и составляет сегодня около 30,5 миллиона человек.

Несмотря на серьезное воздействие, которое оказывает продолжающийся мировой финансово-экономический кризис, ежегодный прирост валового внутреннего продукта (ВВП) в 2008-2013 годах превысил 8 процентов, в 2014 году этот показатель предусматривается в размере 8,1 процента. Такие темпы роста экономики можно отметить среди немногих стран в мире.

Реальные совокупные доходы на душу населения за годы независимости возросли в 8,2 раза.

Обеспечивается сбалансированность макроэкономических показателей и ежегодный профицит Государственного бюджета.

Государственный внешний долг страны не превышает 16 процентов к ВВП, а внутренний долг имеет нулевое значение, растут объемы экспорта и золотовалютных резервов.

За годы независимого развития в экономике страны освоено в расчете на доллары свыше 162 миллиардов долларов капитальных вложений, из них более 56 миллиардов долларов иностранных инвестиций.

Объем капитальных вложений в 2013 году составит в долларовом исчислении около 14 миллиардов долларов, или 23 процента к ВВП.

О чем свидетельствуют эти факты?

Это, прежде всего, сотни и тысячи вновь введенных современных предприятий, выпускающих востребованную на мировом рынке конкурентоспособную продукцию, это сотни и тысячи километров железных и автомобильных дорог, а также объектов инфраструктуры, это сотни тысяч квадратных метров жилья, это, наконец, кардинально меняющийся облик наших городов и сел, рост благосостояния и качества жизни населения.

Все эти факты – это растущее доверие международного сообщества к процессам реформирования и модернизации страны, будущему Узбекистана.

Сегодня мы с полной уверенностью можем заявить, что за исторически короткие сроки Узбекистан из республики с односторонне развитой сырьевой экономикой с разрушительной монополией на производство хлопка-сырца превратился в динамично растущую страну с развивающейся быстрыми темпами современной промышленностью.

Конкретным подтверждением этого является тот факт, что доля промышленности в ВВП страны сегодня составляет 24,3 процента против 14,2 процента в 1990 году. В то же время удельный вес сельского хозяйства в ВВП сократился с 34 процентов до 17 процентов в 2013 году.

За годы независимости в Узбекистане созданы такие новые отрасли промышленности, как автомобилестроение, бытовая электротехника, нефтегазохимическая отрасль, фармацевтика, полностью модернизированы и переориентированы на выпуск конкурентоспособных товаров с высокой добавленной стоимостью пищевая и легкая промышленность, химическая отрасль, производство строительных материалов и др.

Когда мы говорим о таких грандиозных структурных сдвигах в экономике и переменах в нашей жизни, нельзя не сказать о чрезвычайно важных и решающих изменениях, которые происходят в умонастроении и мышлении людей, их отношении к жизни, результатам своего труда.

Меняется сам человек, растет его гражданское и политическое сознание, растет его правовая культура, мы избавляемся от коммунистической идеологии и иждивенчества, веры в вождей, которые думают за нас.

Уверенно входит в нашу жизнь, занимая ведущие позиции, новая генерация кадров – самостоятельно мыслящая, владеющая современными знаниями и современным видением молодежь, свободная от предрассудков и стереотипов прошлого, способная взять на себя ответственность за будущее страны.

В этом я вижу, без преувеличения, колоссальные возможности и резервы, которыми может гордиться каждая страна.

О чем говорят эти факты?

Первое. Эти факты свидетельствуют прежде всего об уверенном продвижении и становлении современного демократического общества в стране, реформировании и устойчивом развитии экономики, обеспечивающей высокие темпы роста уровня и качества жизни населения, растущий авторитет Узбекистана на международной арене.

Результативность и действенность осуществляемых реформ дают все основания сегодня заявить, что у Узбекистана есть все шансы в исторически кратчайшие сроки войти в число развитых демократических государств.

Второе. Истекший период нашего независимого развития полностью подтверждает правоту эволюционного, поэтапного и постепенного продвижения к стратегическим целям и задачам, заложенным в Конституции страны с учетом исторических и национальных особенностей и менталитета народа.

Третье. Мы отдаем также себе отчет в том, что можно иметь современную Конституцию, прекрасную Стратегию достижения указанных в Конституции целей. Но, скажите, дорогие друзья, могли бы мы, имея все это, достигнуть результатов, которых добились, если бы за нами не стоял наш народ?

Только его мужество и терпение, настойчивость и упорство, только героический труд наших людей позволили нам выйти на те рубежи, которыми все мы можем по праву гордиться.

Позвольте с этой высокой трибуны низко поклониться за это всем вам, в вашем лице – всему нашему народу.

Уважаемые друзья!

Подводя итоги сделанного за истекший период, чрезвычайно важно прежде всего не предаваться эйфории и самоуспокоенности, не отрываться от реальной действительности, трезво и самокритично оценивать свое место в сегодняшнем мире и идти в ногу с непрерывно растущими требованиями времени, видеть свою перспективу.

Принятая в ноябре 2010 года Олий Мажлисом Республики Узбекистан Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране явилась закономерным и логическим продолжением осуществляемых нами демократического обновления и модернизации.

По сути дела – это долгосрочная Программа взаимосвязанных политических и экономических реформ, демократизации и либерализации государственной системы власти и управления, обеспечения независимости и самостоятельности судебной власти, свободы слова и информации, свободы выбора и развития избирательной системы, формирования гражданского общества в условиях глобализации и стремительно меняющегося современного мира.

За истекший период по каждому из этих приоритетных направлений углубления реформ проделана достаточно большая работа. Об этом можно судить по обсуждаемым на страницах печати и на телевидении вопросам и принимаемым нашим парламентом законам.

Важное значение в этом плане приобретает дальнейшее усиление роли законодательной власти в системе государственного и политического устройства, расширение ее контрольных функций, укрепление судебно-правовой системы.

В Основной Закон был внесен ряд поправок, направленных на дальнейшее совершенствование деятельности парламента. Усилена роль депутатских объединений и фракций политических партий на всех стадиях рассмотрения и принятия законов и нормативных актов.

Без учета мнений и предложений фракций (депутатских групп) сегодня не принимается ни один законодательный акт.

В соответствии с Концепцией проведена последовательная работа по дальнейшему реформированию судебно-правовой системы, укреплению независимости и самостоятельности судов как важнейшей составной части формирования и демократизации общества, обеспечения верховенства закона, надежной защиты прав и свобод человека.

Прежде всего, полностью упразднены надзорные функции органов прокуратуры над судебной властью, из полномочий прокуратуры исключено право приостанавливать исполнение судебных решений.

Реализуются законодательные акты по расширению использования института «хабеас корпус» в деле укрепления судебного контроля в уголовном производстве, совершенствования системы и механизмов обеспечения состязательности защиты и обвинения.

Из уголовно-процессуального законодательства исключены полномочия суда возбуждать уголовное дело, оглашать по нему обвинительные заключения, усилен судебный контроль над следствием на стадии досудебного производства. Применение таких мер процессуального принуждения, как отстранение от должности и помещение лица в медицинское учреждение, передано судам.

Принятыми законодательными актами установлены четкие основания проведения оперативно-розыскных мероприятий, созданы реальные правовые гарантии соблюдения законности, обеспечения прав и свобод граждан, недопущения административного произвола.

Важное значение в укреплении авторитета судебной власти, создании эффективной, отвечающей современным демократическим требованиям системы подбора и расстановки судейских кадров имело принятие указов Президента Республики Узбекистан по коренному улучшению социальной защиты работников судебной системы, а также об организационных мерах по совершенствованию и повышению эффективности деятельности районных и городских судов общей юрисдикции.

На повышение эффективности системы подготовки и переподготовки юридических кадров направлено принятое в июне 2013 года Постановление Президента Республики Узбекистан о мерах по дальнейшему совершенствованию системы подготовки юридических кадров, в соответствии с которым Ташкентский государственный юридический институт преобразован в Ташкентский государственный юридический университет, заложены основы для коренного реформирования и улучшения фундаментальной базы системы юридического образования.

Особо необходимо остановиться на осуществлении масштабных программ по развитию институтов гражданского общества: негосударственных некоммерческих организаций, свободных и независимых СМИ.

ННО сегодня становятся важным фактором защиты демократических ценностей, прав, свобод и законных интересов людей, реализации гражданами своего потенциала, повышения их общественной, социально-экономической активности и правовой культуры, способствуют поддержанию баланса интересов в обществе.

В настоящее время количество действующих в стране ННО превысило 6 тысяч, объемы средств, предоставляемых Общественным фондом по поддержке ННО и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе Республики Узбекистан по грантам, увеличились за последние три года в 2 раза.

Сегодня ННО широко участвуют в реализации программ по решению актуальных проблем в сфере здравоохранения, охраны окружающей среды, обеспечения занятости и социальной поддержки уязвимых слоев населения, а также вовлекаются в процесс нормотворчества. Проводятся общественные обсуждения законопроектов, разрабатываемых в рамках Концепции, других актов законодательства, представляющих большую социальную значимость.

Благодаря мерам, осуществляемым в рамках Концепции, все более активными участниками проводимых в стране реформ становятся отечественные СМИ.

Наглядным свидетельством этого является широкое участие институтов гражданского общества, СМИ в правовом эксперименте по апробации проекта Закона Республики Узбекистан «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», который уже почти год проходит в Бухарской и Самаркандской областях.

Обобщая сказанное, хотел бы особо подчеркнуть, что на современном этапе важное значение приобретает формирование цельной системы по обеспечению парламентского и общественного контроля над исполнительной властью, укреплению его нормативно-правовой базы, ускорение принятия для этого необходимых законодательных актов.

В этом плане необходимо обеспечить скорейшее принятие обсуждаемых сегодня проектов законов «О социальном партнерстве», «Об общественном контроле в Республике Узбекистан».

В этих целях важное значение приобретает также скорейшее принятие таких проектов законов, как «Об экономических основах средств массовой информации» и «О гарантиях государственной поддержки средств массовой информации», и других обсуждаемых сегодня законопроектов.

Пользуясь этой возможностью, считаю необходимым остановиться еще на одном вопросе.

Дальнейшее углубление реформ по опыту стран с развитой демократией, логика политического и конституционного развития Узбекистана диктуют необходимость повышения роли и значения представительных депутатских органов, говоря коротко, усиления их реальных возможностей в жизни нашего общества.

В этом плане актуально дальнейшее расширение роли Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан в системе органов государственной власти, усиление их функций контроля над деятельностью Кабинета Министров и исполнительных органов, а также их прав и полномочий в реализации стратегических задач внутренней и внешней политики с внесением соответствующих поправок и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан.

Наряду с этим реальная наша жизнь ставит в повестку дня также вопрос повышения ответственности Кабинета Министров, в первую очередь местных хокимиятов, систематического заслушивания их отчетов перед местными Кенгашами.

Все эти изменения и поправки в конечном итоге преследуют важнейшую нашу цель – дальнейшую демократизацию системы власти и управления в стране, обеспечение поэтапной реализации принципа «От сильного государства – к сильному гражданскому обществу».

Уважаемые соотечественники!

Важнейшим фактором поступательных демократических преобразований должно стать кардинальное усиление роли политических партий в определении конкретных приоритетов общественно-политического и экономического развития, их участия в решении стратегических задач реформирования и модернизации страны.

Опыт развитых демократий в современном мире доказывает, что в первую очередь укрепление многопартийной системы и межпартийной конкуренции является одним из важнейших условий, на котором строится парламентаризм, когда в стенах парламента в результате свободных и равноправных выборов представлены основные политические силы и социальные слои населения страны.

Думаю, нет необходимости говорить о том, что мы имеем в виду политические партии, имеющие свой устав и свою программу действий, построенную на собственном видении решения стоящих перед обществом проблем.

Иначе говоря, речь идет прежде всего о партии, имеющей свой электорат, завоевавшей авторитет среди избирателей своей четкой и твердой позицией по ключевым вопросам государственного и общественного строительства, проводимой в стране внутренней и внешней политики, умением твердо отстаивать интересы тех, кто голосует на выборах за эту партию.

Все эти вопросы приобретают особую актуальность в свете предусмотренных в декабре 2014 года всенародных выборов в Олий Мажлис и местные представительные органы власти.

Подводя итог сказанному, думаю, уместно сегодня вновь обратиться к преамбуле нашей Конституции, где отмечено: «Народ Узбекистана, торжественно провозглашая свою приверженность правам человека и принципам государственного суверенитета, осознавая высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями, подтверждая свою верность идеалам демократии и социальной справедливости, стремясь обеспечить достойную жизнь гражданам республики, ставя задачей создание гуманного демократического правового государства, принимает в лице своих полномочных представителей настоящую Конституцию Республики Узбекистан».

Обращаясь ко всем присутствующим сегодня в этом зале, в вашем лице ко всему нашему народу, хотел бы сказать: все, что сделано за истекшие годы, все, что предусматриваем сделать в перспективе, дает нам все основания для того, чтобы заявить – мы не отступим от избранного нами пути, все, что намечено нашей Конституцией, будет безусловно выполнено.

Дорогие соотечественники!

Объявляя 2013 год в нашей стране Годом благополучия и процветания, мы приняли решение поднять на новый, еще более высокий уровень широкомасштабную работу по всестороннему развитию и благоустройству родного Узбекистана, что было с большим воодушевлением воспринято всем нашим народом.

В течение года в целях реализации комплекса целенаправленных мер по мобилизации ресурсов и возможностей, широкому вовлечению государственных, негосударственных и общественных организаций в осуществление задач по повышению уровня и качества жизни народа мы проделали огромную работу и смогли реализовать многие важные начинания.

Мы продолжили последовательную работу по обеспечению неуклонного роста благосостояния и реальных доходов населения, повышению занятости, дальнейшему развитию малого бизнеса и частного предпринимательства, фермерства, решению социальных проблем.

Известно, что в нашей стране ежегодно при принятии Государственного бюджета особое внимание уделяется развитию именно социальной сферы. В 2013 году выделенные на это средства составили 60 процентов от общих расходов бюджета – на 1 триллион сумов больше, чем в 2012 году.

Говоря о росте уровня жизни наших людей, хотелось бы привести некоторые характерные показатели.

Сегодня каждая третья семья в Узбекистане имеет собственный легковой автомобиль. На каждые 100 семей приходится в среднем 80 холодильников, 146 телевизоров, то есть некоторые семьи имеют по два-три телевизора. Также повышается обеспеченность населения стиральными машинами, пылесосами, микроволновыми печами, персональными компьютерами и другой необходимой домашней техникой.

В настоящее время в стране мобильной связью пользуются 19 миллионов человек, на каждую семью в среднем приходится по 3 сотовых телефона. Число абонентов интернета по сравнению с прошлым годом увеличилось на 18,3 процента и составляет нынче 7 миллионов 100 тысяч.

Безусловно, эти цифры свидетельствуют о постоянном повышении не только уровня, но и качества жизни наших граждан.

Только в 2013 году сельским жителям на приобретение бытовой техники были выделены потребительские кредиты почти на 68 миллиардов сумов, а молодым семьям в целях их финансовой поддержки при строительстве и покупке жилья – ипотечные кредиты более чем на 346 миллиардов сумов, то есть на 10 процентов больше, чем в прошлом году.

Для обеспечения занятости населения, что имеет для нас актуальное значение, в этом году было создано свыше 970 тысяч рабочих мест, из них 60 процентов – в сельской местности, самое важное, трудоустроено более 500 тысяч юношей и девушек – выпускников профессиональных колледжей, и это можно причислить к нашим самым большим достижениям.

Особо хотелось бы остановиться на выполнении еще одной приоритетной задачи – охране здоровья народа, усовершенствовании системы здравоохранения и повышении ее эффективности, усилении профилактической работы.

Проведены медицинские осмотры 7 миллионов женщин фертильного возраста и 7 миллионов 300 тысяч детей, квалифицированная медицинская помощь оказана 195 тысячам одиноких пожилых людей, инвалидов и пенсионеров.

В течение года в стране за счет бюджетных средств в размере 311 миллиардов сумов были сданы в эксплуатацию 146 современных медицинских учреждений. В частности, в Андижанском областном многопрофильном медицинском центре возведены новый лечебный корпус и диагностическое отделение, также построен детский санаторий. Осуществлена полная реконструкция медицинского объединения в Чиракчинском районе Кашкадарьинской области, многопрофильных медицинских центров для детей и взрослых в Сурхандарьинской области, медицинских объединений в Узбекистанском и Куштепинском районах Ферганской области и десятков других лечебных учреждений.

В клинике Ташкентского педиатрического медицинского института и в Республиканском специализированном научно-практическом медицинском центре педиатрии сданы в эксплуатацию новые хирургические корпуса.

Только в 2013 году в кардиохирургическом комплексе Республиканского специализированного центра хирургии и других профильных клиниках было излечено более 4 тысяч пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

В Намангане и Ургенче внедрены такие передовые методы лечения и диагностики, как замена клапанов сердца, оперирование врожденных и приобретенных сердечных заболеваний, имплантация электрокардиостимулятора, эхокардиография. В Нукусе, Карши, Фергане, Самарканде, Бухаре и Джизаке широко практикуется непрерывный мониторинг состояния сердца.

Кроме того, в Ургенче, Нукусе, Андижане и Самарканде налажены лазерная и ультразвуковая диагностика и лечение различных офтальмологических заболеваний с использованием компьютерных технологий.

Пользуясь этой возможностью, хочу выразить особую благодарность всем медицинским работникам, которые самоотверженно трудятся в этой сфере, успешно осваивая новые, передовые методы диагностики и лечения.

В текущем году мы осуществили большую работу, чтобы поднять на новый уровень развитие системы образования и воспитания.

Были построены, реконструированы и капитально отремонтированы 756 образовательных учреждений, детских школ музыки и искусства, объектов детского спорта. Организованы современные компьютерные классы, учебные лаборатории, мастерские, оснащенные необходимым оборудованием.

Известно, что с этого года в рамках реализации программы, направленной на дальнейшее совершенствование системы обучения иностранным языкам, в общеобразовательных школах налажено их углубленное изучение с 1-го класса. Это, безусловно, имеет большое значение, так как создает новые возможности для приобщения наших детей к достижениям мировой науки и культуры, формирования их зрелыми личностями и высококвалифицированными специалистами.

В нынешнем году был организован оздоровительный отдых в летних лагерях около 300 тысяч детей, в том числе на льготной основе – 4500 учащихся из региона Приаралья и 75 тысяч мальчиков и девочек из малообеспеченных семей.

Результаты нашей практической работы, масштабы и эффективность которой растут с каждым годом, можно видеть в успехах, достигаемых в различных сферах соотечественниками, прежде всего нашими дорогими детьми.

Если обратиться к некоторым подтверждающим это примерам, то, уверен, всех нас радует тот факт, что на проведенной в Ташкенте 47-й международной Менделеевской олимпиаде учащиеся нашей страны завоевали первое место.

Как не гордиться и не восхищаться яркими успехами и победами наших детей, таких, как 8-летний Нодирбек Абдусатторов, завоевавший звание чемпиона мира по шахматам – спортивной игре интеллектуалов, или 5-летний – обратите внимание – 5-летний шахматист Исламбек Синдоров, удостоившийся высокого звания чемпиона Азии!

Недавно на прошедшем в Польше чемпионате мира еще один наш талантливый спортсмен Руслан Нуриддинов одержал победу в острых состязаниях по сложнейшему виду спорта – тяжелой атлетике.

Этот богатырь удостоен высокого звания «Узбекистон ифтихори».

Действительно, наши одаренные дети, которые завоевывают самые высокие рубежи на мировой арене, прославляют Родину на весь мир, достойны всяческого уважения и поддержки, и, что особенно важно, ряды таких представителей молодого поколения становятся все шире.

Среди многих добрых дел, осуществленных в Год благополучия и процветания, особое место занимало строительство новых жилых домов.

Следует отметить, что в 147 районах были построены 10 тысяч домов по типовым проектам, и для этого населению были выделены долгосрочные и льготные кредиты на 1 триллион 400 миллиардов сумов.

Этот позитивный опыт вызывает большой интерес не только у наших соседей, но и во всем мире. Вам известно, что представители ведущих стран и авторитетных международных организаций, участвовавшие в проведенных в апреле и ноябре текущего года в Ташкенте международных форумах, посвященных строительству жилья в сельской местности и использованию солнечной энергии, ознакомившись с такими домами, объектами инфраструктуры, дали высокую оценку проводимой нами работе в этом направлении.

Сегодня мне доставляет большое удовольствие от имени нашего народа выразить благодарность строителям, возводящим столь красивые и комфортабельные дома, поддерживающим нас в этом деле международным финансовым институтам, таким, как Азиатский банк развития и Исламский банк развития.

Дорогие друзья!

Без преувеличения можно сказать, что сегодня весь Узбекистан превратился в грандиозную строительную площадку. В частности, реализуются крупные проекты по развитию областных центров на основе генерального плана.

В качестве примера можно привести то, что в 2013 году только в Ургенче была выполнена работа по строительству и благоустройству на 344 миллиарда сумов. Аналогичная полномасштабная работа продолжается и в Карши, Фергане, Намангане, Нукусе, Джизаке, Шахрисабзе, Гулистане, других городах, во всех областях и районах нашей страны.

Говоря о еще одной нашей важной задаче – централизованном обеспечении населения питьевой водой, следует отметить, что в текущем году за счет освоения 213 миллиардов сумов проложены водопроводные сети общей протяженностью около 1850 километров, улучшено водоснабжение многих населенных пунктов, где в общей сложности проживают 1 миллион 370 тысяч человек.

Кроме того, в Андижанской, Бухарской, Навоийской, Сурхандарьинской и Ферганской областях, в Самарканде, Бухаре, Термезе и Коканде реализуются 8 аналогичных крупных инвестиционных проектов на 96 миллионов долларов. Это даст возможность обеспечить чистой питьевой водой 365 тысяч человек, а также улучшить состояние канализационных сетей.

В течение года проведена колоссальная работа по строительству и реконструкции автомобильных дорог, развитию транспортной инфраструктуры. Вновь построено и реконструировано 530 километров Узбекской национальной автомагистрали. Помимо этого, отремонтировано более 890 километров внутренних дорог, связывающих сельские населенные пункты, свыше 200 километров городских и поселковых улиц.

В последнее время наряду со строительством современных дорог проводится значительная работа для повышения качества транспортных услуг, оказываемых населению. В частности, сегодня в нашей столице и других городах курсируют комфортабельные автобусы и легковые автомобили отечественного производства, а также самые современные автобусы «Мерседес», преображая облик наших улиц и площадей.

На осуществление всех перечисленных мер мы, помимо внутренних инвестиций, направили более 3 миллиардов долларов, предоставленных Всемирным банком, Азиатским банком развития и Исламским банком развития. Думаю, уже одно это говорит о многом.

Исходя из задачи благоустройства махалли как основного звена нашего общества, в рамках программы были реализованы меры, направленные на дальнейшее совершенствование данного института и деятельности органов самоуправления граждан, повышение роли и влияния махалли в социально-экономической жизни.

В этих целях были приняты два важных закона. В частности, в новой редакции Закона «Об органах самоуправления граждан» еще более расширены полномочия и функции махалли, усовершенствованы организационные основы ее деятельности, усилено ее участие в социальной защите населения.

Как вам известно, в эти дни во всех регионах страны проходят выборы председателей (аксакалов) сходов граждан и их советников. Примечательно, что они проводятся на основе соответствующего закона, принятого в новой редакции.

В 2013 году осуществлена огромная работа по строительству в махаллях новых гузаров, пунктов торговли и бытового обслуживания, детских и спортивных площадок, ремонту внутренних дорог и тротуаров, благоустройству территорий возле многоэтажных домов.

Дорогие соотечественники!

Безусловно, обеспечение благополучия семьи и общества невозможно представить без активного участия наших уважаемых женщин, которые являются украшением жизни, символом любви и милосердия.

Мы обычно много говорим о большом вкладе наших женщин в развитие различных сфер, повышении их роли в жизни, росте их политического и общественного статуса, создании для них благоприятных социально-бытовых условий и облегчении домашнего труда.

Но сегодня мне хотелось бы остановиться на другом аспекте этого вопроса.

Когда семья будет счастливой? Когда счастлива женщина.

Когда будет счастлива женщина? Если здоровы и благополучны ее дети, муж, другие члены семьи.

Когда женщина будет довольна своей жизнью? Когда в ее семье царят мир и спокойствие, достаток и процветание, когда она уверена в завтрашнем дне.

Как известно, в семейном быту есть, на первый взгляд, обыденные, повседневные, но вместе с тем важные дела и заботы – скажем, стирка или приготовление еды, воспитание ребенка, содержание дома в чистоте и порядке, в целом создание в семье уюта и комфорта. И все это ложится на хрупкие плечи женщин.

Естественно, мы все хорошо понимаем, что семейная жизнь не бывает без хлопот и трудностей, однако хотелось бы, чтобы их было как можно меньше.

На фоне неуклонного развития нашей экономики, расширения наших возможностей мы все больше внимания уделяем вопросу облегчения бытовых забот женщин. И в нынешнем году также сделали немало в этом направлении.

Примечателен факт, что отечественными предприятиями было произведено около 310 тысяч единиц бытовой техники, и подобная продукция общей стоимостью 130 миллионов сумов бесплатно передана малообеспеченным семьям.

Кроме того, в махаллях, на жилых массивах построены новые объекты сферы услуг, цехи по выпечке хлеба, кондитерских изделий, рынки и магазины, детские площадки, организованы места для семейного отдыха, салоны красоты. Мы обязательно продолжим такую работу и для этого найдем и средства, и возможности.

В подтверждение следует отметить, что в 2013 году в целях широкого вовлечения женщин в предпринимательскую деятельность и их поддержки коммерческие банки выделили им кредиты более чем на 117 миллиардов сумов. Это, в свою очередь, дало возможность многим женщинам наладить собственное дело, обрести достойное место в жизни.

Уважаемые друзья!

Все мы понимаем, что на подробный анализ огромной работы, проделанной в ходе выполнения Государственной программы «Год благополучия и процветания», потребуется очень много времени. Я лишь хочу обратить ваше внимание на один показатель.

На реализацию программы за счет всех источников финансирования было израсходовано 6 триллионов 930 миллиардов сумов и более 471 миллиона долларов. Сам этот факт, безусловно, подтверждает, насколько масштабна и значима осуществленная нами работа.

Пользуясь случаем, хочу выразить искреннюю благодарность лично от себя и от всего нашего народа государственным органам и общественным организациям, фермерам и предпринимателям, иностранным и международным структурам, присутствующим в этом зале послам зарубежных государств, всем людям, внесшим свой вклад в эту благородную работу, трудившимся во имя этой доброй цели.

Уважаемые участники торжественного собрания!

Теперь по традиции нам надо посоветоваться, какое название дать новому, 2014 году.

Испокон веков каждый родитель стремится к тому, чтобы его ребенок был здоровым и всесторонне развитым. Действительно, в центре устремлений каждого из нас и всего нашего народа стоит мечта, определяющая смысл жизни, – вырастить наших детей ни в чем и никому не уступающими, увидеть их счастье и благополучное будущее.

Говоря о здоровье ребенка, мы представляем себе не только его физическое здоровье, но и его духовно-нравственное становление и развитие.

С первых лет независимости в нашей стране приоритетом государственной политики стала реализация концепции «Здоровая мать – здоровый ребенок», в рамках соответствующих общенациональных программ мы осуществили огромную работу, высокие результаты которой признаны во всем мире.

Вместе с тем нынешнее стремительное время, сама жизнь ставят перед нами все новые, очень важные и актуальные задачи в этом направлении.

Принимая во внимание все это, в целях последовательного продолжения нашей работы по формированию здорового поколения и чтобы поднять ее на более высокий уровень, предлагаю объявить наступающий 2014 год в нашей стране Годом здорового ребенка.

Дорогие соотечественники!

Всем нам известно, что рождение здорового ребенка, его формирование здоровым и сильным человеком определяет множество факторов и условий. Но среди них есть самые важные, поистине решающие, на которых считаю нужным особо остановиться.

Во-первых, здоровый ребенок появляется на свет, как правило, в здоровой и дружной семье. Мы рассматриваем семью как очаг воспитания, обеспечивающий непрерывное продолжение жизни, оказывающий сильное воздействие на судьбу, будущее детей. Именно в семейной атмосфере формируются такие благородные качества, как уважение к старшим, забота о младших, доброта и человечность, милосердие и великодушие, преданность Родине и своему народу.

Естественно, рождение здорового ребенка в первую очередь зависит от здоровья матери. Будущая мать в течение девяти месяцев бережно и с любовью вынашивает под сердцем свое дитя – дар Всевышнего, дает ему жизнь. Все переживания и душевное состояние, которое испытывает в этот период женщина, обязательно передаются плоду.

Ценить женщин, заботиться о них, облегчать их повседневные домашние хлопоты, стремиться уберечь от различных заболеваний – долг каждого мужчины, всего нашего общества. Чтобы эта истина не осталась просто словами, все мы должны, чувствуя свою ответственность, воплощать ее в практические дела.

Следовательно, при разработке Государственной программы «Год здорового ребенка» основное внимание необходимо уделить таким вопросам, как охрана материнства и детства, укрепление здоровой атмосферы в семье, ее экономических и духовно-нравственных основ.

Во-вторых, в формировании здорового ребенка важнейшая роль принадлежит системе здравоохранения, на которую возложена большая ответственность.

В связи с этим в программе должны быть отражены задачи по укреплению материально-технической базы сферы здравоохранения, оснащению ее современным оборудованием, обеспечению квалифицированными кадрами медицинских учреждений, занимающихся охраной здоровья матерей и детей, – скрининговых и перинатальных центров, женских медицинских консультаций, родильных комплексов, гинекологических и патронажных служб, сельских врачебных пунктов.

С учетом рекомендаций Всемирной организации здравоохранения нам нужно и дальше повышать эффективность мер по обеспечению своевременного и качественного питания беременных женщин и младенцев, выпуску для них продуктов, обогащенных специальными витаминами и микроэлементами, регулярному проведению медицинских осмотров детей, профилактике у них различных заболеваний.

Естественно, что в воспитании здорового ребенка большое значение имеет медицинская культура населения, особенно родителей. В связи с этим при разработке программы целесообразно предусмотреть проведение широкомасштабной информационно-разъяснительной работы, направленной на повышение медицинской культуры.

Как вам известно, в нашей стране введен обязательный добрачный медицинский осмотр будущих супругов с целью построения здоровой семьи, рождения здоровых детей.

Но, к сожалению, порой встречаются случаи безответственного отношения к этому важному вопросу, непосредственно связанному с жизнью человека, судьбой будущего ребенка, факты приобретения ложных медицинских справок. Все это не может не волновать и не тревожить всех нас. Думаю, что настало время полностью искоренить подобные негативные явления, еще больше повысить ответственность медицинских работников за выполнение своих профессиональных обязанностей, в целом за рождение детей здоровыми, без патологий.

В-третьих, необходимо дальнейшее усиление роли образования и спорта в формировании здорового ребенка.

В программе должны быть определены конкретные меры по расширению сети дошкольных образовательных учреждений, их оснащению в соответствии с требованиями времени, укомплектованию их штатов высококвалифицированными педагогами и специалистами, повышению качества подготовки детей к школе.

Одним из самых важных периодов в физическом и психологическом развитии ребенка является учеба в начальных классах школы. Не секрет, что во времена бывшего строя данному вопросу, к сожалению, не уделялось должного внимания. Преподавание в этих классах в основном было доверено учителям со средним специальным образованием.

Учитывая роль и значение начального образования в воспитании молодого поколения, мы положили конец подобному неприемлемому положению дел. Сегодня эту задачу выполняют педагоги с высшим образованием, обладающие высоким профессиональным мастерством.

При разработке программы нужно отразить вопросы повышения качества начального образования, совершенствования образовательных стандартов, учебных программ, учебников и пособий, широкого внедрения в практику передовых педагогических и информационно-коммуникационных технологий.

Исходя из целей и задач Года здорового ребенка, нам надо наметить и реализовать конкретные мероприятия по активной пропаганде здорового образа жизни, привить нашим детям, особенно девочкам, любовь к физической культуре и спорту.

В-четвертых, для достижения такой благородной цели, как воспитание здорового и гармонично развитого поколения, этот вопрос и впредь должен находиться в центре внимания государства и общества и оставаться приоритетным направлением нашей политики.

Мы хорошо понимаем, что все сферы и учреждения, которые ответственны и причастны к формированию поколения новой формации, не могут развиваться и подниматься на новый, современный уровень без помощи и поддержки государства.

В программе Года здорового ребенка мы в первую очередь должны четко определить наши приоритетные задачи – повышение эффективности средств, которые направляются на развитие различных сфер, в первую очередь социальной сферы, создание необходимых условий в соответствии с требованиями самой жизни.

Вместе с тем особое значение приобретает изучение и внедрение в нашей стране передового международного опыта, касающегося воспитания здорового ребенка, в том числе практики развитых стран.

В-пятых, думаю, нет необходимости подробно останавливаться на огромной роли махалли и других общественных структур в воспитании здорового ребенка, их влиянии на этот процесс.

С этой точки зрения неизмеримо возрастает ответственность аксакалов и активистов махаллей, консультантов по вопросам религиозного просвещения и духовно-нравственного воспитания за укрепление в семьях и обществе в целом мира и спокойствия, атмосферы взаимного уважения и согласия, за то, чтобы уберечь наших детей от различных негативных явлений, представляющих угрозу для их здорового развития.

В решении таких важных задач, как воспитание детей, особенно девочек, содействие им в овладении современными знаниями и профессиями, вовлечение учащихся в различные кружки, оказание материальной и моральной помощи малообеспеченным семьям, развитие предпринимательства, предотвращение ранних браков, семейных неурядиц, проведение семейных обрядов и мероприятий без помпезности, в соответствии с требованиями сегодняшнего дня, мы опираемся прежде всего на имеющих большой жизненный опыт активистов махаллей.

Нам нужно и дальше расширять сферу деятельности махалли и для этого предоставить ей еще более широкие полномочия и возможности.

Очевидно, что для реализации всех названных выше приоритетных задач требуется дальнейшее совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы.

Дорогие соотечественники!

Воздавая должное тому, чего мы добились за истекшие 22 года нашего независимого развития на пути формирования демократического государства и гражданского общества, обеспечения устойчиво развивающейся экономики, достойного места, которое занимает наша страна на международной арене, нельзя не задаваться простым вопросом – на чем прежде всего строятся эти достижения?

Отвечая на этот вопрос, не умаляя роли и значения других факторов, я бы особо подчеркнул следующее: фундамент, на котором базируются все эти успехи, – это физически здоровое и духовно зрелое, современное поколение, обладающее самостоятельным мышлением и развитым интеллектом, способное взять на себя ответственность за судьбу Родины, построить государство с великим будущим.

Огромное значение приобретает то, что проводимая сегодня в нашей стране молодежная политика получает мощную поддержку в нашем обществе.

Внимание и всемерная забота о наших детях, молодом поколении – в этом мы прежде всего видим проявление нашей веры в завтрашний день, знак огромного, непреложного уважения к нашему народу.

Убежден – объявление наступающего 2014 года Годом здорового ребенка и реализация государственной программы в этом направлении явятся еще одним подтверждением этих великих целей и задач, которые мы ставим перед собой.

Еще раз поздравляя вас, мои дорогие, со знаменательным праздником – Днем нашей Конституции, желаю всем вам здоровья, счастья и удачи, благополучия и достатка вашим семьям.

Назад
 

19.10.2024 Южнокорейская HAEAHN разработала мастер-план медкластера в Новом Ташкенте стоимостью $500 млн
Компания из Южной Кореи HAEAHN Architecture разработала мастер-план медицинского кластера на 420 га в...

18.10.2024 Видеоинтервью: Медицина как бизнес, самодиагностика и самолечение
Мы всегда знаем, какой врач нам нужен, хотя к узким специалистам пациентов направляет терапевт. Но мало...

18.10.2024 Дети с инвалидностью будут учиться в юридических техникумах бесплатно
Принято постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые...